УДК 159.922

ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Истратова Оксана Николаевна1, Росинская(Яценко) Анна Викторовна2
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
2ООО "Лазурит", руководитель

Аннотация
Статья посвящена вопросам теоретического и практического исследования особенностей эмоциональной сферы младших школьников, находящихся в ситуации семейного неблагополучия. Результаты эмпирического исследования показали, что дети с эмоциональным отвержением и социальные сироты характеризуются негативным эмоциональным фоном, высокой степенью проявления агрессии, тревожности, скрытости, неуверенностью в себе, страхом одиночества и бедностью эмоциональной сферы. Для социальных сирот характерны страхи темноты и собственной смерти. Для благополучных детей основными показателями являются уверенность в себе, положительный эмоциональный фон, благоприятное развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических эмоций. При этом для них характерны социальные страхи и тревожность.

Ключевые слова: младший школьный возраст, семейное неблагополучие, социальное сиротство, эмоциональная сфера, эмоциональное отвержение


INFLUENCE OF THE TYPE OF FAMILY TROUBLE ON THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

Istratova Oksana Nikolaevna1, Rosinskaya (Yazenko) Anna Viktorovna2
1Southern Federal University, Ph. D., associate professor of Department of Psychology and Safety of Existence
2Ltd "Lazurit", chief

Abstract
This article is devoted to questions of theoretical and practical research of features of the emotional sphere of the younger school students who are in a situation of family trouble. The results of empirical studies have shown that children with emotional rejection and social orphans are characterized by negative emotional background, a high degree of aggression, anxiety, secrecy, self-doubt, fear, loneliness and poverty of emotional sphere. For social orphans fears of darkness and his own death are typical. The main indicators for affluent children are: a confidence, a positive emotional background, a favorable development of moral, intellectual and aesthetic emotion. At the same time they are characterized by social fears and anxiety.

Keywords: emotional sphere, family trouble, primary school age, social orphanhood, the emotional rejection


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Истратова О.Н., Росинская(Яценко) А.В. Влияние типа семейного неблагополучия на эмоциональное развитие младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57608 (дата обращения: 19.11.2016).

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ

в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ

«Личностные деформации детей и подростков, находящихся в ситуации семейного неблагополучия»,

проект № 13-36-01006а

Младший школьный возраст является периодом активного развития эмоциональной сферы ребенка, в данном возрасте ребенок много думает, мыслит, воображает, переживает, эмоции для него представляют наиболее важные феномены внутренней жизни. Несмотря на все переживания, дети в данном возрасте являются достаточно оптимистичными.

Младший школьный возраст считается довольно спокойным в эмоциональном плане. Многие исследования посвящены изучению эмоций в подростковом возрасте в связи с тем, что подростки сильнее переживают возрастные кризисы и более эмоциональны, чем младшие школьники. Но, не смотря на это, именно в младшем школьном возрасте закладываются те эмоции и их качества (глубина, устойчивость), которые будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей в дальнейшем. Основным новообразованием эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте является то, что появляется контроль и сдержанность эмоций. И, если ребенку не удалось этому научиться, то в дальнейшем он становится импульсивным, агрессивным и трудно управляемым.

Для полноценного развития эмоциональной сферы большую роль играет семья, а именно теплота семейных отношений и поддержка, которую оказывают ребенку родители. Ребенку важно воспитываться в теплой семейной обстановке. Однако сегодня современная семья является не такой стабильной системой, которая способна обеспечить ребенку это тепло [5, 9]. В современном мире ситуации семейного неблагополучия рассматриваются в широком контексте: от социального сиротства до дисгармоний в детско-родительских отношениях, в том числе – и эмоционального отвержения ребенка родителями.

Эмоционально отвергаемые дети и дети-сироты испытывают эмоциональную депривацию, которая отражается на развитии их эмоциональной сферы. А эмоции – это отражение степени удовлетворения значимых для ребенка потребностей и показатель его благополучия (эмоционального и в целом – жизненного). Распространение такого типа родительского отношения к ребенку, как эмоциональное отвержение, при котором ребенок иногда может испытывать жестокое обращение к себе, чувствовать недовольство им со стороны родителей и даже враждебность, вследствие чего он становится тревожным, эмоционально неустойчивым, неуверенным в себе и даже агрессивным [8] становится тревожным фактором эмоционального неблагополучия ребенка, а также – фактором риска распространения феномена скрытого социального сиротства [6].

Таким образом, целью настоящего исследования стал сравнительный анализ эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия разного типа: скрытой его формы (эмоциональное отвержение ребенка родителями) и острой открытой формы (социальное сиротство). Контрольной группой выступили дети из благополучных семей, где психологический аспект благополучия был определен по шкале принятие-отвержение (А. Баркан) [1]

Теоретическим основанием работы стал возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков; основные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина о структуре и динамике возраста, а также данные о жизни и развитии детей, оставшихся без попечения родителей. И в результате чего критериями личностного развития в младшего школьного возраста считается основные психологические новообразования в личностной и эмоциональной сфере в данный возрастной период.

На основе анализа теоретического анализа проблемы, мы предполагаем, что существуют особенности эмоциональной сферы у детей, эмоционально принимаемых родителями, эмоционально отвергаемых родителями и социальных сирот.

В исследовании были применены следующие методики: проективная методика “Кактус” (М. Панфилова), проективная методика «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас), проективная методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.А. Панфилова), проективная методика «Домики» (О.А. Орехова), «Шкала эмоционального отвержения» (А.И. Баркан).

Исследование проводилось в три этапа.

  • изучение эмоционального отношения родителей к ребёнку.
  • изучение особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного, находящихся в разных ситуациях семейного неблагополучия.
  • проведение качественного и количественного анализа особенностей эмоциональной сферы младших школьников, находящихся в ситуациях семейного неблагополучия разного типа.

Для того, чтобы изучить эмоциональную сферу младших школьников, нам было необходимо понять, в каких семейных условиях находится ребенок. При диагностике родителей и детей, нами были получены следующие результаты, что большая часть детей испытывает эмоциональное отвержение, в отличие от того, как указали родители.


Рис 1. Сравнительные результаты эмоционального отвержения ребенка в семье

Для дальнейшего исследования эмоциональной сферы младших школьников, находящихся в разных ситуациях семейного неблагополучия, мы сопоставили результаты по полученным методикам, и выдели 2 основные группы. Это эмоционально благополучные семьи, где родители и ребенок принимают друг друга, и эмоционально отвергаемые дети в семье.

На следующем этапе в исследовании приняли участие 90 детей, младшего школьного возраста, из благополучных семей (30 чел.), эмоционально отвергаемых семей (30 чел.) и воспитанники детского дома (30 чел.)

По результатам исследования, были выделены основные показатели эмоциональной сферы младших школьников.

Анализируя полученные результаты, мы можем заметить, что проявление агрессии больше наблюдается у детей, эмоционально отвергаемых в семье 77% (23 чел.) и социальных сирот 80% (24 чел). Что подтверждает нашу гипотезу. Дети, воспитывающиеся в неблагоприятной обстановке, изображали кактусы с очень большими внешними иголками. Это показатель внутренней агрессии ребенка и направленности ее на окружающий мир. Проявление агрессии в данном возрасте связанно с тем, что дети не чувствуют семейного тепла и не могут регулировать накопившееся напряжение (в том числе, и в следствие неблагоприятной семейной обстановки) и контролировать свое поведение. Раннее нарушение социальных связей в ближайшем окружении приводит к тому, что ребенок не может справиться со своими негативными эмоциями, и единственное, что он может, это проявить агрессию, как самую примитивную реакцию на фрустрацию потребности в принятии. Данные результаты подтверждаются данными теоретического анализа проблемы [2, 4, 11], что проявление агрессии, чаще наблюдается у детей, испытывающих фрустрацию потребности в принятии и признании ближайшим окружением. Но, несмотря на это при сравнении детей между эмоционально отвергаемыми детьми, социальными сиротами и детьми из благополучных семей различия находятся в зоне неопределенности (при 0,001≤p≤0,05, φ·1.975 ). А значит, на переживание агрессии, помимо семьи могут влиять и другие факторы, например, индивидуальные особенности детей, обстановка в классе и т.д.

Анализируя полученные результаты по импульсивности, мы можем увидеть, что она больше характерна для воспитанников детских домов. У 27 человек из 30, проявляется импульсивность. Она так же является одним из способов реагирования на негативные переживания.

Дети, воспитывающиеся в благополучной обстановке, могут контролировать свои внутренние проявления. Как правило, если у ребенка возникли негативные переживания и эмоции, он подумает, стоит ли их проявлять. Но отвергаемые дети и социальные сироты, напротив, не контролируют все свои внутренние эмоции и проявляют импульсивность.

Такие показатели как демонстративность и стремление к лидерству, развиты у детей всех трех групп. Эти показатели свидетельствуют о том, что младшие школьники стремятся занять свое место в обществе, в котором они находятся. Новые социальные связи имеют для них особое значение. В них ребенок сможет проявить и реализовать себя. Особенно это связано со школой, когда ребенок не может добиться внимания в семье, он начинает это делать за ее пределами. Или же наоборот, получая большое количество внимания от родителей, ребенку необходимы такие же связи среди сверстников и учителей.

Как правило, завышенный уровень проявления демонстративности и стремления к лидерству – это больше негативное проявление, желание доминировать и управлять другими.

Такие характеристики, как оптимизм (70%) и стремление к домашней защите (83%) больше выражены у детей, воспитывающихся в благополучных семьях.

Такой показатель как одиночество, больше проявляется у эмоционально отвергаемых детей и воспитанников детского дома. Результаты исследования показывают, что в отличие от всех, у эмоционально отвергаемых детей в семье скрытность выше. При этом проявление тревожности у младших школьников не зависит от условий, в которых растет ребенок. Мы можем предположить, что при высокой значимости учебной деятельности для младших школьников сама школьная жизнь является источником хронического эмоционального напряжения ребенка, вызывающего у него тревогу, что подтверждается современными психологами-консультантами [3].

Теоретический анализ развития эмоций в онтогенезе показывает, что для детей младшего школьного возраста характерны социальные страхи: в данном возрасте у ребенка новая социальная ситуация развития, меняются социальные отношения, начинает развиваться ответственность за свои действия, особенно – за учебные дела.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что уровень страхов больше всего выражен у детей из благополучных семей, что оказалось неожиданным относительного нашего предположения о роли семейного неблагополучия в формировании большого количества страхов у детей.


Рис. 2. Уровень страхов у детей из разных ситуаций семейного неблагополучия

Анализируя полученные результаты, мы видим, что такой страх, как боязнь собственной смерти, больше выражены у детей, воспитывающихся в семьях. Это может говорить о том, что дети, живущие в семье, ощущает свою значимость в этом мире больше, чем сироты, и они боятся пережить свою утрату. Так же это связано с социальными переживаниями, когда ребенок задумывается о своей смерти, он сразу думает о потребностях в себе, что без него будут делать, если он умрет, «не сможет получить подарки», «родители будут плакать» и т.д. (из ответов детей).

Еще один показатель, который мы обнаружили, не характерный для младших школьников, это боязнь темноты и страх перед засыпанием. Данные показатели довольно высокие у детдомовцев, это говорит о том, что у них происходит нарушение эмоциональной сферы, так как такие страхи характерны для детей дошкольного возраста. Анализируя результаты, мы можем прийти к выводу, не смотря на социальные страхи, характерные для младших школьников, в независимости от условий воспитания для всех характерно большое количество страхов. Эти страхи могут приводить к различным нарушениям в эмоциональной сфере. Как правило, страхи вызывают тревожность и агрессию у детей. А как мы видим из результатов, такие проявления могут быть не только у воспитанников детских домов, но у детей, воспитывающихся в благополучной обстановке.

Исследование эмоционального фона показали уровень сформированности эстетических и познавательных потребностей, духовных ценностей и определить предпочитаемые виды деятельности, которые вызывают у детей положительные эмоции.


Рис. 3. Эмоциональный фон детей из разных ситуаций семейного неблагополучия

Анализируя полученные результаты, мы можем заметить, существенные различия между общими показателями. Так преобладание негативных эмоций больше характерны для эмоционально отвергаемых детей (66%), чем благополучных (20%).

Преобладание негативных эмоций может свидетельствовать о преобладании у ребенка плохого настроения и неприятных переживаний, что у него имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. Некоторые характеристики соответствуют детям из детского дома. Преобладание положительных эмоций, говорит о том, что ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично. Эти показатели характерны для благополучных детей, что так же подтверждается теоретическими данными [10].

Исследование дифференцированности эмоций и предпочтения различных видов социальной активности у младших школьников показало следующее.

Рис. 4. Дифференцированность эмоций детей из разных ситуаций семейного неблагополучия

Анализируя результаты, мы можем увидеть, что, несмотря на отличительные особенности в жизненной ситуации детей, у них происходят нарушения эмоциональной сферы. Дифференциация социальных эмоций нарушена. Нет значимых различий между результатами благополучных, эмоционально отвергаемых детей и воспитанников детских домов. У детей наблюдается амбивалентность эмоций, то есть эмоциональное состояние, в котором находится ребенок, двойственное. Ребенку трудно определиться, так как, слушая свои внутренние ощущения, он одновременно испытывает принятие и отвержение к одному и тому же объекту. Так же исследование показало, что у детей преобладает инверсия эмоций: ребенок подменяет положительные эмоции отрицательными. Это может быть связано с двумя причинами: либо у ребенка до сих пор не выработался контроль эмоций, либо у него происходят негативные нарушения эмоциональной сферы.

Рис. 5. Отношение к различным видам социальной активности детей из разных ситуаций семейного неблагополучия

Относительно различных форм социальной активности (рисовать, петь, танцевать, играть, учиться, посещать музеи и др.), происходит все то же самое, что и с эмоциями. Как видно из графика, у половины детей из благополучных семей (53%), складывается положительное отношение к различным видам социальной активности. Для отвергаемых детей (53%) и социальных сирот (57%) больше характерно нейтральное отношение к объектам. Это может быть свидетельством формирование пассивной жизненной позиции детей, которая особенно характерна для социальных сирот [6, 7, 9]Удивительно, что изучая выбор самих детей, мы столкнулись с инверсией эмоций: не смотря на то, что ребенок любит заниматься выбираемым видом деятельности (или выбирает то, чем он занимается, кроме школы), к ней он испытывает негативные эмоции. Так у 20% благополучных детей, 57% отвергаемых детей и 33% воспитанников детского дома, наблюдается инверсия эмоций. Возможно это связано с тем, что ребенок не испытывает удовольствия и положительных эмоций от любимого объекта. Или же ребенок просто не умеет выражать свои эмоции относительно любимых объектов. Возможно, это связано с заметной перегрузкой современных младших школьников, как в школе, так и за ее пределами, обусловленной стремлением родителей способствовать «всестороннему развитию ребенка», часто в ущерб неформальному общению и совместной деятельности с ребенком за счет перекладывания исконно родительских обязанностей на учреждения общего и дополнительного образования [3].

Таким образом, исследование показало, что эмоционально отвергаемые дети и дети-сироты, это особая группа детей, требующая глубоко изучения. Основной фундамент эмоциональной сферы закладывается уже в младшем школьном возрасте, и одним из главных факторов развития благополучной эмоциональной сферы является семья. Ранние эмоциональные нарушения и отвержения ребенка приводят к тому, что уже на данном этапе у него начинает складываться негативное отношение не только к себе, но и окружающим.

В нашем исследовании были выдвинуты гипотезы, которые подтвердились частично: на фоне эмоционального неблагополучия отвергаемых родителями детей и социальных сирот, отмечается довольно высокий уровень эмоциональной напряженности и у детей из благополучных семей, что проявляется в высоком уровне страхов, тревожности, амбивалентности и инвертированности их эмоциональной сферы. Это говорит о том, что, не смотря на то, что семья является одним из главных источников развития эмоций, существуют и другие факторы, влияющие на эмоциональное развитие детей.

Качественный и количественный анализ результатов показал, что не только семья может влиять на различные негативные проявления эмоций, но все же семейное неблагополучие приводит к большим нарушениям в эмоциональной сфере детей. Дети чувствуют себя отчужденными, у них проявляется бедность эмоций, возникает большое количество страхов, проявляются такие негативные эмоции, как агрессия, импульсивность, демонстративность. Они стремятся занять лидерские позиции, но все это делается лишь для того, чтобы привлечь внимание, которое они недополучили в семье.


Библиографический список
  1. Баркан А. Плохие привычки хороших детей. Психология для всех и каждого. – М.: Дрофа-Плюс, 2004. – 352 с.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – 352 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. М.: АСТ, 2008. 512 с.
  4. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 : Таганрог, 1998 182 c.
  5. Истратова О.Н. Новые тенденции в развитии детей и подростков в условиях кризиса современной семьи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2015. С. 75-80.
  6. Истратова О.Н. Феномен социального сиротства как психолого-педагогическая проблема // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т.69. № 14. С. 206-211.
  7. Истратова О.Н., Вапельник Л.А. Роль семьи в формировании личностной беспомощности в подростковом возрасте [Текст] / О.Н. Истратова, Л.А. Вапельник // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10. С. 78-83.
  8. Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками [Текст] / О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. М., 2011. № 2. С. 35-46.
  9. Развитие современных подростков в условиях семейного неблагополучия: Монография / Под ред. О.Н. Истратовой. Таганрог: Изд-во ЮФУ. 2015. 176 с.
  10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
  11. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.


Все статьи автора «Истратова Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация