УДК 347.26

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СЕРВИТУТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Фёдоров Геннадий Владимирович
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
магистрант заочного отделения кафедры «Гражданского права и процесса» Института государства и права
юрисконсульт юридического отдела КБ «СТРОЙЛЕСБАНК» ООО

Аннотация
В статье исследуются процедура государственной регистрации права ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Анализируется динамика зарегистрированных сервитутов в Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: государственная регистрация, ЕГРП, регистрация сервитутов., сервитут


STATE REGISTRATION OF SERVITUDES ON THE MODERN STAGE

Fedorov Gennady Vladimirovich
Tyumen state University
Institute of state and law, master degree student
CB STROYLESBANK

Abstract
The article examines the procedure of state registration of the right of limited use of someone else's real estate. We analyze the dynamics of registered servitudes in the Russian Federation at the present stage.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фёдоров Г.В. Государственная регистрация сервитутов на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57506 (дата обращения: 19.11.2016).

Сервитут является ограниченным вещным правом, устанавливается в отношении недвижимости и соответственно подлежит государственной регистрации, что и закреплено в ст. 131 ГК РФ.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [1] (далее – Закон о Регистрации).

В соответствии со ст. 1 Закона о Регистрации для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (ограничения).

В ст. 13 Закона о Регистрации говориться, что государственная регистрация ограничения (обременения) на объект недвижимости возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Таким образом, государственную регистрацию сервитута можно осуществить, только если на объекте зарегистрированы определенные права (собственность, аренда и т.д.).

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет федеральный орган в области государственной регистрации, которым является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии или Росреестр, ее территориальные органы.

Так как сервитут подлежит государственной регистрации, то и зарегистрированным он считается после ее проведения. При регистрации сервитута, ему присваивается конкретная регистрационная запись, свидетельствующая о наличии обременения (ограничения) на объекте недвижимости в виде сервитута.

Государственная регистрация сервитутов, как и других прав на недвижимое имущество, проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Следовательно, с соглашением о сервитуте в территориальное подразделение Росреестра может обратиться как сам собственник недвижимого имущества, так и сервитуарий, совместно обращаться с заявлениями не требуется.

Ранее закрепленное в п.1 ст. 27 Закона о Регистрации правило, указывающее на возможность подачи заявления в Росреестр только собственником противоречило п.4 ст. 274 ГК РФ, в котором указывается, что сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, например на праве аренды. Возникала проблема, состоящая в том, что, например, арендатор,  не имел возможности подать заявление о государственной регистрации сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Заключить же соглашение об установлении сервитута с собственником объекта недвижимости, например, муниципальным органом, не всегда представляется возможным в виду различных причин, да и по времени это долгая процедура.

Однако в настоящее время, это проблема устранена, так как с 01.03.2015 года в п.1 ст.27 Закона о Регистрации было добавлено правило, согласно которому заявление о государственной регистрации сервитута, установленного в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также вправе подать лицо, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения либо безвозмездного пользования или аренды на срок более чем один год. Так же было закреплено правило, обязывающее получить согласие органа государственной власти или органа местного самоуправления, если в соглашении об установлении сервитута указано на это. Соответственно и для проведения государственной регистрации сервитута при подаче заявления в Росреестр необходимо будет приложить согласие органа государственной власти или органа местного самоуправления, что так же было закреплено в ст.27 Закона о Регистрации.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, в Росреестр нужно будет предоставить кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута. Если же сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке для регистрации сервитута не требуется.

Процедура регистрации начинается с приема документов на государственную регистрацию сервитутов, которая осуществляется в порядке, установленном Законом о Регистрации.

Для государственной регистрации частного сервитута представляются, в том числе следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации сервитута
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя собственника земельного участка или лица, в пользу которого установлен сервитут, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени данного юридического лица;
  • соглашение о сервитуте (или решение суда об установлении сервитута);
  • кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка.

Государственная пошлина за государственную регистрацию сервитута установлена ст. 333.33 НК РФ  и составляет:

в интересах физических лиц – 1 500 рублей;

в интересах организаций – 6 000 рублей;

Необходимо отметить, что данные суммы госпошлин были установлены с 01.01.2015г. До 01.01.2015 суммы госпошлины за регистрацию сервитута были меньше и составляли 1 000 рублей и 4 000 рублей соответственно.

Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица.

Если в Росреестр с заявлением о государственной регистрации частного сервитута обращается собственник земельного участка, обремененного сервитутом, записи о сервитуте вносится в подраздел III-3 Единого государственного реестра прав как об ограничении (обременении) права.

Если в Росреестр с заявлением о государственной регистрации частного сервитута обращается лицо, в пользу которого установлен сервитут, или, и собственник земельного участка, обремененного сервитутом, и лица, в пользу которого установлен сервитут, записи о сервитуте вносится в подраздел II-1 Единого государственного реестра прав как о вещном праве и одновременно в подраздел III-3 Единого государственного реестра прав как об ограничении (обременении) права. Данное правило представляется логичным, так как сервитут, как уже было сказано, является вещным правом и, в то же время, в сущности, является обременением для того, чьи права на объект недвижимости ограничиваются установлением сервитута.

В случае установления публичного сервитута на земельный участок записи о сервитуте рекомендуется вносится в подраздел III-3 Единого государственного реестра прав как об ограничении (обременении) права.

Записи о сервитуте как о вещном праве и как об ограничении (обременении) права вносятся в Единый государственный реестр прав в порядке, установленном «Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним…» [2], зарегистрированными Минюстом России 10.07.2014 N 33054.

Так, при внесении записей в подраздел III-3 Единого государственного реестра прав (далее – ЕГРП) в том числе рекомендуется:

- в графе «Описание предмета сервитута» указывать объект и условия сервитута;

-  в графу «Срок» подраздела III-3 заносить даты начала и окончания сервитута или дату начала сервитута и его продолжительность либо слова «Срок не определен», когда срок сервитута не определен;

-  в графу «Лицо или объект, в пользу которого установлен сервитут» заносить данные о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово «Публичный», когда круг лиц для сервитута не определен, и он является публичным.

Если частный сервитут регистрируется не правообладателем, то необходимо уведомление правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении(обременении).

Государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости, которое осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

При осуществлении государственной регистрации перехода права на недвижимость, обремененную сервитутом, в свидетельстве о государственной регистрации права, выдаваемом новому приобретателю указывается на существующее ограничение этого права в виде сервитута.

Что касается прекращения сервитута, то осуществляется это по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Сервитут также может быть прекращен по решению суда в случаях, когда земельный участок в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка. В Росреестр представляется соглашение о прекращении сервитута либо решение суда о прекращении сервитута.

Публичный же сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Стоит отметить, что с 01.01.2017 года государственная регистрация прав на недвижимое имущество будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [3]. Данный документ вступает в силу с 01.07.2015 года и государственной регистрации сервитутов там уделена  52 статья, раскрывающая особенности ее осуществления, однако в сравнении с действующим законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в правовом регулировании данного вопроса ни чего не изменилось.

В рамках реализации «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» [4] утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р Росреестр размещает на своем сайте [5] в сети интернет сведения о результатах деятельности по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Необходимо отметить, что среди анализируемых сведений информация о государственной регистрации сервитутов предоставлена только в отношении земельных участков.

Анализ размещенных Росреестром статистических данных показывает, что общее количество обращений за государственной регистрацией сервитутов в 2014 году значительно превысило данный показатель по сравнению с 2013 годом. Всего в 2014 году было подано 17596 заявлений на регистрацию сервитутов, что на 10991 заявление больше чем в 2013. В процентном выражение увеличение составило 266,4%. Большая часть заявлений на государственную регистрацию сервитутов подается в Росреестр субъектами, чьи права ограничиваются. В то же время, в 2014 году 1967 заявлений на регистрацию сервитута поданы с участием лиц, в пользу которых устанавливается сервитут. Доля таких заявителей невелика и в 2014 году составила 11,2% от общего количества обращений.

Большая часть заявлений на государственную регистрацию сервитутов подается физическими лицами или в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам. Доля физических лиц, чьи права на земельный участок были обременены сервитутом, от всего числа заявлений в 2014 году составила 48%. 39% заявлений на регистрацию сервитутов были поданы в отношении земельных участков находящихся в муниципальной собственности, 10% – доля юридических лиц.  Доля сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, принадлежащих субъектам РФ или РФ 2% и 1% соответственно.

Преимущественная доля сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам объясняется тем, что они наиболее вовлечены в гражданский оборот, в экономические, хозяйственные отношения.

Доля сервитутов, регистрируемых в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в 2014 году значительно выросла по сравнению с 2013 годом. Если в 2013 году указанных было зарегистрировано в количестве 1200 штук, то в 2014 эта цифра составила 6673, что в 5,5 раза больше.

Почти в 2.3 раза по сравнению с 2013 годом  увеличилось число сервитутов, зарегистрированных в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам.

Всего, на конец июня 2015 года по данным ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано 42877 сервитутов в отношении земельных участков. 54% сервитутов или 22969 штук установлено в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, 11442 сервитута или 27% от общего числа зарегистрировано в отношении земельных участков, принадлежащих муниципальным образованиям, 15% или 6483 сервитута – юридическим лицам.

Проанализировав статистические данные по государственной регистрации сервитутов в Российской Федерации за период с 2013 года по настоящее время, можно сделать вывод, что количество зарегистрированных сервитутов из года в год увеличивается значительными темпами. Если доля сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, всегда была подавляющей в большинстве,  то в последнее время наблюдается значительное увеличение сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Конечно, сервитут в гражданском обороте, не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости, однако, следует наедятся, что с каждым годом правовая культура и грамотность граждан Российской Федерации будет расти и соответственно, там где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.


Библиографический список
  1. ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Собрание законодательства РФ. – 28.07.1997. – N 30. – ст. 3594,256.
  2. Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 «Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним…» / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – N 46. – 17.11.2014г.
  3. ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 14.07.2015.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти» / «Собрание законодательства РФ». – 03.02.2014. – N 5. – ст. 547.
  5. https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/statisticheskaya-otchetnost/


Все статьи автора «Фёдоров Геннадий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация