УДК 304

ПРОТЕСТ ПРОТИВ ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ «РАЗБИТОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Сошников Александр Евгеньевич
Самарский государственный институт культуры
старший преподаватель кафедры теории и истории культуры

Аннотация
В статье рассматривается творчество представителей «разбитого поколения». Анализируется протест против социума в их творчестве. Показан вклад представителей битников в мировую литературу.

Ключевые слова: «Вопль», «Голый завтрак», «На дороге», «разбитое поколение», А. Гинзберг, битники, Дж. Керуак, У.С. Берроуз


PROTEST AGAINST SOCIETY IN CREATIVITY OF "THE BEAT GENERATION"

Soshnikov Alexander Evgenyevich
Samara state institute of culture
senior teacher of chair of the theory and cultural history

Abstract
In article creativity of representatives of "the Beat Generation" is considered. The protest against society in their creativity is analyzed. The contribution of representatives of beatniks to the world literature is shown.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е. Протест против общества в творчестве «разбитого поколения» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57281 (дата обращения: 20.11.2016).

В начале 20-го века литература явила миру писателей «покинутого поколения». В 1929 году выходят три романа, которые громко заявили о новом поколении, это «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка, «Прощай, оружие!» Э.М. Хемингуэя, «Смерть героя» Р. Олдингтона. Данные произведения давно стали классикой XX века. Но, кроме «покинутого поколения», о котором в России знают многие, о втором поколении литераторов известно намного меньше. Лишь в последние десятилетия появляются их произведения, начинают исследовать их творчество, тем не менее, их вклад в литературу в мире признается. Исследование феномена протеста против общества в творчестве этих писателей может занять ни одну работу. Мы же постараемся лишь осветить этот феномен, анализируя часть поэзии представителей «разбитого поколения».

В 1944 году в Колумбийском университете встретились А. Гинсберг, Дж. Керуак, У. Берроуз, позже их назовут основателями битников, хотя сами себя они так никогда называть не будут, это будет «разбитое поколение», которое явит миру новую литературу. Среди литераторов-битников были как поэты, так и прозаики. Самыми значительными произведениями стали «Вопль и другие поэмы» / «Howl and Other Poems» (1956) А. Гинзберга, «На дороге» /   «On the Road» (1957) Дж. Керуака, «Голый завтрак» / «The Naked Lunch» (1959) У. Берроуза.

Протест проявлялся не только в творчестве, не только в содержании произведений, но и в манере их подачи. В 1952 году Дж. Керуак впервые приходит в издательство со своим романом «На дороге» («В дороге»), но издатель его не принимает. Причина крылась не только в тексте, произведение было напечатано на рулоне бумаге для пишущий машинки длинной36 метров. Лишь спустя 5 лет роман будет напечатан. Керуак написал его за 3 недели. Поэма «Вопль» А. Гинзберга написана тем же механическим письмом [1]. Можно начать читать с любого места, данное произведение, смысл не потеряется, но это действительно похоже на вопль отчаявшегося поколения: «Я видел лучшие умы моего поколения, разрушенные безумием, умирающие от голода истерически обнажённые, волочащие свои тела по улицам чёрным кварталов ищущие болезненную дозу на рассвете… Священный смех над рекой! Они видели это! дикие взгляды! священные лозунги! Прощай! Они спрыгнули с крыши! в пустоту! размахивая! цветами в руках! вниз к реке! на улицу![1]» Роман «Голый завтрак» впервые был опубликован в 1959 году, во Франции, в Америке произведение выходит в свет лишь в 1962 году, и попало под суд, обвинения были сняты лишь в 1966 году. И даже судебный процесс А. Гинзберг, который выступал на стороне защиты, и сам автор произведения смогли превратить в фарс [2].

В 60-ые годы произведения «разбитого поколения» были близки поэтам из СССР. А. Вознесенский и Е. Евтушенко переводили труды А. Гинзберга, кроме того «Евтушенко считал Гинзберга другом, Вознесенский всю свою молодость воспевал битническую вольницу: «Как хорошо побродить по Риму/ Нищим, ограбленным, побратимом». Из смурной России казалось, что битники – и есть тот самый глоток свободы, которого советский человек был лишен не только в шестидесятые [3]».

Битники, в первую очередь, протестовали против американской мечты, которая на тот момент, для них, уже одряхлела. Они пытались ее переродить, выступая с новыми идеями, взглядами, шедшие в разрез с общепринятыми нормами. Первая настоящая слава к ним приходит после октября 1955 года,  Сан-Франциско в Галерее Шести  проходило выступление поэтов поколения Beat. Первым выступил Аллен Гинзберг с поэмой «Вопль», которую позже издаст Лоуренс Ферлингетти. Произведение стало гимном многих молодых людей. Уже в первой строчке чувствуется социальный протест:

«Я видел лучшие умы моего поколения разрушенные безумием, умирающие от голода истерически обнаженные,

волочащие свои тела по улицам чёрным кварталов ищущие болезненную дозу на рассвете…».

После издания поэмы, ее обвинили в непристойности, начался судебный процесс. Автор делал акцент на бедняках, бродягах, что до этого появлялось достаточно редко, тем более с такой окраской. Гинзберг вскрывает общество, показывая, что оно далеко от идеала, от американской мечты. Здесь и наркомания, гомосексуализм, шизофрения: «кто был изгнан из академий за безумие и начертание грязных од в глазницах черепа…», «кто думал, что лишь сошёл с ума, когда Балтимор мерцал в фантастическом экстазе…», «кто сигаретами прожигал дыры в руках протестуя против наркотического дурмана капиталистического табака [1]…»

Одним из способов ухода от реальности, своеобразным решением проблемы, является самоубийство. Самоубийство – как протест против общества, как протест системе, которая сложилась в то время в США. И в поэме можно найти строчки, которые говорят об этом:

«кто кидался под грузовики с мясом в поисках колёс…

кто трижды резал вены последовательно безуспешно, сдавались и были вынуждены открыть антикварные магазинчики где думал что стареет и плакал,

кто заживо сгорел в невинных фланелевых пижамах на Мэдисон Авеню…

кто прыгнул с Бруклинского моста и это действительно было и ушёл не узнанный и всеми забытый в призрачное оцепенение ресторанных аллей Чайнатауна…

кто пел в окнах от безысходности, выпав из окна метро, прыгнул в презренный Пассаик…[1]»

Поэма А. Гинзберга в 50-ые годы и являлась протестом против сложившегося общества. Выступление против призрачности идей американского социума.

Еще одним ярким представителем «разбитого поколения» является Джек Керуак. Самыми известными романами стали «На дороге» и «Бродяги Дхармы». Центральное место в его произведениях занимает символ дороги, как свободы. Кроме прозы, ему принадлежат несколько стихов. В стихотворении «Коньячный блюз» Керуак пишет:

«Когда я слышу ханжескую

Чушь о Справедливости

& Демократии и знаю, что

лицемеры жуют эту ложь

своими искусственными зубами

я не безразличен к Богу

Я безразличен к

себе-на-земле [4]…»

Здесь видно отношение к обществу и правительству. Скорей всего, автор под фразой «…чушь о справедливости и демократии…», подразумевает речи политиков, а уже в следующей строчке «…лицемеры жуют эту ложь своими искусственными зубами…» говорится о людях из социума, которые безразличны к происходящему, готовы выслушивать абсолютно любую ложь. В данных строчках проскальзывает негативное отношение как к американскому обществу, так и к идеям того времени. Более того в такой обстановке, автор говорит о том, что он «безразличен к себе-на-земле». Но это безразличие к себе будет выражено несколько десятилетий спустя, когда появится очередная волна молодежной контркультуры, где гимны будут звучать острее и агрессивнее.

Еще одна яркая фигура в бит-поколении – это Берроуз У.С. Ему принадлежат многочисленные произведения. Четыре его произведения были экранизированы, в том числе «Голый завтрак», который вышел на экраны в 1991 году, режиссером является Дэвид Кроненберг.

Одно из немногочисленных стихотворений Берроуза посвящено Джону Диллинджеру, который в 30-ые годы являлся преступником номер один по классификации ФБР. Произведение начинается со слов, что Диллинджер еще жив. А дальше автор его благодарит «за  АМЕРИКАНСКУЮ МЕЧТУ опошленную и  подтасованную, так  что просвечивает наглая ложь…

благодарю за выведенный в лабораториях СПИД…

благодарю за сухой закон и Войну Против Наркотиков…

благодарю за страну, где никому не позволено заниматься своим делом…

благодарю за нацию стукачей… да,

благодарю за все воспоминания… ну-ка,  посмотрим твои руки… с тобой

вечно морока, ты всегда был занудой.

благодарю  за последнее  величайшее  предательство последней величайшей

человеческой мечты [5]».

Здесь улавливается сарказм написанных слов и явственно выступает негативное отношение к собственной стране, к стране, «где никому не позволено заниматься своим делом». А американская мечта, в которую верили миллионы американцев, к которой они так стремились, Берроуз и вовсе называет «опошленной и подтасованной», которая привела к величайшему предательству. Кроме того негативное отношение проявляется не только к американским идеям, стране, правительству, но и к нации в целом.

У. Берроуз, А. Гинзберг, Дж. Керуак станут философией целого поколения, «разбитого поколения». На волне их творчества появятся и другие представители данного направления, но менее одиозные.

Это было не только литературным веянием в истории США и мировой истории, но и культурным явлением, которое отразилось на последующих годах. Для литературных произведений «разбитого поколения» характерна бессюжетность, свободный стих, метафорический язык, шокирующая лексика. Вклад в культуру также является неоспоримым. Битники привносят в американскую жизнь, а позже и в европейскую, интерес к восточной философии, именно с них начинается выступления против войны во Вьетнаме, которое подхватит другое молодежное движение. Проявляли симпатии к троцкизму, октябрьской революции, русскому анархизму. Благодаря им, возникает интерес к джазу. Гинзбергу нравилось творчество Рембо, Блейка и Маяковского, но он переступил границы, за которые его предшественники не заходили. Творчество Гинзберга наполнено ненормативной лексикой, но не только это становилось нападками со стороны критиков, У.Берроуз, А. Гинзберг, Дж. Керуак писали свои произведения под действием наркотических веществ, не скрывали своих гомосексуальных наклонностей. К середине 60-ых годов пути битников разошлись, но они стали философией для нового молодежного движения – хиппи. Многие современные течение молодежных субкультур имеют одну общую черту с битниками – это стремление к свободе, уход от обыденности, что ставили в центр «разбитое поколение».

На сегодняшний момент, большинство произведений издано. Ф. Миттеран произвел У. Берроуза  в  кавалеры Ордена  искусств  и  словесности,  тогда  как   на  родине,  в  Америке,  он унаследовал  у  Генри  Миллера   мантию  “великого  старца”  и  стал  членом Американских  академии и  Института искусств  и  словесности [6]. Вклад «разбитого поколения» в мировую литературу является несомненным, как и то, что их творчество являлось самым ярким протестом против общества и системы. Единственное движение контркультуры, которое сплотилось вокруг писателей и включало в себя писателей.


Библиографический список
  1. Гинзберг А. Вопль. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ataka-zine.narod.ru/Ginsberg.htm
  2. Могутин Я. Битники: история болезни. Предисловие к роману Уильяма С. Берроуза «Голый завтрак». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mitin.com/people/mogutin/beatniks.shtml
  3. Кацов Г. О двух шестидесятниках. Посмертно. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkatsov.com/Orlovsky_Voznesenskiy.htm
  4. Керуак Дж. Коньячный блюз. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stihi.ru/2010/10/24/8159
  5. Берроуз У. Аллея Торнадо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/BERROUZ/r_tornado.txt_Ascii.txt
  6. Берроуз У. Билет который лопнул. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/BERROUZ/bilet.txt


Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация