УДК 37.032

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Щелокова Алена Александровна
Уральский государственный университет путей сообщения
г. Екатеринбург, преподаватель кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации»

Аннотация
Статья рассматривает одну из причин несформированности у выпускника - экономиста коммуникативной компетентности, а существующие в настоящее время политическая, социально-экономическая ситуации требуют от будущего специалиста быстрой реакции на происходящие изменения и способности к гибкой адаптации в профессиональной сфере деятельности. Из проведенного в статье анализа следует вывод, что необходимо кардинально пересмотреть содержательную составляющую рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи» для экономических специальностей (направлений), реализуемых вузом, а также качественно изменить состав заданий, наполняющих итоговый тест, опираясь на профессиональную ориентацию.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, студенты экономических специальностей


PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE STUDENTS OF ECONOMICS

Shchelokova Alena Aleksandrovna
Ural State University of Railway Transport
Ekaterinburg, lecturer in "Foreign Languages and Intercultural Communication"

Abstract
The article considers one of the reasons for a graduate unformed - economist of communicative competence, and the currently existing political, social and economic situation of the future require a specialist rapid response to changes and the capacity for flexible adaptation to the professional field. From the above article the analysis leads to the conclusion that it is necessary to radically revise the substantive component of the work program on the subject "Russian language and culture of speech" for economic specialties (directions), implemented the university, as well as qualitative changes in the composition of jobs that fill the final test, based on vocational guidance.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Щелокова А.А. Проблемы формирования коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57158 (дата обращения: 20.11.2016).

Существенным показателем образованности, интеллектуального развития современного специалиста в области экономики является способность применять знания деловой речи в своей профессиональной деятельности. Когда мы говорим о профессиональной компетенции специалиста, то подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. «Профессиональная компетентность является значимым фактором, позволяющим выпускнику адекватно интегрироваться в социальное пространство и, занимаясь определенного рода деятельностью, направить свое воздействие на окружающую природную, социальную среду и различные общественные отношения». [1, стр.51].

Озабоченность данной проблемой возникла вследствие проведенного тестирования по дисциплине «Русский язык и культура речи» в декабре 2014 года среди контингента студентов первого курса. Данные тестирования представлены в таблице 1.

Табл. 1

№ п/п Наименование специальности (направления) Контингент студентов, проходивших тестирование Контингент студентов, набравших кол-во баллов, соответствующих 2-4 уровням обученности Процент освоенности учебного материала
1 190600.62 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» 18 17 95
2 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов» 41 37 91
3 090900.62 «Информационная безопасность» 16 14 87
4 100700.62 «Торговое дело» 43 26 59
5 080400.62 «Управление персоналом» 65 37 57

Изучение данной дисциплины призвано обеспечить формирование следующей универсальной (общекультурной) компетенции: верно,  аргументировано  и  ясно  строить  устную  и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначении, анализировать логику рассуждений и высказываний. На изучение дисциплины отводится один семестр (1-й семестр 1 курса), других лингвистических дисциплин нет. Итоговым контрольным мероприятием является прохождение теста на едином портале Интернет-тестирования в сфере образования. Низкий показатель тестирования студентов экономических специальностей вызывает беспокойство, но оно объяснимо в исследовании содержательной составляющей базы тестов, проведенном В.А. Луковым ( д. фил. наук, профессор, директор Центра истории и теории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета). «Предложенные варианты структуры АПИМ, в сущности, ориентированы на то, чтобы в небольшую по объему дисциплину «Русский язык и культура речи» включить пять различных филологических дисциплин, изучающихся на филфаках несколько лет. Слишком большое внимание уделяется специальным лингвистическим терминам. Так ли уж важно, например, для менеджера, знать (и тем более уметь определять) именительный представления, или антономазию (может быть, правильнее было бы назвать ее прономинацией), или эллипсис?» [2].

Из вышесказанного вытекает, что требуется профессиональная ориентированность содержания тестов.

Существующая в настоящее время политическая, социально-экономическая ситуация требует от будущего специалиста быстрой реакции на происходящие изменения и способности к гибкой адаптации в профессиональной сфере деятельности. Руководители предприятий сталкиваются с проблемой неэффективности деятельности новых сотрудников. Причиной этому очень часто является несформированность у работника коммуникативной компетентности.

Владение коммуникативной компетентностью необходимо специалисту экономической сферы деятельности, так как она связана с установлением контактов, общением в социуме, работой с потоками информации. «Для людей в бизнесе приоритетным является умение понять и передать информацию. Необходимые умения и навыки включают уверенность и беглость речи, умение организовать и структурировать информацию, достаточная грамматическая компетенция…» [3]. Как показывают социально-психологические исследования, современные выпускники – экономисты испытывают серьезные затруднения в сфере профессионального общения с коллегами и клиентами, ведения деловой переписки. Умение писать деловые письма и электронные сообщения очень важно для ведения бизнеса, коммерческой деятельности и поддержания деловой переписки.

Формирование умений работать с текстами документов – одна из важнейших задач при обучении студентов экономических направлений, поскольку востребованность специалистов в данной сфере, их конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной).

Обучение профессиональному общению должно быть направлено на формирование коммуникативной компетентности, которая означает способность осуществлять речевую деятельность средствами русского языка, правильно использовать систему языковых и речевых норм и выбирать коммуникативное поведение в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках профессиональной сферы деятельности.

Однако это не означает,  что студенты-нефилологи будут изучать не русский язык, а только его профессиональный вариант. Отсутствие в содержании обучения материалов из области культуры, политики, экономики (как, впрочем, и их бессистемное или слишком широкое использование на занятиях) существенно снижает не только общую, но и профессиональную мотивацию обучения студентов-экономистов. Определив основные компоненты содержания профессионально и личностно направленного обучения деловой речи студентов экономического профиля, перейдём к отбору и организации учебного материала. Профессиональная направленность содержания обучения деловой речи реализуется через отбор конкретного языкового материала с учетом особенностей получаемой студентами профессии. Проблема отбора и организации учебного материала достаточно сложна. Подходы к решению этой проблемы различны и многообразны. Наряду с традиционными формами обучения деловой речи существуют разные критерии отбора и организации учебного материала. Лексика должна отбираться в соответствии с критерием частности, то есть та, которая наиболее часто встречается в экономической сфере общения. Если материал не имеет непосредственного практического значения, то эффективность его усвоения снижается, а, следовательно, снижается и уровень сформированности профессиональной компетенции.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что необходимо кардинально пересмотреть содержательную составляющую рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи» для экономических специальностей (направлений), реализуемых вузом, а также качественно изменить состав заданий, наполняющих итоговый тест, опираясь на профессиональную ориентацию.

Также, для студентов экономических (и не только) специальностей нами внесены в список тем научно-исследовательских студентов по дисциплине «Русский язык и культуру речи» следующие темы: «Влияние социальных сетей на речевую культуру современной молодежи», «Речевая компетенция современного экономиста (менеджера)», «История Екатеринбурга (или любого другого города Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и Пермского края) в его названиях». Для того, чтобы оценить степень заинтересованности данной тематикой, студентам первого курса направления «Торговое дело» было предложено участие в исследовании на тему: «Что влияет на мою речевую культуру?». Ведь «теоретическую базу содержания обучения деловой речи составляют данные не только лингвистики, но и психологии и педагогики, которые связываются с возрастными характеристиками…Задачи обучения должны быть направлены на максимальное раскрытие тех возможностей учащихся, которые характерны для их возраста» [4].Первое место (65%) – общение в социальных сетях; второе место (28%) – СМИ; третье место (7%) – низкий уровень преподавания русского языка и литературы в средней школе.

Опираясь на ответы студентов, в данной группе была представлена к разработке следующая тема для научно-исследовательской работы: «Влияние социальных сетей на речевую культуру современной молодежи». Результаты превзошли ожидания. Студенты, которые опасались публично высказывать свою точку зрения, т.к. «не имеют в активе даже минимальных стандартов речевой культуры, не умеют связанно излагать мысли в устной и письменной форме, не осознают взаимосвязи литературных норм и реализации языковых средств различных типах речи» [5, с. 59],  начали говорить, спорить, доказывать. Аргументация заставляла их анализировать языковой материал, проводить анкетирование, дифференцировать нарушения норм современного русского литературного языка, обращаться к словарям и научной литературе. «Опираясь на наше исследование, можно сказать, что большая часть ошибок, допускаемых пользователями, все-таки сознательная, таким образом они пытаются соблюдать сетикет, принятый «ВКонтакте», причисляя себя к огромной армии поколения «Online». Отсюда следует, что «олбанский» язык – это неотъемлемая часть современного молодежного жаргона, поэтому мы можем смело утверждать, что это явление временное. И выражения, типа «Хундерстандить» (понимать) и «Убей сибя с расбегу апстену вымазаную йадом» не войдут в лексикон будущих специалистов коммерции» (из студенческого отчета). О сформированности коммуникативной компетенции говорить пока рано, но сдвиги в правильном направлении просматриваются однозначно.

Данные мероприятия, несомненно, дадут  положительные результаты, что позволит повысить уровень общей профессиональной компетентности будущего экономиста, менеджера, коммерсанта.


Библиографический список
  1. Н.П. Симаева, Профессиональные компетенции студентов экономических и юридических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования. Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 12. 2010, стр. 50-58
  2. В.А. Луков О тестах по русскому языку. Московский гуманитарный университет. Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб». [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4490
  3. О.Ю. Мельникова Обучение ведению деловой корреспонденции студентов экономических специальностей. Филологические  науки. Методика преподавания языка и литературы. [Электронный ресурс]/Режим доступа:  http://www.rusnauka.com/12_ENXXI_2010/Philologia/65448.doc.htm/
  4. О.С. Преликова проблемы профессиональной речевой подготовки студентов высших школ. Сборник научных трудов. Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного./ СПб: Институт бизнеса и права, 2007 [Электронные ресурс]/ Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/061207/index.shtml
  5. Т.С. Бочкарева Развитие речевой культуры студентов. Вестник ОГУ. Вып. 2.2001, стр. 58-62


Все статьи автора «Щелокова Алена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация