УДК 65.012.124

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕННОСТИ В СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

Шмелева Анна Николаевна
ГОУ ВПО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"
доктор экономических наук, профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий

Аннотация
В статье рассматривается проблема эффективности систем менеджмента качества предприятий. Указывается, что оценка эффективности систем менеджмента качества (СМК) предприятий является системной, организационной проблемой, имеющей значение для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий и включающей изучение подходов как к оценке эффективности менеджмента предприятий, так и эффективности системы качества компании. Рассмотрение руководством предприятия системы качества, лишь как необходимого фактора обеспечения качества, наряду с другими системами управления, материальной базой и персоналом, вызывает оторванность и недостаточный уровень ответственности высшего менеджмента за развитие и совершенствование СМК. Не преуменьшая значение всех принципов менеджмента качества, отмечается, что именно недооценка значения первого руководителя в создании и функционировании СМК является решающим фактором низкой эффективности многих систем.

Ключевые слова: вовлеченность руководства, интеграция менеджмента, система менеджмента качества, эффективность


PROBLEM OF PROVIDING AND INVOLVEMENT INTO QUALITY SYSTEMS OF HEADS OF THE ENTERPRISES

Shmeleva Anna Nikolaevna
GOU VPO "Russian Economic University of Plekhanov"
Dr.Econ.Sci., professor of chair "Theories of Management and Business Technologies"

Abstract
In article the problem of efficiency of quality management systems (QMS) of the enterprises is considered. It is specified that the assessment of efficiency of systems of quality management of the enterprises is the system, organizational problem which is important for ensuring competitiveness of the Russian enterprises and including studying of approaches as to an assessment of efficiency of management of the enterprises, and system effectiveness of quality of the company. Consideration by the management of the enterprise of the quality system, only as necessary factor of ensuring quality, along with other control systems, material resources and the personnel, causes isolation and an insufficient level of responsibility of the highest management for development and improvement of QMS. Without underestimating value of all principles of quality management, it is noted what exactly underestimation of value of the first head in creation and functioning of QMS is decisive factor low efficiency of many systems.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шмелева А.Н. Проблема обеспечения и вовлеченности в системы качества руководства предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57287 (дата обращения: 19.11.2016).

Критический анализ развития СМК российских предприятий показывает, что эффективность зарегистрированных СМК достаточно низка. По мнению ведущих специалистов по управлению качеством (В.Г. Версан, И.И. Чайка) не более 20% организаций, сертифицировавших свои СМК, достигли запланированных целей повышения качества и конкурентоспособности продукции. Основные причины неэффективного внедрения СМК: подмена реального внедрения СМК получением сертификата – формальное внедрение СМК, недостаточная интеграция процессов менеджмента качества с процессами общего менеджмента предприятия, слабое понимание сущности принципов TQM и их несистемное применение.

В ряде случаев имеет место недостаточная компетентность руководителей в вопросах теории и практики применения МС ИСО 9001, делегирование руководством предприятия функций по обеспечению качества руководителям более низкого уровня. Как следствие, отсутствует планирование для достижения целей в области качества или существующие планы формальны; не в полной мере определяются и доводятся до персонала сведения об ответственности и полномочиях; анализ СМК со стороны руководства проводится очень формально, не учитываются многие обязательные входные данные; результаты анализа слабо используются как средство повышения результативности СМК.

Как показала дискуссия, проведенная журналом «Стандарты и качество», до сих пор не выработан общий подход к оценке эффективности СМК, ее подсистем и процессов. При этом наиболее проблемной оказалась оценка группы процессов «Ответственность руководства». Таким образом, решение проблемы обеспечения и повышения ответственности руководства в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО является одним из ключевых вопросов при разработке, внедрении, совершенствовании СМК российских предприятий.

Обзор научных источников позволяет утверждать, что ряд авторов, например, Версан В.Г., Рахлин К.М., Крюков И.Э., Шадрин А.Д. [9, 5] полагают, что современный менеджмент качества должен объединиться с общим менеджментом предприятия и стать его неотъемлемой частью.

К основным причинам низкой результативности (степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [ГОСТ Р ИСО 9000-2008 п. 3.2.14) и эффективности (связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами [ГОСТ Р ИСО 9000-2008 п. 3.2.15]) СМК относятся:

  1. Некорректная постановка целей получения сертификата ИСО, в виде повышения конкурентоспособности предприятия при участии в тендерах и выполнении условия получения госзаказа или требований потребителей. [10, 7]
  2. Внутренние факторы, влияющие на работоспособность СМК на российских предприятиях, к которым, по мнению К. Разумова-Раздолова и А.Креппа [8], относятся:

-  уверенность управляющего персонала в том, что качество получается само собой, являясь «приложением» к технологии изготовления продукции [2];

-  уверенность, что приведение в соответствие со стандартом ИСО 9001 документооборота и порядка действий по обеспечению качества является непосредственно внедрением СМК [11]; излишнее количество документации, разрабатываемой при построении СМК и не находящей практического применения;

-  формальное отношение или игнорирование процедур и требований системы. Причины создания формально действующих систем, по мнению В.Г. Версана [1], сводятся к следующему: 1) внедрение СМК рассматривается как единовременная акция, не требующая постоянных усилий по обеспечению функционирования внедренной системы; 2) внедрение СМК не сопровождается вовлечением в эту деятельность линейных и функциональных руководителей предприятия, и у них отсутствует необходимая мотивация; 3) процессы принятия решений в рамках СМК, прежде всего, высшим руководством, не согласованы с процессами принятия решений по другим аспектам и критериям деятельности предприятия.

-  отсутствие интеграции СМК в систему управления предприятием, а также противоречия между действующей системой управления и требованиями стандартов ИСО серии 9000. С негативным характером влияния на развитие СМК согласны также такие ученые как Копнов В.А., Рогов А.А. [3], Версан В.Г. [1] и др.

Рассмотрение руководством предприятия системы качества, лишь как необходимого фактора обеспечения качества, наряду с другими системами управления, материальной базой и персоналом, вызывает оторванность и недостаточный уровень ответственности высшего менеджмента за развитие и совершенствование СМК.

С важностью данной причины согласен Нейл Р. Ханна, указывающий, что «отсутствие полной и всесторонней поддержки со стороны высшего руководства процесса внедрения стандарта ИСО 9001 объясняется отсутствием простого и понятного инструментария расчета эффекта инвестиций в стандартизацию и сертификацию» [6].

Следует отметить, что широко известные тезисы Э. Деминга направлены именно на предупреждение руководства предприятий о необходимости вовлечения в реализацию стратегии качества, составляющей основу перспективного развития СМК, всего персонала компании, вне зависимости от уровня управления и функциональной принадлежности.

Пункт 14 «Ответственность руководства» тезисов Э. Деминга следующим образом нацеливает руководителей: «Ясно определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности». По Демингу, руководству необходимо сделать так, чтобы каждый сотрудник участвовал в реализации стратегии качества, поскольку: «Преобразования – дело каждого». «Выживание – дело добровольное» [4].

Таким образом, разработка, внедрение, развитие и совершенствование СМК на предприятии предполагает целенаправленное и сознательное изменение руководством компании философии организационного развития в сторону качества, и создает проблему интегрированности сложившейся организационной структуры, системы координации и коммуникаций, ответственности и мотивации с вновь создаваемой системой качества.


Библиографический список
  1. Версан В.Г. Кризис в стандартизации систем менеджмента. Причины. Пути выхода // Стандарты и качество, 2009. №3. С.78-83.
  2. Гришан И.А. Качественный менеджмент: формула успеха в условиях конкурентного рынка // Стандарты и качество, 2008. №2. С.60-61.
  3. Копнов В.А., Рогов А.А. Измеряем эффективность СМК // Стандарты и качество, 2008, №3, С.60-64.
  4. Круглов М.Г., Шишков Г.М Менеджмент качества как он есть. М.: Эксмо, 2006. 544с.
  5. Крюков И.Э., Шадрин А.Д. Интеграция менеджмента качества в менеджмент предприятия // Век качества, 2004, №2, С.40.
  6. Нейл Р. Ханна ИСО 9001 – окупается с лихвой // Business Excellence. – 2011. – №7. – С.44-48.
  7. Разумов-Раздолов К.Л. Повышение эффективности управления качеством в инструментальном производстве // Материалы международной научно-технической конференции 5-6 апреля 2007г., Брянск.
  8. Разумов-Раздолов К., Креп А. СМК в России и за рубежом // Стандарты и качество, 2009. №8. С.76-81.
  9. Рахлин К.М. Тенденции развития систем менеджмента качества // Все о качестве. Отечественные разработки. 2003, №3, С.54-71.;
  10. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества, 2008. №10. С.20-23.;
  11. Шестаков А.Л. Методы внедрения систем, или Скупой платит дважды // Методы менеджмента качества, 2008. №8. С.14-18.


Все статьи автора «Шмелева Анна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация