УДК 338.22

КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Лаврикова Наталия Игоревна
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
менеджер отдела технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения управления организации социального обслуживания, опеки и попечительства

Аннотация
В данной статье представлен, предложенный автором, механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере. Раскрыта сущность адресности. Доказано, что социальная защита населения - это одно из важнейших направлений адресной социально-экономической политики государства. Изучен процесс разработки и реализации государственных целевых программ социально- экономического развития РФ и выделены некоторые практические проблемы в этой области.

Ключевые слова: «Социальная защита», адресность, государственная политика, государственные целевые программы, социально-экономическая сфера


THE CONCEPT OF THE IMPLEMENTATION OF TARGETED STATE POLICY IN THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE

Lavrikova Natalia Igorevna
The Department of social protection, custody and guardianship of the Oryol region
manager of technical means of rehabilitation and sanatorium treatment management of social service organizations, custody and guardianship

Abstract
In this article, the author, a mechanism for the implementation of targeted state policy in the socio-economic sphere. The essence of targeting. It is proved that social protection is one of the most important areas of targeted socio-economic policy. Studied the process of development and implementation of state programmes of socio - economic development of the Russian Federation and highlighted some practical problems in this area.

Keywords: public policy, social protection, socio-economic sphere, targeting, the state target program


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лаврикова Н.И. Концепция реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57270 (дата обращения: 02.06.2017).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в зависимости от экономических и политических условий, те или иные приоритеты могут выходить на первый план, т. е. происходит постоянная смена целевых направлений в адресности государственной политики. Основным условием достижения стратегической цели развития общества является формирование социально-экономической среды, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить опережающий рост уровня благосостояния населения граждан, что и определяет актуальность и значимость реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере.

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по формированию основ адресной государственной политики в социально-экономической сфере в условиях трансформируемой экономики Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач: разработать механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере; раскрыть сущность адресной политики государства; изучен процесс разработки и реализации государственных целевых программ социально- экономического развития РФ и выделить приоритетные проблемы в этой области.

Реализация адресной политики государства представляет собой систематический, динамичный процесс достижения поставленных целей, направленных на конкретного индивида, где участие принимают органы государственной власти всех уровней, а также институты гражданского общества.

Одна из частей реализации адресной государственной политики – это определение ее механизма, который включает систему средств, методов и инструментов, обеспечивающих исполнение запланированных мероприятий в соответствии с поставленной целью и задачами (рисунок 1).

Приоритетная роль в реализации адресной государственной политики принадлежит органам исполнительной власти на всех уровнях, от центральных структур до структур местного значения.

Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями: во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей; второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью; третий путь – создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры.

Рисунок 1. Механизм реализации адресной государственной политики в социально-экономической сфере

Используя опыт большинства европейских стран давно перешедших на адресное предоставление помощи и осуществляя активное продвижение данных принципов в жизнь в нашей стране, для России этот путь представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным. Сейчас в стране существует более тысячи различных льгот и выплат, установленных действующим законодательством. Льготы установлены более чем для 200 категорий граждан.

Как видно из исторического опыта, в процессе осуществления координальных экономических преобразований на первый план выходят проблемы государственной политики в социально-экономической сфере и выступают стимулом данных преобразований, а также фактором, который определяет границы радикальности адресных решений. [1]

Действительно, во-первых, потребности и готовность общества к радикальным экономическим преобразованиям достигает своего максимума, когда очевидна неспособность решить имеющиеся социальные проблемы в рамках определенной экономической ситуации. Во-вторых, – радикальный перелом имеющихся экономических механизмов опережает внедрение новых. В результате возникает ситуация: существующий экономический механизм не работает, новый – не создан. Ясно, что данная ситуация негативно отражается на социальных составляющих экономической жизни.

На начальном этапе трансформации социально-экономической сферы в России все силы государства были направлены на финансовое оздоровление экономики и стабильность макроэкономики, а проблемы социальной сферы оказались отодвинутыми на второстепенный план. И как итог, население России столкнулось с резким падением уровня жизни при увеличении социальной разобщенности в обществе.[2]

Таким образом, адресная государственная политика в социально-экономической сфере существенно влияет на денежные доходы населения, производство услуг и благ в необходимом количестве согласно спросу, объему и структуре потребностей населения.
Приоритетными ее направлениями выступают:

  • поддержание достойного уровня оплаты труда, иных доходов и занятости;
  • повышение трудовых качеств работников;
  • обеспечение высокого уровня здоровья, образования и культуры;
  • модернизацию социальной инфраструктуры;
  • социальных гарантий.

«Доходы трудоспособных граждан регламентируются с помощью политики заработной платы путем поддержания достаточного уровня минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях».
[3] Пользуясь благами и услугами на товарном рынке, политика социальной направленности прямо (для государственных) и косвенно (для частных предприятий) участвует в первичном перераспределении вновь созданной стоимости.
Денежные доходы нетрудоспособного населения можно определить посредством социально-экономической политики. И здесь значительная роль принадлежит ее участию во вторичном распределении первичных доходов. Механизм указанного перераспределения состоит в изымании доли первичных доходов государством в виде различных видов налогов, страховых взносов и финансировании социально-экономических мероприятий и программ. Налогообложение и выплаты социального характера осуществляются разграниченно, согласно величине первичного дохода. Однако, в основе налогообложения заложен принцип прогрессивности (прямо пропорциональная зависимость размера дохода и налогового бремени), а в основе социальных выплат – обратно пропорциональная зависимость.
В основе механизма поддержки высокого уровня денежных доходов граждан ограниченной трудоспособности находится система социального обеспечения.
Сложность выбора определенного направления реализации адресной государственной социально-экономической политики состоит в том, что эти направления должны формироваться на основе общенациональных интересов. Однако, в связи с тем, что в обществе имеются различные социальные и политические группы и слои, неотъемлемыми составляющими социальной политики выступают отношения социальной защиты.
Социальная защита населения – это одно из важнейших направлений адресной социально-экономической политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения каждого члена общества.
Предметом государственного регулирования системы социальной защиты населения в России выступает:
1)защита прав трудящихся, обслуживание в сфере медицины, социальное обеспечения, обязательное социальное и государственное страхование, пенсионное обеспечение;
2)«социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей и др.), проживающих либо пребывающих на территории России и нуждающихся в социальной защите» [4];
3)деятельность институтов социальной защиты.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7., п.1.).[5] А также «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7.п.2.).[6]
Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита и социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.[7]
Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Социальная защита пользуется преимуществом со стороны государства, так как находится в его руках и обладает всеобщим характером. Социальную защиту могут осуществлять и негосударственные объединения – профессиональные союзы.
Система социальной защиты строится на определенных социально-экономических обязательствах государства, представляющих собой законодательно закрепленную совокупность социально-экономических благ, которые государство обязуется сделать доступными для своего населения.
От того, как развита адресная государственная социально-политическая деятельность, зависит структурное содержание его политики в социально-экономической сфере.
Например, Германия и Дания характеризуется широким охватом социальной и экономической сфер государством. «В Конституции Италии указано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные социальные обязательства приняты в отношении работающих женщин. Конституция страны определяет также, что «каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности». В основной закон этой страны записаны права на равный доступ к образованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Японии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни», «образование в  соответствии со своими способностями»». [8]
Конституции США не содержат перечень социально-экономических обязательств, но они исключительно обширны и законодательно закреплены.

В сфере территориальной дифференциации единое социально-экономическое пространство формируется с помощью обеспечения повсеместно единого статуса, минимально допустимого уровня социальных услуг и гарантий. Всё это связано с введением по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы системы единых минимальных социальных стандартов.

Наличие данной системы способно создать необходимые условия с целью повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального характера и распределения бюджетных средств. Система социально-экономической стандартизации предполагает взаимосвязь федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов.
«В рыночной экономике программно-целевой метод управления стоит в одном ряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и является одним из основных инструментов осуществления государственной социально-экономической политики».[9]
«Для повышения эффективности экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы представляется целесообразным обеспечить координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ».[10]
Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ представлен нами на рисунке 2.


Рисунок 2. Процесс разработки государственных целевых программ социально- экономического развития РФ

«Целевые программы представляют собой взаимосвязанные ресурсами, исполнителями и сроками осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного и экологического развития Российской Федерации».
[11]

«Их главной особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами».
[12]

Каждая социальная программа является лишь декларацией, если она экономически не обеспечена и материально не подкреплена, но социальная политика, в этом смысле, вторична относительно экономики по содержанию и задачам. Однако, это не означает ее второстепенности в развитии общества, его материальной и духовной культуры. Именно в социальной сфере можно оценить системно основные результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверить ее эффективность и способность удовлетворять потребности людей. В социальной сфере наиболее ярко отображается степень гуманности государственной политики. Чем она значительнее, тем нагляднее гуманистическая сущность направленности общественного развития.

Говоря о положении в области реализации адресной государственной политики в России, целесообразно выделить некоторые практические проблемы:

  1. достигается небольшая часть поставленных целей государственной политики относительно всех ее областей – от социальной до экономической;
  2. в процессе реализации политики участвует многие организации, группы и личности, которые имеют различные ценности и мотивы что, в свою очередь, затрудняет процесс координации их работы;
  3. они пользуются различными способами и методами осуществления государственной политики;
  4. в большей степени на реализацию государственных программ в различных сферах влияет нестабильность и неопределенность федеративных отношений в стране.

Таким образом, систематические изменения в общественной, внутригосударственной и международной жизни и появление новых потребностей у населения существенно влияют на политику государства и приводят к ее модернизации.
Государственное регулирование в сфере социально-экономических отношений, являясь одной из предпосылок экономического развития общества и специфической формой управления, выступает как важнейшая составляющая адресной политики государства, где главными задачами на сегодня остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.


Библиографический список
  1. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения / Н.Д. Кондратьев. – М.: Экономика. -2011. – С . 5.
  2. Государственное регулирование социальной сферы: Гелиос АРВ / Викторов О. Н., Кураков В. Л., Бондаренко Н. В. и др.; под ред. Куракова Л. П., Владимировой М. П. – М.: Гелиос АРВ. -2011. – С. 19/
  3. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В. Куликов, В.Д. Роик // Российский экономический журнал. – 2005. – №1. – C. 4-5.
  4. Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие, практикум / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир. -2010. – С.49.
  5. Конституция РФ // Официальный сайт. – [Электронный документ]
  6. Социальная поддержка граждан. Государственная программа Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный документ]
  7. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М. : Академия. -2009. – С.185.
  8. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука. -2008. – 138с.
  9. Гуськова Н.Д., Неретина Е.А. Методологические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития // Ресурсы регионов России. – 2007.- №6.- С. 10.
  10. Попов Г.Х., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. – М.: Экономика.- 2005. – С.21.
  11. Стратегия устойчивого социально-экономического роста/Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН. -2007. – С.206.
  12. Строева О.А. Проблемы управления социально-экономическим развитием региона // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – Т. 1. – №5-1. – С. 58-70
  13. Абакумова Н.Н., Старцева О.А. Стратегия трансформации инновационного развития региональных экономических систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – №10. – С. 63-68
  14. Глазова С.С., Моргоев Б.Т. Выравнивание экономического развития регионов России // Вестник Владикавказского научного центра. – 2006. – Т. 6. – №1. – С. 41-45
  15. Моргоев Б.Т. Региональная интеграция как элемент устойчиво-сбалансированного развития территорий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2014. – №6. – С. 164-167
  16. Моргоев Б.Т. Параметрическая оптимизация асимметрического развития российского экономического пространства // Философия хозяйства. – 2006. – № 3(45). – С. 180-193
  17. Строева О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124
  18. Моргоев Б.Т. Межуровневая асимметричность российского экономического пространства // Финансы и кредит. – 2006. – №27(231). – С. 69-71


Все статьи автора «Лаврикова Наталия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: