УДК 159.928.23

ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Шандрук Сергей Константинович
Тернопольский национальный экономический университет
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной работы

Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы развития творческого потенциала и творческой личности будущих специалистов в сфере практической психологии. Доведено, что реализация программы специальных психодидактических условий организации образовательного процесса подготовки психологов и развития их профессиональных творческих способностей способствует становлению студента как творческой личности и обеспечивает эффективность будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образовательный процесс, обучение, подготовка психологов, психодидактические условия, развитие, творческая личность, творческие способности, учебно-продуктивная деятельность


PSYCHO-DIDACTIC CONDITIONS OF THE PROFESSIONAL CREATIVE SKILLS DEVELOPMENT IN THE FUTURE APPLIED PSYCHOLOGISTS

Shandruk Sergiy Konstantynovych
Ternopil National Economic University
candidate of psychological, docent, professor of the department of psychology and social work

Abstract
Major problems of the creative potential and personality development of future specialists in the field of applied psychology were examined in the article. It was proved that the implementation of the program of special psycho-didactic organization conditions of the educational preparation process of psychologists and the development of their professional creative skills facilitate the establishment of the student as a creative personality and provide effective future professional activity.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шандрук С.К. Психодидактические условия развития профессиональных творческих способностей будущих практических психологов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57100 (дата обращения: 21.11.2016).

Процесс формирования профессионального мастерства будущего специалиста выступает особенным во время овладения специальностью, то есть в период обучения в высшем учебном заведении (ВУЗе), а именно активное включение студента в образовательный процесс как субъекта учебной (во всех ее инвариантах) деятельности, направленной на творческое  освоение знаний, выработку умений и формирование навыков, которые, с одной стороны обеспечивают овладение будущей специальностью, а с другой – становление личности психолога-профессионала. При этом проблема профессионального становления специалиста психологического профиля широко представлена в психолого-педагогической науке, а именно: вопросам профессионально-личностного проектирования и становления функциональной личности психолога посвящены работы Г.С.Абрамовой, И.В.Дубровина, Ю.Н.Емельянова, Д.А.Леонтьева, В.В.Рыбалки, Е.И.Рогова, В.Г.Панка, Л.А.Петровской, Т.С.Яценко и др.; профессиональную подготовку практических психологов в условиях ВУЗа рассматривают О.Ф.Бондаренко, Ж.П.Вирна, О.П.Санникова, В.А.Семиченко, В.Г.Панок, А.В.Фурман, Н.Ф.Шевченко, Н.В.Чепелева и др. В тоже время практический психолог в вовседневной деятельности имеет дело с психологической практикой, которая “отличается от всех других практик в первую очередь – своей направленностью, целями, а также – средствами” [1, с.11], поэтому к психологу, как профессионалу, предъявляются повышенные требования, которые впоследствии обеспечат эффективность осуществления работы. Исходя из этого, практический психолог должен быть не только висококвалифицированным работником, но и одновременно – способным  реализовать данную деятельность на продуктивном творческом уровне.

Перед высшим образованием, которое связано с подготовкой психологов-профессионалов, возникает главная задача – создание соответствующих психодидактических условий, которые будут способствовать формированию профессионально значимых качеств будущих специалистов психологического профиля, развитию их творческого потенциала, активности,  становлению творческой личности практического психолога, и также формированию профессиональных творческих способностей студентов-психологов, ведь “сегодня очень актуальной является перестройка образовательного процесса в ВУЗах на основе целенаправленного формирования личности практического психолога не только со стороны его знаний, умений, навыков, норм и ценностей, но и в первую очередь его профессиональной позиции (направленности, отношений, мотивации) и социальной компетентности как интегрального личностного образования, которое подтверждает компетентную зрелость будущего специалиста” [2, с.141], как результат формирования творческой личности психолога-профессионала.

Введение термина “психодидактические условия” в психолого-педагогическую науку и практику обусловлено необходимостью приоритетного использования психологических закономерностей развития как исходной основы переориентации образовательного процесса и образовательной среды, а именно решение главной задачи подготовки практических психологов – выведение на первый план использование психологических основ развивающего образовательного процесса с целью развития профессиональных творческих способностей будущих специалистов психологического профиля, обеспечение их творческой самореализации и развития творческого потенциала. В системе эффективного проблемно-развивающего обучения А.В.Фурман выделяет в качестве основных такие психодиагностические условия: возникновение в ученика познавательной потребности   в овладении учебным материалом или образовательным содержанием, то есть актуализация желания о чем-либо узнавать, что-либо понимать; становление познавательной активности ученика во время субъективного поиска более обобщенных знаний, что, в свою очередь, есть основой для выполнения последующих учебных задач; актуализация раннее добытых знаний и ментального опыта и четкое определение цели поисковой деятельности; осознание и субъективное принятие учебной проблемы, сосредоточение внимания на объекте познания и гипотетических способах решения конкретной проблемы; аргументация способов решения познавательной проблемности и соответственное ей развертывание процессов понимания новых свойств, связей и отношений предметов, которые исследуются в процессе решения изначальных проблемных задач; формирование поисковых продуктивных процессов мышления, конкретно-ситуативное миследеяние, которые охватывают познавательную мотивацию, интеллектуальную волевую активность, поиск неизвестных элементов знаний и становление психических новообразований – потребностей, мотивов, установок, обобщений, самооценок, мыслительных операций и т.д. [3, с.45].

Таким образом, психодидактические условия развития профессиональных творческих способностей будущих практических психологов определяем как такую организацию образовательного процесса подготовки психологов, а именно учебно-продуктивной деятельности, которая способствует творческому отношению будущих специалистов к психологической деятельности, развитию их личности как активного, творческого субъекта этой деятельности из развитыми профессионально значимыми качествами, формированию творческой личности и творческого потенциала психолога-профессионала. К таким условиям, прежде всего, относятся: возникновение в студента познавательно-творческой потребности в овладении учебным материалом или образовательным содержанием; становление творческой активности студента во время поиска более обобщенных знаний, которые обеспечивают осуществление учебно-продуктивной деятельности; реализация предыдущего учебного опыта с целью постановки задачи поисково-креативной деятельности; формирование способности к оригинальности, нестандартного решения учебно-профессиональных задач и создание творческого продукта. Реализация вышеупомянутых психодидактических условий во время организации образовательного процесса подготовки психологов и развития их профессиональных творческих способностей способствует становлению студента как творческой личности, которая приобрела для актуализации своих творческих способностей дополнительные профессионально значимые возможности и качества, что создает возможность достижения творческих результатов в продуктивной психологической деятельности.


Библиографический список
  1. Панок В.Г. Практична психологія. Теоретико-методологічні засади розвитку: монографія. Чернівці: Технодрук, 2010. 486 с.
  2. Панок В. Професійне становлення практичних психологів: досвід і перспектива // Психологія і суспільство. 2013. №3. С.135-141.
  3.  Фурман А.В. Теорія навчальних проблемних ситуацій: психолого-педагогічний аспект: монографія. Тернопіль: Астон, 2007. 164 с.


Все статьи автора «Shandruk»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация