УДК 378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ

Куликова Елена Александровна
Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), г. Екатеринбург
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление в социальных и экономических системах»

Аннотация
Рассматриваются общие положения, касающиеся обучающей деятельности педагога, и специфика обучения менеджменту. Анализируются особенности преподавания дисциплин «Менеджмент инноваций» и «Риск-менеджмент» студентам, обучающимся в магистратуре транспортного вуза по техническим направлениям подготовки. Обосновывается необходимость учета знаниевого и личностного профиля обучающихся для максимально эффективной организации и реализации процесса обучения. Рассматриваются возможности активизации и совершенствования обучающей деятельности педагога.

Ключевые слова: методика обучения, обучающая деятельность педагога, педагогическое новаторство, педагогическое творчество, профиль обучающихся, процесс обучения, содержание образования


THE IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF A TEACHER IN THE PROCESS OF PREPARATION OF MASTERS IN THE TRANSPORT UNIVERSITY

Kulikova Elena Alexandrovna
Ural State University of Railway Transport (USURT), Ekaterinburg
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of «Management in social and economic systems»

Abstract
Discusses general provisions relating to educational activity of a teacher, and specific management training. Analyses the peculiarities of teaching of disciplines of «Management innovation» and «Risk management» students in the master of transport technical University areas of training. The necessity of accounting knowledge and personal profile of the students for the most efficient organization and implementation of the learning process. Discusses the possibility of enhancing and improving the educational activity of a teacher.

Keywords: educational content, pedagogical creativity, pedagogical innovation, profile of students, teaching methodology, the instructional activities of the teacher, the process of learning


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Е.А. Совершенствование обучающей деятельности педагога в процессе подготовки магистров в транспортном вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57052 (дата обращения: 22.11.2016).

Инновационная экономика требует профессионалов, ориентированных на активное творчество. Лидерами в конкурентной борьбе становятся те организации, которые в состоянии аккумулировать у себя необходимый комплекс знаний, персонал которых способен эти знания воспринимать, применять и обновлять, а также генерировать новые [1]. Инновации рискованны, но только их непрерывное внедрение обеспечивает организациям устойчивые конкурентные преимущества.

Основа решения проблемы реформирования всей российской промышленности, в том числе и транспортной отрасли, − сфера профессионального образования.

Инновационная деятельность − междисциплинарная сфера, а каждой отрасли присущи специфические риски и особенности разработки и выведения на рынок новых технологий и продукции. За рубежом управлению инновациями и рисками обучают после овладения специальностью в конкретной предметной области.

Меняются парадигмы образования, учебные планы и программы, но вопрос качества обучения по-прежнему стоит достаточно остро. Поэтому важно ответить на вопрос: «Каким образом должна трансформироваться обучающая деятельность педагога, и что необходимо изменить в содержании и методах обучения?» [2].

Рассмотрим общие положения, касающиеся обучающей деятельности педагога, и особенности процесса обучения менеджменту.

Обучающая деятельность педагога направлена на формирование компетентности и компетенций обучаемых, включая одновременно цели развития и воспитания личности.

Понятие «обучающая деятельность педагога» характеризует деятельность педагога в процессе любого организованного познания; в частности, она осуществляется и в процессе преподавания учебной дисциплины.

Все, что делается в учебном процессе преподавателем, направлено на то, чтобы как можно лучше функционировало звено: субъект (обучающийся) – деятельность (учебно-познавательная) – объект (содержание).

Главное для обучающегося как субъекта – его учебно-познавательная деятельность, через которую он связан с объектом познания (содержанием образования) [3].

Внимание педагога направлено, прежде всего, на отбор содержания образования − системы научных знаний и практических умений, которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе обучения [4].

Отношение к содержанию в обучении двояко: с одной стороны, оно является известным (для общества и его представителя в учебном процессе – преподавателя) и вполне определенным; с другой стороны, оно – то неизвестное, что предстоит познать обучающемуся в процессе обучения. Поэтому отношение к учебному материалу различно. Для преподавателя это то, что необходимо максимально эффективно передать обучающемуся, а для обучающегося учебный материал – главный объект его деятельности.

Учебно-познавательная деятельность будет успешна лишь при сознательном отношении к ней обучающегося. Определенное отношение обучающегося к знаниям и их получению составляет суть сознательности учения [3].

Прежде чем говорить о принципиальных особенностях обучения менеджменту, следует рассмотреть специфику менеджмента как учебной дисциплины.

Менеджмент – это, во-первых, междисциплинарная наука, включающая в себя концепции экономики, социологии, психологии, теории систем и др.; во-вторых, управление в организации, где на первом месте стоит человек с его интересами и возможностями; в-третьих, практическая дисциплина, в основе которой лежат не только знания, но и действия, и умения человека.

Раньше обучающихся учили принимать решение, опираясь на информацию и логику. Порядок операций выглядел так: вербализация проблемы, перечень альтернатив, сбор данных, оценка возможностей. Теперь им порой необходимо сформулировать решение до того, как они успели осмыслить ситуацию.

Эпоха стандартных решений проходит и выигрывает тот, кто умеет действовать не по готовым рецептам быстро и решительно в условиях, когда информации нет или она противоречива. Логика в таких ситуациях бессильна и на помощь приходит интуиция. Риски взвешивает шестое чувство, а не интеллект.

Обучение менеджменту связано с побуждением к совершенствованию, развитию не только профессиональных, но и личностных качеств, повышению требований к самому себе, а также развитию и обучению других.

Все вышеперечисленные особенности приводят к тому, что обучение традиционными методами становится неэффективным, и это необходимо учитывать в содержании программ и методике преподавания.

Программы обучения должны учитывать практическую направленность менеджмента и представляться не только в содержательном, но и прикладном аспекте для формирования необходимых компетенций, а содержание программ соответствовать основным задачам, которые предстоит выполнять будущему специалисту, а не концентрироваться только на приобретении знаний.

Самая большая сложность в обучении менеджменту состоит в формировании и развитии таких качеств, как «видение», умение ставить цель. Эти качества столь же сложны для понимания, как и интуиция, и проявляются в смелости, предприимчивости, находить новое, быть непредсказуемыми. В содержании программ и методике обучения необходимо предусмотреть возможности развития подобных качеств.

Учеба должна готовить к решению будущих задач, а обучение без исследований, в лучшем случае, представляет собой «натаскивание» на решение задач сегодняшнего дня [2].

Менеджерские компетенции можно сформировать только в действии, на собственном опыте.

Один из способов – обучение методом сравнения. Сопоставление различных организаций с обязательным объяснением отличий, позволяет сформировать определенный образ мышления, что приводит к концептуализации полученного опыта, но это должны быть собственные концепции, основанные на личном опыте. Сама необходимость объяснения, почему ты делаешь то, что делаешь, причем тем, а не иным образом, концентрирует внимание, заставляет обучающихся развивать концептуальное мышление. Подобное изменение установок позволяет отойти от испытанных способов решения проблем, известных из прошлого опыта. Обучение через сравнение способствует изменению восприятия и приобретению нового опыта.

Подготовка специалиста – это не просто передача знаний от преподавателя студенту, но и активная самоподготовка, т. е. получение знаний из собственного опыта, где ответственность за результат обучения несет сам обучающийся.

Без самостоятельности в действиях результатом обучения будут хорошие исполнители, эффективно выполняющие поручения свыше, но испытывающие затруднения при определении направления деятельности, выборе средств и методов достижения результата [2].

Развитию самостоятельности в действиях способствует изменение направленности обучения от стиля «мышление – деятельность» – через замыслы к результату, к стилю «деятельность – мышление» – сначала действовать, экспериментировать, получать опыт, а затем осмысливать результаты действий. Помогают реализовать данный стиль исследовательские программы, обучение методом сравнения, активные методы обучения.

Основой для формирования эффективной программы обучения менеджменту должна быть единая логика работы менеджера, которая заключается в грамотной постановке цели и выборе оптимального способа ее достижения, получения запланированного результата.

Многие технические вузы и университеты ограничены в возможностях готовить кадры для «инновационного рывка», поскольку отсутствуют педагоги-профессионалы, способные учить новым, сложным областям знаний.

Обучение менеджменту должно ориентироваться на актуальные проблемы и задачи отрасли (предприятия) и на опережающую подготовку специалистов для достижения перспективных целей [1].

Следовательно, необходимо периодически пересматривать как содержание, так и методику обучения менеджменту, проектировать технологии обучения, оптимизировать учебный процесс, обосновывая выбор наилучшего варианта его построения, форм, методов и средств обучения.

Таким образом, с точки зрения педагогики обучение менеджменту предполагает на основе развития междисциплинарного подхода разработку и использование инновационных обучающих технологий, имеющих практическую направленность и способствующих формированию необходимых компетенций.

Именно междисциплинарный подход позволяет педагогу экспериментировать и заниматься педагогическим творчеством, разрабатывая и применяя на практике различные авторские методики.

Педагогическое творчество дает возможность вносить в учебную деятельность те или иные методические модификации, рационализировать приемы и методы обучения без какой-либо ломки педагогического процесса.

Профессионализм и мастерство, обеспечивающие эффективность учебного процесса, способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности педагога и переходу на высший уровень профессиональной деятельности преподавателя − педагогическое новаторство, которое органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и значительно изменяет и повышает их качество [4].

Таким образом, специфика процесса обучения менеджменту обязывает педагога постоянно активизировать и совершенствовать обучающую деятельность.

Появление дисциплин «Менеджмент инноваций» и «Риск-менеджмент» в программах подготовки магистров по техническим направлениям не случайно, а абсолютно оправдано требованиями рыночной экономики к уровню профессиональной подготовки специалистов.

В Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС) данные дисциплины присутствуют в учебных планах подготовки магистров по направлениям: 190600.68 − Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; 190700.68 − Технология транспортных процессов; 190100.68 − Наземные транспортно-технологические комплексы; 140400.68 − Электроэнергетика и электротехника.

Опыт преподавания курсов автором статьи показал следующее.

Резко повышаются требования к профессионализму и уровню компетентности педагога, участвующего в реализации магистерских программ. Детального знания своего учебного предмета в данном случае явно недостаточно, для формирования требуемых образовательными программами компетенций педагогу необходимо иметь инженерные знания и хорошо ориентироваться в сфере будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Усложняет реализацию образовательного процесса и малое количество часов, запланированное для дисциплин, в лучшем случае − это 14 часов лекционных (присутствуют не во всех учебных планах) и 14−18 часов практических занятий.

Следовательно, необходимо обязательно рассматривать взаимосвязи курсов «Менеджмент инноваций» и «Риск-менеджмент» с управленческими дисциплинами, изученными ранее, и другими предметами учебного плана подготовки магистров, и проектировать процесс обучения с учетом межпредметных связей.

Для максимально эффективной организации и реализации процесса обучения необходимо также учесть знаниевый и личностный профиль обучающихся.

Часто обучающиеся − это молодые люди с невысокой мотивацией, как правило, испытывающие антипатию к гуманитарным и экономическим дисциплинам, иногда с желанием получить лишь документ об образовании, а не знания. У многих из них слишком слабая базовая подготовка по программам бакалавриата или специалитета; практически отсутствуют знания основ менеджмента и других управленческих и экономических дисциплин, в том числе и понятийного аппарата; трудности в восприятии больших объемов новой информации; не сформированы должным образом коммуникативная компетентность, умение самостоятельно получать знания и сознательное отношение к учению, от которого в первую очередь зависит успешность обучения.

При отборе содержания необходимо учитывать и прагматизм обучающихся, проявляющийся в попытке понять какую практическую пользу приносит та или иная тема. Поэтому объемные теоретические разделы, абстрактные концепции, модели, не имеющие очевидного применения на практике, становятся им неинтересны и плохо усваиваются [5].

Очевидно, что процесс обучения необходимо максимально ориентировать на практику. Применению знаний способствуют интегрированные кейсы, групповое решение проблем, активные методы обучения, позволяющие не столько проверить на практике приобретенные знания, сколько из собственной деятельности приобрести знания и новый опыт [2].

К сожалению, в учебных планах отсутствуют контрольные или курсовые работы, самостоятельное выполнение которых позволило бы обучающимся получить ответы на сложные вопросы, возникающие при разработке и продвижении на рынок новых технологий или продуктов и связанных с этим рисков. Активное взаимодействие с преподавателем при решении поставленных в работе задач способствовало бы формированию навыков практической исследовательской деятельности и создавало основу для работы над магистерской диссертацией.

Довольно сложно сформировать требуемые образовательными программами компетенции в отведенное учебными планами малое количество часов и при практически полном отсутствии у обучающихся знаний в области управления. Максимально эффективно использовать аудиторное время можно лишь при условии подготовленности обучающихся к занятиям. Поэтому обучение менеджменту инноваций и риск-менеджменту предполагает значительный объем самостоятельной работы.

Самостоятельная учебная деятельность осуществляется без непосредственного участия преподавателя. Основная задача педагога − организовать самостоятельную работу в соответствии с календарным планом освоения дисциплины и обеспечить ее всем необходимым, например, комплектом электронных материалов и возможностью доступа к интернет-ресурсу педагога.

Комплект электронных материалов должен как минимум включать в себя соответствующее программе дисциплины базовое учебное пособие, практикум, понятийно-терминологический словарь и вопросы к зачету (экзамену).

Активная самоподготовка обучающихся создает основу для проведения и лекционных, и практических занятий в форме беседы. Беседа − диалогический метод изложения учебного материала, заключающийся в том, что педагог путем специально поставленных вопросов побуждает обучающихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к теоретическим выводам и обобщениям [4].

Также актуально проблемное преподавание, представляющее собой деятельность педагога по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его полным или частичным объяснением и управлению деятельностью обучаемых, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения [4]. Осложняет его реализацию неподготовленность обучающихся к аудиторным занятиям из-за не умения самостоятельно осваивать материал дисциплины или игнорирования процедуры самоподготовки.

Учитывая положительное отношение обучающихся к информационным технологиям, при реализации педагогического процесса необходимо использовать возможности обучающих и прикладных профессиональных программы, образовательных ресурсов учебного заведения и интернет-ресурса, создаваемого педагогом.

Оперативно обновляя контент интернет-ресурса в соответствии с изменениями как в области будущей профессиональной деятельности обучающихся, так и в российской экономике в целом, педагог ориентирует процесс обучения на решение актуальных прикладных задач.

Сдерживающими факторами здесь могут быть уровень подготовки преподавателя к активному использованию информационных технологий в учебном процессе и отсутствие в образовательном учреждении возможностей для создания интернет-ресурса.

Основная задача педагога таким образом спроектировать процесс обучения, чтобы минимизировать негативное влияние вышеперечисленных объективных факторов.

Исследовательско-творческая деятельность должна присутствовать в работе каждого педагога-профессионала. Программы подготовки магистров, повышая требования к педагогической квалификации и профессионализму, открывают неограниченные возможности для совершенствования обучающей деятельности педагога.

Активное педагогическое творчество и новаторство способствуют разрешению большинства проблем, возникающих при реализации образовательного процесса, а следовательно, его оптимизации, повышению эффективности и качества.

Таким образом, при наличии в образовательном учреждении педагогов-новаторов, стремящихся к профессиональному росту и развитию, возможна высококачественная реализация процесса подготовки магистров технических направлений в областях управления инновациями и рисками.


Библиографический список
  1. Куликова Е.А. Инновационная экономика и проблемы профессионального образования // Организация производства. Логистика на транспорте : сб. науч. тр. / Под ред. В.М. Самуйлова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та путей сообщения, 2007. – С. 110–115.
  2. Куликова Е.А., Нарваткина Н.С. Совершенствование процесса обучения менеджменту / Частные вопросы образовательных технологий : сб. научн.-метод. материалов. – Вып. 4. – Екатеринбург : Урал. гос. ун-т путей сообщ., 2005. – С. 79−84.
  3. Куликова Е.А. Образовательный интернет-ресурс как средство активизации обучающей деятельности педагогов : монография. – Екатеринбург : УрГУПС, 2012. − 104 с.
  4. Педагогика : учеб. пособие. – 5-е изд., доп. и перераб. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.
  5. Мищенко С.А. Проблемы преподавания курса «Информационные технологии в менеджменте» (ИТвМ) в университетском бизнес-образовании // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации : материалы Десятой открытой Всероссийской конференции (16–18 мая 2012 года). − М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. − С. 88−90.


Все статьи автора «Куликова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация