УДК 004

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ SMART СИСТЕМЫ

Шакирова Зульфия Ханифовна
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация
Самостоятельная работа студентов - важная часть современного обучения. Ныне действующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования требует от ВУЗов отводить под самостоятельную работу обучающихся значительную часть времени. При чём, одним из требований стандарта, является использование информационных технологий на всех этапах обучения. Ныне популярные smart системы прекрасно подходят для реализации требований стандарта и организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: компетенция. ФГОС ВО, самостоятельная работа студентов


INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WITH THE SMART SYSTEM

Shakirova Zulfiya Khanifovna
Kazan national research technological university

Abstract
Independent work of students - an important part of modern education. According to federal state educational standard of higher education the universities have to provide a lot of time to the individual work of students. Also one of the requirements of the standard is the use of information technologies at all stages of education. Popular smart systems are great for implementing the requirements of the standard and the organization of students independent work.

Keywords: smart education, smart обучение


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шакирова З.Х. Самостоятельная работа студентов посредством Smart системы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56996 (дата обращения: 20.11.2016).

С принятием ФГОС третьего поколения весь упор образовательной деятельности направлен не на содержание, а на результаты обучения, которые описывается совокупностью компетенций выпускника.

Формирование компетенций очень редко достигается только при помощи теории. Необходимо, чтобы компетенция вырабатывалась путём сочетания разных форм обучения: когда лекционный материал разбирается на семинарских занятиях, отрабатывается на практике и конкретизируется в ходе самостоятельной работы, чаще с применением информационных технологий. [1]

Так, начиная с ФГОС ВПО третьего поколения, высшим учебным заведениям требуется отводить значительную часть времени самостоятельной работе, практическим и лабораторным занятиям студентов.

Самостоятельная работа студентов состоит из учебной, научно-исследовательской и общественно-значимой деятельности студентов, которая направлена на развитие и укрепление общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельную работу студентов можно считать одной из самых востребованных профессиональных качеств, универсальной компетенцией, которая применима к любому роду деятельности, поскольку формирование профессиональных компетенций находится в тончайшей связи с опытом организации самостоятельной работы. Выпускнику будет сложно, если при окончании ВУЗа не будет иметь навыков самостоятельного приобретения знаний и повседневного самообразования. [2]

Самостоятельная работа развивает и расширяет полученные в ходе образовательной деятельности знания и умения, формируются познавательные способности, студент становится более ответственным и организованным.

Любые самостоятельные работы (написание рефератов, научных статей, выполнение практических заданий, подготовка докладов, оформление отчётов и другие) стимулируют обучающихся к применению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Студент становится активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения.

Одной из главных требований ныне действующего ФГОС ВО (ФГОС 3+) является использование информационных технологий на всех этапах обучения в высших учебных заведениях.

«Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), как на территории организации, так и вне ее.» [3]

Smart education, или smart образование, распространённое во многих развитых странах и ещё неплотно вошедшее в ВУЗы нашей страны, является ярким примером реализации требований данного стандарта.

Smart образование заключается в осуществлении образовательной деятельности в Интернете со свободным доступом для студентов, индивидуальным подходом к каждому обучающемуся (программа обучения формируется на основе уровня входных компетенций), обеспечением двухсторонней связи между преподавателем и студентом, обменом знаниями и опытом, автоматизацией административных задач. [2]

В smart образовании основной упор делается на информационные технологии. Весь учебный процесс организован на применении инноваций и Интернета.

Бесшовность, или свойство совместимости программ в разных операционных системах, определяет равные возможности и позволяет студентам не зависеть от устройств и гаджетов, что гарантирует непрерывность и мобильность доступа к данным. [1]

Учащиеся и преподаватели обладают полной автономией. Для доступа в систему необходимо любое мобильное устройство с выходом в глобальную сеть. Подобное образование позволяет самому составлять план обучения, когда и где это удобно.

Наряду с традиционными формами, контроль самостоятельной работы может быть основан на рейтинговой системе, которая предполагает регулярное отслеживание качества овладения знаниями и умениями, выполнение планового объема самостоятельной работы. Результаты освоения вносятся в индивидуальное портфолио с возможностью визуализация при помощи графиков и таблиц.

Так что же даёт smart система студентам для самостоятельной работы?

  • Индивидуализация обучения (подбор учебной программы в соответствии с уровнем знаний и умений студента);
  • доступ к теоретическим материалам, тестовым и практическим заданиям  из любого места, в любое время;
  • возможность чтения дополнительной литературы в сети Интернет;
  • мультимедийные курсы,
  • обеспечение обратной связи с преподавателем и другими студентами (здесь преподавателю необходимо оказывать студенту помощь, которая состоит из этапов построения алгоритма выполнения работы, поиска ответов, отбора и систематизации результатов, их анализа и оценки, подведения итогов работы);
  • диагностика успеваемости посредством веб-портфолио, что позволяет студентам проводить самоанализ и выстраивать индивидуальную траекторию самообучения [5];
  • использование системы в качестве справочного источника (получение из Smart среды разного вида организационной информации).

Для организации самостоятельной работы преподавателям необходимо обеспечить все необходимые условия и поддерживать весь процесс данного вида обучения. Кафедра должна сопровождать обучение необходимым материально-техническим и методическим обеспечением и иметь в штате сотрудников с высоким уровнем информационной компетентности.

Познавательную активность у студентов необходимо формировать через такую организацию учебного процесса, когда самостоятельная работа одним из главных составляющих. Цель заключается в том, чтобы «научить студентов учиться», то есть научить студента самостоятельно использовать свой интеллектуальный, психологический и творческий ресурс, а не винить его в незнании материала. Нельзя требовать от обучающегося выучить что-либо, чтобы не получить неудовлетворительную оценку, необходимо, чтобы студент осознанно занимался познавательной деятельностью, то есть хотел развивать профессионально значимые знания и умения для того, чтобы обеспечить себе преимущества на высококонкурентном рынке труда.

Самостоятельная работа студентов дает положительные результаты только тогда, когда студент имеет серьезную и устойчивую мотивацию, которая является одним из главных элементов учебного процесса и проводится с необходимой периодичностью.


Библиографический список
  1. Шакирова З.Х. Smart системы в сфере высшего образования [Электронный ресурс] / З.Х. Шакирова, Д.А. Ахметшин // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №7. Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56409 (дата обращения: 09.08.2015).
  2. Михалищева М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [Текст] / М. А. Михалищева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.
  3. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 №1402 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2014 №35027). – Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172004 (дата обращения: 09.08.2015).
  4. Шакирова З.Х. Smart образование в магистратуре [Электронный ресурс] / З.Х. Шакирова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №1. Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43144 (дата обращения: 09.08.2015).
  5. Шакирова З.Х. Место тестирования в smart системе [Текст] / З.Х. Шакирова // Материалы научных конференций: Научные дискуссии: Современные технологии и технический прогресс: сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции.  (22 июня 2015 г., город Воронеж), 2015. – с.40-43.


Все статьи автора «Шакирова Зульфия Ханифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация