УДК 338.2

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Игнатенко Владислава Александровна
Институт туризма и гостеприимства (филиал) (Москва) Российский государственный университет туризма и сервиса

Аннотация
Автором рассмотрены наиболее существенные направления бюджетной политики Росси на период с 2016 по 2018 годы, задачи бюджетной политики, основные параметры бюджетов бюджетной системы РФ данного периода и достигнутые на сегодняшний день результаты.

Ключевые слова: антикризисные меры, бюджетная политика, долгосрочная устойчивость бюджетов, стабилизация экономики


BUDGETARY POLICY OF RUSSIA: PRIORITIES

Ignatenko Vladislavа Alexandrovna
Institute of tourism and hospitality (branch) (Moscow) Russian state University of tourism and service

Abstract
The author considers the most essential directions of budgetary policy for Russia in the period from 2016 to 2018, objectives of fiscal policy, the main parameters of the budget system of the Russian Federation for the period and achieved to date.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатенко В.А. Бюджетная политика России: приоритетные направления // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56919 (дата обращения: 19.11.2016).

Современная экономическая ситуация порождает необходимость повышения результативности бюджетных расходов, реформирования существующих инструментов реализации бюджетной политики, диктует обязательность вовлечения граждан государства в процедуры обсуждения и формирования бюджетных решений. Падение цен на нефть, дефицит государственного бюджета, резкое снижение валютного курса национальной валюты, введение экономических санкций, требуют  качественно новых подходов к формированию дальнейшей бюджетной политики государства.

Одной из основных задач в среднесрочном периоде является сохранение финансовой стабильности. Сформированный  в составе федерального бюджета «антикризисный фонд» предоставляет возможность  реализации разноплановых мер по поддержке предпринимательства, отраслей экономики. Активно осуществляется социальная поддержка граждан, при отсутствии сокращения существующих на данный момент социальных обязательств.

Приняты конкретные антиинфляционные меры.

Для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетов, начиная с 2015 года, одновременно с проектом бюджета, на рассмотрение будут представлен  долгосрочный бюджетный прогноз. С целью роста эффективности бюджетных расходов сформирована нормативно-правовая база в области государственных закупок. Созданы новые механизмы финансирования развития инфраструктуры, осуществлено содействие в обеспечении  сбалансированности  региональных  и  местных  бюджетов, улучшено качество работы контрольных органов, функционирует государственная  информационная  система управления общественными  финансами  «Электронный  бюджет», осуществляется деятельность  по повышению открытости и понятности бюджетов.

В 2015 году произошло ухудшение экономической ситуации:  падение цен на нефть, снизился ВВП, выявлена отрицательная динамика по инвестициям в основной капитал,  реальным располагаемым денежным доходам и промышленному производству. Предполагается дальнейший отток капитала, рост уровня безработицы, снижение уровня заработной платы вплоть до 2018 года. Отмечается неблагоприятное влияние демографического фактора.

К положительным тенденциям следует отнести планирование повышения инвестиционной  активности            и   потребительского   спроса, рост промышленного производства, замедление роста цен,

Реструктуризация экономики России направлена на  перераспределение национального дохода от населения к корпоративному сектору, создавая, тем самым, финансовую базу для потенциальных инвестиций. Изменение уровня цен способствует перемещению финансовых и трудовых ресурсов в торговлю, где наблюдается рост  доходности на вложенный капитал.

Одним из направлений бюджетной политики РФ на 2016-2018 годы является снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ от средств федерального бюджета, что станет возможным благодаря проводимой в стране пенсионной реформе,  реализуемой в три этапа. Первый этап рассчитан на период 2013 -2015 гг.; второй этап продлится с 2016 г. по 2020 г., третий этап будет реализован в период с 2021 г. по 2030 г. [2].

К основным задачам государства в рамках повышения эффективности бюджетных расходов можно отнести:

-дальнейшее развитие инструментов программно-целевого аппарата и    бюджетирования;

-выработку механизмов роста качества государственных услуг;

-совершенствование контрольных мероприятий;

-формирование системы аудита эффективности государственных программ;
своевременное нормативно-правовое обеспечение всех проводимых процедур;

-создание эффективного  финансового менеджмента бюджетной сферы;

-создание  системы аудита эффективности государственных программ,

-рост эффективности процесса проведения государственных закупок.

На  период с 2016 года по  2018 год прогнозируется снижение доходов и расходов относительно ВВП, при снижении до 1% в 2018 году уровня дефицита бюджета. Доля федерального бюджета в доходах бюджетной    системы снизится с 48,3% в 2015 году до 47,9 % в 2018 году [3].

В данном периоде прогнозируется рост доли доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на 0,2%, а рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ может составить 0,5%, при этом доля расходов федерального бюджета снизится к 2018 году на 2,2%. Прогнозируется увеличение доли расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на 1,5% [3].

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся на сегодня  в России, требует постоянной корректировки запланированных мероприятий с учетом полученных ранее результатов, и внешняя оценка показывает, что Россия успешно справляется со сложившейся обстановкой. В качестве примера можно привести ежегодный рейтинг Всемирного банка, который формируется  в 180 государствах мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. Рейтинг основан на  10 индикаторах регулирования предпринимательской деятельности. В период с 2010 г. по 2015 г. положение России значительно улучшилось, с 120 места до 62 [1].

Таким образом, комплексный подход к обеспечению устойчивости бюджетов, запланированный на среднесрочную перспективу, способен минимизировать существующие и прогнозируемые  экономические риски, способствовать стабилизации экономики страны.


Библиографический список
  1. Евдокимова Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ/ Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 296-299.
  2. Евдокимова Ю.В. Евдокимова Ю.В. Основные направления пенсионной реформы в РФ/ Современные научные исследования и инновации. 2013. №10 (30). С.29
  3. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 02.08.2015) URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2015/07/main/Proekt_ONBP_2016-18.pdf


Все статьи автора «Игнатенко Владислава Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация