УДК 336.1

ВЛИЯНИЕ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Кцоева Евдокия Руслановна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студентка 4-го курса Финансово-экономического факультета

Аннотация
В статье отмечается, что основными методами финансового регулирования сельскохозяйственной отрасли экономики России, которые используются органами государственной власти и органами местного самоуправления, являются бюджетные, налоговые, неналоговые и иные методы. Анализируются проблемы применения методов финансового регулирования сельского хозяйства на практике и определяются пути их решения.

Ключевые слова: государственные и муниципальные гарантии, сельское хозяйство, специальные налоговые режимы, субсидии, таможенные пошлины


THE INFLUENCE OF THE METHODS OF STATE AND MUNICIPAL FINANCIAL REGULATION ON THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE

Ktsoeva Evdokia Ruslanovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
The 4th year student of the Finance and Economics Faculty

Abstract
The article notes that the basic methods of financial regulation of the agricultural sector of the Russian economy which are used by public authorities and local authorities are budgetary, tax, non-tax and other methods. The problems of practical usage of the financial regulation methods of agriculture are analyzed and the ways of its solution are determined.

Keywords: agriculture, customs duties? финансовое регулирование, financial regulation, special tax regimes, state and municipal guarantees, subsidies


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кцоева Е.Р. Влияние методов государственного и муниципального финансового регулирования на развитие сельского хозяйства // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56804 (дата обращения: 02.06.2017).

Научный руководитель: Горлова Оксана Степановна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры «Государственные и муниципальные финансы» 

Обеспечение достаточным объемом финансовых ресурсов наиболее приоритетных отраслей экономики является одной из первоочередных задач любого государства. И это вполне объяснимо: развитие отраслей национального хозяйства напрямую влияет на темпы экономического роста страны, уровень благосостояния ее граждан и, в конечном счете, позицию самого государства на мировой арене.

Механизм финансового регулирования сельского хозяйства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее – ОГВ и ОМСУ) предусматривает целую совокупность методов, которые можно сгруппировать следующим образом.

Рисунок 1 – Методы государственного и муниципального финансового регулирования

В настоящее время значительную роль в финансовом регулировании сельского хозяйства играют бюджетные методы, а именно субсидии и государственные и муниципальные гарантии.

Государственная поддержка в форме субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. по различным направлениям. Отметим, что согласно данным таблицы 1 в 2015 г. по сравнению с 2014 г. общий объем предусмотренных межбюджетных трансфертов в рамках данной госпрограммы увеличился на 10,4%; доля субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственной отрасли в расходах федерального бюджета также несколько возросла (+0,06%).

Таблица 1 – Объем государственной финансовой поддержки сельскохозяйственной отрасли в форме субсидий за 2013-2015 гг. [1]

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

Общий объем предусмотренных субсидий, млрд. руб.

197,67

170,15

187,86

Расходы федерального бюджета, млрд. руб.

13342,90

14830,60

15513,10

Доля субсидий в расходах федерального бюджета, %

1,48

1,15

1,21

Однако в условиях членства России в ВТО финансовое регулирование ОГВ и ОМСУ сельского хозяйства возможно только с применением косвенных методов поддержки, например, субсидии на 1 га, 1 кг, 1 л произведенной продукции. Следовательно, возникает проблема эффективности применения данного инструмента, который стимулирует отечественных аграриев к экстенсивному производству для привлечения больших объемов государственной помощи, а не интенсивному, предполагающему повышение урожайности. Ввиду сильной зависимости производителей от объемов финансовой поддержки со стороны государства решением поставленной проблемы может стать создание и использование при осуществлении субсидирования многофакторной модели, учитывающей не только объем посевной площади/произведенной продукции и плодородие/урожайность, но и прирост данных показателей за предыдущие периоды.

Особое значение в части предоставления субсидий отводится такому инструменту финансового регулирования отраслевых пропорций, как возмещение процентной ставки по кредитам сельхозпроизводителям за счет бюджетных средств. Однако данный метод финансового регулирования не учитывает реальное состояние банкового сектора и условия предоставления кредитов, так как в настоящее время предоставление кредитов коммерческими банками сельскохозяйственным организациям осуществляется на основе ключевой ставки, равной 11,5%, а государственная финансовая поддержка данных организаций в форме субсидирования ставки по кредиту за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации – на основе ставки рефинансирования, которая существенно ниже и составляет 8,5%.

Оценивая последствия применения этого инструмента на практике, необходимо отметить, что общий долг отрасли перед банками, по данным Банка России на 1 января 2015 г., составляет более 1 трлн. руб. Данный факт свидетельствует о сильной зависимости сельского хозяйства от заемных средств и необходимости совершенствования рассматриваемого бюджетного метода. Например, субсидирование ставок по кредитам на основе ключевой ставки Банка России способно снизить стоимость заемных средств и, как следствие, привести к появлению новых инвестиционных проектов в отрасли за счет более дешевых, в сравнении с собственными средствами, заемных финансовых ресурсов.

Предоставление государственных и муниципальных гарантий также выступает важным финансовым инструментом в регулировании отраслевых пропорций. Так, по решению Правительства Российской Федерации в 2014 г. было создано акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», учредителем которого является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данная организация предоставляет при отсутствии у сельхозпроизводителей залогового имущества государственные гарантии под небольшую ставку (около 1,25%), которые затем принимаются банками при выдаче кредитов [2].

Поскольку учредителем Агентства кредитных гарантий является орган государственной власти, возникает проблема ограниченной осведомленности о локальных финансовых потребностях сельхозпроизводителей на местном уровне. Эффективным методом гарантийного обеспечения в сельском хозяйстве может стать предоставление муниципальных гарантий. Основой этому может послужить создание подобной организации на муниципальном уровне.

Наиболее часто используемым ОГВ и ОМСУ налоговым методом финансового регулирования в сельском хозяйстве является введение специальных налоговых режимов [3, с. 89]. Основными преимуществами использования специальных налоговых режимов сельхозпроизводителями выступают отсутствие обязательств по уплате НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и упрощение системы ведения налогового учета.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации сельхозпроизводитель самостоятельно принимает решение о применении конкретной системы налогообложения:

-                   общий режим налогообложения;

-                   специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), упрощённая система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Однако, те хозяйствующие субъекты, которые применяют такие системы налогообложения, как ЕСХН, УСН и ЕНВД, обладают меньшей привлекательностью для контрагентов (покупателей товаров сельскохозяйственного назначения), нежели производители, исполняющие налоговые обязательства по общей системе налогообложения. Так, при использовании специального налогового режима в соответствии с налоговым законодательством сельхозпроизводитель освобождается от ведения журналов входящих и исходящих счетов-фактур по НДС, оформления самих счетов-фактур, следовательно, могут возникнуть следующие проблемы:

-                   уменьшение прибыли сельхозпроизводителя на сумму расходов по оплате «входного» НДС из-за невозможности заявления по нему налоговых вычетов в бюджет;

-                   невозможность выставления счетов-фактур покупателям для получения налоговых вычетов по «входному» НДС, что увеличивает их затраты на приобретение продукции.

Ряд экспертов отрасли считают целесообразным включить сельхозпроизводителей, применяющих специальный режим налогообложения, в число плательщиков НДС, это позволит хозяйствующим субъектам расширить круг контрагентов и увеличить товарооборот, что впоследствии приведет к увеличению выручки и постепенному расширению агробизнеса.

Проанализируем влияние неналоговых и иных методов государственного и муниципального финансового регулирования на развитие сельского хозяйства на примере таких инструментов, как таможенное регулирование и введение финансовых санкций. Представим таблицу изменения общего объема выручки от продажи (за минусом НДС и акцизов) организаций агропромышленного комплекса (далее – АПК) и объемов ввезенной на территорию Российской Федерации сельхозпродукции за 2012-2014 гг.

Таблица 2 – Динамика общего объема выручки организаций АПК и объема импортируемой сельскохозяйственной продукции на территорию Российской Федерации за 2012-2014 гг. [4]

2012 год

2013 год

2014 год

Изменение объема выручки от продажи (за минусом НДС, акцизов) организаций АПК, в % к предыдущему году

-5,3%

+12%

+10%

Изменение объема ввезенных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на территорию Российской Федерации, в % к предыдущему году

+5,4%

+6,0%

-8,0%

Снижение выручки от реализации российских компаний АПК в 2012 г. (-5,3%), с одной стороны, и рост объемов импортируемой продукции (+5,4%), с другой -объясняется существенным снижением ввозных таможенных пошлин (понижение тарифных ставок более чем на 4 процентных пункта) в связи с вступлением России в ВТО.

В 2013 г. посредством поддерживающих мер Правительства Российской Федерации началось наращивание отечественного производства: рост объема выручки в сравнении с 2012 г. составил 12%. Дальнейшее снижение барьеров также способствовало увеличению импорта на 6% [5].

Введение Правительством Российской Федерации в 2014 г. запрета на ввоз некоторых сельскохозяйственных товаров из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Норвегии послужило причиной снижения объемов импорта на 8%. Сокращение объемов ввозимой продукции способствовало активизации российских сельхозпроизводителей на отечественном рынке за счет уменьшения доли, занимаемой иностранными компаниями. Так, в 2014 г. наблюдается рост объемов выручки сельхозпроизводителей (+10%), что свидетельствует о положительном влиянии финансовых санкций на развитие отрасли.

Итак, на примере такой отрасли экономики, как сельское хозяйство было проанализировано влияние бюджетных, налоговых, неналоговых и иных методов финансового регулирования ОГВ и ОМСУ, выявлены проблемы применения данных методов на практике и определены пути их решения. Учитывая введение Россией ответных санкций в 2014 г., в целях снижения барьеров и устранения существующих проблем применения финансовых методов на практике дальнейшее государственное и муниципальное финансовое регулирование сельскохозяйственной отрасли экономики должно быть направлено на поддержание политики импортозамещения, проводимой государством.


Библиографический список
  1. Портал государственных программ Российской Федерации. URL: http://programs.gov.ru/ (дата обращения: 10.06.2015).
  2. Агентство кредитных гарантий. URL: http://www.acgrf.ru/ (дата обращения: 14.06.2015).
  3. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник / под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 551 с.
  4. Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК). URL: http://www.spark-interfax.ru (дата обращения: 20.06.2015).
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 17.06.2015).


Все статьи автора «Кцоева Евдокия Руслановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: