УДК 37.02

ОБ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Субботников Денис Юрьевич1, Черепанова Анастасия Евгеньевна2, Шанаева Наталья Георгиевна3, Штепа Юлия Петровна4
1Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, студент
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, студент
3Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, студент
4Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье описана одна из форм внеклассных мероприятий по информатике – турнир. Приводится подробное описание хода мероприятия, включающего разнообразные конкурсы, и критерии оценивания. Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса, расширение кругозора, актуализацию известной школьникам информации.

Ключевые слова: внеклассная работа, информатика, познавательный интерес, турнир


ABOUT ONE OF FORMS OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON INFORMATICS

Subbotnikov Denis Yuriyevich1, Cherepanova Anastasia Evgenyevna2, Shanaeva Natalia Georgievna3, Shtepa Julija Petrovna4
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
3Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
4Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of Computer Science

Abstract
The article describes a form of extra-curricular activities in computer science - a tournament. A detailed description of the progress of activities, including various competitions, and evaluation criteria. The event is aimed at the development of cognitive interest, broaden their horizons, updating the information known to pupils.

Keywords: cognitive interest, computer science, extracurricular activities, tournament


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Субботников Д.Ю., Черепанова А.Е., Шанаева Н.Г., Штепа Ю.П. Об одной из форм организации внеклассной работы по информатике // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56727 (дата обращения: 21.11.2016).

Внеклассная работа занимает важное место в структуре школьной жизни. Цели внеклассных мероприятий могут быть самые разные: дать ученикам дополнительную информацию, освежить информацию в памяти, расширить кругозор и т.д. Для многих учащихся, которые не очень успешны в учебе, это бывает единственной возможностью показать себя.

Анализ методических разработок практикующих педагогов (1-7) показывает, что наибольшей популярностью среди школьников пользуются предметные внеклассные мероприятия следующих видов: соревнования, турниры, викторины, олимпиады. Именно на таких мероприятиях присутствует дух соперничества, дающий возможность не только проявить знания и смекалку, но и лидерские качества, умение отстаивать собственное мнение и прислушиваться к мнению другого.

Приведем пример разработанного нами внеклассного мероприятия – турнира по информатике «Experts in informatics».

Для проведения мероприятия потребуется следующее оборудование:

1)      Компьютер

2)      Мультимедийный проектор

3)      Презентация

4)      Таблица подсчета баллов

5)      Секундомер

6)      Наградные материалы.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап

Группа учащихся разбивается на 4 команды. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды. Команды тянут жребий, определяющий порядок участия в первом конкурсе.

Конкурс «Разминка»

Ведущий: На слайде клетки с числами, обозначающими «стоимость» вопроса от 5 до 15 баллов. Команды по очереди называют клетку, и на слайде высвечивается вопрос. Если команда отвечает верно, то команда получает соответствующий балл. В случае неверного ответа, ход переходит к другой команде. На раздумья командам дается до 30 секунд.

Вопросы по 5 баллов:

  1. Система, обеспечивающая работу компьютера? (операционная)
  2. Какой класс компьютерных программ наиболее популярен среди школьников? (игра)
  3. Человек, взламывающий компьютерные программы (крэкер)
  4. Указатель местоположения на экране (курсор)
  5. Проблема, которую необходимо решить (задача)
  6. Так называют область ввода в диалоговых окнах, а еще оно бывает шахматное и футбольное  (Поле)
  7. Фанат компьютерных игр (геймер)
  8. Назовите антоним к слову виртуальный (реальный).

Вопросы по 10 баллов:

  1. Какая величина больше: 1 Мб или 1024 Кб? (они равны)
  2. Какой объем информации содержится в файле Блокнота, в котором написано слово КОМПЬЮТЕР? (9 байт)
  3. Как называется устройство, которое считывает информацию с листка бумаги и передает на компьютер ее электронную копию (сканер)
  4. Как называется основная микросхема компьютера (процессор)

Вопросы по 15 баллов:

  1. Как называется часть внутренней памяти компьютера, которая содержит программы и данные, использующиеся в данный момент (оперативная память)
  2. Какое понятие, переводимое с греческого как окружность, имеет отношение к устройству компьютера (периферия)
  3. На чем записывались первые программы (перфокарты)
  4. Этот венгро-американский математик еврейского происхождения разработал основные принципы построения и функционирования современных компьютеров (Джон фон Нейман)

Конкурс «Капитаны, напрягитесь!»

Ведущий: Каждый капитан принесет своей команде в этом конкурсе от 5 до 20 очков. Все вы, конечно, играли в игру «Города»?! Я (ведущий) называю вам некоторое исходное слово, а вы (капитаны) по очереди называете слова на последнюю букву предыдущего слова. Конечно же, слова должны иметь отношение к информатике. Это могут быть термины, единицы измерения информации, компоненты компьютера, фамилии ученых и т.д. Побеждает та команда, капитан которой последним назовет слово. Первый выбывший капитан заработает 5 очков, каждый следующий на 5 больше. Порядок участия капитанов определяется по результатам предыдущего конкурса. На раздумье не более 5 секунд. Итак, слово ИНФОРМАТИКА. Начинаем!!!

Конкурс «Узнай пословицу»

Ведущий: Команды, вы видите перед собой таблицу с переделанными на компьютерный лад русскими пословицами. На столах у вас лежат листы бумаги, куда вы запишите номер пословицы и правильный ее вариант. За каждый правильный ответ 1 балл. На конкурс отводится 5 минут. Итак, поехали!

  1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе кто ты (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе кто ты).
  2. Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь).
  3. В сонную лощину со своим компьютером не ездят (В Тулу со своим самоваром не ездят).
  4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет).
  5. Утопающий за F1 хватается (Утопающий за соломинку хватается).
  6. Вирусов бояться – в интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).
  7. Дорога не программа, дорог алгоритм (Дорог не подарок, дорого внимание).
  8. По компьютеру встречают, по программам провожают (По одежке встречают, по уму провожают).
  9. Не интернетом единым жив процессорный мир (Не хлебом единым жив человек).
  10.  На то и хакеры в интернете, чтобы Касперский не дремал (На то и щука в реке, чтобы карась не дремал).

Конкурс «Верите ли вы»

Конкурс прост. Я (ведущий) задаю вопрос команде «Верите ли вы, что…», а команда отвечает «да» или «нет». Итак, начали!!!

  1. Верите ли вы, что информацию на компьютере хранят в виде файлов (да).
  2. Верите ли вы, что в древности считали в двоичной системе счисления (нет).
  3. Верите ли вы, что графический способ записи алгоритмов это блок-схемы (да).
  4. Верите ли вы, что запись 14263 может быть числом пятеричной системы счисления (нет).
  5. Верите ли вы, что клавиатура это ручной манипулятор (нет).
  6. Верите ли вы, что самый древний носитель информации, использовавшийся для хранения, это камень (да).
  7. Верите ли вы, что векторное изображение при масштабировании не теряет качества (да).
  8. Верите ли вы, что программную или аппаратную ошибку называют баг (да).
  9. Верите ли вы, что любой нынешний домашний компьютер обладает мощностью больше, чем компьютер, управляющий полетом космического корабля (да).
  10. Верите ли вы, что в 1962 году из-за дефиса пропущенного в компьютерной программе пришлось взорвать ракету, стартовавшую с мыса Канаверал к Венере (да).
  11. Верите ли вы, что цифру ноль можно заменять прописной буквой «О» (нет).
  12. Верите ли вы, что клавиша END на клавиатуре ПК прекращает выполнение любых программ или сеансов оперативной связи (нет).
  13. Верите ли вы, что язык программирования Паскаль изобрел Блез Паскаль (нет).
  14. Верите ли вы, что 1 терабайт больше 1 эксабайта (нет).
  15. Верите ли вы, что улица в Редмонде, где располагается штаб-квартира компании Microsoft, называется Microsoft Way (да).

Рис. 1. Кубок победителей

Верите ли вы, что шестнадцатеричное число Е в десятичной системе счисления записывается как 13 (нет).

Итак, мы закончили с вами турнир. Самое время подвести итоги.

Данное мероприятие проводилось в лицее Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. Команда-победитель получила кубок, изготовленный собственноручно студентами – организаторами турнира (рисунок 1).


Библиографический список
  1. Горянская А.О.Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011.
  2. Зайцева С.Ф., Руденко Е.В. Внеклассное мероприятие по информатике «Самый умный» // URL: http://festival.1september.ru/articles/599357/
  3. Козлов С.В. Анализ результатов участия учащихся в дне науки по информатике в контексте организации профильного обучения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6373.
  4. Лавский С.А.Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980.
  5. Романова Л.А. Внеклассное мероприятие по информатике «С компом по жизни» URL: http://festival.1september.ru/articles/517100/.


Все статьи автора «Штепа Юлия Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация