В большинстве случаев, специалисты, отвечающие за организацию учёта энергоресурсов в управляющих компаниях, обслуживающих многоквартирные дома [3, 5]:
- не имеют чёткого и ясного представления о физических и технических основах измерений и учёта;
- не могут сформулировать основные технические требования к системе учета энергоресурсов;
- не владеют информацией о современном парке средств измерений, используемых в системах учета.
Результат:
- не обеспечивается единство измерений между поставщиками (исполнителями коммунальных услуг) и конечными потребителями энергоресурсов.
- не обеспечивается защита прав и законных интересов граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
- сохраняются относительно высокие, удельные величины потребления энергоресурсов (коммунальных услуг).
- низкая эффективность конечного использования энергоресурсов.
Следствия:
- Неподтверждённые коммерческие и технические потери в инженерных сетях при доставке энергоресурсов до конечного потребителя на уровне 20-40%, включаются в тарифы.
- Низкий уровень оплаты населением потребленных энергоресурсов из-за непрозрачности отношений.
Выходом из сложившейся ситуации может быть введение нового субъекта (участника) отношений в секторе ЖКХ – Оператора коммерческого учета (ОКУ) и определение строгого разграничения ответственности по учету и использованию показаний приборов учета между участниками рынка поставки энергетических и коммунальных ресурсов [1, 4].
Оператор коммерческого учета (ОКУ) – организация, специализирующаяся на измерениях и учете энергоресурсов, получающая из этих работ прибыль и инвестирующая средства в совершенствование систем учета энергоресурсов, в обеспечение их высокой надежности и точности [2].
Основная цель ОКУ – сбор, хранение, обработка и предоставление (продажа) объективной и достоверной информации о потребляемых энергоресурсах.
Рассмотрим наиболее проблемные зоны взаимодействия между субъектами рынка коммунальных услуг при отсутствии Оператора коммерческого учета.
Выделим две основные проблемные зоны взаимоотношений:
- организационная зона взаимоотношений;
- экономическая зона взаимоотношений.
Организационная зона взаимоотношений:
- Недостоверная информация: разрозненная, разноформатная статистическая отчетность по производству, транспортировке, потреблению коммунального ресурса.
- Отсутствие оперативного учета: невозможность сбора информации с приборов учета в реальном времени.
- Отсутствие дистанционного контроля технического состояния приборов учета, по большей части контроль осуществляется немотивированными участниками, до обнаружения неисправности прибора может пройти от 2-х недель до 2-х месяцев, что приводит к нормативному расчету на период поломки приборов.
- Работа в аварийно-восстановительном режиме технических служб ресурсоснабжающих организаций (РСО), подобное приводит к увеличению непроизводительных эксплуатационных затрат.
- Отсутствие достоверной статистики потребления и потерь отражается на формируемых данных для регулятора, что увеличивает вероятность утверждения неэффективных производственных и инвестиционных программ.
- Снижение качества коммунальных услуг, – высокий износ коммунальной инфраструктуры ведет к снижению качества поставляемого ресурса, отсутствие мониторинга качества коммунальных услуг по уровням (генерация, сети, внутридомовые сети) приводит к искажениям в оценке программ модернизации и отсутствию разделения ответственности.
Экономическая зона взаимоотношений.
Экономические проблемные зоны являются откликом на неэффективность управленческого взаимодействия.
- Недостоверная информация об объемах потребления энергоресурсов влечет за собой некорректную статистическую отчётность и невозможность экономически обосновать тарифы при их формировании. Это приводит к завышению или занижению тарифов на энергоресурсы, в том числе на коммунальные ресурсы для населения.
- Неструктурированная дебиторская задолженность по оплате за потребленные коммунальные ресурсы.
- Неэффективные инвестиционные программы, – основанием для формирования неэффективных программ является статистические данные потребления:
- снижение эффекта от инвестиций – несоответствие реальным условиям потребления и проектным экономическим показателям;
- увеличение срока окупаемости последующих программ, – каждая организация коммунального комплекса имеет свой предел модернизации и каждая последующая модернизация имеет свой период окупаемости, отличный от предыдущей, если производить модернизацию, основанную на недостоверных данных, эффективность её снижается, сроки окупаемости капитальных вложений увеличиваются.
- Неэффективные производственные программы, не отвечающие реальным требованиям и потребностям конечных потребителей:
- увеличение эксплуатационных расходов связанно с неоправданными техническими решениями, основанными на недостоверных данных потребления;
- снижение энергоэффективности происходит по причине неэффективности производственных программ, увеличения потерь (неиспользование ресурсов);
- увеличение эксплуатационных расходов снижает прибыльность РСО, приводит к увеличению тарифов для потребителей.
- Непрозрачность бизнеса.
Степень достоверности данных о потреблении услуг, расходах и доходах РСО недостаточно высока:
- увеличенные проценты по кредитам: непрозрачность бизнеса увеличивает инвестиционные риски, что приводит к увеличению ставки по кредиту;
- снижение объема иностранных инвестиций: непрозрачность бизнеса и другие факторы генерируют отрицательный инвестиционный климат.
- Отсутствие оперативного учета.
Невозможность сбора информации с приборов учета в реальном времени приводит к формированию кассового разрыва – промежутка времени между оказанием коммунальных услуг и их оплатой:
- использование кредитов с высоким процентом: кассовый разрыв вынуждает РСО прибегать к использованию кредитных инструментов, стоимость которых складывается на базе оценки рисков, которые, как указывалось выше, высоки из-за непрозрачности бизнеса;
- увеличение дебиторской задолженности: данная проблемная зона состоит из нескольких факторов, один из которых – оперативное принятие мер по взысканию дебиторской задолженности.
Ключевой проблемой всех административных уровней жилищно-коммунального комплекса является отсутствие непрерывной связи между процессами учета производства, транспортировки, сбыта, потребления коммунальных ресурсов и процессами проведения расчетов за них. Что в свою очередь не позволяет организовать целенаправленную и централизованную совместную работу по повышению эффективности и качества предоставления коммунальных ресурсов и сервисных услуг.
Оборудование и программное обеспечение автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета энергоресурсов (АИИС КУЭ) позволяют создать единое информационное пространство для поставщиков и потребителей коммунальных услуг, обеспечить их единообразной, объективной информацией с высочайшим уровнем достоверности и детализации.
В рамках создания АИИС КУЭ необходимо использовать единую инфраструктуру обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия, обеспечить совместимость государственных и муниципальных информационных систем. Интеграция ведомственных автоматизированных информационных систем в согласованных рамках позволит получить оперативный доступ и сбор актуальных ведомственных данных.
Реализация проекта создания оператора коммерческого учета, задачи которого направлены на создание многократно используемых компонентов типового программно-технического комплекса, и их интеграцию с отраслевыми и ведомственными информационными системами и ресурсами, позволит провести информатизацию различных организаций на основе единых системных подходов и технологических решений с учетом специфики каждого субъекта.
Реализация проекта обеспечит:
- единство принципов управления муниципальным образованием и его территориальными единицами, согласованной и скоординированной деятельности всех органов исполнительной власти;
- открытую среду информационного взаимодействия граждан, хозяйствующих субъектов и институтов исполнительной власти области по вопросам наиболее эффективного использования находящихся в их собственности или ведении активов и ресурсов;
- повышение эффективности деятельности территориальных органов исполнительной власти;
- повышение комфортности проживания граждан, открытость процессов управления областью и эффективность оказания государственных услуг органами исполнительной власти муниципальных образований, в том числе в режиме «одного окна».
Действия органов государственной власти и местного самоуправления по всем направлениям создания единого информационного пространства должны быть регламентированы законодательством, определяющим права и обязанности региональных органов власти и органов местного самоуправления по созданию государственных и муниципальных информационных ресурсов и организации доступа к ним, а также системой стандартизации и унификации форм документов, классификаторов, средств информационных технологий, протоколов связи и других средств информатизации.
Важным условием формирования информационных ресурсов на базе Оператора коммерческого учета является обеспечение кооперативных связей, как по горизонтали, так и по вертикали.
«Горизонтальная кооперация» необходима для создания единой методологии комплексного сбора первичной информации органами государственной власти и местного самоуправления о различных объектах, таких как юридические лица, географические объекты и др. Целью горизонтальной кооперации данного вида является сокращение затрат на подготовку первичной информации, которая должна предоставляться в государственные органы и в органы местного самоуправления в соответствии с законодательством.
«Вертикальная кооперация» основана на том, что на всех уровнях управления используется информации, созданная на местах, а также содержащаяся в межотраслевых банках данных, учитывающих потребности нескольких федеральных и региональных ведомств. В этом случае кооперация ставит целью сокращения затрат на обработку информации в различных ведомственных информационных системах.
Важным координирующим элементом единого информационного пространства Оператора коммерческого учета должен стать механизм регионального заказчика, который должен предусматривать проведение экспертизы проектов (в том числе оценку бюджетных запросов), организацию конкурсов на выполнение проектов, а также информирование общества об их результатах.
Общим инструментом, обеспечивающим учет информационных ресурсов, должен стать региональный сегмент ГИС ЖКХ (Государственной информационной системы ЖКХ), в котором будут представлены описания информационных массивов, баз данных и других видов информационных ресурсов [6, 7].
Библиографический список
- Григорьев, Е.В., Чаадаев, В.К. Системный подход к обоснованию внедрения инновационных технологий в сфере жилищно-коммунальных услуг [Текст] / Е.В. Григорьев, В.К. Чаадаев // Энергосбережение, 2010. – № 1. – С. 34-41.
- Чаадаева, В.В. Организация оператора учёта коммунальных ресурсов [Текст] / В.В. Чаадаева // Актуальные проблемы экономики в XXI веке: причины и решения: ХXІІ Международная научно-практическая конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Санкт-Петербург 14.06.2014г.) Центр экономических исследований – 174 стр. – С. 134-137.
- Чаадаева, В.В. Проблемы развития коммунального сектора [Текст] / В.В. Чаадаева // XX Международная научно-практическая конференция «Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития». – Новосибирск, 2015. – 241 с. – С. 231 – 235.
- Чаадаев, В.К. Реинжиниринг энергосбережения на основе современных информационных технологий [Текст] // Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности (МНПК «ЛЭРЭП-2-2007»): Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Т.2. – Саратов, 2007. – С. 87-90.
- Чаадаева, В.В. Характеристика, социальное и политическое значение коммунального сектора экономики [Текст] / В.В. Чаадаева // Научно-исследовательские публикации /сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Природа, экология и народное хозяйство» (24 апреля 2015 г. Воронеж). – Воронеж, 2015, Т.1. №3(23). – 134 с. – С. 89 – 93.
- Чаадаев, В.К., Чаадаева, В.В. Актуальные аспекты создания и развития единого информационного пространства ЖКХ [Текст] / В.К. Чаадаев, В.В. Чаадаева // Прогрессивные технологии развития». – 2013. – № 11. – С. 68-76.
- Чаадаев, В.К.. Чаадаева, В.В. Информационные ресурсы ЖКХ – создание, использование и эксплуатация // Международная научно-практическая конференция «Факторы повышения эффективности российской экономики», Краснодар, 2014. – С. 302-308.
Количество просмотров публикации: Please wait