УДК 33

РЕЦИКЛИНГ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОКРЫШЕК КАК ТОЧКА СОПРИКОСНОВЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ, МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОБЩЕСТВА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Пронькина Анна Владимировна1, Фролов Сергей Владимирович2
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Липецк, преподаватель кафедры Экономики и финансов
2Финансовый университет (Липецкий филиал), магистрант кафедры Менеджмент

Аннотация
В представленной статье рассматриваются возможные направления сотрудничества муниципальной власти и бизнеса в сфере переработки автомобильной резины - сфере, в которой пересекаются интересы общества, муниципалитетов и предпринимательства. Рассматриваются экономические, правовые и экологические аспекты рециклинга автомобильной резины, обобщается отечественный и зарубежный опыт в данной сфере.

Ключевые слова: вторичное сырье, переработка отходов, поддержка малого бизнеса, рециклинг шин, сотрудничество власти и бизнеса, экология


RECYCLING OF CAR TIRES AS THE COMMON POINT OF INTERESTS OF MUNICIPAL GOVERNMENT, SMALL BUSINESSES AND SOCIETY: ECONOMIC ASPECTS

Pronkina Anna Vladimirovna1, Frolov Sergey Vladimirovich2
1Lipetsk branch of the Russian Presidential Academy of national economy and public administration, lecturer of the Chair of Economics and finans
2Financial University (Lipetsk branch), undergraduate

Abstract
The present article discusses possible areas of cooperation between the municipal authorities and business in the direction of automotive rubber processing – in the area in which social, municipal and business interests intersect. Besides, the article covers economic, legal and environmental aspects of car tires recycling as well as summarizes domestic and foreign experience.

Keywords: environment, government and business cooperation, secondary raw materials, small business support, tire recycling, waste processing


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пронькина А.В., Фролов С.В. Рециклинг автомобильных покрышек как точка соприкосновения интересов муниципальных властей, малого предпринимательства и общества: экономические аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56264 (дата обращения: 20.11.2016).

Введение

Актуальность рециклинга бытовых отходов в наше время не вызывает сомнений. Важное место в этой сфере занимает проблема переработки отслужившей автомобильной резины: с одной стороны, рост их объемов влечет опасные экологические последствия, с другой стороны, это дешёвый  сырьевой ресурс. Ценный ресурс, не используемый в настоящее время полностью.

В стране в целом, и в том числе в Липецкой области, ежегодно растет число транспортных средств, соответственно, ежегодно увеличивается число изношенных автомобильных покрышек. Автомобильные покрышки являются сейчас самым многотоннажным полимерным отходом в мире.

Эксперты научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП) оценивают ежегодный объем выбывающих из эксплуатации автомобильных покрышек в России около 1  млн.  тонн  [6].  Из них в Москве накапливается около 70000-90000 тонн, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – около 60000 тонн. По оценке экспертов, вторичную переработку проходит только пятая часть отработанных автомобильных покрышек.[1]

Экологические аспекты рециклинга автомобильной резины

Данные отходы относятся к IV классу опасности, законодательство требуют особых мер по их хранению и переработке. Их временное складирование возможно только на специально оборудованных площадках, которые должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства. Покрышки подлежат передаче специализированным организациям для их вывоза, переработки, утилизации.

Складирование покрышек в непригодных местах (например, на придомовых территориях), отсутствие вывоза отработанных покрышек является нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, влекущим административную ответственность согласно ст. 8.2 КоАП РФ – штраф до 2 тысяч рублей для физических лиц и до 250 тысяч рублей для организаций [1].

Скопление отслуживших автомобильных покрышек без их переработки влечет ряд экологических проблем:

- длительный период разложения, так как они устойчивы к воздействиям внешних факторов: так, отработавшая зимняя резина распадается в земле более ста лет, и под воздействием солнца и воды старые покрышки и шины выделяют в почву и атмосферу токсичные вещества.

- угроза выделения ядовитых веществ при возгорании, в том числе канцерогенов (бифенил, бензаперен): из 1т сгоревших шин в окружающую среду попадает 270 кг сажи и 450кг токсичных газов, а высокая температура горения делает тушения такого пожара крайне сложным. Так, серьезные меры по организации рециклинга автопокрышек на государтсвенном уровне в США и Канаде были предприняты после пожара в г. Хагерсвилле, когда для  взятия под контроль пожара на огромной свалке старых шин потребовалось 17 дней, а убытки составили $12,6 млн. [8].

- занимает большую территорию, и при складировании или  захоронении,  создавая условия  для  размножения змей,  грызунов  и  насекомых,  переносчиков  инфекционных  заболеваний: зафиксированы случаи возникновения эпидемий.

Ресурсный потенциал отработанной автомобильной резины

С другой стороны,  автомобильная шина содержит такие полезные и дорогостоящие вещества, как

резина или каучук, технический углерод, высококачественный металл, текстильный корд,  т.е. дорогостоящие и востребованные компоненты, не теряющие полезных свойств при выбытии покрышки из эксплуатации.

Соотнеся данные цифры с текущими ценами на данное сырье можно утверждать, что каждая непереработанная тонна автомобильной резины – это выброшенные деньги. Кроме того, рециклинг сокращает потребность в добыче природных ископаемых, снижая экологическую нагрузку.

Технологии переработки данного вида отходов позволяют получать полезное сырье с чистотой до 99,99%  – это очень высокий показатель для переработки отходов. Также стоит отметить разнообразие применяемых способов переработки, что расширяет сферу применения вторичного сырья. В развитых странах в последние годы уровень переработки шин приближается к 100% (Япония, Германия, скандинавские страны), а средний уровень переработки в Европе составляет 82%.[2]

В таблице 1 представлены основные варианты  переработки резиновых покрышек с указанием конечного полезного продукта. Их можно разделить на две группы: химическая переработка и физическое измельчение.

Таблица 1. Основные методы переработки автомобильных покрышек [7].

Метод переработки Краткая характеристика метода Продукт переработки
Механическое дробление После удаления металлической и текстильной составляющей резина подвергается механическому измельчению.

Метод  отличается дешевизной,  простотой, отсутствуют вредные выбросы.

Резиновая крошка различного размера (в зависимости от технологической линии).

Металл и текстильная фракция (на более совершенных линиях переработки)

Озонная технология Перспективная технология на основе механического воздействия в озоносодержащей среде, разрушающей связи в резине. Низкодисперсионный, не слипающийся резиновый порошок (0,1-0,2 мм).

Металл.

Бародеструкционный способ Предварительно разрезанные на крупные куски шины загружаются в специальную камеру, где под действием высокого давления и температуры резина подобно жидкости отжимается из металлокорда. Требует дополнительной очистки металлокорда. Мелкая резиновая крошка (фракция до 0,8 мм)
Водоструйный метод Технология представляет собой экологически чистый процесс: шина подвергается атаке струй воды под высоким давлением. Вода вырывает кусочки резины, которые затем отделяются в специальном сепараторе. Энергозатраты составляют 1кВт·ч на 1 кг получаемой резины. Данная технология отличается высоким качеством получаемого продукта и не требует больших производственных площадей. Резиновая крошка (0,05–1 мм)
Низкотемпературный пиролиз Разложение резины на составляющие Мазут
Термический способ Обработка шин высокой темпаратурой. Сложная технология, требующая дорогостоящего оборудования. Резина раскладывается на составляющие. Получаемый при технологическомпроцессе газ используется в нем же, система замнутая, без выбросов продуктов горения в атмосферу. Продукты разложения резины.

Тепловая энергия.

Взрывоциркуляционная технология Взрывной способ измельчения с циркуляцией продуктов взрыва – дешевый способ получения мелкодисперсной резиновой пыли Мелкофракционная резиновая пыль

 

 

Биологическое разложение Резина подвергается разложению с помощью микробов с получением крошки для удобрения полей. Экспериментальный метод. Удобрение для сельского хозяйства

Анализ применения резиновой крошки и изделий из неё в нашей стране и зарубежом приведен в таблице 2.

Таблица 2. Области применения продуктов механического измельчения покрышек в зависимости от величины гранулята[3]

Размер фракции Отечественный и зарубежный опыт применения
порошковая резина, размер

частиц до 1,0 мм

изготовление композиционных кровельных материалов (рулонной кровли и резинового шифера),

изготовление подкладок под рельсы,

изготовление резинобитумных мастик,

производство вулканизованных и не вулканизованных рулонных гидроизоляционных материалов.

порошковая резина, размер частиц от 0,5 до 1,0 мм

использование в качестве добавки для модификации нефтяного битума в асфальтобетонных смесях при строительстве автомобильных дорог, для улучшения их деформационных и фрикционных свойств.
использование в качестве сорбента для сбора сырой нефти и жидких нефтепродуктов с поверхности воды и почвы, для тампонирования нефтяных скважин, гидроизоляции зеленых пластов и т.д.
резиновая крошка, размер частиц от 1,0 до 2,0 мм для приготовления регенерата резины,

применение в промышленности строительных материалов для получения резинобитумного вяжущего (производство аэродромной мастики, фольгоизола, битуминозных кровельных материалов, асфальтобетонных смесей, получения сорбентов и пр.)

резиновая крошка,  размер частиц от 2,0 до 5,0 мм используется в строительстве современных футбольных полей с искусственным травяным покрытием и напольных покрытий для спортивных сооружений, покрытий детских площадок, легкоатлетических манежей, тротуарных покрытий, промышленных покрытий стойких к ударам, звукопоглощающих экранов, панелей, производство резиновых шпал для рельсовых путей в шахтах и т.д.

резиновая крошка с размерами частиц от 5,0 до 10 мм

используется при изготовлении массивных резиновых плит для комплектования трамвайных и железнодорожных переездов, депо, мастерских, промышленных помещений, отличающихся длительностью эксплуатации, хорошей атмосферостойкостью, пониженным уровнем шума и современным дизайном; спортивных площадок с удобным и безопасным покрытием; животноводческих помещений и т.д.

Не использование ценного ресурса, помимо недополучения прибыли, оборачивается экологической проблемой.

Нормативно-правовое обеспечение рециклинга автомобильной резины

Решение проблемы утилизации автомобильной резины – государственная задача, в России, как и в развитых странах, основные положения по утилизации данных отходов регулируется законодательством на федеральном уровне. Отработанные покрышки сдаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Запрещено сжигание отработанных покрышек, хранение с отходами другого класса опасности. Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает утилизационный сбор, возложенный на производителя (импортера) автомобильных покрышек [2]. Впоследствии данный сбор предназначен для возмещения расходов по утилизации данных изделий: производятся целевые выплаты предприятиям, осуществляющим утилизацию автопокрышек, идущие на покрытие расходов на приобретение производственных мощностей и самого процессу утилизации [3].

Однако, перечень автомобильных покрышек, переработка которых подлежит возмещению из бюджета, не включает покрышки от легковых автомобилей класса М1 [4], в то время как число таких автомобилей (это большая часть автотранспорта физических лиц), ежегодно растет, следовательно, происходит рост отработанных автомобильных покрышек от автомобилей данной категории. 90 % европейского рынка шин приходится на легковые и легкогрузовые шины[4]. В странах ЕС обычно оплачивается передача на утилизацию автомобильных покрышек из расчёта 50 – 400 € за тонну. В нашей стране проблема утилизации изношенных шин усугубляется отсутствием организованного их сбора [5].

Законодательство обязывает юридических лиц заботиться об утилизации отработавших покрышек, с имеющихся у них автотранспорта, для автолюбителей физических лиц данная норма носит рекомендательный характер, т.е. на практике, утилизация автопокрышек отнесена на уровень гражданской сознательности автовладельца. Здесь приобретает важность развитие инфраструктуры по сбору аавтопокрышек для утилизации. Наибольшим удобством она отличается в г. Москве, представляя собой пункты приема автопокрышек и дополнительный сервис по приему старых автопокрышек при их замене на новые в автомастерских и пунктах продажи. В Липецке сдать на утилизацию отслужившие транспортные покрышки также возможно в ряде пунктов продаж при сезонной замене резины. При этом автовладелец уплачивает необременительный денежный сбор, покрывающий расходы принимающей стороны на транспортировку покрышек до пункта переработки (от 50 руб. за колесо). Основной проблемой такого сбора для принимающей стороны является дороговизна транспортировки и складирования за счет большого занимаемого объема покрышки относительно полезной массы. Поэтому выглядит целесообразным оснащение таких пунктов (в основном, мобильных) оборудованием для первичной порезки покрышки – это существенно повысит наполняемость транспорта при транспортировке к месту переработки, соответственно, снизит удельные транспортные расходы.

Экономическая модель перерабатывающего комплекса

Сегодня в России функционирует ряд купных предприятий по переработке автомобильной резины. Основными направлениями является производство резиновой крошки различной фракции и мазута. В центральном регионе ведущим предприятием по переработке шин является ЗАО Чеховский Регенератный завод в  Московской области (мощность переработки – около 50 тысяч тонн изношенных автопокрышек в год [12].

Сравнение объемов накопления и переработки отслуживших покрышек показывает недостаточность имеющихся мощностей.

При этом можно говорить о потенциально высокой рентабельности данного бизнеса. Доходы складываются из двух составляющих: плата за утилизацию автопокрышек и выручка от реализации продукта переработки.

Примерный SWOT-анализ предприятия по переработке шин механическим способом (измельчение в крошку с выделением металлокорда и текстильной фракции) представлен в таблице 3.

Таблица 3. Матрица SWOT-анализа малого предприятия по переработке автомобильной резины методом механического измельчения[5]

 

 

Внутренняя среда

Opportunities

Threats

Технология процесса обеспечивает высокую степень переработки  посутапающего на утилизацию сырья, с получением резиновой крошки, металла и текстильной составляющей

Низкая энергопотребляемость комплекса

Расширенная гарантия производителя оборудования и программа его постпродажного сопровождения

Дешевизна и доступность сырья – себестоимость  сырья в основном определяется стоимостью его сбора и доставки, оплата переработки юридическими лицами и бюджетом (в определенных законодательством случаях)

Отсутствие вредных выбросов в процессе переработки (например, по сравнению с методом пиролиза)

Гибкость производства под рыночный спрос, возможность производства малыми партиями с индивидуальными параметрами под конкретного заказчика

Возможность быстрого расширения спектра предлагаемых услуг без масштабных финансовых вложений

Проблема сбыта готовой продукции из-за её новизны на рынке, требующая определенных расходов на рекламу

Достаточно высокая стоимость первноначальных вложений для малого бизнеса (от 10-15 млн рублей) при высокой процентной ставке по банковскому кредиту

Внеш-няя среда Strengths Диверсификация производства, охват новых рынков сбыта

Использование возможностей сотрудничества с государством

Диверсификация конечной продукции в зависимости от спроса

Гибкая маркетинговая политика

Ориентация на качество, репутацию бренда

Заинтересованность государства в решении вопроса утилизации т/р отходов

Предполагаемый рост спроса, наличие потенциальных покупателей в регионе и соседних регионах

Товары-заменители по основным направоениям проигрывают в качестве и/или рыночной стоимости

Наличие в регионе квалифицированных специалистов

Weaknesses Продуманная информационная политика

Диверсификация производства, расширение ассортимента товаров и услуг

Использование нестандартных рекламных ходов, в т.ч. креативных методов  «партизанской рекламы»

Оптимизация сопутствующих затрат для поддержание низкой себестоимости товара

Перспектива развития конкруенции в связи с привлекательностью бизнеса

Недостаточная информированность потенциальных покупателей о выгодах использования продукции потребует существенных затрат на рекламу – хотя бы на этапе формирования первичной клиентской базы

Высокая процентная ставка по банковскому кредиту

Нестабильность экономической ситуации, включающая колебания платежеспособности целевых покупателей, стоимость и доступность кредитных ресурсов

Изменчивость законодательной базы, в первую очередь – вопросы нормирования утилизационного сбора, налоговые ставки

Конкурентная среда оценена по методу Портера, учтены рыночная сила потребителей и поставщиков, угрозы товаров субститутов (заменителей), барьеры входа на рынок.

 

В таблице 4 представлен анализ бизнеса по переработке данных отходов методом низкотемпературного пиролиза. В данном случае продуктом конечной переработки является мазут.

Таблица 4. Матрица SWOT-анализа предприятия по переработке автомобильной резины методом низкотемпературного пиролиза[6]

 

 

Внешняя среда

Opportunities

Threats

Наличие инфраструктуры ОЭЗ РУ «Тербунская», и привелегии её резидента (низкая стоимость аренды земли, налоговые льготы и т.п.)

Заинтересованность государства в решении вопроса утилизации т/р отходов

Высокий стабильный спрос на продукт переработки (мазут) при условии адекватной ценовой политики, наличие потенциальных покупателей в пределах площадки ОЭЗ РУ «Тербунская»

Присутствие в регионе квалифицированных кадров, невысокая стоимость рабочей силы

Высокая процентная ставка по банковскому кредиту

Нестабильная макроэкономическая ситуация

Наличие конкуренции от других поставщиков топлива обуславдивает ценовое давление

 

Внутрен-няя среда Strengths Использование привилегий президентства в ОЭЗ

Налаживание устойчивых партнерских связей

с покупателями продукции

Использование привилегий президентства в ОЭЗ

Поиск внутренних резервов для осуществления сбалансированной ценовой политики

Дешевизна и доступность сырья – себестоимость  сырья в основном определяется стоимостью его сбора и доставки, при этом юридические лица и государство готовы оплачивать приемку сырья на переработку

Получаемый продукт – мазут имеет низкую себестоимость и востребован на рынке

Weaknesses Использование привилегий президентства в ОЭЗ

Налаживание устойчивых партнерских связей с покупателями

 

Использование привилегий президентства в ОЭЗ

Налаживание устойчивых партнерских связей

Оптимизация затрат на сбор и доставку сырья для снижения себестоимости  продукции и поддержания конкурентоспособной отпускной цены

Экологические аспекты процесса, сложность экологического контроля

Высокие первоначальные вложения  в основные средства

 

Варианты сотрудничества предпринимательства и местного самоуправления

Проведенный анализ деятельности ряда российских предприятий по переработке автомобильной резины, в том числе – закрывших свой бизнес по причине его нерентабельности, позволил, с одной стороны, говорить о привлекательности данной ниши для малого и среднего бизнеса, с другой стороны, выявить основные проблемы, тормозящие развитие данной сферы.

1. Дороговизна основных средств

2. Проблема реализации. Анализ причин закрытия предприятий выявляет данную проблему как основную.

Обе данные проблемы разрешимы при сотрудничестве производства с городскими и сельскими муниципальными образованиями.

Очевидно, что муниципальные власти заинтересованы в расширении хозяйственной деятельности бизнеса в данной сфере – как с позиции развития малого и среднего предпринимательства, так и с позиции решения вопроса утилизации и переработки опасных отходов, который отнесен к компетенции власти муниципального уровня. Но в рамках данной статьи хочется сделать акцент на выгодах местной власти от развития сотрудничества с предприятиями по переработки автопокрышек в сфере благоустройства муниципальных территорий.

Анализ применения изделий из резиновой крошки, полученной посредством механической переработки автопокрышек, раскрывает широкие возможности использования изделий из неё для благоустройства городских и сельских территорий, дорожного строительства. Сотрудничество муниципальных властей и перерабатывающих компаний в этой области предоставляет первым ассортимент недорогих и качественных материалов для выполнения задач по благоустройству, а вторым – необходимый рынок сбыта, снимающий риск нереализации продукции, особенно опасный при начале деятельности, когда молодому предприятию необходимо окупить инвестированные в основные средства финансовые ресурсы.

Хорошим комплексным решением стало бы выделение предпринимателю кредита на закупку основных средств с одновременным заключением контракта на поставку определенного объема продукции, возможно, в счет погашения выданного кредита. Такой комплексный подход снимает первоочередные проблемы открытия предприятий по переработке автомобильной резины, что привлечет бизнес в данную сферу.

В таблице 5 представлены некоторые возможные направления применения продукции, полученной в результате механической переработки автопокрышек для благоустройства территорий муниципальных образований.

Таблица 5. Примерный  перечень применения продуктов переработки автомобильной резины в сфере городского и сельского благоустройства

Вид продукции Сфера применения Преимущество по сравнению с применяемыми аналогами
Тротуарная плитка Благоустройство пешеходных дорожек, входных зон общественных зданий Дешевле стандартной тротуарной плитки

Травмобезопасность за счет амортизационных свойств и отсутствия наледи

Прочнее и долговечнее тротуарной плитки

Легкость укладки и замены

Разнообразие форм, фактур и расцветок

Экологичнее асфальта

Резиновое покрытие Детские площадки

Спортивные площадки

Экологичный материал

Длительный срок службы

Травмобезопасность

Применения ярких дизайнерских решений

Добавки к асфальтнобитумной смеси при дорожном строительстве Дорожное строительство Такие добавки увеличивают прочность дорожного покрытия, ударопрочность, морозостойкость и стойкость к растрескиванию полотна при температурных перепадах, увеличивают в 1,5-2 раза срок эксплуатации дорожного полотна, снижают уровень шума при эксплуатации.
Дорожные бордюры. Оборудование пешеходных переходов Травмобезопасность, длительный срок службы.

Дорожные бордюры смягчают удар при наезде автомобиля

Общее достоинство всех вариантов, перечисленных в таблице 5 – вклад в решение проблемы утилизации автомобильной резины.

Заключение

Накопление отслуживших автомобильных шин и покрышек на полигонах ТБО создает ряд серьезных экологических проблем, приводящих к экономическому ущербу. При этом сами покрышки являются практически бесплатным и легкодоступным источником высококачественной резины и сопутствующих компонентов для вторичной переработки. Это определяет заинтересованность в развитии предприятий по переработке шин как бизнеса, так и государства, в первую очередь – муниципальный уровень, непосредственно отвечающий за ситуацию с утилизацией бытовых отходов на территории муниципального образования. Соответственно, очевидна необходимость сотрудничества бизнеса и власти по данному вопросу.

Данное сотрудничество целесообразно по следующим направлениям:

1. Предоставление финансовых льгот при строительстве перерабатывающего комплекса: предоставление льготных условий кредита, банковских гарантий и т.п; предоставление дополнительных налоговых льгот с учетом экологической значимости данной деятельности.

2. Предоставление рынка сбыта в сфере муниципального заказа: закупка продуктов переработки резиновой крошки (тротуарной плитки, бордюров, покрытий для детских и спортивных площадок) для благоустройства территории муниципальных образований.

Данные вложения не только способствуют решению экологической проблемы утилизации опасных отходов, но и предоставят дешевые, качественные материалы для обустройства городских и сельских территорий, способствуют выполнению муниципальных целевых программ по благоустройству.


[1] По данным исследования, проведенного специалистами компании ООО «Технопроект», 2014г.

[2] Утилизация автомобильных покрышек. Мировой опыт. – материалы исследования  МБУ «Управление экологии г. Чебоксары»

[3] По данным журнала «Твердые бытовые отходы», 2012-2015гг

[4] Утилизация автомобильных покрышек. Мировой опыт. – материалы исследования  МБУ «Управление экологии г. Чебоксары»

[5]  По данным инвестиционного проекта «Шинарван» по строительству шиноперерабатывающего комплекса, Липецкая область.

[6]  По данным инвестиционного проекта ЗАО «НовТехПром» в Липецкой области


Библиографический список
  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.06.2015)
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 19.12.2014)
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 г. N 520 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств» (ред. от 26.12.2013)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014).
  5. Гурунян Т.В., Щербина О.Ю. Оценка инфраструктуры поддержки в системе инвенстиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2013. — № 24 (246). — C. 166-174.
  6. Иванов  К.С.,  Сурикова  Т.Б.  Современные  экологические  и  экономические  проблемы  утилизации  отработавших  автомобильных  шин  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/s10/s10_10.pdf  (дата  обращения  30.05.2015.).
  7. Лускин Г.Г. Рециклинг шин: технологии и оборудование// Твердые бытовые отходы. – 2014. -№ 3. – с. 122-125
  8. Протасов Н.В.  Проблемы жизненного пути изношенной шины //. РИО Деловой Лес. -2012. – № 1 (133) - с. 49-51
  9. Малое и среднее предпринимательство в России – 2014 г.: Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики
  10. Аналитические материалы XIII Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Инструменты поддержки и защиты малого и среднего бизнеса в условиях глобальных рынков». — М., 2013. — 79 с.
  11. Материалы исследования компании ООО «Технопроект» (дата  обращения  30.05.2015.) [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://tehnoprojekt.ru/ (дата  обращения  30.05.2015.).
  12. Утилизация автомобильных покрышек. Мировой опыт // Материалы исследования МБУ «Управление экологии г. Чебоксары» [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=610&id=570041 (дата  обращения  30.05.2015.).
  13. Официальный сайт ЗАО «Чеховский регенерационный завод»   [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.chrz.ru (дата  обращения  20.05.2015)
  14. Официальный сайт ОЭЗ ППТ «Липецк» [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.russez.ru/oez/industrial/lipetsk_region/lipetsk/(дата  обращения  20.05.2015)


Все статьи автора «Фролов Сергей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация