УДК 159.91

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУТОЧНОЙ, НЕДЕЛЬНОЙ И ГОДОВОЙ АДАПТИВНОСТИ ТЮМЕНСКИХ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

Бакиева Наиля Загитовна
Тюменский государственный университет
кандидат биологических наук, старший преподаватель, кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В статье рассматриваются особенности умственной работоспособности у детей 6 лет, приступивших к обучению в разных условиях: детский сад и школа. Отмечается более высокий уровень умственной работоспособности у девочек 6 лет, что указывает на их более благоприятное функциональное состояние. У детей, обучение которых проходило в привычных для них условиях (в детском саду), показатели суточной, недельной и годовой адаптивности выше по сравнению с таковой у детей, обучающихся в условиях школы, что связано с влиянием на детский организм интенсивности умственной нагрузки, не всегда соответствующей их возрастным возможностям, и как следствие более быстрое наступление утомления, снижение скорости и точности работы.

Ключевые слова: адаптивность, готовность к обучению, дети, детский сад, умственная нагрузка, умственная работоспособность, утомление, школа


ASSESSMENT OF INDICATORS DAILY, WEEKLY AND YEARLY ADAPTABILITY AMONG TYUMEN CHILDREN 6 YEARS OLD IN KINDERGARTEN AND SCHOOL

Bakieva Nailya Zagitovna
Tyumen state university
Cand.Sci.Biol., senior lecturer of chair of MBD & health and safety of activity

Abstract
The features of intellectual working capacity among children 6 years old who got training in different conditions (kindergarten and school) were discussed in the article. Higher level of intellectual working capacity among girls 6 years old was noted, it points at the more favorable functional state of girls. The children who studied in the familiar environment (kindergarten), had the higher indicators of daily, weekly and yearly adaptability compared with the children who studied at school, it was associated with the effect the intensity of intellectual load on the child's organism, this intellectual load was not always appropriated to their age opportunities, and as a consequence of a more quick onset of fatigue, speed reduction and decrease accuracy.

Keywords: adaptability, children, fatigue, intellectual load, intellectual working capacity, kindergarten, readiness to teaching, school


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бакиева Н.З. Оценка показателей суточной, недельной и годовой адаптивности тюменских детей 6 лет в условиях детского сада и школы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56260 (дата обращения: 20.11.2016).

Актуальность исследования. Изучение показателей умственной работоспособности связано с введением обучения детей с 6,5 лет по школьным программам [1, с. 96]; [2, с. 9] . В литературе имеются разрозненные, а часто и противоречивые сведения об установлении возраста начала школьного обучения у детей [3, с. 208], что и явилось проблемой исследования.

 

Цель исследования: изучить показатели суточной, недельной и годовой адаптивности детей, приступивших к школьному обучению с 6 лет в различных условиях (детский сад, школа).

Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

  1. Провести анализ показателей умственной работоспособности в течение учебного дня, недели и года у детей 6 лет с учетом пола обследуемых.
  2. Определить показатели умственной работоспособности детей 6 лет в различных условиях (детский сад, школа).

Методы исследования. В условиях образовательного учреждения обследовано 272 ребенка, среди которых 139 мальчиков и 133 девочки. Об умственной работоспособности судили по данным методики дозирования умственной работы во времени с помощью фигурных таблиц. Для выявления степени напряжения регуляторных систем у детей при воздействии умственных нагрузок в течение учебного дня, недели и года могут служить показатели суточной (ПСАд), недельной (ПНАд) и годовой (ПГАд) адаптивности, рассчитанные по параметрам умственной работоспособности. Полученные данные обработаны с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 8.0. Различия средних значений считались достоверными при р<0,05.

Результаты и их обсуждение.

Исследование показало, что показатели умственной работоспособности (объем умственной работы и количество допущенных ошибок) девочек 6 лет достоверно выше по своей величине, чем у мальчиков (р<0,001), что связано с более ранним созреванием организма девочек. Уровни показателей умственной работоспособности и их изменения под влиянием учебной нагрузки позволяют заключить, что у девочек 6 лет функциональное состояние более благоприятное, чем у сверстников.

Исследование дневной динамики умственной работоспособности у обследуемых детей позволило выявить, что значения количественных и качественных показателей умственной работоспособности в течение дня у них снижались (табл. 1).

Таблица 1 – Показатели умственной работоспособности детей в разные периоды учебного дня

Группа детей

Показатель

Пол

n

До

занятий

После

занятий

Детский сад

Объем работы

1

Д

21

42,20±1,06  ххх                    **

40,97±0,69 ххх

2

М

25

32,73±1,15 30,42±1,09 ***

Количество ошибок

3

Д

21

1,21±0,67 1,84±0,08  хх

4

М

25

2,13±1,03 2,70±0,26

Продуктивность

5

Д

21

4,78±0,55 4,13±0,11

6

М

25

3,46±0,44 3,21±1,06

ПСАд, %

7

Д

21

- -52

8

М

25

- -27

Школа

Объем работы

9

Д

22

                            ххх

39,01±1,10 º (1,9)

                   **

                            ххх

35,83±1,28 ºº (1,9)

10

М

24

30,03±0,80 28,36±0,78 **

Количество ошибок

11

Д

22

1,58±0,72 2,71±0,57

12

М

24

2,10±1,87 3,15±1,46

Продуктивность

13

Д

22

4,16±0,46 3,69±1,12

14

М

24

3,27±1,12 3,03±1,07

ПСАд, %

15

Д

22

- -72

16

М

24

- -50

Примечание: ** – достоверность различий по динамике УР при р<0,01; *** – при р<0,001; хх – достоверность различий по полу, при р<0,01; ххх – при р<0,001; º – достоверность различий по условиям обучения при р<0,05, ºº – при р<0,01; ººº – при р<0,001; цифры в скобках – номера сравниваемых групп.

Значения показателя суточной адаптивности (ПСАд) свидетельствовали о выраженном утомлении детей в течение учебного дня. Учитывая значения ПСАд -52% в детском саду и -72% в школе, дневное утомление более выражено у девочек 6 лет по сравнению с мальчиками, у которых значения ПСАд достигали, соответственно -27% в детском саду и -50% в школе. При этом отрицательное значение ПСАд (-72%) у девочек, характеризующее сопротивляемость организма, относится к IV, т.е. низкой качественной градации и указывает на резко выраженное утомление детей в условиях школы к окончанию занятий. Наблюдаемые различия в динамике качественного показателя  умственной работоспособности показывают меньшую устойчивость девочек 6 лет к утомлению, чем сверстников, что, по-видимому, обусловлено наличием более выраженной мотивации к учебному процессу у девочек, так как отмечена их большая активность на занятиях.

Исследование недельной динамики умственной работоспособности позволило выявить снижение показателей умственной работоспособности у детей, как в детском саду, так в школе (р<0,001), причем интенсивность умственной работы у девочек 6 лет снизилась в среднем на 10% (в детском саду) и 11% (в школе), а у мальчиков соответственно на 18% (в детском саду) и 14% (в школе). Интенсивность снижения объема умственной работы достоверна (р<0,001) и физиологически значима, так как выходит за допустимые пределы ±10% (рис. 1).

Рисунок 1 – Показатели умственной работоспособности детей 6 лет в разные периоды учебной недели

Результаты исследования свидетельствуют о влиянии условий обучения (интенсивности учебных нагрузок) на организм детей 6 лет. Выявлено, что интенсивность умственной работы в течение учебной недели, как и в течение учебного дня, была более низкой у детей из школы по сравнению с их сверстниками из детского сада (р<0,001).

Проведенное исследование показало, что объем умственной работы у девочек 6 лет достоверно выше по сравнению с мальчиками (р<0,001). Наблюдаемые различия в уровне умственной работоспособности обусловлены более ранней биологической зрелостью центральной нервной системы и организма в целом, характерной для девочек (Безруких М.М., 2009).

Значения показателя недельной адаптивности (ПНАд) свидетельствовали о выраженном утомлении детей 6 лет в течение учебного недели, причем недельное утомление было резко выражено у детей, приступивших к обучению в школе, так как значение ПНАд составило -81% у девочек из школы, в то время как у девочек, обучение которых проходило в условиях детского сада, значение ПНАд составило только -8%.

В течение учебного года происходит повышение исходного уровня умственной работоспособности у детей 6 лет, что согласуется с литературными данными [4, с. 226]. Показатель годовой адаптивности (ПГАд) по своему положительному значению, составляющий +44% и +28% у детей из детского сада и +20% и +27% у детей из школы, относится к высокой качественной градации, что свидетельствует о повышении уровня устойчивости и распределения внимания у обследуемых детей.

Сравнительный анализ показателей суточной, недельной и годовой адаптивности шестилетних детей, приступивших к обучению в разных условиях, показал, что дети из детского сада обладали более высоким уровнем умственной работоспособности по сравнению со сверстниками, обучающимися в школе, для которых характерно повышенное утомление, свидетельствующее о чрезмерности умственных нагрузок, нарушении режима дня, несовершенстве физического воспитания.

Проведенное исследование позволило выявить зависимость уровня умственной работоспособности от половой принадлежности детей, приступивших к обучению, а также от условий обучения в детском саду или в школе.

Выводы.

  1. Умственная работоспособность, как интегральный показатель функциональных возможностей детского организма, достоверно выше у девочек по сравнению со сверстниками, что свидетельствует о более благоприятном  функциональном состоянии первых.
  2. У детей, обучение которых проходило в привычных для них условиях (в детском саду), показатели суточной, недельной и годовой адаптивности выше (р<0,001) по сравнению с таковой у детей, обучающихся в условиях школы, что связано с влиянием на детский организм интенсивности умственной нагрузки, не всегда соответствующей их возрастным возможностям, и как следствие более быстрое наступление утомления, снижение скорости и точности работы.

Библиографический список
  1. Бакиева Н.З. Психофизиологическая готовность к школьному обучению: монография. Саарбрюкен (Saarbrücken): LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 96 с.
  2. Bakieva N.Z., Grebneva N.N. Characteristics cognitive development of 6-7 years old children with speech defects // Modern scientific potential – 2015: Materials of the XI International scientific and practical conference. Vol. 31. Biological sciences. Sheffield. Science and education LTD. P.9-12.
  3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. М.: НЦ ЭНАС, 2006. 208 с.
  4. Yan S., Teng H. Zhongguo ertong baojian zazhi // Chin. J. Child Health Care. 2006. Vol. 14. № 3. P. 226-228.


Все статьи автора «Бакиева Наиля Загитовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация