УДК 339.13.21

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Прокопенко Яна Андреевна
Дальневосточный федеральный университет

Аннотация
Предметом исследования является бизнес-модель. Цель исследования – изучить причины появления бизнес-моделей в предпринимательстве и влияние Интернет-технологий на их развитие. «Бизнес-модель» – это относительно новое понятие, несмотря на то, что получило уже определенное развитие. Ученые по-разному воспринимают данный термин, именно из-за этого возникают сложности в практическом использовании концепции. Без развитой бизнес-модели новаторам не удастся получить выгоду от нововведения. Особенно это касается электронной коммерции, где создание потоков доходов является проблематичным, потому что основные услуги должны быть бесплатными, но при этом должна создаваться ценность для клиентов. Бизнес-модель может определять логику и предоставлять данные и доказательства, свидетельствующие о том, как бизнес создает ценность для клиентов.

Ключевые слова: бизнес-модель, интернет, Интернет-технология, информация, предпринимательство, развитие, ценность, электронная коммерция


THE DEVELOPMENT OF BUSINESS MODELS THROUGH THE USE OF INTERNET TECHNOLOGIES

Prokopenko Yana Andreevna
Far Eastern Federal University

Abstract
The subject of research is the business model. The purpose of this research is to study the causes of business models in business and the impact of Internet technologies on their development. "Business model" is a relatively new concept, although have already received certain development. Scientists have different perceptions of the term, precisely because of this difficulty in practical use of the concept. Without a developed business model, innovators will fail to benefit from innovations. This is especially true of e-Commerce, where the creation of revenue streams is problematic because basic services should be free, but it should create value for customers. A business model may define the logic and provide data and evidence that demonstrates how a business creates value for customers.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прокопенко Я.А. Развитие бизнес-моделей на основе применения Интернет-технологий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56148 (дата обращения: 21.11.2016).

Введение

Термин «бизнес-модель» появился относительно недавно. Впервые этот термин упомянул Беллман в академической статье «On the construction of a multi-stage, multi-person business game» в 1957 году. В статье рассматривается построение деловых игр для целей обучения [9]. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый за последние десятилетия, эта область исследования содержит еще много нерешенных вопросов и проблемных областей. Она получила мощнейший импульс к развитию в начале этого тысячелетия во время Интернет-бума. Однако отсутствие единого взгляда на понимание бизнес-модели существенно затрудняет практическое использование этой концепции.

Бизнес-модель становится инструментом успешной предпринимательской деятельности. Дополнительные сложности возникают из-за фрагментарности научных знаний о предпринимательстве. Понимание предпринимательства нуждается в уточнении. Тогда и разработка бизнес-модели компании получит должное теоретическое обоснование.

Попытку определить сущность предпринимательства делает С.А. Выдрин. В качестве сущностных характеристик предпринимательства им выделяются инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли и удовлетворению в полном объеме потребительского спроса на рынке [1]. Определенный вклад в развитие теории предпринимательства внесен В. Смирновым. По его мнению «сущность предпринимательства состоит в создании рыночными агентами на инициативной, рисковой основе нового капитала с целью получения предпринимательского дохода». При этом в нормально развивающейся рыночной экономике все используемые предпринимателями элементы хозяйственной деятельности по истечении времени начинают приносить доход и превращаются в капитал  [3, с. 274]. Новый капитал создается предпринимателями в виде производительного, финансового и интеллектуального капитала. Каждый вид капитала выполняет определенные функции и существует в разнообразных формах, в том числе, интеллектуальный капитал существует в формах человеческого, организационного и потребительского капитала [7, с. 63]. По этой логике новая бизнес-модель представляет собой форму интеллектуального капитала компании – ее новый организационный капитал.

Для эффективного осуществления любой продуктивной деятельности, в том числе, предпринимательской, необходимо выявлять и учитывать ее методологические основы [2, с. 163].  В продуктивной новаторской деятельности по разработке бизнес-моделей предпринимательских организаций целесообразно использовать интегративно-конвергенциальный подход, сочетающий элементы разнообразных методологических подходов и позволяющий использовать преимущества различных форм капитала, а также определить направления активизации инновационной деятельности предпринимательских структур [6, с. 121].

Применение все новых и новых бизнес-моделей компаний на основе создания новых форм организационного капитала означает развитие предпринимательства [4, с. 919]. В свою очередь, применение различными компаниями эффективных бизнес-моделей повышает качество экономического роста и  позволяет рассматривать предпринимательство в качестве одного из главных ресурсов развития экономики и общества [5].

Методология

Для проведения исследования причин появления разнообразных бизнес-моделей было решено обратиться к наиболее авторитетным зарубежным базам журналов и статей в области менеджмента и предпринимательства: EBSCO, Scopus и Web of Science. Для анализа литературы по представленной теме выбран период с 1995 по 2015 гг.

Поиск статей проводился по указанным базам журналов путем введения в поисковую строку запроса «causes of business models». По базе статей и журналов EBSCO по запросу «causes of business model» было найдено 122 статьи, по базе статей Web of Science в предметной области «Business economic» было найдено 797 статьи, а в реферативной базе статей и журналов Scopus при поиске по ключевой фразе «causes of business models» в предметной области «Business, Management and Accounting» была найдена 401 статья.

На основе имеющихся данных о количестве статей на тему причин появления разнообразных бизнес-моделей, написанных за рассматриваемый период, можно сделать вывод о наличии возрастающего тренда количества исследований по появлению бизнес-моделей, небольшой спад количества исследований произошел только в 2005 году. Можно отметить значительный рост исследований на тему причин появления бизнес-моделей с 2010 года, что свидетельствует о возрастании интереса к концепции в научных кругах.

Литературный обзор

Многие авторы отмечают, что  термин «бизнес-модель» получил  широкое использование после 1995 года. Более того, они разделяют период появления бизнес-моделей на три этапа. Первый этап рассматривается как этап, сопровождающий резкое изменение бизнес-культуры в сторону цифровой экономики. На втором этапе устанавливаются отношения между понятиями «бизнес-модель» и «стратегия», «бизнес-модель» и «производительность», «бизнес-модель» и «инновация, возможности и ресурсы». И наконец, третий этап характеризуется высоким ростом конкуренции среди предприятий [18].

По мнению Зотта и Амита, бизнес-модель стала популярной на фоне роста Интернета. Люди понимают, что в рамках глобальной информатизации, ускорения технологических изменений бизнес-среда является более неопределенной, в то время как бизнес-модели на предприятии являются наиболее важным фактором успеха [19]. Бизнес-модель инноваций может принести стратегическое конкурентное преимущество, предприятие должно иметь возможности развиваться в новых экономических условиях. Инновационная бизнес-модель считается новым шаблоном управления и имеет множество ценных инновационных технологий, в связи с чем предприятие становится конкурентоспособным [16].

Да Силва и Тркман отмечают, что термин не имел широкого применения в течение ряда десятилетий. Рецензируемых журнальных статьей на тему «бизнес-модель» было немного (порядка пяти) вплоть до 1990-х годов. С развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и появлением Интернет-компаний термин быстро приобрел известность не только среди специалистов-практиков, но и среди  ученых в области бизнеса. Авторы признают, что в этот период терминология распространилась в различных сообществах, таких как маркетинг, менеджмент, банковское дело и ИКТ,  и используется в различных контекстах, таких как бизнес-план, бизнес-стратегия, создание ценности, глобализация и организация дизайна [10].

Онетти с соавторами также делают вывод, что растущий интерес к бизнес-моделям совпал с появлением электронного бизнеса в середине 1990-х годов. В то время много новых молодых предприятий начали разрабатывать Интернет-предложения. Быстрые технологические изменения в эту новую бизнес-эру послужили кардинальным изменениям в конкурентных подходах во многих отраслях [13].

Джонсон и его коллеги отметили растущий интерес к бизнес-модели в 2008 году. Этот интерес стал более интенсивным, чем в прошедшие годы. Авторы отмечают, что актуальность бизнес-моделей возросла благодаря Интернет-технологиям, без которых в настоящее время невозможно представить развитие бизнеса. Чезброу предполагает, что правильное использование передовых технологий и других движущих сил может вполне заменить инновации: «Посредственные технологии, осуществляемые в большом бизнесе, могут быть более ценным, чем создание инноваций» [11].

Ученые исследуют разные аспекты новых бизнес-моделей – от способов эксплуатации компаний, обусловленных изменением структуры цепочки поставок, до рекламных и спонсорских поступлений от других фирм [20].

Воелпел, Лейборд и Текье отмечают, что бизнес-модели получили развитие с появлением:

-                   информационных технологий с возможностью обработки больших массивов данных;

-                   виртуального пространства, в котором происходит все больше экономических транзакций;

-                   увеличения отдачи от знаний и интеллектуальных (нематериальных) активов;

-                   инновации как главного ресурса создания ценности [17].

Анализ результатов

На основе проведенного исследования можно отметить следующие изменения, учет которых вызвал развитие бизнес-моделей:

-                   конкурентоспособность;

-                   клиентоориентированность;

-                   глобализация;

-                   появление новых технологий;

-                   развитие Интернет-технологий.

Развитие интернет-технологий считается одной из наиболее важных и значимых причин появления и развития бизнес-моделей.

Информационные и Интернет-технологии развиваются с высокой скоростью, при этом создается благоприятная платформа для дальнейшего развития электронной коммерческой индустрии. Бизнес-модель электронной коммерции стала одной из основных форм развития в современной торговле и торговом обороте благодаря наличию явных преимуществ, таких как эффективность, скорость, легкость и низкая стоимость [12].  Отношения с окружением приобретают свойства адресности, гибкости и доступности [15]. У предприятий появляются следующие возможности:

-                   возможность преодолеть физические границы, так как взаимодействие с окружением происходит на всём пространстве доступа к сети Интернет независимо от географического положения;

-                   возможность различать между собой участников общения;

-                   возможность круглосуточного взаимодействия с окружением без непосредственного участия сотрудников предприятия;

-                   гибкость управления информацией;

-                   оперативность и низкая, в сравнении с другими способами взаимодействия, стоимость информационного обмена.

Независимо от сферы деятельности все предприятия имеют возможность использовать бизнес-модели, связанные с Интернет-технологиями, так как такие технологии массово распространены в экономической среде.

Значимая роль Интернет-технологий в осуществлении бизнес-деятельности объективно способствует расширению присутствия в интернете крупных предприятий. В то же время небольшие предпринимательские структуры проявляют гораздо меньшую заинтересованность в создании и поддержании сайтов в силу связанных с ними расходов [14]. В этих условиях им необходимо использовать менее затратные приемы, методы и средства взаимодействия с потребителями в сети Интернет, что позволит в условиях перехода к инновационному типу экономического развития повысить эффективность управления предпринимательскими системами [8, с. 7]. Для каждой предпринимательской структуры целесообразно разрабатывать и использовать специфическую бизнес-модель.

Заключение

Ведущими компаниями наибольшее внимание уделяется бизнес-моделям в электронном бизнесе. Быстрый рост и внедрение новых технологий способствовали организационным преобразованиям. Последние достижения в коммуникационных и информационных технологиях дают возможность стремительно развиваться Интернету. Открываются новые горизонты для использования бизнес-моделей, позволяя фирмам коренным образом изменить способы реализации товаров и услуг. Интернет – главный драйвер роста интереса к бизнес-моделям.

Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития Интернет-технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное влияние на формирование и развитие бизнес-моделей. Выполнение Интернет-технологиями перечисленных выше функций позволяет экономикам ведущих стран мира устойчиво развиваться.

Перспективным направлением исследований может стать выявление и учет при разработке бизнес-моделей взаимосвязи между развитием коммуникационных и информационных технологий, с одной стороны, и прогрессом в обеспечении конкурентоспособности и клиентоориентированности организаций, с другой стороны.


Библиографический список
  1. Выдрин, С.А. Сущность предпринимательства: понятие и виды // Известия ВолгГТУ. – 2007. – №  7(12), с. 49-51.
  2. Смирнов В.П. Выявление методологических основ предпринимательской деятельности // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (38), с. 163-167.
  3. Смирнов В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2, с. 272-274.
  4. Смирнов В.П. Особенности управления капиталом в предпринимательской организации // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 1, с. 916-919.
  5. Смирнов В.П. Предпринимательский ресурс развития экономики и общества // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 6, с. 386-389.
  6. Смирнов В.П. Развитие теории управления предпринимательскими организациями // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2012. – № 1, с. 113-123.
  7. Смирнов В.П. Теоретическая основа современных исследований предпринимательства // Современная конкуренция. – 2015. – Том 9. № 1 (49), с. 58-74.
  8. Смирнов В.П. Управление предпринимательскими системами в формирующейся инновационной экономике: монография. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, – 2012. – 236 с.
  9. Casadesus-Masane, R. and J.E. Ricart, 2007. Competing through business models.IESEBusinessSchool-UniversityofNavarra, Working Paper No 713, November.
  10. DaSilva, M.C. and P. Trkman, 2013.LongRangePlanning. Business Model: What It Is and What It Is Not (1-11).
  11. Gobble, M.M, 2014. Research Technology Management. Business Model Innovation, Vol. 57 Issue 6: 58-60.
  12. Li Jia Li and Cheng Tao, 2015. International Journal of U- & E-Service, Science & Technology. Research on the Facilitation of E-commerce Technology Development on New-type Urbanization Construction in the Internet of Things Era, Vol. 8 Issue 3:231-238.
  13. Onetti, A., A. Zucchella, V.J. Marian and P.P. McDougall-Covin, 2012. Journal of Management and Governance. Internationalization, innovation and entrepreneurship: business models for new technology-based firms, Journal of Management & Governance, 3: 337-368.
  14. Renner, T. and M. Vetter, 2008. European Communities. E-business software and services in the European Market.
  15. Reza, K.G, 1998. Marketing opportunities in the digital world. Internet Research: Electronic Networking Applications and Policy, 8 November: 185-194.
  16. Slywotzky, A.J., 1996. Value Migration, Harvard Business Review Press,Boston,MA.
  17. VoelpelS.C., M. Leibord and E.B. Tekie, 2004. The wheel of business reinvention: how to reshape your business model to leapfrog competitors. Journal of change management, 4 (3): 259-276.
  18. Xavier L., D. Benoit and J. Ventura, 2010. M@n@gement. Business Models as a Research Program in Strategic Management: An Appraisal based on Lakatos, vol. 13 no. 4: 214-225.
  19. Zott, C. and R. Amit, 2010.LongRangePlanning. Business Model Design: An Activity System Perspective, 43: 216-226.
  20. Zott, C., R. Amit and L. Massa. The business model: theoretical roots, recent developments, and futurere search,IESEBusinessSchool–UniversityofNavarra, 2010.


Все статьи автора «YanaProkopenko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация