Введение
Термин «бизнес-модель» появился относительно недавно. Впервые этот термин упомянул Беллман в академической статье «On the construction of a multi-stage, multi-person business game» в 1957 году. В статье рассматривается построение деловых игр для целей обучения [9]. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый за последние десятилетия, эта область исследования содержит еще много нерешенных вопросов и проблемных областей. Она получила мощнейший импульс к развитию в начале этого тысячелетия во время Интернет-бума. Однако отсутствие единого взгляда на понимание бизнес-модели существенно затрудняет практическое использование этой концепции.
Бизнес-модель становится инструментом успешной предпринимательской деятельности. Дополнительные сложности возникают из-за фрагментарности научных знаний о предпринимательстве. Понимание предпринимательства нуждается в уточнении. Тогда и разработка бизнес-модели компании получит должное теоретическое обоснование.
Попытку определить сущность предпринимательства делает С.А. Выдрин. В качестве сущностных характеристик предпринимательства им выделяются инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли и удовлетворению в полном объеме потребительского спроса на рынке [1]. Определенный вклад в развитие теории предпринимательства внесен В. Смирновым. По его мнению «сущность предпринимательства состоит в создании рыночными агентами на инициативной, рисковой основе нового капитала с целью получения предпринимательского дохода». При этом в нормально развивающейся рыночной экономике все используемые предпринимателями элементы хозяйственной деятельности по истечении времени начинают приносить доход и превращаются в капитал [3, с. 274]. Новый капитал создается предпринимателями в виде производительного, финансового и интеллектуального капитала. Каждый вид капитала выполняет определенные функции и существует в разнообразных формах, в том числе, интеллектуальный капитал существует в формах человеческого, организационного и потребительского капитала [7, с. 63]. По этой логике новая бизнес-модель представляет собой форму интеллектуального капитала компании – ее новый организационный капитал.
Для эффективного осуществления любой продуктивной деятельности, в том числе, предпринимательской, необходимо выявлять и учитывать ее методологические основы [2, с. 163]. В продуктивной новаторской деятельности по разработке бизнес-моделей предпринимательских организаций целесообразно использовать интегративно-конвергенциальный подход, сочетающий элементы разнообразных методологических подходов и позволяющий использовать преимущества различных форм капитала, а также определить направления активизации инновационной деятельности предпринимательских структур [6, с. 121].
Применение все новых и новых бизнес-моделей компаний на основе создания новых форм организационного капитала означает развитие предпринимательства [4, с. 919]. В свою очередь, применение различными компаниями эффективных бизнес-моделей повышает качество экономического роста и позволяет рассматривать предпринимательство в качестве одного из главных ресурсов развития экономики и общества [5].
Методология
Для проведения исследования причин появления разнообразных бизнес-моделей было решено обратиться к наиболее авторитетным зарубежным базам журналов и статей в области менеджмента и предпринимательства: EBSCO, Scopus и Web of Science. Для анализа литературы по представленной теме выбран период с 1995 по 2015 гг.
Поиск статей проводился по указанным базам журналов путем введения в поисковую строку запроса «causes of business models». По базе статей и журналов EBSCO по запросу «causes of business model» было найдено 122 статьи, по базе статей Web of Science в предметной области «Business economic» было найдено 797 статьи, а в реферативной базе статей и журналов Scopus при поиске по ключевой фразе «causes of business models» в предметной области «Business, Management and Accounting» была найдена 401 статья.
На основе имеющихся данных о количестве статей на тему причин появления разнообразных бизнес-моделей, написанных за рассматриваемый период, можно сделать вывод о наличии возрастающего тренда количества исследований по появлению бизнес-моделей, небольшой спад количества исследований произошел только в 2005 году. Можно отметить значительный рост исследований на тему причин появления бизнес-моделей с 2010 года, что свидетельствует о возрастании интереса к концепции в научных кругах.
Литературный обзор
Многие авторы отмечают, что термин «бизнес-модель» получил широкое использование после 1995 года. Более того, они разделяют период появления бизнес-моделей на три этапа. Первый этап рассматривается как этап, сопровождающий резкое изменение бизнес-культуры в сторону цифровой экономики. На втором этапе устанавливаются отношения между понятиями «бизнес-модель» и «стратегия», «бизнес-модель» и «производительность», «бизнес-модель» и «инновация, возможности и ресурсы». И наконец, третий этап характеризуется высоким ростом конкуренции среди предприятий [18].
По мнению Зотта и Амита, бизнес-модель стала популярной на фоне роста Интернета. Люди понимают, что в рамках глобальной информатизации, ускорения технологических изменений бизнес-среда является более неопределенной, в то время как бизнес-модели на предприятии являются наиболее важным фактором успеха [19]. Бизнес-модель инноваций может принести стратегическое конкурентное преимущество, предприятие должно иметь возможности развиваться в новых экономических условиях. Инновационная бизнес-модель считается новым шаблоном управления и имеет множество ценных инновационных технологий, в связи с чем предприятие становится конкурентоспособным [16].
Да Силва и Тркман отмечают, что термин не имел широкого применения в течение ряда десятилетий. Рецензируемых журнальных статьей на тему «бизнес-модель» было немного (порядка пяти) вплоть до 1990-х годов. С развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и появлением Интернет-компаний термин быстро приобрел известность не только среди специалистов-практиков, но и среди ученых в области бизнеса. Авторы признают, что в этот период терминология распространилась в различных сообществах, таких как маркетинг, менеджмент, банковское дело и ИКТ, и используется в различных контекстах, таких как бизнес-план, бизнес-стратегия, создание ценности, глобализация и организация дизайна [10].
Онетти с соавторами также делают вывод, что растущий интерес к бизнес-моделям совпал с появлением электронного бизнеса в середине 1990-х годов. В то время много новых молодых предприятий начали разрабатывать Интернет-предложения. Быстрые технологические изменения в эту новую бизнес-эру послужили кардинальным изменениям в конкурентных подходах во многих отраслях [13].
Джонсон и его коллеги отметили растущий интерес к бизнес-модели в 2008 году. Этот интерес стал более интенсивным, чем в прошедшие годы. Авторы отмечают, что актуальность бизнес-моделей возросла благодаря Интернет-технологиям, без которых в настоящее время невозможно представить развитие бизнеса. Чезброу предполагает, что правильное использование передовых технологий и других движущих сил может вполне заменить инновации: «Посредственные технологии, осуществляемые в большом бизнесе, могут быть более ценным, чем создание инноваций» [11].
Ученые исследуют разные аспекты новых бизнес-моделей – от способов эксплуатации компаний, обусловленных изменением структуры цепочки поставок, до рекламных и спонсорских поступлений от других фирм [20].
Воелпел, Лейборд и Текье отмечают, что бизнес-модели получили развитие с появлением:
- информационных технологий с возможностью обработки больших массивов данных;
- виртуального пространства, в котором происходит все больше экономических транзакций;
- увеличения отдачи от знаний и интеллектуальных (нематериальных) активов;
- инновации как главного ресурса создания ценности [17].
Анализ результатов
На основе проведенного исследования можно отметить следующие изменения, учет которых вызвал развитие бизнес-моделей:
- конкурентоспособность;
- клиентоориентированность;
- глобализация;
- появление новых технологий;
- развитие Интернет-технологий.
Развитие интернет-технологий считается одной из наиболее важных и значимых причин появления и развития бизнес-моделей.
Информационные и Интернет-технологии развиваются с высокой скоростью, при этом создается благоприятная платформа для дальнейшего развития электронной коммерческой индустрии. Бизнес-модель электронной коммерции стала одной из основных форм развития в современной торговле и торговом обороте благодаря наличию явных преимуществ, таких как эффективность, скорость, легкость и низкая стоимость [12]. Отношения с окружением приобретают свойства адресности, гибкости и доступности [15]. У предприятий появляются следующие возможности:
- возможность преодолеть физические границы, так как взаимодействие с окружением происходит на всём пространстве доступа к сети Интернет независимо от географического положения;
- возможность различать между собой участников общения;
- возможность круглосуточного взаимодействия с окружением без непосредственного участия сотрудников предприятия;
- гибкость управления информацией;
- оперативность и низкая, в сравнении с другими способами взаимодействия, стоимость информационного обмена.
Независимо от сферы деятельности все предприятия имеют возможность использовать бизнес-модели, связанные с Интернет-технологиями, так как такие технологии массово распространены в экономической среде.
Значимая роль Интернет-технологий в осуществлении бизнес-деятельности объективно способствует расширению присутствия в интернете крупных предприятий. В то же время небольшие предпринимательские структуры проявляют гораздо меньшую заинтересованность в создании и поддержании сайтов в силу связанных с ними расходов [14]. В этих условиях им необходимо использовать менее затратные приемы, методы и средства взаимодействия с потребителями в сети Интернет, что позволит в условиях перехода к инновационному типу экономического развития повысить эффективность управления предпринимательскими системами [8, с. 7]. Для каждой предпринимательской структуры целесообразно разрабатывать и использовать специфическую бизнес-модель.
Заключение
Ведущими компаниями наибольшее внимание уделяется бизнес-моделям в электронном бизнесе. Быстрый рост и внедрение новых технологий способствовали организационным преобразованиям. Последние достижения в коммуникационных и информационных технологиях дают возможность стремительно развиваться Интернету. Открываются новые горизонты для использования бизнес-моделей, позволяя фирмам коренным образом изменить способы реализации товаров и услуг. Интернет – главный драйвер роста интереса к бизнес-моделям.
Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития Интернет-технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное влияние на формирование и развитие бизнес-моделей. Выполнение Интернет-технологиями перечисленных выше функций позволяет экономикам ведущих стран мира устойчиво развиваться.
Перспективным направлением исследований может стать выявление и учет при разработке бизнес-моделей взаимосвязи между развитием коммуникационных и информационных технологий, с одной стороны, и прогрессом в обеспечении конкурентоспособности и клиентоориентированности организаций, с другой стороны.
Библиографический список
- Выдрин, С.А. Сущность предпринимательства: понятие и виды // Известия ВолгГТУ. – 2007. – № 7(12), с. 49-51.
- Смирнов В.П. Выявление методологических основ предпринимательской деятельности // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (38), с. 163-167.
- Смирнов В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2, с. 272-274.
- Смирнов В.П. Особенности управления капиталом в предпринимательской организации // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 1, с. 916-919.
- Смирнов В.П. Предпринимательский ресурс развития экономики и общества // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 6, с. 386-389.
- Смирнов В.П. Развитие теории управления предпринимательскими организациями // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2012. – № 1, с. 113-123.
- Смирнов В.П. Теоретическая основа современных исследований предпринимательства // Современная конкуренция. – 2015. – Том 9. № 1 (49), с. 58-74.
- Смирнов В.П. Управление предпринимательскими системами в формирующейся инновационной экономике: монография. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, – 2012. – 236 с.
- Casadesus-Masane, R. and J.E. Ricart, 2007. Competing through business models.IESEBusinessSchool-UniversityofNavarra, Working Paper No 713, November.
- DaSilva, M.C. and P. Trkman, 2013.LongRangePlanning. Business Model: What It Is and What It Is Not (1-11).
- Gobble, M.M, 2014. Research Technology Management. Business Model Innovation, Vol. 57 Issue 6: 58-60.
- Li Jia Li and Cheng Tao, 2015. International Journal of U- & E-Service, Science & Technology. Research on the Facilitation of E-commerce Technology Development on New-type Urbanization Construction in the Internet of Things Era, Vol. 8 Issue 3:231-238.
- Onetti, A., A. Zucchella, V.J. Marian and P.P. McDougall-Covin, 2012. Journal of Management and Governance. Internationalization, innovation and entrepreneurship: business models for new technology-based firms, Journal of Management & Governance, 3: 337-368.
- Renner, T. and M. Vetter, 2008. European Communities. E-business software and services in the European Market.
- Reza, K.G, 1998. Marketing opportunities in the digital world. Internet Research: Electronic Networking Applications and Policy, 8 November: 185-194.
- Slywotzky, A.J., 1996. Value Migration, Harvard Business Review Press,Boston,MA.
- VoelpelS.C., M. Leibord and E.B. Tekie, 2004. The wheel of business reinvention: how to reshape your business model to leapfrog competitors. Journal of change management, 4 (3): 259-276.
- Xavier L., D. Benoit and J. Ventura, 2010. M@n@gement. Business Models as a Research Program in Strategic Management: An Appraisal based on Lakatos, vol. 13 no. 4: 214-225.
- Zott, C. and R. Amit, 2010.LongRangePlanning. Business Model Design: An Activity System Perspective, 43: 216-226.
- Zott, C., R. Amit and L. Massa. The business model: theoretical roots, recent developments, and futurere search,IESEBusinessSchool–UniversityofNavarra, 2010.
Количество просмотров публикации: Please wait