УДК 373

РАЗДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА В ШКОЛЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Егоров Евгений Евгеньевич1, Васильева Людмила Ивановна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой инновационных технологий менеджмента
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
Статья содержит новый взгляд на организацию педагогического труда в системе российского школьного образования. Труд учителя предлагается разделить на четыре педагогические профессии: учителя-предметника, тьютора, модератора, корректировщика. В статье обосновываются предпосылки и необходимость такого разделения, а также возможные положительные стороны такого подхода.

Ключевые слова: организация образовательного процесса, Разделение педагогического труда, учитель, школа


THE DIVISION OF PEDAGOGICAL WORK IN THE SCHOOL: ANTECEDENTS AND CONSEQUENCES

Egorov Evgeny Evgenievich1, Vasileva Ludmila Ivanovna2
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Economic Science, Chair of innovative management technologies
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Hedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies department

Abstract
The article includes a new view of the organization of pedagogical work in the Russian school. Of teachers are invited into four teaching profession: subject teacher, tutor, moderator spotter. In the article the background and necessity of this division, as well as possible the positive aspects of this approach.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров Е.Е., Васильева Л.И. Разделение педагогического труда в школе: предпосылки и последствия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56058 (дата обращения: 19.11.2016).

В системе образования, равно как и во всем российском обществе уже давно назрело мнение о том, что современное школьное образование не удовлетворяет требованиям социально-экономического развития страны. Можно сказать даже больше, что, несмотря на обилие разнообразных законодательных, административных, финансовых и иных реформ образования, оно по-прежнему находится в тупике. Меняется форма, но содержание и образовательные технологии, в целом, остаются отсталыми, мало ориентированными на решение актуальных вопросов современного общества, не говоря уже, об обществе будущего, чему, по идее, и должно быть посвящено школьное образование [4].

Многие ищут проблемы в школьном образовании в учителях [1]. И нельзя сказать, что они не правы. Ведь любой изменение не может быть реализовано, если оно не затрагивает базовый элемент системы. Таким элементом для системы школьного образования, бесспорно, является учитель. К сожалению, в настоящий момент гораздо больше обвинений в адрес учителей, чем попыток изменить труд учителя помочь ему в организации его деятельности. В чем только не обвиняют сегодняшних учителей школы, молодых – в том, что они «недоучки», учителей среднего возраста – в меркантилизме, старых – в отсталости. Но мало кто говорит о реальных проблемах организации труда учителя, кроме самих учителей. Учитель в школе перегружен работой никак не относящейся к его непосредственным обязанностям, на него осуществляется огромное административное и психологическое давление, как со стороны администрации, так и со стороны родителей, и эти проблемы можно перечислять и далее.

Эти проблемы, равно как и многие другие, замыкающиеся на фигуре учителя, требуют незамедлительного решения. Особое внимание следует обратить на учителей, работающих в школах в настоящее время. Образование как сфера профессиональной деятельности пока не стало индустрией знаний, в которой образовательные приемы и методы постоянно менялись бы по мере накопления информации об их эффективности [5]. Если во многих других областях люди начинают свою профессиональную деятельность, полагая, что то, что они делают, и то, как они это делают, изменится в результате исследований и появления новых фактов, то в образовании об этом пока говорить не приходится. Чтобы изменить преподавание, мало набрать первоклассных кандидатов и дать им отличное от тех, кто преподает сейчас, стартовое образование, необходима адаптация к постоянно изменяющимся требованиям. Чтобы практикующий учитель профессионально рос, приобретал новые необходимые компетенции, ему нужно время и широкий спектр возможностей для развития, а также необходимы соответствующая система профессионального роста и разнообразие путей карьерного продвижения.

Что же может послужить качественным толчком к изменению ситуации в школе вообще и подготовкой школьных учителей в частности. Гипотетически на этот существенный вопрос существует множество ответов. Одним из них, на наш взгляд, может стать разделение педагогического труда.  К настоящему моменту времени в образовании спонтанно произошло своеобразное «разделение» труда учителей и других школьных работников. Разделение по отраслям равно разделению по предметам. Частное разделение внутри отрасли – предмета демонстрируется разными категориями учителей. Единичное разделение наблюдаем в диагностической, прогностической, проектной, коррекционной деятельности руководителей образовательных организаций, методистов, социальных педагогов, педагогов-психологов.

Несмотря на многочисленные сомнения и разницу во взглядах по вопросу разделения педагогического труда, можно говорить о том, что де-факто такое разделение уже происходит. Об этом говорят и многие предпосылки, изложенные выше. Однако подходы и технологии разделения педагогического труда, применяемые в настоящий момент, как в условиях российского образования, так и за рубежом, очень разнообразны: от выделения отдельных фрагментарных функций учителя до появления принципиально новых профессий, зачастую не связанных непосредственно с педагогическим трудом . Все это демонстрирует отсутствие не только единого понимания, но и сколь-нибудь системного представления о разделении педагогического труда в школе. Пытаясь изменять содержание школьного образования, практически ничего не делается с организационно-управленческой точки зрения. Школьная образовательная деятельность организована практически так же, как сто лет назад, а многочисленные административные нововведения не решают проблему, но только усугубляют ситуацию. Как следствие такому положению дел – отсутствие прогресса в развитии организации работы школы и, соответственно, отсутствие роста качества школьного образования.

Следует отметить, что определение новых конкретных педагогических профессий в данном аспекте сопровождается существенными сложностями, связанными с многообразием подходов к сущности и содержанию педагогического труда  Мы предлагаем ограничиться в количестве профессий, и предполагаем наличие в школе четырех новых педагогических профессий: учителя-предметника, тьютора, модератора и корректировщика. Каждая из этих профессий достаточно уникальна, помимо традиционного учителя-предметника, имеет свой функционал и требуемый набор компетенций. На первый взгляд в указанных профессиях нет ничего нового, все они в той или иной степени уже были или сейчас задействованы в решении различных педагогических или организационных задач на разных уровнях образования. Но еще раз обращаем внимание на то, что в российской системе образования еще никому не удавалось завести их в единую гармоничную работающую систему.  Кратко опишем эти профессии их место в разделении труда, функционал и основные задачи, решаемые в системе школьного образования [3].

Начнем с профессии учителя-предметника (предметник), казалось бы, традиционной, но в предлагаемой системе наделенной несколько иными, по сравнению с обычными, функциями. Предметник это педагог, готовый к обучению, развитию и воспитанию обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Однако его роль в образовательном процессе несколько видоизменяется и основной его задачей становится не трансляция знаний, а навигация в предметной области. По нашему представлению это должен быть супер профессионал в смежных дисциплинах, обладающий глубинными знаниями, а, главное, постоянно занимающийся научными исследованиями в профессиональной области. К его основным функциям относятся:

-          реализация учебных программ базовых, профильных и элективных курсов по предмету;

-          применение современных технологий обучения по предмету, мониторинг достижений учащихся;

-          организация различных видов учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

-          использование сведений из истории науки, знание современных тенденций ее развития,  методически грамотная их интерпретация в логике развития школьного предмета.

Следующей профессией, которая используется довольно часто  и сейчас, особенно в зарубежных образовательных системах является тьютор. Это специалист из числа педагогических работников, осуществляющий индивидуализацию образовательных процессов. Его основной задачей является формирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий. К его основным функциям относятся:

-          развитие потребностей учащихся в самообразовании и саморазвитии;

-          оказание помощи учащимся в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив;

-          конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих достичь цели,

-          мониторинг планов учащихся, их интересов, склонностей, мотивов, готовности к профессиональному самоопределению.

Далее следует новая профессия модератора. Часто эта должность представляется, как технический организатор в системе дистанционного образования или как роль в конкретной образовательной технологии, типа круглого стола или семинара. Однако в системе разделения педагогического труда, предлагаемой в проекте, это специалист  из числа педагогических работников, осуществляющий деятельность по проектированию формированию и реализации групповых образовательных маршрутов.  К его основным функциям относятся:

-          управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания;

-          организация проектного обучения;

-          организация дистанционного обучения;

-          повышения квалификации учителей с учетом их потребностей и особенностей развития школы.

И еще одной педагогической профессией вводимой в систему разделения труда в школе является профессия  корректировщика. Следует сразу сказать, что вводимая профессия не отменяет и не заменяет присутствующую в школах на сегодняшний день профессию школьного психолога. Несмотря, что в их деятельности возможны пересечения, профессия корректировщика направлена на выявление и устранение отклонений именно в образовательном процессе. А его основной задачей должна стать гармонизация учебного процесса, через диагностику и всесторонний анализ образовательных результатов обучающихся. Исходя из самого понятия корректировщик, можно сделать вывод о его важной роли педагогического посредника между всеми участниками образовательного процесса. К его основным функциям относятся:

-          диагностика и коррекция умственных, физических и социальных отклонений обучающихся;

-          выявление и устранение отклонений в отношениях между участниками образовательного процесса;

-          профилактика девиантного поведения обучающихся;

-          организация социальной помощи обучающимся;

-          работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, представленная модель разделения педагогического труда решает целый ряд задач, обеспечивающих качественное изменение образовательной деятельности школы. Именно такой подход позволяет обеспечить индивидуализацию процесса обучения, получение навыков проектной и командной работы учащимися, внедрение электронных средств обучения на любом уровне, организацию самостоятельной деятельности обучающихся, профессиональное самоопределение учеников, повышение мотивации к обучению, выявление и устранение отклонений в образовательном процессе, внедрение новых педагогических технологий и много-много других важных задач. Помимо прочего, используя такую модель, можно найти решение важной проблемы организации работы школы в целом. Речь идет о существенных различиях в целевых установках между администрацией школы и учителями. Предлагаемая нами система разделения педагогического труда, во многом решает данный вопрос, иначе организуя взаимодействие внутри коллектива школы [2].

Предложенная нами система разделения педагогического труда диктует совершенно иной подход к пониманию содержания подготовки учителя. Но при этом, следует отметить, она не отменяет существующих представлений об учителе, а расширяет их, причем существенно. Центральной фигурой в педагогических профессиях остается учитель-предметник. Более того, в проектируемой системе существует такое положение, что через данную профессию должны пройти все остальные. В дальнейшем, профессиональная и карьерная траектория у конкретного педагога может быть различной с учетом вводимых профессий.

Итак, подведем итоги. Изложенный подход к разделению педагогического труда и основанная на нем система организации образовательной деятельности в школе, а, в дальнейшем и изменение подготовки учителей, дает целый ряд преимуществ и решение, возможно, ключевых проблем в системе школьного образования России, сложившихся на сегодняшний день. А именно:

  1. Делает систему педагогического образования существенно более открытой за счет более тесного взаимодействия со школой в образовательном процессе на всех уровнях, а также за счет возможности «вхождения» в педагогическую профессию на разных этапах через получения сформированных программ магистратуры и дополнительного образования.
  2. Повышает престижность педагогической профессии, делает подготовку к ней более гибкой и профессионально мобильной, а также позволяет принять решение о «вхождении» в профессию на разных этапах подготовки, включая, подготовку в интернатуре и при сдаче квалификационного экзамена. К тому же она обеспечивает карьерные перспективы в рамках педагогической профессии, что тоже немаловажно в сложившихся условиях.
  3. Обеспечивает практическую ориентированность подготовки педагога с ранних этапов его обучения. Это снимает множество «педагогических комплексов» и, что не менее важно, делает этот процесс адресным, то есть подготовка происходит под конкретного заказчика, с учетом специфики конкретной школы и педагогической позиции в ней.
  4. Также подобная система позволяет заполнить некоторые «пустоты» возникшие в результате трансформации российской школы за последние десятилетия. Речь идет об организации воспитательной работы с учениками, вовлечения родителей в процесс школьного воспитания, отборе и развитии наиболее талантливых учеников и тому подобное.
  5. Еще одним существенным «плюсом» разрабатываемой системы является то, что она может обеспечить подготовку в рамках новой парадигмы уже действующих школьных учителей, готовых изменяться и повышать качество своей педагогической деятельности. Это достаточно легко осуществимо через систему дополнительной подготовки в рамках педагогических университетов.

Важной чертой, предлагаемых нами преобразований, является то, что это, так называемая, «реформа снизу», в отличие от многочисленных, навязанных и порой разрушительных для системы образования «реформ сверху». Изменения в секторе разделения педагогического труда, на наш взгляд не нарушают «естественного развития системы», а служат неким акселератором развития и перехода системы школьного образования на качественно новый уровень. Если на пути этого перехода проблемы, с точки зрения внедрения подхода к разделению педагогического труда и основанной на данной точке зрения измененной подготовки учителя? Конечно, есть. Можно сказать и больше, что, на сегодняшний день, вопросов к данной альтернативе развития школьной системы образования гораздо больше, чем ответов. Среди этих вопросов есть и принципиальные. Например, как систему разделения педагогического труда встроить в существующее нормативно-правовое поле организации школьной деятельности; как настроить тонкое организационное взаимодействие между участниками образовательного процесса в складывающейся системе, особенно между вновь появившимися педагогическими профессиями; как изменить существующие закостенелую систему оплаты педагогического труда и мотивации вообще; как обеспечить встроенность подготовки учителя по данной модели, в реальную школьную деятельность, уйдя от изоляции обоих систем и много других вопросов. Но мы находимся лишь на начальном этапе этого трудного пути и готовы решать эти проблемы в интересах всех заинтересованных сторон, во благо общества и государства.


Библиографический список
  1. Булганина С.В., Погодина Т.В. Опыт использования современных педагогических технологий и мониторинг результатов обучающихся / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 192-195.
  2. Егоров Е.Е. Моделирование системы разделения педагогического труда в школе / «Инновационная деятельность в образовании»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября 2014 года, г. Нижний Новгород / под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – с.439 С.287-289
  3. Егоров Е.Е., Папуткова Г.А., Потапова Т.К. Развитие программ дополнительного образования в контексте функционального разделения педагогического труда / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал №2 (19) 2014 Челябинск, 2014. – 124с. С.62-71
  4. Константиновский, Д. Л.Школа и «внешние» факторы / Д. Л. Константиновский // Вопросы образования. – 2011. – N 4. – С.245-266.
  5. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д, Захаров А. Б. Российская школа: альтернатива модернизации сверху / Вопросы образования. – 2011. – N 3. – С.5-53.


Все статьи автора «Егоров Евгений Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация