УДК 377.8

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗМЕРЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Бугакова Ольга Евгеньевна1, Буева Елена Игоревна2
1КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», заведующая отделением «Преподавание в начальных классах»
2КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», преподаватель, методист

Аннотация
Данная статья посвящена проблематике оценивания профессиональных компетентностей студентов педагогического колледжа. В статье описан квалификационный экзамен, материалы которого, на наш взгляд, позволяют достоверно оценить уровень сформированности профессиональных компетентностей, необходимых для работы в современной школе.

Ключевые слова: квалификационный экзамен, оценивание, профессиональная компетенция, профессиональный стандарт педагога, трудовая функция.


APPROACHES TO ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE STUDENTS AT TEACHER TRAINING COLLEGE

Bugakova Olga Yevgenevna1, Bueva Elena Igorevna2
1Krasnoyarsk Teacher Training college, Head of Primary school dept.
2Krasnoyarsk Teacher Training college, College teacher, methodologist

Abstract
The paper concentrates on the problem of assessment of future teachers’ professional competences. It presents a qualification exam, which allows to assess the professional competences necessary for school teachers.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бугакова О.Е., Буева Е.И. Подходы к организации процесса измерения сформированности профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/55486 (дата обращения: 20.11.2016).

Современная школа предъявляет высокие требования к качеству подготовки учителя начальных классов. Проблема создания и внедрения комплексной модели оценки сформированности профессиональных компетенций студентов колледжа возникла с введением новых стандартов подготовки специалистов в области педагогики, с одной стороны, и введением профессионального стандарта, закрепляющего требования к трудовым функциям учителя, с другой.

В «Профессиональном стандарте педагога» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) описано множество трудовых действий, которые современный учитель должен реализовывать в своей повседневной профессиональной жизни. К стандартизации профессиональной деятельности можно относиться по-разному, но, безусловно, стандарт позволяет обсуждать способы оценки качества подготовки специалистов, приходящих работать в современную школу.

Обратимся к трудовой функции «Обучение». Для качественного выполнения данной функции учителем должен осуществляться ряд трудовых действий. Например:

  • «Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Планирование и проведение учебных занятий;
  • Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
  • Формирование универсальных учебных действий» [1].

Профессиональная компетенция «представляет собой способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [2]. Профессиональная компетенция имеет сложную структуру и профессиональные задачи, «зашитые» в ней, разбиваются на ряд подкомпетенций или «субкомпетенций». Набор таких подзадач  слишком обширен и не может быть освоен студентом – равно как и оценен преподавателем – одномоментно.   Компетенция формируется в рамках нескольких курсов, и, соответственно, чтобы проверить её сформированность, нужен междисциплинарный подход и комплексные измерители. Правильная организация процесса процедуры измерения очень важна, поскольку любые нарушения стандартизированных условий проведения, обработки, анализа и интерпретации могут снизить обоснованность и точность оценки [5, 118].

С внедрением ФГОС СПО и профессионального стандарта педагога появилась необходимость не только количественной, но и качественной оценки. Диагностические методы оценивания качества подготовки выпускников должны учитывать сложную структуру объекта оценивания.

Модель оценки сформированности компетенций должна обеспечивать:

  • мониторинг знаний и умений,
  • мониторинг сформированности собственно компетенции,
  • объективность результатов мониторинга,
  • валидность результатов,
  • соответствие требованиям ФГОС СПО,
  • обеспечение обратной связи с целью совершенствования процесса обучения [4, с.418-420].

На наш взгляд, процедура оценивания, разработанная командой КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им.М.Горького» в рамках проекта «Модель оценки профессиональной квалификации учителя начальной школы для реализации федерального государственного стандарта начального общего образования» (с 2013 г. колледж является Федеральной инновационной площадкой) достоверно отражает уровень сформированности профессиональных компетентностей, необходимых для работы в современной школе.

Для создания процедуры измерения сформированности профессиональных компетенций необходимо было определить предмет измерения, осуществить выбор измерительных процедур, сконструировать и применить измерительный инструментарий, разработать критерии анализа и интерпретации результатов измерения.[5,117]

Разработанный нами квалификационный экзамен, состоит из двух практических заданий. Материалы экзамена содержат компетентностно-ориентированные задания со свободно конструируемым ответом на применение знаний и умений в профессиональной ситуации. Длительность экзамена составляет 5 академических часов. К каждому заданию прилагаются оценочные шкалы (специально разработанные критерии) для проверки выполнения заданий экспертами.

Первое практическое задание требует от испытуемого продемонстрировать, во-первых, умение планировать процесс обучения: как глобально – на уровне рабочей программы, так и локально – на уровне фрагмента отдельного урока. Во-вторых, требуется  продемонстрировать умение планировать контроль результатов обучения. Студенту необходимо удерживать два фокуса контроля: контроль метапредметных результатов обучения и контроль предметных результатов.

Второе практическое задание – это урок, непосредственно реализуемый испытуемым в реальных условиях школы. Мы называем этот урок «контрольным». Урок оценивается коллегиально специально создаваемой комиссией, которая включает в себя представителя работодателя (директор или завуч школы), учителя – наставника и методиста практики. В ходе проведения контрольного урока члены комиссии заполняют экспертный лист, фиксируя выраженность демонстрируемых испытуемым умений. Все умения связаны с непосредственной реализацией проекта урока, например, умение четко формулировать и переформулировать задания, удерживать внимание учащихся, оценивать работу учащихся и т.п. После проведения урока студент осуществляет рефлексию, которая тоже является объектом оценки, поскольку умение видеть «плюсы» и «минусы» собственной деятельности, умение обобщать полученный опыт и скорректировать собственную деятельность – важные составляющие профессионализма учителя.

Данный инструмент позволяет достоверно оценить готовность учителя реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [2] и объективно показывает степень осознанности в выполнении трудовой функции «Обучение» [1].

Данный инструмент был опробован и используется нами для фиксации качества подготовки студентов – выпускников колледжа. Студенты, успешно прошедшие экзамен, показывают хороший результат и при работе в школе. Они действительно готовы к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Экзамен вызвал интерес у администрации школ. Он был оценен завучами и директорами школ как информативный инструмент для выделения дефицитов учителей, связанных с умением составлять рабочую программу, планировать уроки, удерживая в фокусе предметные и метапредметные результаты, отбирать задания, «работающие» на конкретный результат и планировать адекватный контроль достигаемых результатов.

Материалы экзамена были апробированы несколькими профессиональными образовательными учреждениями Красноярского края и также получили высокую оценку. Студенты отметили, что задания вызывают интерес, так как имеют прямое отношение к практическим навыкам, реализуемым в повседневной работе учителя. Коллеги – преподаватели в качестве безусловного достоинства экзамена выделили его практическую направленность.

Таким образом,  мы полагаем,  что разработанная нами процедура оценивания достаточна, чтобы отразить степень соответствия образовательных результатов студентов требованиям заказчиков качества образования.


Библиографический список
  1. Профессиональный стандарт педагога (электронный вариант) / http://www.consultant.ru.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (электронный вариант) / http://www.consultant.ru.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (электронный вариант) / http://www.consultant.ru.
  4. Замятин А.М. Система оценки компетенций студентов ВПО Обзор достижений и нерешенных задач /А.М. Замятин// Молодой ученый. – 2012.- №5.
  5. Золотарева С.С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе. /С.С. Золотарева//Ярославский педагогический вестник.-2014.-№3.-ТомII (Психолого-педагогические науки).


Все статьи автора «Бугакова Ольга Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация