УДК 37

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГА В ОСВОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Абрамовских Татьяна Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
старший преподаватель кафедры управления, экономики и права

Аннотация
Данная статья посвящена эмпирическому и теоретическому анализу процесса управленческой поддержки освоения педагогическим коллективом современных образовательных технологий. На материале исследования составлена характеристика задач управления образованием, объединяемых понятием «управленческая поддержка». Представлена программа управленческой поддержки по освоению новых образовательных технологий МОУ СОШ №2 Копейского городского округа Челябинской области. Результаты внедрения программы показали ее эффективность, которая определяется значительным повышением профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова: программа управленческой поддержки, современные образовательные технологии, способы поддержки освоения образовательных технологий, управленческая поддержка, функции управления


ORGANIZATION MANAGEMENT SUPPORT TEACHER IN THE DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Abramovskyh Tatiana Aleksandrovna
State budgetary educational institution of additional professional education "Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of workers of education"
Senior lecturer, Department of management, Economics and law

Abstract
This article is devoted to empirical and theoretical analysis of the process management support the development of pedagogical collective of modern educational technologies. The research material is composed of characteristic tasks of management of education, United by the concept of "management support". Provides program management support for the development of new educational technologies school № 2 Kopeisk city district of the Chelyabinsk region. The results of the implementation of the program proved its efficiency, which is determined by the increase of professional competence of the teacher.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абрамовских Т.А. Организация управленческой поддержки педагога в освоении современных образовательных технологий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/55477 (дата обращения: 19.11.2016).

Образование на современном этапе развивается в режиме системных преобразований. Это обусловлено введением основополагающих законодательных актов: закона « Об образовании в РФ», ФГОС общего образования, профессионального стандарта педагога и других. В этой связи особое значение приобретают вопросы повышения уровня подготовленности педагогов к решению профессиональных задач. Развитие самих образовательных организаций диктует необходимость освоения педагогами новых видов деятельности, основанных на принципах деятельностного подхода и знании современных образовательных технологий. Эффективность освоения новых технологий во многом будет обеспечена управленческой поддержкой администрации образовательного учреждения. Под управленческой поддержкой понимается создание условий для профессионального роста педагогов. Процесс непрерывного профессионального развития педагога неизбежно сопровождается преодолением возникающих в профессиональной деятельности препятствий. Если он испытывает затруднения в преодолении таковых, ему необходима управленческая поддержка. Управленческая поддержка – это система, включающая в себя комплекс взаимосвязанных необходимых и достаточных организационно-управленческих условий развития у учителей педагогических потребностей в освоении современных образовательных технологий. Теоретические исследования в области современных образовательных технологий принадлежат ряду известных ученых. Обратимся к определению понятия «образовательные технологии». В. П. Беспалько определяет интересующее нас понятие как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [1]. Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко видят образовательную технологию как процессную систему совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. По мнению В. В. Гузеева образовательная технология – это система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий. Данные определения позволяют назвать компоненты образовательной технологии:

  • Методологические и теоретические основы технологии;
  • Определение целей, ориентированных на результат;
  • Конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач);
  • Конструирование педагогического процесса (выбор алгоритма действий, определение методического обеспечения и педагогических средств);
  • Прогнозирование результата;
  • Отбор и структурирование материалая. Определение ценностных компонентов изучаемого материала;
  • Планирование контроля (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный). Оценка эффективности (критерии, показатели);
  • Коррекция результатов;
  • Формирование мотивационной готовности к использованию технологий педагогов, обучающихся, родителей;
  • Обучение педагогов теории и практики образовательных технологий.

В исследованиях В.В.Гузеева обозначены основные проблемы внедрения новых технологий в работу образовательных учреждений:

– подготовка педагогов к новому типу деятельности, освоение образовательных технологий;

-внедрение технологий в практику;

-подготовка детей к работе в условиях новой технологии [2]. Рассмотренные нами теоретические основы данного вопроса заложены в основу процесса освоения педагогами новых технологий. Эффективное освоение образовательной технологии возможно только при обучении всего педагогического коллектива и при поддержке администрации образовательного учреждения. «Как всякое новое, гуманистически ориентированная педагогика прочно закрепляется только командным способом внедрения, – находим у Газмана О.С. – Он позволяет удерживать новый образец деятельности для всех за счет групповой солидарности, организационной и методической поддержки»[3]. В.В. Гузеев и А.С. Сиденко определяют значимость управленческой поддержки: «Поддержка администрации абсолютно необходима, поскольку освоение образовательной технологии сопровождается целой серией конфликтов. По большей части корни этих конфликтов лежат в сложившихся стереотипах, неоправданных социальных ожиданиях и вошедшей в отечественный менталитет привычке ждать, что жизнь мгновенно улучшится лишь от того, что кто-то заговорил про что-то новое»[4]. В теории управления функциями управленческой поддержки в рамках освоения новых образовательных технологий выступают:

- создание необходимой и адекватной помощи учителю в процессе профессионального и личностного самоопределения и самореализации на основе диагностики его профессиональных затруднений и готовности к освоению современных образовательных технологий;

- создание ситуации востребованности субъектной позиции педагога;

- преодоление психологических барьеров при освоении новых технологий.

     Основной концептуальной идеей управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении современных образовательных технологий является идея построения внутриорганизационной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов.
Работа по повышению квалификации сопровождается практической направленностью и завершается продуктом, разработанным педагогом в ходе профессионального совершенствования. Оценка результата обучения включает в себя освоенные педагогом знания, сформированные компетентности и их реализация в конкретной деятельностной ситуации. Системная управленческая поддержка педагогов в освоении образовательных технологий направлена на наполнение специальным содержанием всех функций управления.

Информационно-аналитическая функция предполагает сбор и анализ запросов окружающего социума в модернизации образовательного процесса, создание банка данных об образовательных технологиях.

Мотивационно-целевая направлена на формирование готовности педагогов к освоению современных образовательных технологий.
Формирование модели «Я-концепция» в направлении освоения современных образовательных технологий Формирование личностно-ориентированной образовательной среды
.

Планово-прогностическая включает в себя разработку комплексно-целевых программ по освоению прогрессивных педагогических технологий и программ личностного профессионального роста.

В рамках организационно-исполнительской функции реализуются созданные программы по освоению технологий в образовательном процессе, изменяется структура и формы работы методической службы.

Контрольно-диагностическая функция предполагает диагностику по специальным показателям личностного профессионального развития учителей и результатов его профессиональной деятельности.

Регулятивно-коррекционная: внесение корректив в управленческую деятельность по эффективному освоению технологий для поддержания ее на установленном уровне. Процесс обучения новым технологиям должен найти свое продолжение в постоянной поддержке на протяжении нескольких лет. Необходимо видеть, как новые технологии прочно входят в повседневную практику. Брюс Джойс   (см. McKenzie J., 1993)  считает, что нужно постоянно контролировать и поддерживать введение новых образовательных технологий. Джойс предлагает несколько способов такой поддержки.

1. Группы поддержки.

Джойс предлагает растянуть начавшийся процесс освоения новых образовательных технологий во времени, организовать группы и проводить учебные сессии, помогающие учителям впитывать информацию порциями, возвращаться в классы для применения её на практике, а затем снова собираться вместе для обмена приобретённым опытом. Учителя регулярно обмениваются идеями интеграции программ и техническими приёмами управления классом. Никто не имеет полномочий контролировать или указывать, как и когда использовать те или иные технологические процедуры. Учителя располагают профессиональной свободой и могут интегрировать технологию в свою деятельность так, как считают нужным.

2. Обучение равного равным.

Джойс показывает, что при обучении «равного – равным» участники быстрее включаются в процесс, чем когда они выступают как изолированные индивидуумы.

3. Группы обучения.

Создание таких групп позволяет проводить обучение педагогов в менее формальных ситуациях, чем обычно. Это эффективная стратегия обучения, судя по выделяемым ресурсам и получаемым результатам.

4.Развитие рефлексивной и креативной (изобретательской) практики.

Приоритетность развития навыков деятельности в рамках новой педагогической технологии приводит часто к нескончаемым тренингам, перегруженным из-за попыток охватить всё за короткий период времени. Джойс советует охватить лишь несколько элементов нового, зато оставить время для практики и рефлексии. Применение рефлексивной и креативной практики создаёт, таким образом, благоприятные условия для введения в образовательное пространство школы новых педагогических стратегий и технологий [5].

В практике работы образовательных учреждений накоплен большой опыт организации управленческой поддержки в освоении педагогами инновационных технологий. Однако результаты входной диагностики слушателей курсов повышения квалификации ЧИППКРО показывают высокий уровень затруднений в освоении и применении современных образовательных технологий. Это диктует необходимость диссеминации опыта по данной проблеме. Используем информационный канал диссеминации. Рассмотрим Программу управленческой поддержки МОУ СОШ №2 Копейского городского округа Челябинской области по освоению педагогами современных образовательных технологий, представленную МОУ СОШ №2 КГО в выпускной квалификационной работе, в которой обобщаются теоретические и практические исследования по данной проблеме.

Целью данной программы является управление развитием у учителей педагогических потребностей в освоении и применении современных образовательных технологий, повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования новых образовательных технологий в процессе практической деятельности.

Задачи:

  • исследование профессионального потенциала коллектива;
  • рациональное использование условий ОУ для повышения квалификации педагогических кадров;
  • совершенствование методической работы;
  • мотивирование успешности педагогов, что оказывает влияние на результаты трудовой деятельности;
  • решение вопросов материального стимулирования педагогов, повышающих свою квалификацию;
  • развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления;
  • развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей.

Ожидаемые результаты:

- повышение профессиональной компетентности персонала, соответствующей требованиям профессионального стандарта педагога и наращивание кадрового потенциала в школе;

–  позитивные изменения качественных показателей труда педагогических работников и деятельности образовательной организации в целом.

В содержании программы определены этапы управленческой деятельности по освоению современных технологий. На первом подготовительном этапе проводится диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, создается информационное поле: банк инноваций образовательной организации; проводятся психолого-педагогические семинары по проблеме освоения образовательных технологий;  организуется посещение теоретических семинаров в ЧИППКРО(Челябинский институт переподготовки, повышения квалификации работников образования) согласно выявленным профессиональным затруднениям отдельных учителей и в целом педагогического коллектива образовательного учреждения. Реализация программы обеспечивается литературой и ИКТ-ресурсами. Происходит интеграция науки и практики в результате привлечения ученых в качестве научных руководителей и консультантов. На данном этапе организуется исследовательская работа по выявлению потребностей в инновациях и организации их выбора педагогами в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей учащихся, определяются прогнозы возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий. Работа на первом этапе реализации программы сопровождается созданием мотивации педагогического коллектива на успех и повышением профессионального мастерства административной команды. Теоретические знания, которые должен получить педагог о новой технологии: понятие о «педагогической технологии», ее отличие от дидактики и методики обучения; умение ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий; знание концептуальной основы той технологии, которую будет реализовать педагог. Педагог должен знать назначение выбранной им образовательной технологии, историю ее создания, результаты, которые могут быть получены и проблемы, которые с ее помощью будут решены. Кроме этого, педагог должен знать, на какую научную теорию  опирается данная образовательная технология, какими основаниями руководствовались ее создатели. Например, технология проблемного обучения разработана в шестидесятые годы И.Я. Лернером; концепция развивающего обучения опирается на теорию развития личности В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, истоком технологии интеллект-карт, описанной Бершадской Е.А., является психологическая теория Тони Бьюзена. Таким образом, педагог, внедряющий новую технологию в образовательный процесс, по мнению исследователей, должен знать:

- сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);

- теоретическое обоснование планируемых результатов;

- этапы освоения новой технологии;

- методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;

- методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности[4].

Второй этап – организационный – включает в себя:

1. Изменение структуры и форм методической работы: преобразование методического совета в научно-методический, создание временных творческих групп, обучение команд, определение индивидуальных траекторий профессионального развития.

2. Пополнение и обновление учителями базовых научных и методических знаний (продолжение работы школьных психолого-педагогических семинаров).

3. Развитие исследовательских умений учителей.

4. Дополнение теоретических семинаров индивидуальными и групповыми консультациями специалистов по актуальным проблемам образования.

5. Внесение изменений в положение о стимулировании труда педагогических работников школы.

Третий практический этап является ключевым в обеспечении практической готовности педагогического коллектива к освоению новых образовательных технологий. Проводится промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогов, констатируются произошедшие изменения. Совершенствуется система управленческой деятельности по освоению и применению современных образовательных технологий. Система научно-методической работы организуется на трех уровнях:  первый – традиционная деятельность методических объединений;  второй – временные творческие коллективы;  третий – творческие лаборатории в соответствии с требованиями профессионального стандарта и уровнем подготовки педагогов. Создаются персонифицированные программы повышения квалификации педагогов, на основании которых формируется внутришкольная система повышения квалификации. Акцент в деятельности научно-методической службы делается на обучение учителей организации научно-методического эксперимента, совершенствование исследовательских умений и навыков. Мотивация и стимулирование деятельности учителей-новаторов и педагогов-исследователей: разработка авторских программ, учебных курсов, специальных семинаров; работа в составе творческих лабораторий; участие в работе научно-практических конференций; обобщение опыта своей работы в виде публикаций;  участие в выставках материалов передового педагогического опыта. Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов в принятии управленческих решений. На последнем контрольно-оценочном этапе проводится рефлексия, коррекция, определяются новые вызовы. Реализация программы завершается выходной диагностикой и оценкой ее эффективности. Проводится оценка в системе показателей: восприимчивость педагогов к новому;  подготовленность к освоению образовательных технологий;  степень новаторства педагогического коллектива;  степень творческой активности;  развитость коммуникативных связей. Устанавливаются причины рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов. Реализация программы управленческой поддержки педагогического коллектива в МОУ СОШ №2 Копейского городского округа позволила значительно повысить профессиональную компетентность и готовность педагога к освоению новых технологий. Представим один из аспектов исследовательской работы по освоению современных образовательных технологий из материалов выпускной квалификационной работы Власовой Т.В., заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №2 КГО.

Сводный график готовности педагогов к освоению образовательных технологий

Динамика роста готовности педагогов к применению инновационных технологий, выявленная в ходе проведения специальных диагностик, обусловлена тем, что в процессе реализации технологии создаются условия для углубленного ее изучения, освоения стратегий и приемов технологии, ее философских и психологических основ, осознается необходимость изменений в профессиональной деятельности педагога при внедрении технологии. Обучение педагогического коллектива проводится на базе образовательного учреждения, что дает возможность всему педагогическому коллективу включаться в процесс восприятия, осмысления и осознанного выбора тех инновационных технологий, которые помогут коллективу школы реализовать стратегию развития образовательного учреждения, администрации – оптимально реализовать программу управленческой поддержки освоения новых образовательных технологий [5]. Таким образом, Программа управленческой поддержки формирования готовности педагога к применению современных образовательных технологий позволяет:

  • провести педагога от актуализации профессиональных затруднений и формирования потребности в развитии профессионализма до осознанного выбора и освоения современных образовательных технологий;
  • подготовить весь педагогический коллектив к реализации выбранных образовательных технологий в образовательном процессе.

Библиографический список
  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]. М., 1995., 29 с.
  2. Гузеев, В.В. «Управление процессом освоения образовательных технологий педагогическим коллективом» / В.В.Гузеев // «Управление образованием». – № 6.- 2008.
  3. Газман О. С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всероссийской конференции/ Под ред. чл.-корр. РАО О.С. Газмана. – М.: УВЦ «Инноватор», 1996, с. 4-25.
  4. Гузеев В.В., Сиденко А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. // Школьные технологии. – № 1. – 2000. – с. 167 – 181. .
  5. Сиденко Е.А. Мастер-класс: Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. Журнал: “Инновационные проекты и программы в образовании» – №6. – 2011 – с.66-76
  6. Лазарев, В.С. Теория и практика управления инновациями / Лазарев В.С.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент” – 2011. – №2. – с.3-9.
  7. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образ. Учреждений /Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  8. Кириллова,  И.О. Руководство профессиональным ростом педагогов [электронный ресурс] http://www.edu-personal.ru
  9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – 256 с.


Все статьи автора «Абрамовских Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация