УДК 338

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Шевченко Виктория Владимировна
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Аннотация
Данная статья посвящена обзору стратегического развития сетевых предприятий питания. Представлены основные понятия, которые касаются данного вопроса, а также различные виды и методы стратегического планирования. Тематика статьи очень многогранна, так как выбор стратегии развития индивидуален для каждого предприятия и зависит от множества факторов.

Ключевые слова: конкурентные преимущества., конкуренция, стратегия, стратегия развития


STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE NETWORK OF PUBLIC CATERING

Shevchenko Victoria Vladimirovna
Plekhanov Russian University of Economics

Abstract
This article focuses on the review of the strategic development of the network of food companies. Presents the basic concepts that relate to this issue, as well as various types and methods of strategic planning. The theme of the article is very versatile, since the choice of strategy of development of the individual for each company and depends on many factors.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шевченко В.В. Стратегия развития сетевого предприятия общественного питания // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55162 (дата обращения: 20.11.2016).

В настоящее время огромное внимание уделяется стратегическому развитию предприятий, которое позволяет организации выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях рыночной и конкурентной борьбы должны разрабатывать свою собственную долгосрочную стратегию, которая будет позволять им быть достойными конкурентами на рынке.

Актуальность данной темы состоит в том, что стратегическое управление предприятием общественного питания – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которые позволяют предприятию успешно развиваться и быть конкурентоспособным в сложных современных рыночных условиях. Особенность стратегического управления предприятием общественного питания состоит в том, что разработка стратегии – это отчасти творческий, но, в то же время, очень сложный процесс. Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата. Иными словами, теория стратегического управления предприятием общественного питания говорит о том, что в управлении рестораном может помочь ей добиться успеха на рынке.

Стратегическое управление для многих российских предприятий питания является еще довольно новым, но уже набирающим силу явлением. Стержнем стратегического управления выступает система рыночных стратегий, включающая ряд взаимосвязанных организационно – экономических, правовых и трудовых мероприятий, направленных на обеспечение рыночных преимуществ хозяйствующих субъектов перед конкурентами.

Современная теория стратегического менеджмента в общественном питании имеет много направлений и концепций.

Главным понятием в теории стратегического развития сетевого предприятия общественного питания является понятие стратегии. Существует большое количество понятий стратегии, однако их все можно разделить на две группы: дескриптивные (это те, которые описывают данное явление) и конструктивные ( те, которые пытаются выделить основные и сущностные характеристики). Я изучила основные классические определения стратегии у различных ученых ( Г. Минцберг, И. Ансоф, А. Чандлер) и вывела единое и наиболее полное, на мой взгляд, определение стратегии: «Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач организации , утверждение курсов действий и распределение и планирование ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач.»

В современных условиях в теории и практике стратегического планирования и управления пока не существует единой общепризнанной классификации методов и моделей стратегического анализа. К числу наиболее распространенных и широко используемых на практике методов стратегического анализа следует отнести портфельный анализ, матрицу БКГ, матрицу «Мак-Кинзи», модель «Мак-Кинзи 7-S», SWOT-анализ.

Портфельный анализ – это инструмент сравнительного анализа стратегических бизнес-единиц компании для определения их относительной приоритетности при распределении инвестиционных ресурсов, а также получения в первом приближении типовых стратегических рекомендаций. Портфельный анализ является важным этапом разработки маркетинговой стратегии.

Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) получила широкое применение в практике стратегического выбора. Представляет собой двухмерную матрицу, позволяющую предприятию классифицировать продукцию по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли.

Наиболее комплексной процедурой стратегического анализа предприятия общественного питания является система – SWOT-анализа (SWOT-analysis). Ее название представляет собой аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты этого анализа: strengths – сильные стороны; weaknesses – слабости; opportunities – возможности; threats– угрозы.

После рассмотрения основных методов проведения стратегического анализа предприятия, можно кратко ознакомиться с самыми известными типами стратегий.

1) «Почивание на лаврах» – это стратегия, в основу которой акционеры ставят цель в достижении определенного уровня личного благополучия. В предприятие начинаю вкладывать ресурсы, со временем предприятие начинает приносить прибыль, но после этого развитие прекращается. Такая стратегия неизбежно в итоге приведет к «гибели» предприятия, т.к. конкуренты будут двигаться вперед и предприятие потеряет гостей.

2) «Само совершенство» – данная стратегия немного похожа на предыдущую, однако здесь акционеры стремятся создать лучшее предприятие, но не стремятся его расширять. Это предприятие пользуется популярностью, его доходы стабильны.

3)«Марафон» – это в некоторых смыслах спортивная стратегия. Для акционеров интересен процесс отладки качественного и прибыльного функционирования предприятия, однако через 2-3 года они теряют к нему интерес. За это время бизнес зарабатывает свою максимальную стоимость. Акционеры инвестируют в основном во внешнюю привлекательность предприятия, а экономят на тех частях расходов, которые связаны с мотивацией и стимулирования персонала.

4) «Сеть пошире» – это стратегия, основная цель которой – расширение бизнеса. Эта стратегия требует постоянные инвестиции, т.к. акционеры ставят целью охватить как можно большую территорию и как можно больше различных форматов предприятия. Огромная доля прибыли вкладывается создание предприятия, и отсюда возникает много рисков, связанных с высокой кредиторской задолженностью и т.д.

5) «Избавление от обузы» – это довольно краткосрочная стратегия. Это стратегия применяется, когда предприятие находится на грани банкротства. И тогда предприятие старается реализовать одну из двух целей: либо выжать из предприятия максимум возможностей и обанкротить, либо по возможности максимизировать его стоимость и продать.

Стратегическое развитие предприятия общественного питания напрямую связано с его конкурентным положением на рынке. Конкурентное положение определяется конкурентными преимуществами.

Конкурентные преимущества – факторы рынка, которые являются основой конкурентной борьбы.

Конкурентные преимущества можно разделить на несколько групп в зависимости от степени их влияния на конкуренцию:

- конкурирование уже имеющихся игроков на рынке

- влияние государства

- влияние покупателей и потребителей

- риск появления новых товаров и услуг-заменителей

- риск появления новых конкурентов

Все конкурентные преимущества находятся в очень тесной взаимосвязи на рынке, именно поэтому мы можем анализировать их несколькими различными способами:

изучать действие всех сил на конкуренцию обобщено

исследовать влияние каждой силы отдельно

изучив влияние каждой конкурентной силы, выявить причино-следственные связи с экономикой

Согласно теории американского профессора Майкла Портера можно выделить пять основных сил, которые влияют на конкуренцию на рынке.

В современном менеджменте их называют «Пять конкурентных сил Портера»:

риск появления новых конкурентов

риск появления продуктов-заменителей

рыночная власть покупателей

рыночная власть поставщиков

уровень интенсивности соперничества между уже существующими игроками на рынке

Последователи Портера усовершенствовали анализ 5 сил и предложили к тому же 6 – так-называемые вспомогательные схемы. Это – когда бизнес находится в зависимости от фирмы, которые создают продукты, в любом случае взаимодополняющие друг от друга. С данными предприятиями возможно действовать по типу синергии.

Модель конкурентных сил Портера считается, может быть, одним из чаще всего применяемых приборов для исследования персональной бизнес – стратегии компании.


Библиографический список
  1. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент /И.А. Бланк. – Киев, Ника-Центр Эльга, 2010.- 404 с.
  2. Грачёва, А.В Основы финансовой устойчивости организации / А.В. Грачева // Финансовый менеджмент. – 2012. – №4. – С.15 – 35.
  3. Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2009.-688 с.


Все статьи автора «Шевченко Виктория Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация