УДК 378.1

ПРЕДМЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Самерханова Эльвира Камильевна
ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет имени. К. Минина
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной математики и информатики

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы математического обучения студентов не математических специальностей вуза в контексте концепции математического образования. Предметное пространство математики рассматривается как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся, готовых к жизни и профессиональной деятельности в современном мире.

Ключевые слова: предметное пространство математики, профессиональные компетенции студентов, ситуация


THEMATIC AREA OF MATHEMATICS AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

Samerkhanova Elvira Kamilevna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of Department of applied mathematics and Informatics

Abstract
The article deals with the problems of mathematical training of students of mathematical specialties of high school not in the context of the concept of mathematical education. Thematic area of mathematics is considered as a means of formation of professional competencies of students who are ready for life and professional activity in the modern world.

Keywords: professional competence of students, the situation, Thematic area of mathematics


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Самерханова Э.К. Предметное пространство математики как средство формирования профессиональных компетенций студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55012 (дата обращения: 03.06.2017).

Современный, динамично развивающийся мир, насыщенный многообразием наукоёмких технологий представляет собой инновационное пространство для развития каждого человека, который должен уметь анализировать свои действия, логически рассуждать, рефлексивно оценивать факты, события, критически относиться к  действительности, моделировать жизненное и профессиональное пространство. А с позиций образования можно утверждать,   что это невозможно без овладения основами математического мышления.

Математика  лежит  в  основе  всех  современных  технологий  и  научных  исследований,  является необходимым  компонентом  экономики,  построенной на  знании. Цель новой концепции математического образования – сделать российское математическое образование лидирующим в мире, а среди задач упоминаются модернизация учебных программ, повышение профессионализма преподавателей и формирование у учеников и учителей установки, “нет неспособных к математике детей”[1].

Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам математического образования, позволяет утверждать, что некоторые вопросы выходят за рамки отдельной предметной области и относятся к общей проблематики системы профессионального образования.

Объективная необходимость качественного преобразования высшего профессионального образования выражается сегодня идеей модернизации, состоящей в обновлении образовательной системы путем приведения её качественных характеристик к современным требованиям. [2].

В материалах модернизации российского образования компетентностный подход рассматривается как один из важнейших методологических оснований обновления образования в условиях информатизации и глобализации.

При традиционном обучении в вузе, как показывает практика, основная часть  выпускников превращается в усредненных специалистов узкой квалификации. Они владеют определённым объемом знаний, но мыслить ситуативно и нестандартно, синтезировать знания оказываются неспособными. Поэтому сегодня в высшей школе необходимо изменить методы обучения, расширив те из них, которые формируют практические навыки анализа информации, помогают овладеть технологией моделирования производственных процессов и жизненных ситуаций, быть готовым к самоанализу и анализу действий, к ответственности за свою деятельность.

Необходимо научить студента осваивать материал не только на знаниевом  уровне, но и на уровне владения математическими методами и моделями, интерполированием и экстраполированием не только в математике, но и в решении профессиональных и жизненных проблем.

И важная роль в решении этой актуальнейшей задачи принадлежит, безусловно, математическому образованию. Причем речь идет в первую очередь не о подготовке специалистов-математиков, а о математическом обучении как составляющей общекультурной и профессиональной подготовки всех студентов, выпускаемых профессиональной школой.

Определение необходимого и достаточного объема содержания  математического обучения на основе требований государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов бакалавров и специалистов яв­ляется важным этапом в реализации современных целей профессиональной подготовки. Современное понимание содержания профессионального образования должно включать в себя компоненты, обеспечивающие гуманистическую ориентацию, практикоориенитрованную систему знаний и способов деятельности, опыта креативной деятельности и предметной культуры, усвоение которых обеспечит формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов.

Одним из сущностных принципов математического образования, как части профессионального образования  студентов является его гуманитарная ориентация. Она предполагает учёт интересов и способностей каждого из обучающихся  для которых математика является средством их личностного и творческого роста, обеспечивающая перспективы для будущего. Необходимо так же подчеркнуть, что исходя из гуманитарной составляющей математического образования, может осуществляться профильная дифференциация  обучения как основа для формирования интеллектуального потенциала общества и его научно-технического развития.

На содержательном уровне, предметное пространство математики, как средство формирования профессиональных компетенций студентов, представляет собой  систему проблемных ситуаций, в которых определены цели, прогнозируемый результат, точно дозированы действия и средства. Система ситуаций позволяет педагогу проводить дозированное управление учебной группой и каждым студентов в отдельности. [3,4]

На технологическом уровне, обучения студентов происходит путём погружения в предметное пространство, что позволяет создавать условия для овладения обучающимися математическими методами решения профессиональных задач, формирует готовность и способность студентов к использованию математического моделирования в профессиональной деятельности.

Система ситуаций обеспечивает организационно-содержательное  функционирование предметного пространства математики. Ситуация в данном контексте представляет собой меру образовательного процесса, направленную на управление познавательной деятельностью студентов.

В ходе научных исследований было выявлено, что наиболее ярко продуктивные процессы мышления выступают при постановке и решении человеком различных проблем, выдвигаемых жизнью: экономических, социальных, юридических, педагогических, производственных, научных, учебных и т.д.

Сущностным отличаем построения предметного пространства математики для студентов нематематических специальностей является практическая направленность проблемных ситуаций, обеспечивающих решение экономических, социальных и других задач. В этом случае мотивация студентов преобразуется в целевую установку, направленную на решение профессиональной проблемы. А это приводит к тому, что мотивы студентов совпадают с целью решения проблемы и их деятельность носит практикоориентированный и целенаправленный характер.

Предметное пространство математики, как система ситуаций,  может включать в себя проблематику исследования операций, связанных с  оптимальным использованием ресурсов (задача о назначениях, транспортная задача, задачи целочисленного программирования), с оптимальным составом смесей, с нахождением оптимальных параметров систем массового обслуживания и т. д. [5].

Среди многообразия предметных средств, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций студентов в процессе обучения математики, необходимо выделить  использование математического моделирования экономических, социальных и других систем, необходимых для понимания причинно-следственных связей, планирования, прогнозирования и оценки эффективности в принятии решений. Построение экономико-математических моделей производственной деятельности позволяет рассмотреть профессиональную проблему с момента принятия бизнес-решения до оценки эффективности полученного результата. Использование математического моделирования в технологической организации предметного пространства математики, как показывает практика,  качественно повышает уровень овладения общекультурными и профессиональными компетенциями студентов.

Для реализации практикоориентированного содержания предметного пространства математики в основе которого лежит деятельностный подход,  структуру проблемной ситуации можно представить следующим образом: цели – действия – средства – результат.  В каждой ситуации педагогом проектируются две цели. Первая цель всегда направлена на выработку личностной позиции,  ценностных ориентаций, то есть содержит  в себе общекультурный смысл. Например, способность выявлять естественнонаучную сущность проблемы, возникающую в ходе профессионально-педагогической деятельности. Вторая цель несёт в себе семантическую нагрузку и направлена формирование профессиональных компетенций. Например, способность применять математические методы к решению практических задач профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, в рамках обучения математическим дисциплинам предметное пространство математики представляет собой систему проблемных ситуаций и выступает  средством формирования профессиональных компетенций студентов вуза.


Библиографический список
  1. Концепция математического образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.math.ru/conc/vers/conc-3003.pdf
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ed.gov.ru/, свободный.
  3. Самерханова Э.К. Организация единого образовательного пространства обучения студентов по циклу математических дисциплин: Моногр. – Н.Новгород: Изд-во ВГПУ, 2006. – 356 с.
  4. Самерханова Э.К. Педагогические условия профессионального развития студентов колледжа: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Н.Новгород, 2001. – 18 с.
  5.  Самерханова Э.К. Математическое моделирование в профессиональном образовании // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. – Н.Новгород.: сборник статей по материалам конференции, 2014. С.69-72.


Все статьи автора «samerkhanovaek»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: