УДК 32:620.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Валиева Альбина Рифовна1, Максютова Регина Ильдаровна2
1ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет, кандидат политических наук, доцент
2ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет, студент 4 курса

Аннотация
В статье рассматривается теоретический аспект государственного обеспечения энергетической безопасности, являющийся элементом национальной безопасности страны. Особое внимание уделено основным подходам к определению энергетической безопасности, рассмотрен подход к данному вопросу ряда зарубежных стран. В статье обобщен теоретический материал, рассмотрен международный опыт и исторические отсылки, необходимые для определения понятия «государственное обеспечение энергетической безопасности». В заключение раскрывается исследуемое авторами понятие.

Ключевые слова: безопасность, государственное обеспечение, государственное управление, подходы к определению энергетической безопасности, энергетическая безопасность, энергетическая политика, энергия


THEORETICAL BASIS OF STATEMENT ENERGY SECURITY POLICY

Valieva Albina Rifovna1, Maksyutova Regina Ildarovna2
1Bashkir State Agrarian University, Candidate of Political Sciences, Associate Professor
2Bashkir State Agrarian University, 4 year student

Abstract
The article deals with theoretical aspects of state energy security, which is an element of national security. Particular attention is paid to the main approaches to the definition of energy security, the approach to the subject of a number of foreign countries. The article summarizes the theoretical material discussed with international experiences and historical references necessary for the definition of "public provision of energy security." In conclusion, the author has investigated the concept disclosed.

Keywords: approaches to the definition of energy security, energy policy, energy security, public administration, public security


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Валиева А.Р., Максютова Р.И. Теоретические основы государственного обеспечения энергетической безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54631 (дата обращения: 19.11.2016).

Актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности в XXI веке свидетельствует о необходимости усиления регулирующей функции государства в данной области. Очевидно, что трансформация системы международных отношений сопровождается с установлением нового порядка на углеводородном рынке.

Проблема энергетической безопасности с исторической точки зрения возникла не так давно. На сегодняшний день она вызывает интерес у исследователей,  ей уделяется особое внимание в публикациях, посвященных вопросам геополитического характера, а также обеспечению безопасности в целом. Она анализируется в отчетах различных научно-исследовательских центров и институтов, активно обсуждается на международных собраниях и форумах. В настоящее время трудно представить себе мир без наличия электричества, отопления, топлива – такой мир ассоциируется с первобытным обществом. Именно поэтому обеспечение энергетической безопасности является одним из приоритетных функций государства, как гаранта стабильности и развития общества.

В научных трудах доказывается взаимосвязь углеводородной экономики и распространения идеологии петро-ислама. Подобная идеология «может проявляться в виде охранительной политики для внутриполитических целей, но чаще выступает как идеология создания перелома в конкуренции на региональном рынке углеводородов» [ 1; с. 186].

В этой связи необходимо отметить, что углеводородная безопасность рассматривается как отдельное направление в структуре энергетической безопасности [ 1; с. 200].

В различных точках мира под энергетической безопасностью понимают разное. В странах, сильно зависимых от импорта нефти и газа, например, обеспокоенность по поводу энергетической безопасности имеет тенденцию к фокусировке государства на поставку энергоресурсов. В странах с экономикой, основывающейся на экспорте нефти и газа, государство больше заинтересовано в безопасности спроса. Однако подход, заостряющий внимание только лишь на наличии/отсутствии ресурсов, не является полным.

Исторически сложилось так, что энергетическая безопасность в основном связана с поставками нефти и продуктов её переработки. Несмотря на то, что в современном мире вопрос о поставках нефти остается одним из ключевых, тенденция к постоянному возрастанию сложности систем энергетики требует  построения систематической и строгой регламентации более широкого круга уязвимостей, связанных с обеспечением энергетической безопасности государства. Таким образом, анализ только одной из составляющих энергобезопасности – безопасности поставок нефти – уже не может являться достаточным для понимания ситуации энергетической безопасности страны в целом. Однако чаще всего государства, так или иначе, ставят поставки нефти и других энергоресурсов на первое место при определении стратегических ориентиров обеспечения не только энергетической, но и национальной безопасности. Данная проблема имеет мировые масштабы и ей занимается Международное энергетическое агентство.

Учитывая особенность вопроса определения понятия «государственное обеспечение энергетической безопасности», считаем необходимым выработать его самостоятельно. Для этого разобьем данное понятие на несколько составляющих, таких как – «государственное обеспечение безопасности» и «энергетическая безопасность».

Рассмотрим несколько существующих подходов, дающих определения понятию «безопасность». Самым распространенным и общепринятым является подход, который рассматривает безопасность в узком смысле,  как ситуацию, при которой субъекту ничего не угрожает, либо отсутствует источник опасности. Именно как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» определяет безопасность В.И. Даль [2, c. 44]. Многие исследователи, работающие сейчас, в своих концепциях придерживаются данного подхода. Так, П.Г. Белов под термином «безопасность» понимает «состояние некоторой материальной системы окружающей её среды, при котором кому- (чему)-нибудь не угрожает кто- (что)-либо»[3]. В концепции Ю.В. Рождественского «безопасность» определяется понятием «свобода от угроз»[4, c. 87].

Существует также концепция, в рамках которой понятие «безопасность» используется в расширенном виде. Здесь помимо отсутствия угрозы или опасности рассматривается наличие средств защиты от них. Так, С.И. Ожегов определяет безопасность как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Расширенный взгляд на определение безопасности на сегодняшний день является весьма распространенным, его придерживаются многие современные российские ученые. Например, К.В.Фролов понимает безопасность как такое положение, «при котором кому- или чему-нибудь не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо, при этом не исключается одновременно несколько источников опасности» [5].

Если рассматривать возникновение государства с точки зрения таких мыслителей как Джон Локк, Жан-Жак Руссо (теория общественного договора), то опять же, они понимают государство как гарант безопасности, защиты личности и имущества каждого из его членов. Такого же взгляда придерживались многие российские исследователи, считавшие, что «необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит полнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение» [5].

Государство всегда было и остается основным институтом, обеспечивающим защиту общества от угроз различного характера. На примере  российского законодательства рассмотрим какую терминологию дает государство. При рассмотрении нормативно-правовой базы РФ, выявлено, что в Федеральном законе «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ отсутствует определение безопасности как таковой, к сожалению, в данном законе вообще не рассмотрены основные термины. Однако, рассматривая предшественник вышеупомянутого документа, Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I “О безопасности”, обнаруживаем, что данный нормативный акт содержал в себе разъяснение о том, что понимается под безопасностью: «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Также данный закон определял, что «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей» [6]. И так, государство в соответствии с действующим законодательством обязано обеспечивать безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации .

Обратимся к понятию «национальная безопасность»  в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [7].

Также в Стратегии есть определение системы обеспечения национальной безопасности как «силы и средства обеспечения национальной безопасности» [7].

Основным препятствием к тому, чтобы сформулировать нужное нам понятие, является отсутствие единого методического подхода к пониманию как самого термина «энергетическая безопасность», так и его сути. Из чего считаем разумным рассмотреть существующие подходы к его определению.

Одним из подходов, представляющих наибольший интерес, и наиболее соответствующий современным реалиям, считаем подход, предложенный болгарским исследователем К. Денчевым, который разграничил значение понятия «энергетическая безопасность» для импортеров и экспортеров энергоресурсов.

«Страны – импортеры под энергетической безопасностью имеют в виду бесперебойные и устойчивые поставки энергоресурсов для нужд их экономики; страны–экспортеры – устойчивость спроса и долгосрочную стабильность цен»[8, c. 18].

Для того, чтобы разобраться с термином «государственное обеспечение энергетической безопасности», считаем необходимым рассмотреть международный опыт.  Анализ изучения государственного обеспечения энергетической безопасности зарубежных стран показывает, что наличие у страны собственных источников энергоресурсов влияет на формирование и реализацию государственной политики в отношении энергетики. Например, Япония рассчитывает почти исключительно на импорт для удовлетворения своих потребностей в потреблении энергии, поскольку ресурсы Японии весьма ограничены, поэтому энергетическая стратегия правительства призывает японские компании к увеличению разведки и освоения энергетических проектов по всему миру, чтобы обеспечить стабильные поставки нефти и природного газа.

Также следует привести как абсолютно противоположный пример государство Саудовская Аравия, которое является крупнейшим экспортером сырой нефти и других жидких нефтепродуктов в мире, и их экспорт нефти составил 89% от общего дохода страны в 2014 году. В этом государстве энергетическая стратегия предполагает защиту бюджета от  снижения мировых цен на нефть [9].

Наиболее интересной страной в плане опыта государственного обеспечения энергетической безопасности представляется США, занимающая лидирующие места по потреблению и производству энергии. Одним из широко используемых определений энергетической безопасности в США, является способность американских домохозяйств и предприятия работать без перебоев в поставках  энергии, а также экономическая обоснованность стоимости энергии, обеспечивающая рациональное её использование. Рассматривая отношение США к данному вопросу, можно сделать вывод, что данное государство использует наиболее широкий подход к государственному обеспечению энергетической безопасности. Государственная энергетическая политика США затрагивает все направления: законодательство, международные договоры, субсидии и стимулы для инвестиций в сектор, рекомендации по энергосбережению, налогообложения и другие методы государственного регулирования. Следует упомянуть и программу «Energy Star», развитие энергетики, грантов и налоговых льгот, как для возобновляемых источников энергии, так и для невозобновляемых. Большое внимание уделяется экологической составляющей энергетической безопасности. Так,  существует агрессивная реформа энергетической политики, включающая необходимость сокращения выбросов CO2, что может  способствует использованию более чистых возобновляемых источников. В декабре 2009 года в США объявлена программа «Green Patent Pilot», была начата программа для ускорения экспертизы патентных заявок, связанных с определенными экологически чистых технологий, в том числе в энергетическом секторе. Также к обеспечению энергетической безопасности Правительство США относит стратегический нефтяной резерв, инвестиции в средства защиты от кибер- и физических нападений на энергетическую инфраструктуру США, проведение мероприятий и программ по обеспечению здоровья и безопасности работников, обеспечение обучение рабочих процедурам аварийного реагирования и борьба с последствиями изменения климата.

Следует отметить, что тема стабильного обеспечения энергией изначально рассматривалась составляющей в рамках общих исследований вопросов безопасности (как национальной, так и международной). В связи с этим следует упомянуть статью В.Е. Морозова, где автор рассматривает проблемы секьюритизации и политизации, затронутые Б. Бузаном и О. Уэвером[10, с. 103].

Определенный интерес вызывают научные труды таких российских исследователей, как В.И. Анненков и Н.М. Лахтовский, в которых они раскрывают особенности энергетической безопасности в условиях глобализации.

Если обратиться к историческому опыту, то можно увидеть, то предпосылкой формулирования определения «энергетической безопасности» послужил нефтяной кризис 1973 года, показавший истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В тот момент из-за политического конфликта цена за баррель нефти возросла в 4 раза. Это был первый и самый масштабный энергетический кризис за всю историю человечества, после  которого Международным энергетическим агентством впервые было сформулировано определение энергетической безопасности, которое имело следующую трактовку. Энергетическая безопасность есть «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях». Этот кризис можно назвать кризисом стран-импортеров энергии, опираясь на формулировку, данную выше. На сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную ситуацию – тотальное снижение цен на нефть, что привело теперь в неустойчивое  положение страны-экспортеры энергоресурсов.

Международное энергетическое  агентство (МЭА далее) определяет энергетическую безопасность как бесперебойное наличие источников энергии по доступной цене. Также отмечается то, что одним из аспектов энергетической безопасности является экологичность. Учет экологического фактора при определении экологической безопасности говорит о том, что в современном её понимании имеет место разработка альтернативных источников энергии и преодоление экологического кризиса [11].

Также МЭА подразделяет энергетическую безопасность на «долгосрочную» и «краткосрочную». Долгосрочная энергетическая безопасность выражается в своевременных инвестициях для подачи энергии в соответствии с экономическим развитием и устойчивыми экологическими потребностями. Краткосрочная энергетическая безопасность- здесь основное внимание уделяется на способность энергетической системы оперативно реагировать на внезапные изменения в рамках баланса спроса. Отсутствие энергетической безопасности, таким образом, связано с негативными экономическими и социальными последствиями, либо с наличием проблемы физической недоступности энергии, или с ценами, которые не могут конкурировать, и являются чрезмерно изменчивыми.

Для того, чтобы окончательно убедиться в важности вопроса обеспечения энергобезопасности как одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, считаем необходимым выделить следующие её факторы:

1. Доступность, которую можно понимать как в экономическом смысле, так и в физическом.

2.  Экологичность. Вопрос экологичности выработки и использования энергии в настоящее время стоит очень остро, именно поэтому на данный фактор необходимо обратить внимание.

3.  Постоянность поставки. Безопасность означает, что потоки энергии могут выдержать и адаптироваться к прерыванию поставок. Угрозами остановки энергетических потоков выражаются в серьезных сбоях, которые могут быть вызваны природными катаклизмами, революциями, террористическими актами, забастовками и войнами.

4.  Диверсификация источников. Является гарантом того, что энергия будет всегда иметься в наличии по приемлемой цене.

5.  Достаточность по отношению к спросу.  Неудовлетворенная потребность не решает проблем безопасности. Повышение цен, созданное для снижения потребления, всегда дает противоположное.

6.  Отношения между нациями. Торговля энергоресурсами – это не просто бизнес, это также геополитика.

7.  Мораль потребления. На сегодняшний день одним из важнейших аспектов обеспечения безопасности в сфере энергопотребления является вопрос об осознании каждым человеком серьезности данного вопроса

Обеспечение энергетической безопасности является неотъемлемой функцией государства, так как само понятие энергетической безопасности является настолько обширным, что затрагивает не только внутреннюю территорию страны и охватывает все сферы жизнедеятельности человека, но также и вопросы, относящиеся к обеспечению международной безопасности и стабильности.

Сформулировать окончательное необходимое нам определение невозможно без обращения к понятию «государственное управление».  Согласно Г.В. Атаманчуку государственное управление есть «практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу» [12, с. 62].

Таким образом, рассмотрев ключевые понятия и их сущность, ознакомившись с различными подходами, мы можем сформулировать достаточно полное определение государственного обеспечения энергетической безопасности, которое соответствовало бы современным тенденциям развития общества. И так, под государственным обеспечением энергетической безопасности следует понимать систематическую деятельность государственных органов и общественных институтов,  которая направлена на стабильное обеспечение граждан, общества, государства и экономики энергией, экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, обеспечение защиты от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения и экологических норм, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения, путем применения научных разработок и технологических решений.


Библиографический список
  1. Хизриева Г.А. Сакрализация углеводородов в контексте национальной и государственной безопасности // Проблема национальной стратегии. 2014. №2. С.184-201.
  2.  Даль В.И. Толковый  словарь русского языка. Современная версия. М., 2002. С. 44.
  3. Белов П. Г. Базовые понятия и категории национальной безопасности России // Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 9–10. С. 10. Белов П. Г., Гражданкин А. И., Денисов А. В., Махутов Н. А. Стандартизация и регламентация в сфере безопасности: реалии и перспективы. [Электронный ресурс]: http://safety.fromru/com/std_regl/std_regl.htm.
  4. Рождественский Ю.В. Словарь терминов (общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Флинта, Наука, 2003. 87 с.
  5. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ риска и проблем безопасности. В 4-х частях.//Ч.1. Основы анализа и регулирования безопасности: Научн. руковод. Фролов. К.В.
  6. О безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ  // СПС  «Консультант Плюс».
  7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 (ред. от 01 июля 2014)// СПС  «Консультант Плюс».
  8.  Денчев К. Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы / К. Денчев // Новая и новейшая история. -2010. -№ 2. [Электронный ресурс]:http://www.hist.msu.ru/Journals/NNI/pdfs/Denchev_2010.pdf (дата обращения: 26.04.2015)
  9. Независимые статистические данные и анализ информации Администрации энергетики США. Independent statistics and analysis of US Energy information Administration [Электронный ресурс]: http://www.iea.org/(дата обращения: 04.05.2015)
  10. Чиж А.М. Теоретическая составляющая понятия энергетической безопасности/А.М. Чиж// сборник научных статей «Актуальные проблемы международных отношений и современного мира» [Электронный ресурс]: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/24346/1/Сб.Акт.пробл.МО.pdf#5- С. 103-112(дата обращения: 30.04.2015)
  11. Международное Агентство  энергетики [Электронный ресурс]: http://www.iea.org/topics/energysecurity/subtopics/whatisenergysecurity/(дата обращения: 30.04.2015)
  12. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления [Текст]: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – 4-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2006. – 584 с.


Все статьи автора «Taurohtar»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация