ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Морозова Елена Яковлевна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
доцент кафедры экономики и управления

Аннотация
В статье рассмотрены ключевые постулаты организации деятельности предприятий социально-культурной сферы. Раскрыты базовые механизмы развития и системного обеспечения ключевых стратегических альтернатив развития.

Ключевые слова: организации социально-культурной сферы, управление предприятиями, экономика предприятия


ECONOMIC MECHANISMS OF ACTIVITY OF THE COMMERCIAL ORGANIZATIONS OF THE SOCIO-CULTURAL SPHERE

Morozova Elena Yakovlevna
St. Petersburg humanitarian University of trade unions
Associate Professor of Economics and management

Abstract
The article examines the key tenets of the organization of activity of the enterprises of socio-cultural sphere. Revealed basic mechanisms of development and system support key strategic alternatives for development.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Морозова Е.Я. Хозяйственные механизмы деятельности коммерческих организаций социально-культурной сферы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54600 (дата обращения: 18.04.2024).

С переходом национальной экономики России в рыночное русло и появлением частных форм собственности изменилась структура рынка, и теперь коммерческие организации выступают полноправными субъектами предпринимательской деятельности.

В настоящее время все большую долю рынка занимают организации непроизводственной сферы, предоставляющие услуги населению (B2C – Business-to-Consumer) и другим организациям (B2B – Business-to-Business).

Важную долю непроизводственного сектора занимает социально-культурная сфера. Она представляет собой совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, реализующих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг информационного и социально-культурного значения. [1,3,5,7]Посредством этого достигается удовлетворение социально-культурных потребностей населения. В большинстве случаев деятельность предприятий отраслей, в совокупности составляющих социально-культурную сферу, направлена на развитие и совершенствование человека.

В разрезе деятельности B2B происходит предоставление услуг, направленных на совершенствование бизнеса. В виду разницы в профилях организаций это положительно сказывается и работе на компании-производителя, и на работе компании-потребителя, поскольку не снижает их позиций в конкурентной борьбе.

Для определения специфики деятельности организации социально-культурной сферы их подразделяют по виду производимого продукта, то есть по результату деятельности. Такой признак в основе классификации обусловлен разнообразием продуктов и услуг, создаваемых и реализуемых организациями. На его основании выделяются следующие типа организаций:

- производящие материальные продукты: художественные мастерские и студии, киностудии, издательства и типографии;

- оказывающие материальные услуги: студии видео- и аудиозаписи, фото-студии, реставрационные мастерские;

- предоставляющие услуги,  имеющие для потребителей возможный материальный (и в том числе финансовый) результат –  букмекерские конторы, тотализаторы, казино, залы игровых автоматов, организации, проводящие лотереи  и пр.;

- предоставляющие преимущественно нематериальные услуги (зрелищные, образовательные, информационные и пр.).

- осуществляющие торговлю предметами и средствами культуры (художественные салоны и магазины, антикварные лавки, книжные магазины, магазины музыкальной техники и компакт-дисков).

Услуги могут быть реализованы и оказаны как индивидуально, так и группе потребителей. Удовлетворяемые при этом потребности являются или общими, или конкретными, объектом удовлетворения которых служат отдельные услуги (например, услуги кинопоказа, занятия иностранным языком). Также потребности могут быть абсолютными, действительными и платежеспособными: абсолютные появляются безотносительно фактически имеющихся возможностей, действительные формируются исходя из объемов предложения, а платежеспособные определяются непосредственно платежеспособностью потребителей.[2,4,6,8] И целью участников рынка социально-культурных услуг является преобразование потребностей каждого из перечисленных видов в потребности удовлетворенные. Это зависит в конечном итоге от уровней платежеспособного спроса и предложения услуг, которые соответствуют требованиям потребителей в вопросах количества, качества и потребительских свойств.

Предприятия социально-культурной сферы, относящиеся к коммерческим, оказывают услуги на платной основе, так как основная цель их деятельности – максимизация прибыли, и уровень их доходности находится в зависимости от следующих факторов:

  • Ассортиментная политика

Организация, предлагающая широкий ассортимент услуг, является более привлекательной для потребителя. Занимаясь расширением ассортиментного ряда, компания одновременно являет потребителям новые способы удовлетворения их потребностей. При этом нужно следить за качеством основных услуг, которое в некоторой степени имеет тенденцию к снижению вследствие концентрации на расширении ассортиментного ряда. В каждой организации разрабатываются свои стандарты оценки и контроля качества реализуемых услуг ввиду сложности их унификации наподобие того, как это происходит в производственной сфере.

  • Пропускная способность

Пропускная способность характеризует максимальное количество посетителей, которое в определенный период времени организация в состоянии обслужить. Этот показатель зависит от вида деятельности, режима работы, площади помещения и технологической оснащенности. В некоторых случаях (кинотеатр, концертная площадка, гостиничный комплекс) пропускную способность сложно регулировать в ходе развития, поэтому данный вопрос должен быть тщательно проработан на этапе запуска бизнеса.

  • Ценовая политика

Каждый потребитель, стремясь удовлетворить личные потребности, осуществляет приобретение услуги – посредством покупки билетов или абонементов (театры, кинотеатры, фитнес-клубы, транспортные компании), оплаты тарифов (службы перевозок, медицинские клиники, учебные заведения, операторы связи), оплаты связанных с предоставлением услуги материальных продуктов (в заведении общественного питания, художественной мастерской, картинной галерее). Из этого вытекает необходимость основательного подхода к ценообразованию в организации. В случае работы в частными клиентами должны быть учтены уровень дохода населения, его возрастная структура.

Из этого следует целесообразность использования следующих механизмов осуществления гибкой ценовой политики:

- льготы: льготные цены устанавливают на уровень ниже фактических затрат организации, потому они преобладают в организациях бюджетной сферы (образовательные и медицинские учреждения, транспортные компании);

- ценовая дифференциация: подразумевает реализацию одних и тех же услуг по разным ценам ввиду различия их качества (например, такому принципу следуют при установлении цен на билеты на места повышенной комфортности, утренние или ночные сеансы в кинотеатрах);

- ценовая дискриминация – продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям. Различия в цене в этом случае не обусловлены различиями в качестве продукта или сумме издержек его производства (скидки на услуги детям, студентам, пенсионерам). Ценовая дискриминация возможна тогда и только тогда, когда покупатель не имеет возможности перепродать приобретенную услугу.

Для установления разных уровней цен нужно разделять целевую аудиторию на группы по уровню платежеспособности. Важную роль в этом вопросе играет возможность организации устанавливать произвольные цены, что более вероятно в условиях наличия у нее монопольной власти в данном сегменте рынке.[10]

На основании вышеизложенных принципов организация строит свою хозяйственную деятельность, то есть деятельность по производству продукции и/или оказанию услуг и/или выполнению работ, которая направлена на получение прибыли с целью удовлетворения экономических и социальных интересов собственников и работников предприятия.


Библиографический список
  1. Антипина Е.С. Экономический рост финансово-промышленных групп: проблема социальной эффективности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент №1. СПб.:  Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики . – 2012 г. – с. 25-32
  2. Данченко Е. В., Толстихина Т.Б. Перспективы кадрового обеспечения строительной отрасли Амурской области до 2025 года // В мире научных открытий № 8.1 (44) . Красноярск.: Общество с ограниченной ответственностью “Научно-инновационный центр” – 2013. – с. 169-184
  3. Мотышина М. С.,  Большаков  А. С.Михайлов В. И. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. пособие. -М.: Феникс, 2008.
  4. Основные методы и приемы современного маркетинга: Учеб. пособие/В.Ф.БогачевМ.Н.Григорьев,Н.А.КурашеваЛ.С.Соколов; Балт. гос. тех. ун-т. СПб., 2003. -68 с.
  5. Радушинский Д.А. Перспективы развития многофункциональных социальных пространств в моногородах добывающих регионов Российской Федерации//Современные научные исследования и инновации. -Декабрь 2013. -№ 12 . -URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29101
  6. Семенова Е.В. Сбалансированная система показателей как современный инструмент стратегического развития предприятия // Вестник университета. Том 1 № 2-32 – Душанбе.:  Российско-Таджикский (славянский) университет    - 2011г – с 139-143.
  7. Фабричнова Т.Г. Принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Мир экономики и права №4 –СПб.: МНИОЦ – 2009 – с. 39-42
  8. Фейгин, Г.Ф. Стратегический менеджмент в условиях глобализации: монография/Г.Ф. ФейгинА.И. ШлафманА.С. Большаков. -СПб.: СПбГПУ. -2011. -218 c.
  9. Чибинёв В.М.Шлафман А.И. Классификация интеграционных процессов предпринимательских структур//Мир экономики и права. -2009. -№ 1. -С. 19-26.
  10. Шлафман А.И. Факторы развития предпринимательских структур // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки № 1 (139) – СПб.: СПбГПУ – 2012. – с. 247-250


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация