УДК 004.413

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Скурихина Алена Юрьевна
Национальный Исследовательский Университет "Высшая Школа Экономики"
студентка 2 курса факультета бизнес-информатики

Аннотация
Ожидания от разработки информационной системы не всегда совпадают с результатами. Чтобы выяснить, правда ли это, был проведен опрос.

Ключевые слова: информационная система, ожидания, опрос, разработка, результаты


INFORMATION SYSTEM DEVELOPMENT. HOW IS IT GOING?

Skurikhina Alena Yur'evna
National Research University "Higher School of Economics"
2nd year student of business-informatics faculty

Abstract
The expectations from an information system development do not always match with the results. There has been conducted a survey to find out whether it is true or not.

Keywords: development, expectations, information system, results, survey


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Скурихина А.Ю. Разработка информационной системы. Как это происходит? // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54541 (дата обращения: 22.11.2016).

При написании различных работ исполнители часто сталкиваются с тем, что в исходный момент времени ещё не имеют чёткого понятия о том, с чего следует начать работу и за что взяться. В связи с такой ситуацией предстает насущная проблема, решение которой заключается в понимании, что, для того чтобы начать свою работу, требуется наличие идеи об исследовании, определённых знаний о предметной области, плана написания работы и т.д.. Таким образом, для грамотной организации исследовательского процесса необходимо иметь ясное представление о содержании работы, преследуемой цели исследования, а также о поставленных задачах, которые в дальнейшем помогут сформулировать поэтапное выполнение работы.

Более того, если человек впервые берется за исследование определенной области или определенного рода работу, то существует вероятность, что накопленных знаний к моменту написания работы может быть недостаточно. В таком случае, необходимо обратиться к ранее созданным источникам с целью изучить аналогичные работы с уже имеющимися рекомендациями по написанию, из которых в дальнейшем можно будет извлечь необходимую для разработки информацию и составить собственные представления о работе.

Однако зачастую изначально установленные ожидания не оправдываются, а конечный результат может показать абсолютно противоречивые показатели. В разработке информационной системы многое зависит от первичного анализа области, в которой проводятся исследования. От специфики самой предметной области зависит и проектирование информационной системы. Учитывается как определение формальной цели, задач, объекта и предмета исследования, так и актуальность создания такой системы и новизна идеи, которые доказывают теоретическую, а также практическую ценность работы.

Очевидно, что на протяжении всей разработки, при углублении в самую суть дела, введение работы, т. е. непосредственно её самый исход и начало, что задают ход и структуру всей работы, будет постоянно меняться, вплоть до окончания проектировки системы. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что изначальные ожидания часто расходятся с реальными  результатами.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы выявить, насколько ожидания от разработки информационной системы отличаются от конечного результата. В качестве исследования был произведён опрос среди студентов, которые уже прошли этап создания работы подобного рода. Таким образом, ответы, полученные при проведении опроса, помогут наглядно отразить то, как отличаются ожидаемые результаты в сравнении с реальными. Кроме того, чтобы полноценно описать ожидания только начинающих разработку исследователей, в данной работе будут использованы как знания, полученные на собственном опыте, так и сторонние знания и различные рекомендации.

Для того чтобы представить полную и понятную картину разработки информационной системы, было решено обратиться к уже существующим рекомендациям, которые составлялись для ознакомления с процессом написания подобных работ. Однако проблема заключается в том, что таких источников слишком много. Они представляют собой огромный комплекс различной литературы от учебно-методических работ до статей с описанием разработки систем в каких-либо крупных организациях, фирмах или на предприятиях.

Использование поэтапной сдачи работы упрощает организацию рабочего процесса. При использовании данного метода разработка системы делится на конкретные стадии: введение (постановка цели, задач, описание предмета и объекта работы, актуальности и новизны идеи), анализ (описание предметной области разработки, анализ подобных разработок, описание автоматизируемых бизнес-процессов), проектирование (разработка базы данных, которая предназначена для хранения информации об объектах системы и т. д., физической и инфологической модели), разработка приложения (разработка интерфейса и написание кода) и оформление итоговой отчётности.

Вышеописанная концепция объединяет в себе основные пункты, указанные в различных источниках, а также в методических рекомендациях, которые были использованы при разработке собственной системы.

Реальный процесс разработки информационной системы был рассмотрен на примере курсовых работ студентов второго курса бизнес-информатики в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ). Область тем курсовых работ является общей – разработка информационной системы. Очевидно, что тема у каждого студента была собственной и конкретизировалась под личные требования, однако разработка системы оставалась неизменной для всех.

Для того чтобы проанализировать рабочий процесс, а также определить и оценить результаты, которые были получены студентами в ходе разработки, был проведен опрос, созданный с помощью Google Forms. Было опрошено 23 человека, что составляет более 30% от общего количества студентов на втором курсе факультета бизнес-информатики.

Так как основой любой работы является её правильная организация по времени, при анкетировании, в первую очередь, был задан вопрос о том, помогает ли поэтапная сдача работы организовать рабочий процесс. Помимо этого, в опрос были включены вопросы о пользе методических рекомендаций и сроках выполнения работы. Также ключевыми для анализа вопросами стали вопросы о достижении цели работы, удовлетворенности работой и об оценке личной полезности выполненной работы.

Перед описанием анализа результатов стоит сказать, что по прогнозам ожидаются результаты 25-50-25, где первое 25 – это процент полностью завершенных работ (работ, достигнувших первоначальной цели), 50 – процент частично завершенных работ и последнее 25 – процент вообще не завершенных работ.

Анализ статистики показал, что наиболее распространенным рабочим процессом является следующий алгоритм (в скобках приведен процент опрошенных, выбравших этот вариант):

•   Организация работы поэтапно по предложенным дедлайнам (47,8%).

•   Частичное или полное использование информации из методических рекомендаций (87%).

•   Начало выполнения работы примерно за месяц до конечного срока сдачи (78,3%).

•   Завершение выполнения работы в последний день перед сдачей проекта (52,2%).

Степень полезности работы, по мнению студентов, следовавших этому алгоритму, по шкале от одного до десяти варьируется от шести до восьми.

Ключевым вопросом для анализа и определения наиболее оптимального рабочего процесса является вопрос о том, была ли достигнута цель работы. В таблице 1 представлена статистика данной проблематики.

Таблица 1. Статистика ответов на вопрос о достижении цели

Достигли ли вы изначальной цели своей работы? Да (34,8%) Нет, не полностью (56,5%) Нет, вообще не достиг (8,7%)

Полученная статистика показывает, что больше половины разрабатываемых систем не были завершены в срок (цель работы не была достигнута полностью). Однако из таблицы 1 также можно видеть, что почти 35% студентов добились изначально поставленной цели, а значит, для них ожидания совпали с результатом. Это число не равно проценту незавершенных проектов (которое получилось 8,7%), как было прописано в прогнозах, однако такая статистика даже лучше, потому что она превосходит спрогнозированные ожидания.

Разработка наиболее оптимального алгоритма далее проводится на основе анализа ответов тех 35% студентов, которые в ходе работы достигли своей первоначальной цели, так как совпадение ожиданий от работы с результатами является определяющим фактором оптимальности выбранного алгоритма рабочего процесса.

50% добившихся цели студентов организовали свою работу по предложенным дедлайнам, остальные же студенты выбрали другую организацию рабочего процесса в соответствии со своими собственными временными ограничениями. Среди добившихся цели студентов абсолютно все пользовались методическими материалами, рекомендованными кафедрой. Большинство (87,5%) студентов, чьи цели были достигнуты, приступили к разработке информационной системы примерно за месяц до назначенного срока сдачи. Отсюда можно сделать вывод, что начало рабочего процесса, построенного оптимально, приходится именно на эту точку времени. Из всех студентов, которые достигли своих целей в ходе разработки, две трети закончили разработку еще за неделю до конечного срока сдачи. Оставшаяся треть завершила работу в последний день. Степень полезности выполненной работы студенты, добившиеся своей цели, оценили в пределах от восьми до десяти.

На основе анализа выше формируется наиболее оптимальный алгоритм рабочего процесса при разработке информационной системы:

•   Организация работы поэтапно.

•   Использование методических рекомендаций.

•   Начало работы примерно за месяц до срока сдачи.

•   Завершение работы заранее (за неделю до дедлайна).

Полученный оптимальный алгоритм рабочего процесса совпадает с рекомендациями на уровне организации работы. Поэтапная сдача проекта помогает лучше распределить время и силы на разработку системы. Однако общие полученные результаты опроса почти совпадают с теми ожиданиями, что около половины проектов будут завершены не полностью, а количество завершенных проектов будет примерно равно количеству незавершенных проектов (25-50-25).


Библиографический список
  1. Опрос [Электронный ресурс] [Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/102xjJ7TrXC11ChmnJNExiNwGHZXJ6oPFHoRcNh_Phaw/viewform


Все статьи автора «Алёна Скурихина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация