УДК 338.43.02

КОНЦЕПЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Мартынов Кузьма Петрович
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства

Аннотация
В статье рассмотрены концептуальные подходы к развитию сельских территорий в России. Дана оценка отраслевого подхода к развитию сельских территорий. Определены преимущества территориального подхода к развитию сельских территорий в России.

Ключевые слова: концепция регионального развития, отраслевой подход, сельские территории, территориальный подход


THE CONCEPT OF A TERRITORIAL APPROACH TO DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES OF RUSSIA

Martynov Kuzma Petrovich
Mordovian State University N.P. Ogarev
PhD in Economics, Assistant Professor, Department of Economics and organization production

Abstract
In the article reviewed the conceptual approaches to the development of rural territories in the world and in Russia. The estimation of a sectoral approach to rural development. The advantages of the territorial approach to rural development in Russia.

Keywords: concept of regional development, rural territory, sectoral approach, territorial approach


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мартынов К.П. Концепция территориального подхода к развитию сельских территорий России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/53429 (дата обращения: 02.06.2017).

В России для преодоления кризиса в аграрном секторе экономики необходима продуманная аграрная политика перехода на траекторию устойчивого развития. Аграрная наука расширяет сферу исследований и в последнее время она сосредотачивает свое внимание на социально-экономических проблемах развития сельских территорий.

Предпринятые федеральными государственными  органами управления меры по развитию сельского хозяйства  России хотя и вызвали стабилизацию и рост объемов производства в сельском хозяйстве, но не привели к стабильному улучшению социально-экономической ситуации на селе.

В течение многих лет относительно низкие потребности сельских жителей создавали возможность для минимизации бюджетных средств, направляемых на развитие села. Однако, сегодня выросло иное поколение, уровень притязаний его представителей существенно отличается от притязаний предыдущих поколений. Сельская молодежь в своем большинстве характеризуется большим по сравнению с сельчанами в целом миграционным потенциалом [1, с. 29] .

Результатом ухудшения социально-экономической ситуации на селе стал демографический кризис. Основная тенденция демографического развития сельских территорий России – это убыль сельского населения. Сокращение численности сельского населения выражается  в сокращении количества  населенных пунктов, так, по данным переписи, в 2010 году по сравнению с 1989 годом на 9,2 тысячи сократилось число сел и деревень. Количество  сельских населенных пунктов  без проживания населения увеличилось с 9,4 тысячи в 1989 году до 19,4 тысячи – в 2010 году. Населенные пункты  с населением до 10 человек в 2010 составили 23,7% от общего количества [2, с. 298].

Дальнейшее обезлюдение сельских территорий приведет к активизации вывода из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов и представляет геополитическую опасность потери социального и хозяйственного контроля над обезлюдевшими сельскими территориями [3, c. 223].

Ситуация на селе существенно изменилась и не считаться с этим было бы недальновидной политикой. К слову, на федеральном уровне такое понимание имеется. Первая цель, декларируемая Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., сформулирована как «устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения». Принята  Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. В 2013 году принята Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года».

Российским  обществом осознана необходимость формирования концепции устойчивого развития сельских территорий, которая ориентирована на решение социальных проблем сельского населения.

Обобщая теоретические работы отечественных и зарубежных ученных, Пантелеева О.И. выделила два концептуальных подхода в развитии сельских территорий в мире: отраслевой и территориальный [4, с. 32].

Отраслевой подход устойчивого развития сельских территорий  предполагает, что экономической основой развития сельских территорий является развитие  сельского хозяйства. Система государственной поддержки  ориентирована в первую очередь на поддержку сельского хозяйства. При отраслевом подходе предполагается, что цели развития сельского хозяйства и развития сельских территорий  идентичны друг другу. Государственная поддержка  при отраслевом подходе направлена на повышение конкурентоспособности сельского хозяйства путем его модернизации и структурных преобразований. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей ведет к росту доходов сельскохозяйственных производителей. В практической плоскости в России повышение конкурентоспособности сельского хозяйства достигается через интенсификацию, укрупнение, интеграцию взаимосвязей сельского хозяйства со смежными отраслями агропромышленного комплекса и, в первую очередь, со сферой переработки сельскохозяйственной продукции.

В России  в последние годы идет укрупнение хозяйств в сельскохозяйственном производстве, а укрупнение хозяйств ведет к концентрации основных производственных ресурсов в руках ограниченного числа собственников. Цели  собственников могут не совпадать с целями и интересами сельского населения проживающего на территории, где ведется производственная деятельность. Крупные агропромышленные компании мало заинтересованы в развитии  территории и не желают нести социальную нагрузку по развитию сельских территорий [5, c. 671].

При отраслевом подходе государственная поддержка лоббируется крупными сельскохозяйственными производителями. Интересы  сельского населения при отраслевом подходе меньше всего учтены.  При отраслевом подходе сельские территории оценивают с потребительской позиции, как поставщиков  основных ресурсов для   сельскохозяйственного производства и, в первую очередь, земельных и трудовых ресурсов.

Территориальный подход  предполагает комплексное развитие сельских территорий. Этот подход основан на изменении роли сельского хозяйства и развитии других отраслей в экономике сельских территорий.

Как показал мировой и отечественный опыт развития территориальных систем, устойчивость развития  обеспечивается экономической функцией. Роль и значимость  отдельных функций  со временем будет меняться. В настоящее время роль сельских территориальных систем  как производителя сельскохозяйственной продукции хотя и сохраняется, но в будущем  необходима диверсификация производства с расширением доли перерабатывающих отраслей несельскохозяйственных видов деятельности и сферы услуг [6, с. 66].

При территориальном подходе меняется само понимание сельской территории. Сельские территории  рассматриваются не только как географическое пространство с низкой плотностью населения, а как местность располагающая значительным природным и трудовым потенциалом. Рациональное использование  имеющего природного и трудового потенциала позволит обеспечить экономическое развитие, как самих сельских территорий, так и экономическое развитие в целом всей страны.

При территориальном подходе в процесс развития вовлечено большее число участников, чем при отраслевом подходе. Науке необходимо исследовать новые формы хозяйствования, которые могут возникнуть, механизм координации между действующими хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления.

На основании территориального подхода в России целесообразным является концепция регионального развития сельских территорий.  Главным тезисом  концепции  регионального развития сельских территорий, должно стать повышение качества жизни сельского населения России.

Регионы достигают преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой набор конкурентных отраслей. В результате, можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения, тем самым, способствуя росту показателей конкурентоспособности региона [7, с. 5]

Концепция регионального развития сельских территорий основана на том, что отсталость в социально-экономическом развитии сельских территорий обусловлена недостатками в экономической и институциональной системе, а не является результатом личностных недостатков сельского населения. Сельское население имеет плохой доступ к необходимым социальным услугам. Этот  недостаток должен быть восполнен совместными усилиями, как со стороны  самого сельского населения, так и усилиями со стороны региональной и  федеральной власти. На селе должны быть созданы новые возможности путем институциональных реформ  для ускоренного социально-экономического  развития, оказана помощь  наиболее уязвимым группам населения.

Концепция регионального развития сельских территорий должна быть основана на четырех аспектах устойчивого развития сельских территорий: экономического, социального, институционального и экологического. Они должны быть нацелены  на обеспечение эффективного руководства при осуществлении  различных проектов развития сельских территорий и максимально адаптированы к местным условиям.

Основными принципами территориального подхода  к развитию сельских территорий должны являться:

- комплексность при  разработке программ развития сельских территорий, что предполагает  выбор направлений развития экономики территории с учетом уровня социального развития;

- ориентация на собственные ресурсы и участие населения. Достижение целей развития сельской территории  обеспечивается за счет мобилизации  местных природных, технических, финансовых и трудовых ресурсов;

- учет экологических условий развития сельских территорий. Необходимо осуществлять поиск направлений развития сельских территорий не вызывающих загрязнение окружающей среды;

- принцип партиципативности (общественного участия). Предусматривает проявление инициативы и участия населения и всех заинтересованных в развитии региона лиц в процессе принятия управленческих решений. Процессы принятия решений, идущие «снизу-вверх», ведут к раскрытию творческого потенциала сельского населения, повышению согласия, усилению ответственности и мобилизации собственных сил в сельских регионах. Общественное участие определяется как процесс активного вовлечения всех секторов общества в разработку политики и стратегии сельского развития, а также в анализ, планирование и внедрение, мониторинг и оценку эффективности программных мероприятий. Для более справедливого процесса развития, заинтересованные стороны должны иметь соответствующие знания, которые позволяют оказывать воздействие на их жизнь, включая инициативы по развитию сельских территорий [8, с. 53].

Переход к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий  в России возможен, если будет сокращаться разница в доходах между городским и сельским населением, повышаться уровень занятости сельского населения, повыситься доступность к социальным благам и будут созданы более   комфортные условия проживания и работы. А это в свою очередь позволит снизить естественную убыль населения и миграционный отток из села.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что современный уровень социально-экономического  развития сельских территорий России в целом достаточно далек от критериев их устойчивого развития. С учетом этого очевидно, что в России необходимо  выбрать территориальный подход  к устойчивому развитию сельских территорий. Речь, таким образом, должна идти о концепции регионального развития сельских территорий России.


Библиографический список
  1. Мартынов К.П. Социальные проблемы устойчивого развития сельских территорий России // Вестник Московского государственного  областного университета. Серия: Экономика. 2014. №2. С.28-36.
  2. Мартынов К.П. Демографические процессы в сельской местности  в контексте национальной безопасности России // Научное обозрение.  2014. №4. С.298-302.
  3. Федонина О.В., Ненюкова Е.В., Ерочкина Н.В. Устойчивое развитие  сельских территорий как условие стабильного функционирования АПК Республики Мордовия // Среднерусский вестник общественных наук. 2013.  №4. С. 219-224
  4. Пантелеева О.И. Институциональные факторы устойчивого развития сельских территорий: мировой опыт и российская практика: диссертация д.э.н.: 08.00.05. – М., 2012. – 338 с.
  5. Мартынов К.П. Концептуальные походы к развитию сельских территорий России // Научное обозрение. 2014. №8-2. С.670-673.
  6. Мартынов К.П. Особенности устойчивого многофункционального развития сельских территорий России // Современные научные исследования и инновации.  2014. №10-2 (42). С.64-68
  7. Ерочкина Н.В., Федонина О.В. Приоритетные направления устойчивого развития аграрной сферы региона // Контентус. 2014. №10(27). С.1-7.
  8. Артамонов А.Д., Бетин О.И., Богданов И.Я., Гордеев А. В., Мерзлов А. В., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. – Тамбов: Юлиус, 2005. – 384 с.

 

 



Все статьи автора «Мартынов Кузьма Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: