УДК 378.17

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Михайлова Светлана Владимировна1, Садретдинова Индира2, Федосеева Яна3
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры биологии, географии и химии
2Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, студенткa 5 курса психолого-педагогического факультета
3Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, студенткa 5 курса психолого-педагогического факультета

Аннотация
В статье представлены особенности формирования здорового образа жизни подрастающего поколения в процессе социализации. Для формирования поведения, направленного на предупреждение болезней, необходима осознанная потребность в сохранении здоровья. В процессе социализации образ жизни должен строится на основании разумных потребностей.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, потребность в здоровье, самоизменение, социализация


HEALTHY LIFESTYLE STUDENTS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Sadretdinova Indira2, Fedoseyeva Janа3
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., Teacher department of biology, geography and chemistry
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 5th year student of the Faculty of Psychology and Education
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 5th year student of the Faculty of Psychology and Education

Abstract
The article presents the characteristics of a healthy lifestyle of the younger generation in the process of socialization. For the organization of behavior directed at disease prevention is needed conscious need to maintain health. In the process of socialization of life it must be built on the basis of reasonable requirements.

Keywords: healthy lifestyle, self-change, socialization, the need for health


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Садретдинова И., Федосеева Я. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе социализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/51716 (дата обращения: 19.11.2016).

В периоды детства, отрочества и юности каждый подрастающий молодой человек является объектом социализации. Это подтверждается содержанием процесса социализации и определяется заинтересованностью общества в том, чтобы подрастающее поколение успешно овладело ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создали прочную семью (семейная социализация), могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), вели здоровый образ жизни в сложных условиях информационного общества (информационная социализация) и т.д.

Социализация  – это процесс развития и самоизменения человека при усвоении и воспроизводстве культуры, происходящих во время взаимодействия человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1].

Требования к подрастающему поколению в том или ином аспекте социализации предъявляются как обществом в целом, так и конкретными группами и организациями. Особенностями и функциями тех или иных групп и организаций обусловлен специфический и неидентичный характер предъявляемых требований. При этом содержание требований будет значительно коррелировать с возрастом и социальным статусом молодого человека.

Школьник или студент становятся полноценными членами общества, являясь не только объектами, но и субъектами социализации, усваивающими социальные нормы и культурные ценности, что проявляется активностью, саморазвитием и самореализацией в обществе [2].

Субъектами социализации школьники и студенты становятся объективно, т.к. на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ними возникают задачи, для решения которых они более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставят перед собой соответствующие цели, т.е. проявляют свою субъектность  (позицию) и свою субъективность (индивидуальное своеобразие).

В каждом возрастном этапе социализации приходиться решать следующие задачи:

  1. Естественно-культурные задачи – достижение определенного уровня физического и  сексуального развития.
  2. Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории.
  3. Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития подрастающего поколения. Если какая-то группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Если нерешенная в определенном возрасте какая-то задача, внешне не сказывается на социализации, возможно, что через определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», и это может привести к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации [1].

В процессе социализации человек является не только объектом и субъектом социализации, но и ее жертвой. Это обусловлено тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешность социализации предопределяется, с одной стороны, эффективной адаптацией человека в обществе, а с другой – способностью в определенной мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

В процессе социализации заложен внутренний, полностью не разрешимый конфликт между уровнями адаптации и обособления человека в обществе. Эффективная социализация базируется на определенном балансе между адаптацией в обществе и обособление в нем.

Человек, который полностью адаптирован к обществу, но не способен в какой-то мере противостоять ему, т.е. являющийся конформистом, может быть представлен как жертва социализации. Также если человек не адаптирован в обществе, то он может стать жертвой социализации (диссидент, инакомыслящий, правонарушитель), т.е. каким-то образом отклоняться от принятых в этом обществе норм и правил поведения.

Современные условия модернизированного общества в той или иной мере продуцируют оба типа представителей жертвы социализации.

Социализация детей, подростков и молодежи в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерным является наличие тех или иных опасностей, оказывающих существенное влияние на развитие. Поэтому отмечено появление целых групп людей, которые  стали  или могут стать жертвами неблагоприятных факторов социализации [3].

На каждом  возрастном этапе социализации выделяются наиболее типичные опасности, столкновение с которыми для подрастающего члена общества может отрицательно сказываться на здоровье.

Период внутриутробного развития плода: болезни, пьянство и беспорядочный образ жизни родителей, неполноценное питание матери, отрицательные эмоции и нарушение психологического состояния родителей, ошибки медицинских диагнозов, экологически неблагоприятная окружающая среда.

Дошкольной возраст (0-6 лет): болезни и физические травмы, эмоциональная тупость или аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность, нищета семьи, антигуманность работников детских учреждений, отвержение сверстниками, антисоциальные соседи и их дети.

Младший школьный возраст (6-10 лет):  аморальность поведение родителей, негативное отношение отчима или мачехи, низкий материальный статус семьи, гипо- или гиперопека, видеосмотрение, плохое развитие речь, недостаточная подготовленность к обучению в школе, негативное отношение учителей или одноклассников, отрицательное влияние сверстников и старших ребят, физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.

Подростковый возраст (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей, нищета семьи, гипо- и гиперопека, видеосмотрение, компьютерные игры, ошибки педагогов и родителей, курение, токсикомания, изнасилование, растление, одиночество, физические травмы и дефекты, травля со стороны сверстников, вовлечение в антисоциальные и преступные группы, опережение или отставание в психосексуальном развитии, частые переезды семьи, развод родителей.

Период ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи, пьянство, наркомания, проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы, изнасилование, физические травмы и дефекты, навязчивый бред дисморфофобии, непонимание окружающими, одиночество, травля со стороны сверстников, неудачи в отношениях с лицами противоположного пола,  суицидальные устремления, расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью, потеря жизненной перспективы.

Юношеский возраст (18-23 года): пьянство,  наркомания, проституция, нищета, безработица, изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы, вовлечение в противоправную деятельность или в тоталитарные группы, одиночество, разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом, служба в армии, невозможность продолжить образование [1].

В процессе социализации человек не остается пассивным, он проявляет определенную активность в качестве субъекта социализации, ее объекта и даже жертвы. В любой из этих категорий он чувствует или осознает необходимость или желание изменить что-то в себе.

Самоизменение – это процесс и результат более или менее осознанных целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным.

Усилия могут направляться на то, чтобы изменить свою внешность и физические возможности, личностные качества, интеллектуальную, волевую, потребностную, экспрессивную, духовную, социальную сферы (знания, умения, ценности, установки и пр.), поведенческие сценарии, образ и стиль жизни, отношение к себе (самооценки), отношение с собой (самоуважение, самопринятие), отношение к миру и др.

Основным фактором, определяющим здоровье и оказывающим на него самое существенное влияние является образ жизни.

XX в. отразился в истории как век научно-технического прогресса и интенсивного развития информационного общества. Но улучшения качества жизни, облегчения труда и быта людей, связанных с прогрессивными достижениями, не способствовали укреплению здоровья поколения членов современного общества. Многие результаты и достижения научно-технического прогресса и интенсивного развития информационного общества являются скорее факторами риска, а в некоторых случаях причинами развития многих болезней. Малоподвижный образ жизни, неправильное питание, вредные привычки (курение, неумеренное потребление алкогольных напитков), увлечение компьютерными играми стали причиной широкого распространения так называемых «болезней цивилизации», к которым относятся сердечно-сосудистые, онкологические и другие заболевания и состояния, являющиеся ведущими факторами преждевременной смертности населения в настоящее время.

Наиболее распространенными негативными последствиями информационного прогресса и урбанизации стали стрессы, имеющие у жителей крупных мегаполисов хронический характер и являющиеся одной из причин широкого распространения в современном обществе нервных и психических расстройств.

Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается дальнейшей интенсификацией труда студентов, возрастанием интенсивности информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильным социально-экономическим прессингом на все стороны студенческой жизни и труда. Научно-технический прогресс, наряду с положительными эффектами, обрушил на современного человека, в том числе и на студентов, огромный спектр отрицательных воздействий. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, перегружают мозг студентов, порождают дисгармонию в развитии личности [4,5].

Понятие «образ жизни» включает конкретный способ жизнедеятельности людей в производственном процессе, в социальной и культурной сферах. Образ жизни формируется в процессе социализации и является выражением общественных норм поведения, опирающихся на определенные правила, обычаи, национальные особенности, отражает своеобразие материального и духовного развития.

Понятие «здоровый образ жизни» характеризуется как форма гигиенического поведения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, и обеспечивающая высокий уровень трудоспособности для достижения активного долголетия. В данном определении особо уточняется форма гигиенического поведения, основанная на знаниях и определяющая модель здоровьесберегающей жизнедеятельности человека.

Формирование здорового образа жизни происходит в процессе социализации. Его характеристиками являются следующие категории.

Уровень жизни позволяет оценить степень удовлетворения материальных и культурных потребностей членов общества (величина зарплаты, степень доступности образования, медицинской помощи, уровень культуры.

Качество жизни – социологическая категория и рассматривается с различных позиций: с точки зрения качества жилищных условий, питания, уровня комфортности работы, удовлетворенности общением; а также по степени запроса и удовлетворенности человеческих потребностей. Что подчеркивает индивидуальный характер данной категории.

Уклад жизни – социально-экономическая категория, характеризующая порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Уклад жизни – это система ценностей, взглядов, привычек населения, существующих в данном обществе.

Стиль жизни – социально-психологическая категория, складывающаяся на основе психологических и психофизических особенностей поведения личности. В отличие от других рассмотренных выше категорий, характеризующих образ жизни, стиль жизни – это, скорее, категория индивидуальная, относительно устойчивый стереотип поведения, отношений, ценностных ориентаций как отдельного человека, так и отдельной группы или социальной общности, сформированных в процессе социализации.

Стиль жизни и образ жизни человека и семьи, не складываются сами по себе, а зависят от различных обстоятельств и формируются в процессе социализации целенаправленно и постоянно [6,7].

Основу комплексной характеристики понятия «здоровый образ жизни» можно условно разделить на две составляющие:

1) образ жизни, когда человек своими активными действиями создает условия сохранения и укрепления своего здоровья;

2) образ жизни, когда человек старается не допустить формирования привычек, негативно влияющих на состояние здоровья.

Научная обоснованность гигиенических норм определяет устойчивую способность индивида следовать стандартам поведения, т.е. определяет необходимость формирования типовой модели здорового поведения.

Таким образом, здоровый образ жизни – это не просто специальная деятельность, но и организация всей жизнедеятельности человека в процессе социализации, способствующая сохранению и укреплению здоровья.

Формирование здорового образа жизни в процессе социализации представляет собой многоэтапный процесс, конечной целью которого является уровень здоровья, обеспечивающий активную долголетнюю трудовую деятельность, свободу действий, здоровый дух. Этапами формирования здоровья и здорового образа жизни можно назвать:

– информированность (уровень знаний),

– мотивации (убеждения, установки),

– готовность – навыки (привычки).

Современные студенты о здоровье и факторах его сохранения имеют абстрактные знания, мало согласующиеся с поведением, способствующим здоровью. В процессе социализации на фоне дефицита информации у них происходит формирование поведенческих отклонений от гигиенических норм здорового образа жизни, усугубляющихся со временем в количественном и качественном отношении и провоцирующих отклонения в состоянии здоровья.

Недостаточное получение знаний о факторах риска и правилах здорового образа жизни в процессе социализации является основной причиной распространенности болезней в современном обществе.

Осознание ценности здоровья не дает гарантии его сохранения и укрепления, так как в суждениях о здоровье и реальном поведении имеется противоречие: знаю, но не умею; умею, но не выполняю. Расхождение между знанием и поведением обусловлено отсутствием в мотивационной сфере студентов установок на здоровьесберегающее поведение.

Позитивная психологическая мотивация и готовность вести здоровый образ жизни непосредственно формируют действия – навыки и привычки. Навыки представляют собой отработанную до автоматизма форму поведения личности на основе условных рефлексов. Привычки – это образ действий, усвоенных за определенный период жизни в процессе социализации и ставших обычными, постоянными для личности.

Привычки возникают в процессе социализации в любых сферах деятельности, где происходят повторяющиеся процессы, и охватывают все стороны жизни. Они могут быть как итогом направленного воспитания – мытье рук, вежливость, аккуратность, дисциплинированность, так и формироваться неосознанно, спонтанно (грызть ногти, ручку и др.).

Общеизвестно, что повышение уровня здоровья в процессе социализации можно достичь с помощью преодоления негативных стереотипов мышления и поведения [8].

Для формирования здорового образа жизни важная роль отводится социальному управлению. Общество должно создавать условия, при которых студенты могут удовлетворить свои потребности посредством определенного типа поведения. Необходимо чтобы поведение школьников и студентов приобрело социально-активную направленность на сохранение здоровья. Одним из способов решения этой проблемы наиболее часто предлагается мотивация оздоровительной деятельности в процессе физического воспитания [9,10].

Формировать потребность в здоровье – это означает обеспечение ей высокой конкурентоспособности среди других потребностей. Осознанная потребность в сохранении здоровья ведет к организации поведения, направленного на предупреждение болезней, т.е. в процессе социализации образ жизни строится на основании разумных потребностей.


Библиографический список
  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
  2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.
  3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Издательский      центр «Академия», 2000. – 440 с.
  4. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю. Сущность и проблемы здорового образа жизни студентов // Электронный научно-практический журнал Культура и образование.  2014.  № 6 (10).  С. 25.
  5. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов  / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  6. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – 6-е изд. – М.: Физика: Наука, 2008. – 416 с.
  7.  Калюжный Е.А., Маслова В.Ю., Михайлова С.В., Ниретин Н.И., Напреев С.Г., Пищаева М.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 284 с.
  8.  Прохорова Э.М. Валеология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 255 с.
  9. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник СамГУ. 2007. №1. С.180-185.
  10. Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация