УДК 612.1 – 053

МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГРУППЫ И РЕЗУС-ФАКТОРА КРОВИ РОДИТЕЛЕЙ

Ахмадиев Габдулахат Маликович
Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт
Набережночелнинский институт Казанского федерального университета доктор ветеринарных наук, профессор, член- корреспондент РАЕ кафедры технологии продуктов питания

Аннотация
Исследования проводились ежеквартально в течение несколько лет в детском дошкольном учреждении «Жемчужинка» №31 г. Елабуги Республики Татарстан.
К исследованиям были включены две группы детей старшего дошкольного возраста и их родители. Нами была дана оценка и сравнительная морфофункциональная характеристика детям с различной группой крови и резус-фактором, при этом были отмечены положительные и отрицательные стороны той или иной группы крови и резус-фактора, их значение для организма, болезни, состояния здоровья и т.д.
Физиологические показатели детей с III и IV группы крови были ниже, по сравнению с детьми, имеющих I и II группы крови, и при этом их показатели соответствовали физиологическим нормам. Нами установлено, что морфофизиологические показатели дошкольников в значительной степени зависят от группы крови и резус-фактора родителей.
Подобных работ в литературных источниках пока достаточной информации не имеют, исходя, из этого нами были проведены исследования по выявлению зависимости группы крови и резус-фактора родителей на морфологические и физиологические показатели детей.
Установлено, что группа крови и резус-фактор передается по наследству потомству человека и определяет свойственные ему только морфофизиологические показатели.

Ключевые слова: группа крови, морфофизиологические показатели, резус-фактор


MORFOPHYSIOLOGICAL FIGURES PRESCHOOL CHILDREN DEPENDING ON THE GROUP AND RH FACTOR OF BLOOD PARENTS

Akhmadiev Gabdulahat Malikovich
Naberezhnochelninsky State Trade and Technology Institute
Naberezhnochelninsky Institute of Kazan Federal University doctor of veterinary sciences, professor, corresponding member of RAE the Department of Food Technology

Abstract
The studies were conducted on a quarterly basis for several years in child care centers "Zhemchuzhinka» №31 Elabuga Tatarstan.
To study included two groups of preschool children and their parents. We have evaluated and comparative morpho-functional characteristics of children with different blood group and Rh factor, thus revealed the positive and negative aspects of a particular blood group and Rh factor, their importance to the body, disease, health, etc.
Physiological indicators of children with stage III and IV groups were lower than the blood, compared with those having I and II, the blood group and thus their performance matched to physiological norms. We found that the morphological and physiological indicators of preschool children are largely dependent on the blood group and Rh factor parents.
Similar works in the literature until sufficient information have no basis of this, we carried out research to identify according blood group and Rh factor of parents on morphological and physiological characteristics of children.
It was found that the blood group and Rh factor is inherited human offspring and determines its inherent only morphological indicators.

Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмадиев Г.М. Морфофизиологические показатели детей старшего дошкольного возраста в зависимости от группы и резус-фактора крови родителей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/45907 (дата обращения: 27.05.2017).

Актуальность темы. Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, является необходимым условием для обеспечения нормального физического и психофизиологического развития подрастающего поколения [3].

Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов, педиатров в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, – это какой он, каковы его морфофизиологические особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ и принципов организации воспитания и учебной работы, а также для выработки у ребенка механизмов адаптации, а для этого необходимо обратить внимания на имеющие  инновационные технологий и т.п. [4].

Морфология, физиология и функциональная архитектура организма ребенка разных возрастных групп представляет собой результат  между консервативной наследственностью и новыми индивидуальными приобретениями организма. Чем старше организм ребенка, тем больше багаж индивидуально приобретенного и тем большую роль он играет в прогрессивном развитии [12].

Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что именно дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития [2].

Организм ребенка дошкольного возраста обладает рядом особенностей. Одна из основных – постоянный рост и развитие всех органов и физиологических систем, совершенствование его функций. Для растущего организма характерна также и неравномерность процессов развития и формирования различных функциональных систем в разные периоды жизни [11].

Зная, группы крови и резус-фактор родителей, можно определить состояние здоровья ребенка, что очень важно не только для самих родителей, но и для детских дошкольных учреждений, школ и самого ребенка. Эти данные могут найти свое практическое применение в детском дошкольном учреждении и  в  средних обше-образовательных  школах. С помощью готовых морфофизиологических показателей детей в детских дошкольных учреждениях, школах и других учреждениях можно создать определенные условия и приемы воспитания и обучения, и обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости резус- фактора и группы крови.

В ходе работы проводилось определение морфофизиологических показателей детей старшего дошкольного возраста. У родителей выяснили их группы крови и резус-фактор.

Гипотеза исследований. Групповые факторы системы крови передаются по наследству. Зная методы и их принципы наследования, можно получить необходимую информацию о детях, исходя из группы крови родителей [7]. Групповые факторы определяют морфофизиологические показатели ребенка, по которым можно судить о состоянии здоровья, т.е. физического и психического развития ребенка.

Цель настоящей представленной научной работы – изучить и исследовать морфофизиологические показатели детей старшего дошкольного возраста в зависимости от группы крови и резус-фактора родителей.

Исходя, поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить медицинскую документацию детей- дошкольников.
  2. Выявить особенности системы крови ребенка с выяснением группы крови и резус-фактора родителей.
  3. Указать биологическую роль группы крови и резус-фактора родителей в развитии организма детей.
  4. С учетом выявленных результатов предоставить предложения и рекомендации для данного дошкольного учреждения по улучшению физического развития и состояния здоровья детей.

Материал и методы исследований. Местом проведения экспериментальных исследований послужило детское дошкольное учреждение «Жемчужинка» №31 г. Елабуги, РТ.  Исследования были проведены на двух группах детей старшего дошкольного возраста. Всего для исследования были включены двадцать шесть детей и их родители.

Новизна работы заключается в том, что морфофизиологические показатели детей в зависимости от группы крови и резус-фактора родителей изучается впервые в нашем регионе Нижняя Кама РТ. Эти данные позволяют судить о будущем поколении РТ и России. Установлено, что в браке резус-отрицательного мужчины с резус-положительной женщиной дети рождаются здоровыми. К болезни ребенка может привести лишь комбинация «резус-отрицательная мать и резус-положительный отец». По этим результатам можно предположить о том, что у детей, имеющие резус-отрицательный фактор, морфофизиологические показатели будут ниже. Эти дети слабее, на внешность худенькие, беззащитные и отстают на различных этапах постнатального развития, т.е.  предполагаемый иммунологический резус- конфликт, который может быть между матерью и плодом еще в утробе, возможно, продолжается и после рождения ребенка на различных периодах постнатального онтогенеза.

Практическая значимость работы заключается в том, что, во-первых, полученные нами данные научно обоснованы. Во-вторых, это будет полезной информацией для родителей,  при планировании семьи и они должны учитывать свои группы крови и резус-фактор, а также имеющиеся наследственные заболевания. И, в-третьих, наши данные будут направлены на профилактику болезней детей на различных этапах их роста и развития[8].

К  исследованиям были включены  две группы детей старшего дошкольного возраста и их родители.

Для проведения работы по изучению морфофизиологических показателей детей и их родители предоставили свои данные о группах крови и резус-фактора.

Группы крови и резус-фактор детей был взят по медицинским документациям в детском дошкольном учреждении.

Для точности результатов, работа выполнялась по четыре раза в год. Нами дана оценка и сравнительная характеристика детям с различной группой крови и резус-фактором, т.е. были отмечены положительные и отрицательные стороны той или иной группы крови и резус-фактора, их значение для организма, болезни, состояния здоровья и т.д.

Для оценки роста и развития ребенка использовали методы, которые традиционно применяются биологическими и медицинскими науками [6].

Масса тела измерялась с помощью медицинских весов. Длина тела, стоя с помощью ростомера, а длина тела, сидя, высота и ширина головы и окружность грудной клетки, длина руки, ноги, позвоночника с помощью метра.

Морфологические показатели использовались для оценки физического развития детей.

Физиологические методы – позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в живых системах [6].

Измерение артериального давления выполнялась в присутствии старшей медсестры и врача-педиатра, который посещает данное детское дошкольное учреждение два раза в неделю.

Для измерения кровяного давления использовался специальный манометр, предложенный русским врачом Н.С.Коротковым.

Нами измерялся пульс каждого ребенка. С помощью часов засекалось время для установления частоты пульса за одну минуту. Пульс прощупывался на кисти руки, слегка прижав лучевую артерию к лучевой кости. Устанавливалась также частота дыхания ребенка за одну минуту.

Данная работа выполнялась в присутствии старшей медсестры и врача-педиатра.

Количество  гемоглобина в крови у дошкольников и скорость оседания эритроцитов определялась нами в лаборатории детского дошкольного учреждения.

С помощью прибора Панченкова определялась скорость оседания эритроцитов.

Количество гемоглобина в крови определялась при помощи специального прибора – гемометра.

Работа по определению количества эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов выполнялась лаборантами в присутствии нас в детской поликлинике.

Температура тела детей измерялась с помощью термометра.

При наблюдении, которое проводилось в ходе игровой деятельности дошкольников, и выявлялись психофизиологические особенности детей. По быстроте, ловкости выполнения движений во время игры и физических упражнений с воспитателем, можно было судить о физическом развитии и здоровье ребенка. По общению дошкольниками,  воспитателем и родителями, по поступкам при различных ситуациях, можно было судить об умственном и нравственном развитии ребенка и его психике [5].

Достоверность результатов исследований проводилась по критерию Стьюдента при значений разницы между группами Р < 0,05.

Результаты исследований и их обсуждение.   Нами было проведено исследование морфофизиологических показателей двадцати шести дошкольников старшего дошкольного возраста. Среди них десять дошкольников имели I группу крови, что составляет 38,5%;  а девять детей имели II группу крови, что соответствует- 35% , пять дошкольника имели III группу крови,  что составляет 19,2% и лишь два дошкольника имели IV группу крови и соответственно 8%.

Среди родительских пар были выявлены, когда мать и отец имели резус-положительный и были такие, когда отец имел резус-положительный, а мать резус-отрицательный. Все исследуемые дети имели различные группы крови и резус-положительный фактор. Возраст детей составил от шести до семи лет.

Большинство детей старшего дошкольного возраста имели II и III группу здоровья, так как у большинства дошкольников наблюдалось нарушение осанки и железодефицитная анемия, хронический тонзиллит, систолический шум сердца, пищевая аллергия, функциональная кардиопатия, гипертрофия небных миндалей, пиелонефрит, дефицит или избыток массы тела I – II степени и другие.

Среди изучаемых физиологических показателей детей незначительно варьировали  температура тела , частота дыхания и частота сердечных сокращений в одну минуту, артериальное давление и количество гемоглобина, при отсутствии диагноза анемии I – II степени.

Большинство исследуемых детей старшего дошкольного возраста имели нормальную температуру тела, которая равна от 36,4ºС до 36,7ºС. Данная температура обеспечивает стабильность метаболических процессов, так как от температуры зависит физиологические процессы и биохимические реакции. Частота дыхания в одну минуту в среднем  была от 16до 20, а частота сердечных сокращений колебалась в пределах – 92-95.

Физиологическое состояние детей дошкольного возраста зависит от кровяного давления сердечно-сосудистой системы. Артериальное и венозное давление большинства детей составило в среднем за весь период исследований  в соотношениях 100/60. У детей наблюдался железодефицитная анемия, дефицит или избыток массы тела I – II степени, у них кровяное давление составило 90/60.

Отечественными и зарубежными учеными установлено, что люди с разной группой крови предрасположены к разным заболеваниям. Достоверность этих данных были доказаны и  исследованиями ученых-генетиков.  А в дальнейшем это положение было проверено врачами-практиками. Они утверждали, что чаще всего люди имеющие  I группу крови подвержены следующим заболеваниям: язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, гастриты, тяжелые формы болезней желудочно-кишечного тракта, а у грудных детей чаще развиваются гнойно-септические инфекции, повышенная восприимчивость к различным инфекционным заболеваниям.

Для людей имеющих II группу крови, чаще характерно и свойственны следующие заболевания: ревматизм, диабет, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, аллергии, лейкозы, холецистит, желчнокаменная болезнь.

Дети, имеющие I группу крови и резус-положительный фактор, являются активными, подвижными и всегда лидеры. Они самоуверенны, сильны и напористы, могут отдать все за достижение поставленной цели. Однако у них бывают сбои: самовлюбленность, высокомерие [10].

Дети со II группой крови и резус-положительным фактором прекрасно себя чувствуют на «подчиненных» должностях, главное, чтобы рядом были единомышленники. Любят комфорт, душевный и бытовой, ненавидят конфликты. В душе они романтики, но иногда бывают упрямы и раздражительны [10].

По результатам наших исследований,  проведенных в течение несколько лет, у детей, имеющих I, II группу крови и резус-положительный фактор, морфофизиологические показатели часто соответствовали нормам.

Из морфологических  показателей крови: количество эритроцитов составило от 4,2*1012/л до 4,3*1012/л, а лейкоцитов 8,4*109/л до 8,5*109/л, а тромбоцитов от 3,3*109/л до 3,4*109/л.  В течение  нескольких лет, даже при повторных исследованиях, у детей приведенные морфологические крови показатели претерпевали незначительных изменений.

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) зависит от физиологических процессов, происходящих в организме на соответствующем возрасте.   У детей имеющих  I и II группу крови СОЭ соответствует норме и составляет 8,7-9,3 мм/ч, а через год этот показатель стал выше и составил 8,9-10,3 мм/ч. По морфологическим и физиологическим показателям крови  через год разница была недостоверная, по сравнению с предыдущим  годом.

Количество гемоглобина, содержащий в крови человека зависит от количества эритроцитов, так как именно в них содержится гемоглобин и обеспечивает дыхание клеток в организме. За весь период исследований содержание гемоглобина в среднем у них составил 112-125 г/л. Но у детей с железодефицитной анемией содержание гемоглобина ниже нормы, то есть он составил 90-92 г/л.

К морфологическим показателям относятся масса и длина тела, длина конечностей, длина позвоночника, высота и ширина головы, окружность грудной клетки.

Масса тела у детей, имеющие I и II группы крови в среднем составляла от 19 до 24 кг, длина тела от 112 до 117 см,  а длина тела – сидя от 93 до 94 см, длина руки от 44,5 до 45,9 см, длина ноги – 61,6-63,2 см, высота головы – 18,8-20 см, ширина головы – 15 см, окружность грудной клетки – 63-64 см и длина позвоночника – 29-30 см.

В течение всего эксперимента были проведены повторные исследования, при этом масса тела подвергалась незначительным изменениям. Масса тела детей увеличилась на 2-3 кг, рост на 1-2 см, а остальные морфофизиологические показатели были на 0,5-1 см выше.

У детей I группы крови были выявлены некоторые патологии и были поставлены следующие диагнозы: функциональная кардиопатия, пищевая аллергия, гипертрофия небных миндалин, нарушение осанки, железодефицитная анемия и пиелонефрит. У детей II группы крови – пищевая аллергия, нарушение осанки,  гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит простой формы, систолический шум, дефицит массы тела I степени.

По результатам наших исследований, физиологические показатели этих детей были ниже нормы. Количество эритроцитов  у детей имеющих II группы крови, составляли от 3,9*1012/л до 4,5*1012/л, а количество лейкоцитов превышало норму и составляло от 9,6*109/л до 9,8*109/л.  Возможно на этот показатель и  повлияли и приемы воспитания, которые наблюдались у детей в момент исследования. Количество тромбоцитов в среднем составило от 3,3*109/л до 4,1*109/л.

Скорость оседания эритроцитов крови у детей с III и IV группой крови и резус-положительным фактором было выше, чем у детей, имеющие I и II группы крови и соответственно составляло от 11 до 12,5 мм/ч. Количество гемоглобина в крови было ниже нормы и составляло от 110 до 111,6 г/л. Поэтому, возможно у детей этой группы может наблюдаться и  нарушение дыхания, а  вследствие чего и может быть гипоксия. Но нужно учесть, что на данный показатель влияет физиологическое состояние детей, что отражалось на проявлении анемии I – II степени. Физиологической нормой для детей данного возраста содержание гемоглобина в крови составляет от 125 до 135 г/л.

По результатам исследований масса тела у этих детей составляла от 17,4 кг до 23,4 кг, длина тела стоя от 109 см до 115 см, длина тела сидя от 57 см до 92,6 см, длина руки – 44-44,6 см, длина ноги – 58-60,8 см, высота головы – 15,2-16 см, окружность грудной клетки – 57-61 см и длина позвоночника – 27,4-28,5 см.

При повторном исследовании у детей было установлено, что данные показатели подвержены к незначительным изменениям. Масса тела у детей увеличилась на 2-3 кг, а рост на 2-3 см, а остальные морфологические показатели были выше на 0,5-1 см.

У детей с III группой крови были установлены следующие заболевания: нарушение осанки,  гипертрофия небных миндалин, хронический тонзиллит. У детей с IV группой крови были выявлены железодефицитная анемия и гипертрофия небных миндалин.

Естественно, что при анализе и сравнении морфологических показателей, нужно учесть множество биологических и социальных факторов, так как они оказывают большое влияние на внешнее строение и развитие организма в ранние периоды постнатального онтогенеза.

На физиологическое состояние детей влияют питание, окружающая среда, сон и бодрствование, наличие каких-либо заболеваний, пол, национальность и  другие факторы.

Заключение и выводы. Таким образом, по результатам нами проведенной работы, можно констатировать, что морфологические и физиологические показатели у детей имеющих III и IV группы крови были достоверно ниже, по сравнению с детьми, имеющих I и II группы крови, у которых показатели часто соответствовали морфологическим и физиологическим нормам.

Гетерохронизм, наблюдаемый при сравнительном изучении развития отдельных морфологических образований или функций, ни в коей мере не является показателем отсутствия или нарушения гармоничности развития организма ребенка на отдельных этапах его жизни.

Основным физиологическим механизмом, определяющим и интегрирующим морфологическое и физиологическое развитие организма ребенка и осуществляющим его взаимосвязь и взаимодействие с окружающей средой, являются нервная система, а с ведущим отделом – является кора головного мозга и кровеносная система с центральным органом – сердце [9].

Анализ полученных  данных показывает, что морфофизиологические показатели у детей старшего дошкольного возраста в значительной степени зависят от группы крови и резус-фактора родителей.

По результатам исследований нами были сформулированы следующие выводы:

1.Группа крови и резус-фактор – это основные показатели, которые передаются по наследству и определяют физическое и психофизиологическое развитие и состояние здоровья ребенка.

2.Всего было выявлено десять детей с I группой крови и резус-положительным фактором, а девять дошкольников имели II группу крови и резус-положительный фактор, причем  у пятерых было установлено  III группа крови и резус-положительный фактор и два ребенка имели  IV группу крови и резус-положительный фактор.

3.Дети II и III группы крови имеют более низкие морфофизиологические показатели, и были менее развиты в физическом и психологическом отношении.

4.Среди исследуемых детей старшего дошкольного возраста  почти у всех был выявлен часто встречающийся диагноз – гипертрофия небных миндалин.


Библиографический список
  1. Андронеску А. Анатомия ребенка. Бухарест, 1970. – 256с.
  2. Индивидуальная анатомическая изменчивость органов, систем и формы тела человека. Под ред. Д.Б. Бекова. Киев, 1988. – 255с.
  3. Валькер Ф.И. Морфологические особенности развивающегося организма. Л., 1959. – 125с.
  4. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Р.С. Буре, Н.Я. Михайленко, В.К. Котырло и др., Сост. Н.А. Редуцкая, Н.А. Петрова; Под ред. Р.А. Курбатовой. – М.: Просвещение, 1989. – 158с.
  5. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239с.
  6. Безруких М.М., Андронеску А. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416с.
  7. Михайлов В.Г. Тайны крови (Заметки гематолога). – М.: Знание, 1982. – 160 с.
  8. Морфология человека. Под ред. Б.А. Никитюка и В.П. Чтецова. М., 1983. – 185с.
  9. Наймушин А.А., Наймушин А.И. Социально-медицинские вопросы здоровья. Уфа. 1998. – 195с.
  10. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). Научно – производственное предприятие «Спарт», 1992. – 95с.
  11. Федоров Н.А., Альперин П.М., Файнштейн Ф.Э. Наша кровь. М.: «Знание», 1968. – 80с.
  12. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Анторопова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319с.


Все статьи автора «Ахмадиев Габдулахат Маликович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: