ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУЧНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Устинович Елена Степановна
Курский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
доктор политических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, директор

Аннотация
В статье обосновывается необходимость институционализации научного сопровождения региональной политики социально-экономического развития субъектов РФ в целях обеспечения качества государственного управления и региональной политики. Рассматриваются успешные примеры взаимодействия в этой сфере органов исполнительной власти и ВУЗов Курской области.

Ключевые слова: институционализация, Курская область, научное сопровождение, региональная политика, социально-экономическое развитие, субъект РФ


INSTITUTIONALIZATION OF SCIENTIFIC MAINTENANCE REGIONAL POLICY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF KURSK REGION)

Ustinovich Elena Stepanovna
Kursk branch of Plekhanov Russian Academy of Economics
Doctor of Political Sciences, Associate Professor of Management, Director

Abstract
Need of an institutionalization of scientific maintenance of regional policy of social and economic development of territorial subjects of the Russian Federation for ensuring quality of public administration and regional policy locates in article. We consider the successful examples of cooperation in this sphere of executive authorities and universities of Kursk region.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Устинович Е.С. Институционализация научного сопровождения региональной политики социально-экономического развития субъектов РФ (на примере Курской области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/44954 (дата обращения: 29.03.2024).

Обеспечение качества государственного управления в современных условиях требует системного интеллектуального, научного и  сопровождения.  Научно-экспертная поддержка процесса государственного управления является одной из важнейших сфер взаимодействия власти и науки. Именно в рамках данной деятельности существуют наибольшие возможности для использования науки в качестве интеллектуального усилителя государственного управления.

Научно-экспертная поддержка государственного управления – это, прежде всего, профессиональная деятельность по системному фундаментальному и прикладному исследованию проблем в сфере государственного управления. Она заключается в системном анализе, (зачастую пролонгированном во времени)  конкретных объектов с целью поиска и выделения основных тенденций их развития, существующих рисков угроз, оценки их уровня, а также в прогнозировании  динамики воздействия различных (в том числе опасных) факторов на исследуемый объект.

Однако, следует признать, что не все регионы используют потенциал высших образовательных учреждений и исследовательских институтов, расположенных в пределах  субъекта Российской Федерации. Зачастую, данное положение дел объясняется  целым рядом факторов. Однако, главный среди них – отсутствие должного  взаимодействия между  региональными органами исполнительной власти и научно-образовательными (исследовательскими) учреждениями.

Фактически речь идет об  отсутствии активного спроса со стороны субъектов государственного управления на профессиональную научную и научно-экспертную поддержку при осуществлении процесса разработки и принятия программных документов, в том числе стратегического характера.

Между тем, все чаще  в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, выступлениях иного характера Президента Российской Федерации, подчеркивается о необходимости  расширения активного взаимодействии власти, граждан и гражданского общества, частью которого является научное сообщество. В частности, по итогам заседания Совета по науке и образованию 15 января 2014 года  в Перечень поручений Президента РФ В.В.Путина вошел следующий пункт: «разработать и утвердить план мероприятий по экспертному научному обеспечению Российской академией наук деятельности Правительства Российской Федерации по разработке крупных научно-технических и социально-экономических программ и проектов на среднесрочную перспективу» (часть б п.2)[1].

В этой связи, институционализация  научного сопровождения региональной политики социально-экономического развития субъектов Российской Федерации приобретает характер мегаактуальности.

Понятие «институт»[2]  – одно из центральных в современной науке, в частности, в политической. Институционализация подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают: а) возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий; б) появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания; в) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института; г) создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института.

Институционализация применительно к взаимодействию власти и науки  может быть реализована в форме обязательной/рекомендованной научной  экспертизы  при разработке и принятии документов планирования, в том числе стратегического характера, но также и уже действующих документов.

Современное государственное управления дает примеры необходимости обязательного применения инструментов независимой  экспертизы.  Так было, например, при разработке Административных регламентов государственных функций.  В частности, в Федеральном  законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”  (Глава 3. Административные регламенты Статья 13 (6).) закреплено, что проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

Однако, следует отметить, что речь идет все же о независимой экспертизе, но не научной. Научная экспертиза подразумевает определение именно научной составляющей документа, т.е. необходимость проведения социологических исследований, политологических экспертиз, разработки и реализации научных проектов по данной проблематике, проведение контент-анализов прессы и т.д.

К субъектам научно-экспертного сопровождения государственного управления в субъекте Российской Федерации можно отнести не только аналитические и экспертные службы региональных органов власти, но и высшие учебные заведения, НИИ, научные лаборатории, известные в данной предметной отрасли знаний, ведущие ученые – доктора наук и др.

Курская область занимает высокие позиции в  рейтингах различного уровня  по ее научному потенциалу[3]. Поэтому включение научного потенциала Курской области в совместную деятельность региональных органов исполнительной власти по проведению научной экспертизы, усиление взаимодействия региональной власти и научного сообщества как части гражданского общества Курской области. Успешные примеры такого взаимодействия уже имеются. В частности, это монография «Формирование стратегических приоритетов региона на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе» как результат совместной научной и практической работы по программе «Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года», которую разработали совместно ученые Юго-Западного государственного университета, главы и руководители структурных подразделений администрации Курской области[4].

В монографии изложены основные подходы к построению государственной системы управления региональным развитием, обусловленные «региональными полюсами роста». Эффективное использование ресурсного потенциала региона предполагает укрепление и расширение хозяйственных связей, повышение интенсивности инвестиционных процессов, развитие инфраструктурной базы и повышение роли инноваций в системе экономических интересов региона.

В монографии «Инновационное развитие отрасли торговли как системообразующего кластера региональ­ной эко­номики»[5], подготовленной учеными Курского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова совместно с комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области внимание уделено сфере торговли и предпринимательства как важнейшей отрасли экономики Курской области. В 2014 году работа была продолжена и в свет вышла монография «Социально-экономическое развитие регионов РФ и региональная политика: Курская область»[6]. В монографии исследованы концептуальные идеи, проблемы и политические аспекты социально-экономического развития регионов современной России на примере Курской области.

В заключение подчеркнем, что сегодня качество государственного управления, региональной политики зависят во многом от  систематического проведения  большого объема прикладных научных исследований. Данный потенциал имеется в ВУЗах, научных и экспертных организациях и его необходимо лишь эффективно использовать.


[1] Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию.  URL:  http://kremlin.ru/assignments/20065. (дата обращения: 09.01.2015).

[2] от лат. institutum – установление, учреждение

[3] Индекс готовности регионов к информационному обществу. Подиндекс «Человеческий капитал».  URL: http://eregion.ru/reiting-regionov?ind=true. (дата обращения: 09.01.2015).

[4] Михайлов А.Н., Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Формирование стратегических приоритетов региона на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе.  : М.: Высшая школа, 2008.  415 с.

[5] Устинович, Е.С. Инновационное развитие отрасли торговли как системообразующего кластера региональ­ной эко­номики [Текст] / Е. С. Устинович, В. С. Пучков, Н. Н. Грешилов, В. Г. Комов и др. –Курск: Курский филиал РГТЭУ, 2011. – 542 с.

[6] Устинович, Е.С., Сухорукова, Г.Н. Евченко, А.В. Социально-экономическое развитие регионов РФ и региональная политика: Курская область [Текст]: коллективная монография / Е.С. Устинович, Г.Н. Сухорукова, А.В. Евченко и др. / Под общей редакцией Е.С. Устинович; под научной редакцией Г.Н. Сухоруковой, А.В. Евченко – Курск: «Деловая полиграфия», 2014. – 138 с.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» . «Российская газета», № 168, 03.07.2010 г.
  2. Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию.  URL:  http://kremlin.ru/assignments/20065. (дата обращения: 09.01.2015).
  3. Михайлов А.Н., Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. [Текст] / Формирование стратегических приоритетов региона на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе.  : М.: Высшая школа, 2008.   415 с.
  4. Устинович, Е.С. Инновационное развитие отрасли торговли как системообразующего кластера региональ­ной эко­номики [Текст] / Е. С. Устинович, В. С. Пучков, Н. Н. Грешилов, В. Г. Комов и др. – Курск: Курский филиал РГТЭУ, 2011. – 542 с.
  5. Устинович, Е.С., Сухорукова, Г.Н. Евченко, А.В. Социально-экономическое развитие регионов РФ и региональная политика: Курская область [Текст]: коллективная монография / Е.С. Устинович, Г.Н. Сухорукова, А.В. Евченко и др. / Под общей редакцией Е.С. Устинович; под научной редакцией Г.Н. Сухоруковой, А.В. Евченко – Курск: «Деловая полиграфия», 2014. – 138 с.
  6. Индекс готовности регионов к информационному обществу. Подиндекс «Человеческий капитал».  URL:http://eregion.ru/reiting-regionov?ind=true. (дата обращения: 09.01.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Устинович Елена Степановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация