УДК 338.12.017

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНО-РЕМОНТНЫХ УСЛУГ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конкин Александр Николаевич
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика, организация и управление производством»

Аннотация
В статье представлен обзор основных проблем развития регионального рынка строительно-ремонтных работ и обозначены основные направления развития отрасли. Главной проблемой участников данного рынка является поиск надежных и постоянных контрагентов. Дальнейшее развитие рынка должно базироваться на принципах прозрачности взаимоотношений и простоты подбора услуг для клиентов.

Ключевые слова: строительно-ремонтные услуги, строительный рынок


PROBLEMS AND DIRECTIONS OF THE MARKET DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION AND REPAIR SERVICES OF THE PENZA REGION

Konkin Aleksandr Nikolaevich
Penza state University of architecture and construction
candidate of economics, senior teacher of the Department «Economics, organization and management of production»

Abstract
The article provides an overview of the main problems of the regional market development of construction and repair work and the basic directions of development of the industry. The main problem of the participants of this market is finding a reliable and permanent contractors. Further development of the market should be based on the principles of transparency of the relationship and ease of recruitment services for clients.

Keywords: construction and repair services, construction market


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Конкин А.Н. Проблемы и направления развития рынка строительно-ремонтных услуг Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53625 (дата обращения: 30.09.2017).

Строительно-ремонтные услуги представляют собой деятельность, направленную на удовлетворение индивидуальных нужд потребителей в строительных, ремонтных и отделочных работах.  Спектр услуг, предлагаемых на данном рынке достаточно обширен: малярные, электромонтажные, сантехнические, кровельные, фасадные, плотницкие и прочие виды работы.

Меры государственного стимулирования строительства новых объектов жилищного фонда, специфика реализации новых жилищных объектов без какой-либо отделки формируют практически нескончаемый спрос на услуги по ремонту и отделке помещений.

Рынок строительно-ремонтных услуг при всей своей обыденности обладает рядом особенностей, осложняющих его изучение. Количество поставщиков услуг на данном рынке не поддается точному подсчету, так как основная доля поставщиков услуг юридически не формализована. Оказывать услуги по ремонту и отделке может практически каждый, имеющий соответствующий знания и опыт. При этом барьер входа на рынок практически отсутствует.

Основные поставщики услуг это  средние и мелкие компании, индивидуальные предприниматели, бригады, различного рода фрилансеры и гастарбайтеры (т.е. люди, официально не заявившие о себе в органах налогового учета и нигде официально не работающие). Потребителями услуг в основной своей массе являются собственники жилых помещений в многоквартирных домах, владельцы коммерческой недвижимости, а также лица, приобретающие, либо строящие загородную жилую недвижимость. Поэтому у каждого участника рынка имеются свои специфические проблемы.

Как уже было сказано, массовыми потребителями-заказчиками услуг на строительно-ремонтные работы являются собственники квартир, и практически каждый домовладелец сталкивается с задачей сделать ремонт своими силами или нанять специалистов, а также с задачей выбора поставщика этих услуг.

Уровень благосостояния населения растет, поэтому все чаще потребитель принимает решение о привлечении специализированной организации к решению данной проблемы. Выполнить ремонт своими силами не всегда выгодно: доход от основной работы может принести больше прибыли, чем экономия на услугах сторонней организации по ремонту за счет собственных ресурсов. Отсутствие элементарного опыта таких работ может привести к плачевным результатам, когда итог кардинально отличается от ожиданий, при этом не в лучшую сторону.

Из-за огромного количества предложений на рынке возникают трудности в выборе подходящего поставщика услуг, который бы соответствовал критериям цены, качества, надежности и срочности выполнения работ. Стоимость работ достаточно велика, поэтому потребитель не желает рисковать своими финансами и временем, не доверяет «незнакомому» поставщику. Риск срыва сроков выполнения работ, низкого или не надлежащего качества осложняет процесс выбора контрагента.

Неорганизованность и неупорядоченность рынка, где информация о качестве и ценах на услуги достаточно размытая и условная подталкивает потребителя делать выбор, основываясь на отзывах и рекомендациях знакомых. В противном случае заказчик, скорее всего, будет заключать договор с юридическим лицом, так как в этом случае оформленные документы будут иметь хоть какую-то  юридическую силу в спорных ситуациях.

С другой стороны, потребитель обращается за услугой разово. Ремонт делается в среднем раз в семь-десять лет, что не дает возможности сформировать долгосрочные деловые связи с поставщиком. После завершения ремонта заказчик принимает работу «на глаз», не имея достаточной компетенции в технологии производства работ.

Отсутствие гарантий на качество работ также является важной проблемой. В случае обнаружения дефектов в работе, либо некачественного исполнения услуг, процесс доказывания ответственности исполнителя становится достаточно проблематичным. Если материал закупает заказчик, то и претензии по поводу неудовлетворительности работ сложнее предъявить к исполнителю.

Большое количество конкурентов формирует специфику проблем, главной из которых является поиск клиентов и дальнейшее их удержание. Основной источник новых клиентов – отзывы и рекомендации потребителей, сформированная репутация компании на рынке. Реклама в СМИ и интернете неэффективна: посещаемость сайтов растет, заказов нет.

Отсутствие постоянных клиентов не дает уверенности в стабильности прибыли, надежности и регулярности дохода. Невозможность спрогнозировать объемы работ на долгосрочную перспективу также связана с неравномерностью заказов и сезонностью работ: период ежедневной загруженности работой по 16 часов и без выходных в течение пары месяцев, сменяется полным отсутствием работы в следующие месяцы. Пик заказов приходится на период весна-лето, конец года.

По этой причине количество работников в штате ремонтно-отделочных компаний минимальное, а рабочий коллектив формируется под определенный, конкретный заказ. Основная заработная плата выплачивается «в конвертах». Поиск рабочих осуществляется через круг знакомых. Часто в качестве разовых наемных рабочих привлекаются низко квалифицированные кадры из числа трудовых мигрантов. Те, в свою очередь часто переходят от одного работодателя к другому, что повышает риск исполнения работы не надлежащего качества. Отсутствие контроля над выполнением работ приводит к возникновению претензий у заказчиков.  Переделка работ оплачивается за счет исполнителя.

Координирующим и контролирующим органом для ремонтных бригад чаще всего выступают ремонтные компании, играющие роль диспетчеров.  В итоге возрастает количество посредников в цепи заказчик-поставщик, что ведет к удорожанию стоимости работ. Непрерывность работ и возможность прогнозировать достигается за счет одновременной работы на нескольких объектах, когда бригады рабочих переходят по цепочке от одного объекта к другому по мере готовности.

Для обеспечения надежных источников дохода и долгосрочных клиентов многие строительно-ремонтные компании стараются занять узкие сегменты рынка, такие как работы по субподрядам, элитный ремонт квартир и загородных домов.

При работе со строительными организациями, застройщиками и генподрядчиками, многие строительно-ремонтные компании переходят от комплексного оказания всего спектра услуг к узкой специализации по договоренности с заказчиком. Как следствие – зависимость от застройщика, как в плане заказов, так и в плане цены. С другой стороны застройщику выгоднее иметь долгосрочный договор с одной проверенной компанией, занимающейся строительно-отделочными работами. Однако, по этой же причине многим застройщикам выгоднее иметь в своем штате бригаду отделочников, нежели заключать договоры субподряда.

Для получения контракта на выполнение таких работ застройщик чаще прибегает к услугам компании, с которой уже имел опыт работы, а в случае отсутствия таковой – проводит закрытый тендер на проведение указанных работ из ограниченного числа компаний. Другой вариант – различного рода транзакционные издержки в виде откатов и прочих схем. В данном случае заинтересованной стороной выступает либо прораб, либо начальник участка, либо главный инженер. В таком случае все завязано на этом связующем звене, однако при его выбытии – нарушается вся цепочка.

Другая узкая ниша – это элитный ремонт квартир. Ценообразование и прибыль пропорциональна стоимости материалов. За меньший объем – большая прибыль. С другой стороны возрастают требования к качеству и надежности.

Объемы работ возрастает с увеличением площади ремонтируемого объекта. Загородный коттедж по объемам ремонтных работ сопоставим с пятью двухкомнатными квартирами. Однако здесь также предъявляют повышенные требования к качеству работ и квалификации рабочих. Следовательно, увеличиваются и расценки выполняемых работ в полтора-два раза. Здесь работают те же самые принципы поиска клиентов. Для разработки проектов интерьеров элитных квартир и коттеджей привлекаются дизайнерские студии. Те в свою очередь рекомендуют материал и исполнителей ремонтных работ.  Агентское вознаграждение за посредничество может составлять до 10% от стоимости контракта.

Новые схемы поиска клиентов также имеют место быть на рынке строительно-ремонтных услуг. Одним из таких примеров служит заключение договоров с частными управляющими компаниями. Обязательный косметический ремонт, как фасада, так и лестничных пролетов выполняется не чаще одного раза за семь лет, поэтому УК не содержат в своем штате данную категорию работников. Принципы заключения контрактов такие же, как и везде – либо поиск по знакомым подрядчикам, либо по рекомендации коллег.

Другим примером перспективного поиска клиентов является сотрудничество строительно-ремонтных компаний с продавцами строительных материалов.  При покупке строительных материалов для ремонта покупателю выдается сертификат или скидка на выполнение работ по монтажу и укладке приобретаемых материалов. Очевидная выгода для всех участников сделки. Продавец строительных материалов может не формировать в своем штате строительно-ремонтную бригаду, а создать специализированную сервис-службу, оказывающую консультативные услуги по подбору материалов, составлении смет, оформлении договора-подряда. Сами же работы выполняет сторонняя подрядная организация. Денежные средства, получаемые продавцом от исполнителя работ покрывают затраты на содержание сервис-центра. Сам же сервис центр выполняет функции по привлечению клиентов и формированию позитивного образа фирмы.

Таким образом, рынок строительно-ремонтных услуг имеет перспективы развития и потенциал для поиска новых клиентов. Основная задача, которая стоит перед поставщиками услуг – это регулярный источник дохода и долгосрочные клиенты. Главным приоритетом в развитии данного направления рынка является простота и открытость информации для потребителя. При этом информация должна содержать не только расценки на типовые работы, но и отзывы клиентов о результатах работы. Такого рода агрегирующим ресурсом может стать интернет-портал, построенный по принципу сайта государственных закупок, но ориентированный не на бюджетные организации, а на частных клиентов, заинтересованных в адекватном соотношении цены и качества получаемых услуг.


Библиографический список
  1. Научные аспекты эффективности повышения надежности ремонта и реконструкции объектов недвижимости / Монография / В. Я. Мищенко, Б. Б. Хрусталёв, В. Н. Горбунов, Н. А. Понявина; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования “Пензенский гос. ун-т архитектуры и строительства”. Пенза, 2010.
  2. Старостина К.И., Щербакова Л.В. Научные аспекты эффективного воспроизводства основных фондов строительного предприятия. Монография. Пенза: ПГУАС, 2012. – 151 с.


Все статьи автора «Конкин Александр Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: