УДК 338.23

РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аитова Виктория Борисовна
Новосибирский государственный технический университет
соискатель кафедры финансов и налоговой политики

Аннотация
В исследовании проанализированы текущее состояние малого бизнеса, нормативно-правовое регулирование его деятельности, направления регулирования для развития малого бизнеса. Отдельное внимание уделено рассмотрению развития малого бизнеса Сибирского федерального округа.

Ключевые слова: административные барьеры, государственное регулирование экономики, малый и средний бизнес, Сибирский федеральный округ


REGULATIONS FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Aitova Viktorija Borisovna
Novosibirsk state technical university
Applicant for a degree

Abstract
The research reviews current situation of Russian small business entities, its legal environment, and government regulation for small business development. An in-depth empirical analysis of small businesses of the Siberia federal district undertaken.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аитова В.Б. Регулирование развития малого бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53588 (дата обращения: 28.09.2017).

В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов экономической системы страны [1], поскольку этот сектор оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта.

Развитие малого предпринимательства

Для поддержки и развития в сфере малого предпринимательства государством предусматривается целый ряд мер и мероприятий, отраженных в «Государственной политике в сфере развития нового бизнеса». [2]

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки в данном субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства. [3, 4]

Государственная поддержка, оказываемая малому предпринимательству, увеличивается в размерах [3]. Существенный прирост наблюдался в 2010 и 2012 году. В основном поддержка оказывается с помощью размещения заказов путем запроса котировок, также немалое место занимают аукционы, в 2012 году количество аукционов заметно увеличивается, почти достигает количества размещения заказов путем запроса котировок.

Для оценки современного состояния малого бизнеса в России целесообразно осуществить анализ динамики основных экономических показателей малых предприятий.

Рассмотрим структуру количества малых предприятий в России по округам, для этого рассчитаем удельный вес каждого округа в общей структуре.

Наибольшая доля в 2009-2013 г принадлежит Центральному федеральному округу. Это свидетельствует о том, что малый бизнес в России неравномерно развит территориально: 28 % предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе. Более равномерное распределение малых фирм, позволит развивать реальный сектор экономики, а также повышать уровень инновационной активности во всех федеральных округах, особенно где расположено значительное количество крупных промышленных предприятий [3, 4].

Наименьшая доля принадлежит Уральскому, Южному, Дальневосточному федеральному округу. Это говорит о необходимости введения дополнительных мер стимулирования предпринимательской активности в данных округах.

Рассмотрим, какие отрасли преобладают по количеству малых предприятий в 2013 году (таблица 1).

Таблица 1 – Удельный вес малых предприятий в России по видам экономической деятельности, 2013 г.

Раздел

Удельный вес, %

Раздел A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3,03%

Раздел B. Рыболовство, рыбоводство

0,19%

Раздел C. Добыча полезных ископаемых

0,35%

Раздел D. Обрабатывающие производства

9,50%

Раздел E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,62%

Раздел F. Строительство

11,71%

Раздел G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

39,11%

Раздел H. Гостиницы и рестораны

2,87%

Раздел I. Транспорт и связь

6,64%

Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

20,31%

Раздел M. Образование

0,31%

Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,36%

Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

4,00%

Всего

100,00%

Наибольшую долю всех предприятий сферы малого бизнеса составляют предприятия торговли и ремонта — 39,11 %. На втором месте идут предприятия сферы услуг и операций с недвижимостью, занимающие 20,31 % всех предприятий малого бизнеса России в 2013 году. [3-6] Такая структура свидетельствует о недостаточном уровне развития малого бизнеса в производственной отрасли, особенно в наукоемких и инновационных сферах.

Возможности развития малого бизнеса в Сибирском федеральном округе.

Наиболее общий показатель анализа развития малого бизнеса – количество малых предприятий. В целом количество малых предприятий в СФО увеличивается с каждым годом. Но некоторые области показывают отрицательный темп прироста. [7] В Республике Тыва, Алтайском крае, Томской области в 2010 году наблюдается отрицательный прирост. В 2011 году в Республиках Алтай и Хакасия, а также в Новосибирской области. В 2012 году в республике Тыва, Забайкальском крае, Новосибирской области. В 2013 году в Республике Алтай Алтайском крае. Наихудшая ситуация в анализируемом периоде наблюдается в Республике Тыва (отрицательный прирост встречается два раза, а также наименьшее количество малых предприятий), Следует также отметить, что в 2013 году ситуация для этих двух субъектов улучшилась, прирост стал положительным. Наибольший прирост наблюдается в Республике Хакасия, а также в Иркутской области. Наибольшее количество малых предприятий наблюдается в Новосибирской области.

Ситуация в Новосибирской области не совсем стабильна, постоянного прироста не наблюдается. Тем не менее, количество малых предприятий наибольшее в СФО.

Наибольшее количество занятых наблюдается в Новосибирской области. Возможно, это связано с тем, что показатель среднесписочной численности является более точным, чем показатель количества малых предприятий.[8] Несмотря на отрицательный темп прироста в 2011 году в целом ситуация позитивная. Особенно высокие темпы прироста наблюдаются в 2010 году.[9] Это может быть связано с усилением мер правительства по прекращению выдачи заработных плат в конвертах, то есть с увеличением точности данных, а также с большим приростом численности малых предприятий в 2010 году.

Проблемы развития малого бизнеса.

Одной из основных проблем малых предприятий является такая проблема, как – недостаточная ресурсная база. Имеется ввиду, как материально-техническая, так и финансовая база.

Это обозначает, что у малых предприятий недостаточно средств для приобретения дорогостоящего оборудования. Но гораздо эффективнее применить эти ресурсы наверняка можно. [1,5] Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо создать механизмы льготного кредитования, налогообложения, а также совершенствования государственной поддержки в области политики увеличения кредитов с целью оживления производства, что возможно достигнуть за счет снижения процентных ставок за кредиты (таблица 2).

Таблица 2 – Основные проблемы кредитования малого бизнеса

Основные проблемы кредитования малого бизнеса

С точки зрения банков

С точки зрения предпринимателей

1. Непрозрачность малого бизнеса

1. Высокая стоимость кредитов.

2. Недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей

2. Слишком жесткие условия получения кредитов.

3. Отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов

3. Большие сроки рассмотрения заявок.

4. Отсутствие реальной масштабной государственной поддержки

4. Недостаточная государственная поддержка малого бизнеса.

5. Высокие риски невозврата кредитов

5. Невозможность получить кредит на создание бизнеса «с нуля»

Региональные фонды поддержки малого предпринимательства должны содействовать малым предприятиям в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями, осуществлять косвенную финансовую поддержку малых предприятий, направленную на привлечение инвестиций. Необходимо создавать и развивать венчурные фонды.[2, 5].

Одной из проблем является избыточное государственное регулирование деловой активности – так называемые административные барьеры. Следуют отметить значительное число проверок предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях. Также существует проблема отсутствие системы проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Существует также ряд проблем в области имущественной поддержки. Развитие малого бизнеса происходит по экстенсивному пути. Приоритетное регулирование рассмотренных проблем позволит сформировать тенденцию внутреннего развития малого предпринимательства.


Библиографический список
  1. Аналитические инструменты обоснования и мониторинга эффективности бизнес-моделей компаний малого и среднего бизнеса / В. И. Бариленко, В. В. Бердников, О. Ю. Гавель, Ч. В. Керимова ; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. – Москва : Экономическая газета, 2014. – 307 с.
  2. Кетько Н.В. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России / Н. В. Кетько, Р.Р. Зарафутдинов // Российское предпринимательство.  – 2011.  – № 9.  – С. 23-28
  3. Малое и среднее предпринимательство в России. М.: Росстат. 2014.
  4. Бочарова И.Ю. Корпоративный контроль в условиях перераспределения акционерного капитала //Финансы и кредит. 2005. № 9 (177). С. 48-53.
  5. Горбунов В.Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2014. – 213 с.
  6. Бочарова И.Ю. Вместе весело шагать. Корпоративное управление и рыночное перераспределение акционерной собственности //Российское предпринимательство. 2005. № 3. С. 79-83,  № 4. С. 32-34
  7. Основные экономические показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. – Новосибирск. 2014. [электронный ресурс]: URL: http://novosibstat.gks.ru/
  8. Бочарова И.Ю. Превентивные тенденции государственного инспектирования в социально-трудовой сфере //Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 33. С. 2-5.
  9. Финансовое состояние организаций малого бизнеса Новосибирской области за 2009 – 2013 годы : статистический сборник : / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. – Новосибирск : 2014. – 67 с.


Все статьи автора «kafedra-finp»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: