ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА ГОРОДСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ

Волкова Татьяна Федоровна1, Митрошина Анна Олеговна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, доцент кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера»
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент архитектурного факультета

Аннотация
В статье излагаются и анализируются основные методы и принципы построения пространства улиц, в том числе пешеходных. Анализируются визуальные свойства пешеходных улиц по принципам замкнутости и динамичности, рассматриваются приемы замыкания и локализации линейных пространств, членения пространств для достижения динамичности.

Ключевые слова: визуальные построения, линейные системы, пешеходная улица, приемы замыкания пространства, регулярные и нерегулярные построения композиции., ритмические членения, статичные и динамичные пространства


FUNDAMENTALS OF DISPLAY OF URBAN SPACE PEDESTRIAN STREETS

Volkova Tatyana Fedorovna1, Mitroshina Anna Olegovna2
1Penza state university of architecture and construction, Associate professor of the Department "Design and Art Interior Design"
2Penza state university of architecture and construction, Student faculty of architecture

Abstract
The article describes and analyzes the basic methods and principles of the street space, including pedestrian. Analyzes the visual properties of the pedestrian streets in a closed and dynamic systems. Techniques of fault localization and linear spaces, segmentation of spaces to achieve agility are considered.

Keywords: building a visual, linear systems, Pedestrian street, regular and irregular composition., rhythmic segmentation, static and dynamic space, techniques of circuit space


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Волкова Т.Ф., Митрошина А.О. Основы построения пространства городских пешеходных улиц // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53406 (дата обращения: 18.04.2024).

Функциональная характеристика городской среды в значительной степени зависит от геометрической формы и физических размеров пространства. Напряженность границ пространства воздействует на человека в нем. Так, изменение ширины улицы и её членение по глубине вызывает интерес и стимулирует движение людей в отличии от прямой улицы  с безграничной перспективой.

Открытые городские пространства по конфигурации объединяются в две группы: локальные образования и линейные системы [1]. Улицы, в том числе пешеходные, относятся к линейным системам, восприятие которых при движении вдоль единой оси основано на последовательном сложении фронтальных, объемных и глубинных картин. В организации улицы весьма существенна роль закономерностей пространственного построения площадей, поскольку пространство любой улицы можно составить из нескольких, похожих на площади, локальных образований. Однако улица, в отличии от площади, обладает очень важной градостроительной и психологической характеристикой – динамикой.

Принципы построения локальных объектов открытой городской среды, используемые и для построения пространства улиц:

  • В зависимости от расстояния объекты воспринимаются под разными углами зрения, главными становятся либо детали, либо объект в окружении (панораму).
  • Самым важным условием придания пластичности пространству является пропорциональная связь окружающих зданий («ограждений») с горизонтальной плоскостью («планшетом»)  – отношения расстояния до объекта к высоте здания,  что вызывает впечатление пространственной замкнутости [2, 3].
  • Чувство замкнутости возникает у человека в зависимости от дистанции наблюдения и соответствующих углов зрения на здания, окружающие пространства. Существует градация от полной замкнутости до полного отсутствия замкнутости [4].
  • Не менее актуально разделение пространства на зоны, из которых наилучшим образом зритель видит нижний, либо средний, либо верхний ярус архитектурного объекта. Таким образом, в процессе восприятия фасадов ограждений выделяются три зоны: партерная зона («планшет») – на уровне земли и первого этажа; зона среднего яруса – от второго до пятого этажа; зона верхнего яруса – от пятого этажа и выше [2, 5].

Например, анализ восприятия проспекта Новый Арбат (раннее проспект Калинина) в Москве, показывает, что там существует три зоны, из которых человек по-разному воспринимает характер среды. Находясь в зоне партера, которая расположена вблизи вытянутого фронта двухэтажной застройки магазинов, кафе, человек воспринимает эту зону как торгово-пешеходную улицу. Зона, удаленная от фронта застройки – проезжая часть и пешеходные дорожки – открывает взгляду высотные сооружения второго плана. Для человека, находящегося в этой зоне, проспект приобретает характер широкой транспортной магистрали .

Вместе с этим существует способность глаза, адаптируясь к различным ориентирам пространства, хорошо различать его глубину. В зависимости от нацеленности внимания человек резко видит либо передний, либо средний, либо дальний план пространственной структуры. Этому способствует благоустройство территорий и наполнение пространства элементами оборудования и монументально-декоративного искусства. Наполнение пространства обогащает его функции, формирует композиционные оси, что обеспечивает зрительно полноценный образ открытого пространства.

При восприятии городской среды в движении (пешеходном и транспортном) облик города составляется из последовательного ряда видовых кадров – картин, рассказывающих об объектах и формирующих пространство, воспринимаемое глазом. В зависимости от расстояния до объекта воспринимаемая человеком картина видоизменяется от плоскостного изображения до объемного [6]. Большее удаление от объекта раскрывает глубину воспринимаемого кадра, в котором объем выступает в виде некоторой формы, расположенной в пространственном окружении. Таким образом, картины, воспринимаемые при движении, образуют следующие построения: фронтальные, когда поле зрения «заполнено» плоскостным изображением объекта (параметры: ширина, высота), т.е. зритель находится на расстоянии, равном или меньшем, чем две высоты объекта; объёмные, когда объект воспринимается в перспективе (параметры: длина, ширина, высота) – трехмерно, т.е. зритель находится на расстоянии, втрое превышающем линейные размеры объекта; глубинные, когда объект уходит в глубину картины, образуя «пространственное тело», т.е. зритель удален на расстояние в два-три раза большее, чем высота объекта [1, 2].

Пространство улицы обладает качеством динамичности, «текучести». Расстояние между застройкой трассы движения может колебаться в очень широких пределах – от узкой пешеходной улицы средневекового города или пешеходной улицы современного города до широкой магистрали с многополосным транспортным движением, широкими полосами высокой зелени и развитой пешеходной зоной. В первом случае зритель воспринимает перспективу улицы как единое целое, в какой-то степени визуально замкнутое. Во втором – видимая картина магистрали утрачивает цельность, зрительно делится на несколько частей, отсеков, расположенных параллельно.

Криволинейная трасса в отличие от прямой характеризуется замкнутостью пространства. Замкнутые пространства улиц можно разделить на два вида: статичные и динамичные.

Зрительно статичными линейные пространства воспринимаются, когда архитектурный объём, замыкающий перспективу, расположен перпендикулярно или почти перпендикулярно оси зрения. Если замыкающий объем расположен под некоторым углом к оси зрения, то замкнутое пространство приобретает динамичность: ощущается продолжение движения в сторону поворота замыкающего здания.

 Способов замыкания перспективы улицы два: размещение объёма в конце прямой улицы или её поворот. Существует еще способ локализации пространства: прерывание аркой. Применение этого приема зависит от масштаба линейной системы, поскольку арки свойственны относительно коротким, нешироким, чаще всего пешеходным улицам.

Однако прием замыкания улицы аркой стал применяться, в силу своей эффективности,  и на довольно крупных магистралях для иссечения её на мелкие пространства: на центральных улицах Милана, постановка Триумфальных арок на Елисейских полях в Париже (располагается на площади Звезды, но работает на замыкание всех 8 улиц, сходящихся в этом месте), на Кутузовском проспекте в Москве, стилизованной арки в новом комплексе Дефанс, расположенном на основной оси Парижа.

Объемы в конце прямой улицы (ориентиры) используются на магистралях любого масштаба. Чем выше ориентир, тем большему числу линейных пространств он служит. Перспектива той или иной улицы в состоянии изменить образ центра города. Она ориентирует взгляд и движение в нужном направлении, вызывает эмоции посредством последовательно развивающегося комплекса впечатлений. Благодаря смене ориентиров перспективы каждого участка различны. Вместе с тем посредством зрительного перехода от ориентира к ориентиру достигается пространственная целостность всей улицы или проспекта.

 Таким образом, линейные системы образованы рядом локальных пространств, обладающих условной замкнутостью. Локальное образование, в данном изложении, – это ячейка линейной структуры, сформирована силой тяготения к центральному ядру партера. Организации и закреплению центростремительных сил способствуют доминанты и акценты в ограждениях.

Законы организации линейного пространства близки к принципам формирования глубинной композиции, поэтому просматриваемая часть ограждения не должна быть удалена от наблюдателя больше, чем на три ширины улицы [2, 3]. Эти максимальные габариты фронтального пространства формируют участки цельно воспринимаемого пространства. Полноценная композиционно-художественная структура линейной системы складывается, если её длина составлена участками, обладающими свойствами  фронтальной и глубинной композиции. Между ними могут располагаться нейтральные, незакомпонованные отрезки улицы. Такая ритмичность построения линейных структур является композиционной закономерностью. Реализуется она с помощью разных приёмов:

  • путем пластической проработки ограждений, уходящих от зрителя;
  • симметрией ритмических чередований относительно продольной оси пространства;
  • ритмическим членением партера.

Этот ритмический ряд может быть «мелким» в отличие от «крупного шага» объектов, расположенных и чередующихся в пространстве магистралей. Классическим примером «мелкого ритма» является пластика ограждений улицы зодчего Росси в Санкт-Петербурге. Улица имеет относительно небольшие габариты: протяженность немного больше 200 м, высота зданий 21 м при ширине улицы 21 м; единообразной оформление одним мотивом арок, обрамленных спаренными полуколоннами, поставленными на рустованный цоколь. Это придало пространству улицы особенную цельность, величественность и одновременно соразмерность человеческому масштабу.

Существует две разновидности композиционной организации ритмического построения линейного пространства: регулярная и нерегулярная [1].  Они основаны на закономерностях композиции и проявляются как повторение или чередование элементов либо как подчеркнутое игнорирование этих принципов.

В крупных линейных системах наряду с мелким и крупным ритмом членений появляется разделение улиц и магистралей на отдельные части пространственными разрывами – перекрестками и площадями. Они позволяют создавать длинные линейные пространства (до 3 км), сохраняя при этом средовое единство и своеобразный масштаб уличной застройки (Невский проспект в г. Санкт-Петербурге; проспект Независимости в г. Минске; Крещатик в г. Киеве).

Чем крупнее магистраль, тем прямолинейней продольная ось его пространства. Градостроители со времен реконструкции Рима и Парижа  связывали прямизну с торжественностью главного проспекта столиц, что оказывало влияние на композиционное решение всего города. Однако для исключения монотонности чаще всего используется деформация направления компоновки линейных систем, что достигается путем сдвижки главной оси в районе примыкающей к улице площади или путем перелома оси (изгиба, излома). В этом случае достигается необходимый эффект замкнутости и ощущение направленности пространства.

У линейных систем, в отличие от локальных, существует только им присущий признак – восприятие среды в движении. При этом появляется фактор времени как «четвертого» измерения пространства [1].

На восприятие пространственной среды человек затрачивает время, пространство в его представлении «растягивается» или «сжимается» в зависимости от того, сколько времени тратится на его преодоление. Этот феномен умело использовался архитекторами прошлого для влияния на восприятие пространства. Так, искусственно удлинялся путь, ведущий к святым местам: петлял, затруднялся преодолением уклонов, насыщался разнообразными элементами благоустройства. В результате создавалось впечатление длительности передвижения.

В современных городах приходится решать другую задачу, противоположную по смыслу: громадное пространство должно восприниматься как масштабное человеку. Увеличивая скорость передвижения по улице, можно добиться уменьшения времени восприятия пространства улицы. Задача формирования пространства улицы заключается в том, чтобы композиционное решение застройки соответствовало скорости движения человека.

Разные скорости передвижения связаны с разным временем восприятия, поэтому необходимо разделение зон пешеходного и транспортного движения с точки зрения восприятия застройки. Это значит, что нижний ярус, воспринимаемый пешеходом, должен решаться в мелком масштабе и ритме, а застройка верхнего яруса, предназначенного для наблюдения с движущегося транспорта – крупным ритмом и шагом.

Маршрут зрительного восприятия зависит как от трассы движения человека, так и от движения его глаз и поворотов головы. Восприятие в движении пространства улицы исторически сложившегося города характеризуется перспективой боковых сторон с возможными замыканиями и боковыми раскрытиями. Улица как бы организует зрительное восприятие, хотя направление зрительного кадра неопределенно: человек имеет возможность видеть пространство перед собой, оглянуться назад, увидеть боковые раскрытия улиц. Последовательность зрительных направлений может быть произвольна.

Для пространства с ограниченным обзором, строго определенной трассой движения, которая меняет свое направление характерно резкое, иногда внезапное изменение кадра, а значит, и впечатлений. Например, восприятие исторической улицы, характеризуется частой сменой кадров. Цепочка живописных объемов исторических памятников, то заслоняющих друг друга, то открывающихся для идущего пешехода, перспективы плотно обстроенных ограждений боковых улиц и, наконец, появляющийся в поле зрения главный объем  – все это человек видит на протяжении нескольких сот метров.

Таким образом, пространственное построение пешеходной улицы зависит от высоты ограждающей застройки, конфигурации и соотношения размеров длины, высоты, ширины линейного плана.


Библиографический список
  1. Хасиева С.А. Архитектура городской среды [Текст]: учеб. для вузов /С.А.Хасиева. – М.: Стройиздат, 2001. -200 с.
  2. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории [Текст]/В.Т.Шимко. -  М.: СПЦ-принт, 2003. – 297 с.
  3. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды  [Текст] / В.П.Шимко. – М.: Высшая школа, 1990.
  4. Spreiregin P. The Practice of Urban Design. Some basic Principles. – A.F.A. Journal, 1963, vol. 39, N 6, p. 59.
  5. Ефимов А.В.  и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов [Текст]/ Г.Б.Минервин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов, Н.И.Щепетков, А.А.Гаврилина, Н.К.Кудряшев. – М.: Архитектура-С, 2006. – 504 с.
  6. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия [Текст] / Е.Л.Беляева. – М.: Стройиздат, 1977. – 127 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Волкова Татьяна Федоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация