УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТУДЕНТА-АРХИТЕКТОРА. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Никонова Елена Равильевна1, Никонов Илья Викторович2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», старший преподаватель, кафедра «Градостроительство», занимается научно-педагогическим исследованием социального проектирования как фактора, повышающего качество профессиональной подготовки архитекторов в вузе;
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистрант 1 –го года обучения по направлению 270100.68 «Архитектура», занимается проектно-аналитической работой по проектированию спортивных сооружений для технических видов спорта

Аннотация
Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора – это совокупность блоков научно-педагогических деятельностей преподавателя вуза (целевого, содержательного, результативно-оценочного), нацеленных на выполнение социального заказа потенциального работодателя по подготовке высококвалифицированных кадров для реализации национальных проектов в части владения компетентностью социального проектирования. В данной статье рассмотрен целевой блок модели.

Ключевые слова: деятельностная составляющая., когнитивная составляющая, модель, социальное проектирование, теоретическая модель, ценностно-мотивационная составляющая


THE THEORETICAL MODEL OF FORMATION COMPETENCE BY THE SOCIAL DESIGNING FOR AN ARCHITECTURE STUDENT. THE TARGET BLOCK

Nikonova Elena Ravil’evna1, Nikonov Il’a Viktorovich2
1Penza State University of Architecture and Construction, Senior Lecturer of the Department “City Construction, present engaged in scientific and pedagogical study of social planning as a factor that improves the quality of professional training of architects at the University.
2Penza State University of Architecture and Construction, the student of the 1st year of study of "Architecture" (270100.68), engaged in the design and analytical work on the design of sports facilities for technical sports.

Abstract
The theoretical model of formation of competence by social designing for an architecture student is a set of blocks of the research and teaching activities of University teachers (target, content, scoring and evaluation) aimed at fulfilling the social order potential employer in training highly qualified personnel for the implementation of national projects in terms of ownership competence of social planning. This article describes the target block of the model.

Keywords: a cognitive component, a motivational component, active component., social design, theoretical model


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р., Никонов И.В. Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора. Целевой блок // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53182 (дата обращения: 02.06.2017).

Проблеме педагогического моделирования посвящены исследования С.Я. Батышева [1], В.С. Безруковой [2], Э.Н. Гусинского [3], Э.Ф. Зеера [4], В.М.Монахова [5], В.А. Сластенина [6], Е.А.Ямбурга [7] и др.

Изучение этих работ показало, что существует достаточно большая группа различных определений термина «модель». Из всего достаточно большого множества различных определений выделим ряд наиболее распространенных:

–                  искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта

–                  мысленный или условный образ, аналог к.-л. объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты.

–                  формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений.

–                  символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Воспроизведение предмета в уменьшенном виде [8,9,10].

Позволим себе вывести авторское определение теоретической модели формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора – это совокупность блоков научно-педагогических деятельностей преподавателя вуза (целевого, содержательного, результативно-оценочного), нацеленных на выполнение социального заказа потенциального работодателя по подготовке высококвалифицированных кадров для реализации национальных проектов в части владения компетентностью социального проектирования (Рис. 1).

Целью реализации нашей модели выступает организация процесса формирования компетентности социального проектирования как фактора качественной профессиональной подготовки архитекторов в вузе на основе квалификационных требований потенциального работодателя.

Для вычленения главных задач нашей модели мы основывались на следующих методах исследования поставленной цели – анализа, синтеза, индукции, дедукции.

Нам удалось синтезировать три основных задачи: ценностно-мотивационную, когнитивную и деятельностную, которые, на наш взгляд, достаточно отражают содержание предложенной компетентности социального проектирования.

При обосновании ценностно-мотивационной задачи в нашей теоретической модели нами анализировались работы различных российских и зарубежных авторов. Каждый из них рассматривал мотивацию как сложную многокомпонентную систему, имеющую свою структуру и иерархию.

А.Г. Маслоу выделил виды потребностей, а элементы ценностно-мотивационной задачи – мотивации – американский психолог классифицировал по принципу относительного приоритета актуализации мотивов. [11].

Е.С. Соколова в ряде своих исследований обосновала мотивы к деятельности.  Она полагает, что мотивы меняются в зависимости от изменений в обществе: исторических, демографических, социальных, экономических и т.д. От мотивов напрямую зависят цели [12].

Л.И. Божович, исследователь закономерностей формирования личности в области социологии, указывает на то, что каждая личность имеет структуру, а главным системообразующим признаком этой структуры является «внутренняя позиция личности», при условии, что доминируют некоторые мотивы деятельности, они же и выявляют целостность, целенаправленность и всю дальнейшую жизнь личности [13].

Однако, социолог В.А Ядов в своем труде «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» (1979) полагает, что «существует общая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности» и считает, что «направленность, как и социальные установки, обладает свойствами когнитивного, эмоционального и поведенческого характера» [14].

Г.В.Черняева в своих научных исследованиях утверждает, что интерес к социальной мотивации сегодня возрос «не только у российских исследователей, но и у «практических» политиков, профессиональных менеджеров, педагогов и практикующих психологов[15].

Сарджвеладзе Н.И. утверждает, что вопросы адресуются «почему» и «зачем» деятельности индивида, чтобы выяснить, какие силы движут активностью человека и каковы мотивационные основы этой активности. Речь идет о мотивационном взаимодействии личности с обществом[16].

Э.С. Чугунова выясняла, как связаны между собой творческая активность инженеров и профессиональная мотивация [17,18,19,20].

Она полагает, что профессиональная мотивация стимулирует потенциальные возможности человека, полноту и интенсивность его вклада в прогрессивное развитие жизни общества, пассивность или активность субъекта в профессиональной деятельности, намечает своеобразную «векторность» формирования у личности социально-психологических установок, определяет развитие специалиста в профессиональной деятельности, его творческую активность и формы ее проявления.

По мнению Бордовской Н. и Реан А. мотивация, как ведущий фактор становления ценностно-мотивационного отношения будущих специалистов к своей профессии, ее поведения и деятельности, представляет исключительный интерес. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с личностью без учета особенностей ее мотивации [21].

Таким образом, в результате нашего анализа возникает потребность сделать следующие выводы обоснованности постановки мотивационно-ценностной задачи в нашей модели:

  1. Мотивы к продуктивной профессиональной деятельности проявляются в контактах с другими людьми, осмыслении себя и своего возможного интеллектуального роста и социальной сопричастности, освоении основных социологических понятий, в активной деятельности на благо общества [22,23,24].
  2. Мотивы меняются от происходящих изменений в обществе, в том числе и от социальных изменений.
  3. Социальные мотивы связанны с общественной жизнью, социаль-нозначимыми категориями (труд, страна, народ и др.).
  4. Мотивом к освоению социального проектирования являются потребности человека в признании (человек желает и стремится что-то совершить, чего-либо достичь; человек хочет заслужить уважение окружающих). Удовлетворенная потребность дает человеку возможность адекватно жить и трудиться, зная, что он полезен и необходим социуму [24].
  5. Мотивация к социальному проектированию в профессиональной деятельности – возможность получения какого-либо общественно значимого продукта, результата.

Устойчивые познавательные интересы определяют мотивацию будущих архитекторов не только к тому, чтобы преодолевая препятствия, затрачивать усилия там, где это необходимо, но и к тому, чтобы стремиться преодолевать трудности интеллектуального и творческого характера, браться за сложное новое дело, требующее инновационного подхода [25]. В этом плане важнейшей задачей является когнитивное наполнение компетентности социального проектирования через соответствующий педагогический подход.

Когнитивный подход ориентирует на формирование обязательных знаний о реализуемых в Российской Федерации приоритетных национальных проектах, которые являются социальными, и об основах социального проектирования с учетом особенностей обучения на архитектурном факультете.

В педагогических исследованиях когнитивная задача представляет собой совокупность методов профессиональной подготовки, учитывающими когнитивные аспекты, которые позволяют анализировать процессы восприятия, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный подход в педагогике акцентирует внимание на «знаниях», вернее на процессе их получения, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний [26].

Роль когнитивной задачи в нашей модели – формирование у архитекторов целостной системы знаний о социальном развитии нашей страны, о реализуемых в Российской Федерации приоритетных национальных проектах, об основах социального проектирования, позволяющей эффективно, качественно и целенаправленно подготовить их к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе.

Когнитивная задача в нашем исследовании делится на две подзадачи:

  1. Знания о приоритетных национальных проектах Российской Федерации.
  2. Знания об основах социального проектирования.

Для того, чтобы архитекторам научиться разрабатывать свои собственные социальные проекты, им необходимо получить знания основ социального проектирования. В требованиях ФГОС ВПО 3 поколения к уровню подготовки архитектора написано, что специалист-архитектор должен быть знаком с основными знаниями в области гуманитарных и социально-экономических наук и их методами, этическими и правовыми нормами, необходимыми для анализа и решения социальных, экономических и других общественно значимых задач профессиональной деятельности.

В «Требованиях к уровню подготовки архитектора» в разделе «Общие требования к образованности архитектора» указано, что выпускник специальности «Архитектура» «знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов».

Таким образом, когнитивная задача имеет достаточно важную роль и подчинена общей цели формирования компетентности социального проектирования.

Деятельностный подход в постановке задач формирования компетентности социального проектирования является ориентацией на деятельностное освоение профессии архитектора через проектное творчество (выполнение авторского социального проекта). Основная идея деятельностного подхода при освоении архитекторами социального проектирования в вузе связана:

  • с социальной деятельностью, выражающейся в социальном проектировании;
  • с профессиональной деятельностью − архитектурным проектированием, как средством становления и развития субъектности студентов, связанным с созданием проекта здания социального назначения, социальной рекламой, социальной дизайнерской разработкой.

При решении данной задачи очень важно научить студента-архитектора последовательности действий при разработке социального проекта. Она заключается в следующем:

  1. Исследование социальных проблем общества, которые являются насущными, но государством пока не решаются.
  2. Определение идеи проекта, темы и концепции.
  3. Выявление актуальности проекта, его цели, задач, содержания предполагаемой деятельности.
  4. Правовое, экономическое, организационное обоснование.
  5. Архитектурная концепция здания в рамках социального проекта.
  6. Ожидаемые результаты от его осуществления.

При этом важно учитывать цель социального проекта, которая должна отвечать следующим требованиям:

-                   быть достижимой в рамках данного проекта;

-                   сформулирована как безусловная;

-                   предусматривать итоговый результат.

Обоснование социального проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом и организационном отношениях.

Иными словами, деятельностная задача предусматривает развитие у будущих архитекторов способностей направлять свою деятельность на творческую часть социального проекта. Для будущих архитекторов – это либо проектирование здания или сооружения для придуманного и разработанного ими социального проекта, либо социально направленная реклама, либо архитектурно-дизайнерские разработки по улучшению городской среды и т.п. То есть студент архитектурного факультета должен не только разработать текстовую часть социального проекта, но и предложить свое профессиональное участие в реализации предложенного им проекта, т.е. свою проектную идею или концепцию (в нашем случае на уровне клаузуры) [27].

Итак, целевой блок нашей теоретической модели формирования компетентности социального проектирования на основании ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного подходов раскрывает сущность педагогической деятельности в высшем архитектурном образовании, способствующей обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми методами педагогического взаимодействия. Это делает процесс освоения социального проектирования архитекторами в вузе более интенсивным и эмоционально окрашенным. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок педагога и студентов содействует формированию творческой, насыщенной чувством сопричастности к судьбе отечества и высокой нравственностью атмосферы на занятиях, связанных с освоением основ социального проектирования, раскрытию и развитию индивидуальности каждого студента с целью его дальнейшей самоактуализации и самореализации [28].

Каждый из этих подходов реализуется через конкретную задачу и комплекс соответствующих методов и приемов воздействия на процесс освоения архитекторами социального проектирования в вузе, которые опираются на учебно-методический комплекс дисциплины «Реализация национальных проектов РФ», выступающий базовой основой для качественного формирования предмета нашего исследования [29]. В нашей модели процесс формирования такого УМКД, организация целостного педагогического процесса с учетом организационно-педагогических условий, форм и методов обучения студентов-архитекторов представлены в ее содержательном блоке. Это будет отражено в следующей статье.


Библиографический список
  1. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]/С.Я.Бытышев//–М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
  2. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пос. [Текст]/ В.С.Безрукова// –Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  3. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода [Текст]/ Э.Н. Гусинский// – М.: Школа, 1994. – 184 с
  4. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э.. Основы личностно ориентированного образования [Текст]/ Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк // Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. – 51 с
  5. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований [Текст]/В.М. Монахов// Школьные технологии. –2001. – №5. –С.75–89.
  6. Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; Под ред. В.А. Сластенина. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин //– М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
  7. Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) [Текст]/ Е.А. Ямбург // М.: Новая школа, 1996. – 352.
  8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип [Текст]/ С. И. Ожегов// –М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
  9. Словарь иностранных слов 6 изд., М., 1964
  10. Словарь по социальной педагогике [Текст]/Л.В. Мардахаев // Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.
  11. Маслоу, А.. Мотивация и личность[Текст]/А. Маслоу// 3-е изд. СПб. : Питер, 2003. 351 с.
  12. Соколова Е.С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи. [Текст] / Е.С. Соколова// Электронный журнал “Знание. Понимание. Уме-ние”//.№2.2008. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/formirovanie-doveriya-molodezhi-k-gosudarstvu#ixzz3I1C7zBIJ Обращение 04.11.2014.
  13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И.Божович//– М., 1968. С.15.
  14. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. [Текст]/ В.А. Ядов// Л.: Наука, 1979. 264 с.
  15. Черняева, Г.В. К вопросу о мотивации социальной активности личности [Текст] / Г.В.Черняева//Полигнозис,2(14),2001
  16. Сарджвеладзе,Н.И.Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н.И. Сарджвеладзе// Учебное пособие. – СПб.: Тбилиси: “Мецниереба”, 1989 .
  17. Чугунова, Э.С. Изучение социально-психологических установок сотрудников НИИ и КБ с целью профессионального прогнозирования [Текст] / Э.С. Чугунова// Социальное прогнозирование в науке. М., 1983. С. 85
  18. Чугунова, Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров [Текст] / Э.С. Чугунова // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. С. 115.
  19. Чугунова, Э. С. Социально-психологические характеристики научных сотрудников НИИ и КБ [Текст] / Э.С. Чугунова // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып.7. М.— Л., 1979. С. 283—288.
  20. Чугунова, Э.С. Социально-психологические характеристики творческой активности инженеров НИИ и КБ [Текст] / Э.С. Чугунова // Научный сотрудник и научный коллектив как объекты социологического исследования. М., 1982. С. 127—141.
  21. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст]/Н.В. Бордовская// –СПб: Издательство ” Питер”, (Серия “Учебник нового века”), 2000. 304 с.
  22. Вебер,М.О. Избранные произведения: Основные социологические понятия [Текст]/ М.О. Вебер// Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. – М., 1990. С.602-643.
  23. Вебер,М.О некоторых категориях понимающей социологии [Текст]/ М.О. Вебер// Западноевропейская социология ХIХ – начала ХХ веков. – М., 1996. – С. 491-507.
  24. Жубаркин, С.В. Диссертация «Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоционально-мотивационной направленности», Иваново, 2006, 213 c. Электронный каталог диссертаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.dissland.com. Обращение 16.09.14.
  25. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст]/ Сост. Е.С. Рапацевич – М.: «Соврем.слово», 2005. – 720 с.
  26. http://socioline/ru/_seminar/library/plotinsky/plot_131.php [Электронный ресурс] Обращение 12.09.11.
  27. Пилипчевская, Н.В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика [Текст]/ Н.В. Пилипчевская// Вестн. Томского гос. пед. ун-та. –2008. –№ 2. – С. 15-19.
  28. Никонова, Е.Р. Подготовка будущих архитекторов к активной социальной деятельности средствами социального проектирования [Текст]/Е.Р. Никонова// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, №4 (перечень ВАК) , 2011, с. 38-41.
  29. Никонова, Е.Р. Авторские социальные проекты как средство формирования готовности будущих архитекторов к активной социальной позиции[Текст]/Е.Р. Никонова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал: Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика», №4 том 17 (перечень ВАК), 2011– С. 157-160.


Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: