УДК 004.45

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩЕГО ПО

Евсеева Юлия Игоревна1, Жеребцов Никита Александрович2
1Пензенский государственный университет, аспирант кафедры «Системы автоматизированного проектирования»
2Пензенский государственный университет, студент кафедры «Системы автоматизированного проектирования

Аннотация
В данной статье приведено описание основных тенденций развития современного рынка программного обеспечения, а также их влияние на современные обучающие программы. Определены основные потребности рынка обучающего программного обеспечения.

Ключевые слова: обучающее программное обеспечение


CURRENT STATUS AND NEEDS OF THE LEARNING SOFTWARE FIELD

Evseeva Yulia Igorevna1, Jerebcov Nikita Aleksandrovich2
1Penza State University, Postgraduate student of the CAD Department
2Penza State University, student of the CAD Department

Abstract
This article describes the basic trends of the modern market of software, as well as their influence on modern leatning programs. The basic needs of the market of educational software is described.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евсеева Ю.И., Жеребцов Н.А. Современное состояние и потребности сферы обучающего ПО // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/52812 (дата обращения: 28.09.2017).

Обучающее программное обеспечение – разновидность программного обеспечения, основная цель которого состоит в организации процессов обучения или самообучения.

История обучающих программ берет свое начало в 40-х годах 20-го века, когда американские исследователи разработали первые летные тренажеры, работающие на базе аналоговых компьютеров. В дальнейшем происходило интенсивное развитие сферы обучающего программного обеспечения: в конце 60-х в высших учебных заведениях некоторых штатов США появились первые терминалы, предназначенные для запуска обучающих программ; появление персонального компьютера Atari в 70-х  позволило использовать обучающие программы школам и частным лицам; в начале 80-х широкая доступность таких персональных компьютеров, как Apple II, Commodore PET, Commodore VIC-20 и Commodore 64, способствовала созданию большого числа компаний, специализирующихся на образовательном программном обеспечении. В 90-е годы отрасль разработки обучающих программ активно развивалась: обучающее программное обеспечение все чаще стало использовать мультимедийные средства и возможности глобальной сети Интернет; появились первые обучающие игры.

В настоящие дни сфера обучающего программного обеспечения продолжает развиваться. Сегодня рынок образовательного программного обеспечения представлен такими его разновидностями, как электронные учебные курсы, интерактивные школьные доски, системы проверки и оценки знаний (в частности, системы тестирования), интерактивные справочные системы, обучающие системы на основе собственного аппаратного обеспечения, различные веб-ориентированные системы и системы e-learning, виртуальные тренажеры, обучающие компьютерные игры, специальные обучающие операционные системы, обучающие программы на основе мобильных технологий, площадки для дистанционного обучения, интеллектуальные и адаптивные обучающие системы и т.д.

Многие из существующих на сегодняшний день представителей обучающего программного обеспечения так или иначе учитывают или используют технологические реалии настоящего времени. Так, стремительно развивающийся рынок мобильных устройств способствует появлению обучающего программного обеспечения, ориентированного на использование на мобильных платформ. Мобильные образовательные технологии тесно связаны с электронным обучением и реализовывают некоторые механизмы его поддержки, например: обеспечение доступа к образовательному контенту; организация распределенной коммуникации для осуществления совместной учебной деятельности; возможность задействования встроенных сенсоров и датчиков для сбора экспериментальной информации об окружающем мире(освещенность, температура, давление и т.д.); возможность использования мобильного устройства в качестве персональной медиатеки учебных материалов; возможность задействования средств дополненной реальности и т.д.

В настоящее время класс мобильных обучающих программ наиболее широко представлен лексическими тренажерами [] и различными приложениями, использующими в процессе обучения средства дополненной реальности []. Также можно выделить отдельное направление в области электронного обучения (E-Learning ), называемое мобильным электронным обучением (M-Learning ).

Немаловажным фактором в развитии всех видов программного обеспечения, включая обучающее программное обеспечение, является и прогресс в сфере инфокоммуникаций. Различные средства дистанционного и электронного обучения используют возможности электронного информационного обмена, что позволяет обучаемым, несмотря на географическую разобщенность, получать качественное образование. Любопытным направлением является также возможность интеграции обучающего программного обеспечения с существующими социальными сетями – подобный подход позволяет использовать в процессе обучения как средства информационного обмена, так и современные графические возможности, а также игровые элементы в обучении. Подобный механизм отчасти реализован в зарубежных социальных сетях (например, Facebook ).

Популярность игровых форм социального общения (в частности, онлайн-игр) дает определенный толчок к развитию обучающих средств, использующих в процессе обучения сетевое взаимодействие. Многие обучающие онлайн-игры и интеллектуальные обучающие системы  включают в себя средства онлайн-взаимодействия. Такой способ организации обучения способен поднять интерес обучаемых к получению знаний, повышает наглядность и легкость усвоения материала.

Стремление к визуальности, интерес к виртуальным мирам и дополненной реальности определяют все больший упор в развитии некоторых типов обучающих программ (например, виртуальных тренажеров) на усовершенствование методов работы с компьютерной графикой. Элементы дополненной реальности нашли широкое применение в сфере образования, многие мобильные обучающие приложения  используют их. Упор на графическую составляющую особенно важен в сфере различных медицинских и технических тренажеров, так как качественное обучение в данном случае невозможно без качественной визуализации объектов-имитаторов; немалое преимущество такой подход может обеспечить и в области обучающих игр.

Немаловажным также является то, какие технологии лежат в разработке современного обучающего программного обеспечения. Немалую пользу может принести использование т.н. бережливой стратегии разработки программного обеспечения. Данная стратегия базируется на принципах бережливого производства и позволяет не только решить проблемы разработки программного обеспечения (в том числе проблемы качества), но и внедрить принципы постоянного совершенствования в процесс разработки.

Другой полезный (и в настоящее время почти всегда необходимый) подход в проектировании программного обеспечения – методология повторного использования кода. Данная методология является основной при решении вопросов, связанных с сокращением трудозатрат при разработке сложных систем. За счет использования данного подхода возможно построение максимально модульных систем, что полезно в современном электронном обучении, так как нередко приходится работать с большими объемами информации.

Необходимость работы с большими объемами разнородной информации в современном мире приводит также к развитию клиент-серверных и сервис-ориентированных систем. Многие из современных обучающих систем (например, системы тестирования) имеют клиент-серверную архитектуру. Сервис-ориентированная архитектура представляет собой модульный подход к разработке ПО, основанный на использовании распределенных, слабосвязанных и взаимозаменяемых компонентов, использующий стандартизированный интерфейс, что позволяет инкапсулировать детали реализации от остальных компонентов, способствует управляемости и масштабируемости систем, построенных на основе такой архитектуры. Системы на основе сервис-ориентированной архитектуры получают в последнее время все большее распространение, и к их числу можно отнести, например, системы M-Learning.

И, наконец, одним из наиболее перспективных направлений в разработке обучающего программного обеспечения на сегодняшний день можно считать развитие интеллектуальности подобных программ, их адаптивности и способности к самообучению. За счет применения таких систем в образовательном процессе возможно комбинированное использование как преимуществ компьютеризированного обучения (сокращение временных и трудовых затрат, использование виртуальных лабораторных установок вместо реальных), так и индивидуализированного подхода к обучаемого, учета его личных качеств. Системы, обладающие свойствами интеллектуальности, адаптивности и способности к самообучению, относятся к классу интеллектуальных обучающих систем (intelligent tutoring system).

Отдельное направление в развитии обучающих программных средств представляют собой средства автоматизированного проектирования обучающего ПО. Среди них выделяют инструменты для создания интеллектуальных обучающих систем (Intellegent Tutoring Systems Authoring Tools), средства проектирования виртуальных тренажеров и средства создания обучающих игр. Косвенно к данным инструментам можно отнести и другие программные продукты, способные поддерживать автоматизированную разработку обучающего ПО. Основное преимущество использования подобных систем очевидно – возможность экономной по времени и затрат на привлечение стороннего персонала разработки обучающего ПО, достигаемая за счет понижения порога вхождения таких систем, грамотного подхода к повторному использованию кода (выделение наиболее часто употребляемых и доступных пониманию среднестатистического человека абстракций), организации универсального подхода к построению обучающих программ определенных типов.

Все перечисленные тенденции в развитии обучающего ПО с течением времени все больше сближаются между собой, о чем говорит тот факт, что в современном мире один обучающий программный продукт нередко реализует в себе сразу несколько перечисленных подходов и технологий. Интеллектуальные обучающие системы используют инфокомунникационные технологии и игровые элементы, тренажеры и мобильные технологии все чаще прибегают к методам дополненной реальности и т.д. Все большее развитие получает направление автоматизированного проектирования обучающего ПО, что находит отражение в последних работах.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время наибольшую актуальность в сфере создания обучающего ПО приобретают вопросы, связанные с созданием программных средств, сочетающих в себе преимущества наиболее перспективных из перечисленных в данной статье тенденций. Направление же развития систем автоматизированного проектирования компьютерных обучающих программ в настоящее время наименее развито и нуждается в разработке и привнесении новых методов.


Библиографический список
  1. Иванченко Д.А. Управление мобильными технологиями в информационном пространстве современного вуза // Высшее образование в России. – 2014. – №7. – С. 93-100.
  2. Digital Cityscapes: merging digital and urban playspaces. — New York: Peter Lang Publishing, Inc, 2009.
  3. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования.


Все статьи автора «Shymoda@mail.ru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: