ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕГМЕНТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Лапшина Зоя Владимировна1, Прахт Кристина Сергеевна1
1Алтайский Государственный Университет, Магистрант 1-го курса. Направление Менеджмент. Стратегическое управление (Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем. Кафедра менеджмента)

Аннотация
Данная статья затрагивает ключевые особенности формирования сегментной отчетности предприятия. В работе рассмотрены ключевые принципы формирования сегментной отчетности. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт формирования сегментной отчетности организации, выделены отличительные и подходы к формированию сегментной отчетности. Даны рекомендации по совершенствованию составления сегментной отчетности на предприятиях Российской Федерации.

Ключевые слова: Бухгалтерская отчетность, географический сегменты, международные стандарты бухгалтерской отчетности, операционный сегмент, организация, отчет., сегментирование, сегментная отчетность, финансовая отчетность


FEATURES OF FORMATION OF SEGMENT REPORTING

Lapshina Zoya Vladimirovna1, Praht Kristina Sergeevna1
1Altai State University, Master of 1st year. Destination Management. strategic Management, (International Institute of Economics, Management and Information Systems. Department of Management)

Abstract
This article addresses key features of formation of segment reporting enterprise. The paper discusses the key principles of segment reporting. Considered domestic and foreign experience of forming segment reporting organization are highlighted and distinctive approaches to the formation of segment reporting. Recommendations to improve the preparation of segment reporting in the enterprises of the Russian Federation.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лапшина З.В., Прахт К.С. Особенности формирования сегментной отчетности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/51030 (дата обращения: 18.04.2024).

В связи с тем, что рынок сбыта товаров развивается, продажа и производство всевозможных видов товаров (услуг, работ), которые являются результатом деятельности компании, может происходить на различных географических территориях. Осуществляемая в различных регионах деятельность, так же как и обычная деятельность, может быть связана с разнообразными рисками и прибылями. Компании производят диверсификацию бизнеса в целях оптимизации показателей соотношения рисков и доходности. Поэтому для лучшей оценки рентабельности и риска такого бизнеса используется сегментная отчетность.

Актуальность данной работы состоит в том, что при подготовке финансовых отчетов существует необходимость помимо прочих данных, сформировывать акцессорную информацию в отраслевом разрезе, учитывая при этом географического нахождения рынков сбыта. Такую информацию не всегда можно получить из бухгалтерской отчетности.

У многих предприятий деятельность может носить многопрофильный характер. Они могут производить товары и оказывать услуги широкого ассортимента или осуществлять свою деятельность в разных регионах страны, которые имеют разные потенциал для роста объемов продаж, имеют отличный уровень рентабельности и уровень коммерческих рисков. [1, с. 48-56].

Иногда пользователю финансовой отчетности бывает сложно дать адекватную оценку деятельности, основываясь лишь на данных финансовой консолидированной отчетности. Поэтому им необходима разрозненная информация о продаже и производстве разных видов товаров, а также о деятельности компании, проводимой в различных регионах страны.

Такая информация содержится в сегментной отчетности. Она дает возможность сопоставить представленные данные компании с показателями других предприятий, повысить степень удовлетворенности в информации о рисках и выгодах, которые связаны с хозяйственной деятельностью и территориальным положением компании.

В связи с тем, что сегмент – это часть чего-либо, выделение различных сегментов сводится к условному разделению всей хозяйственно-экономической деятельности организации на части (сегменты) [2, с. 264]. Из этого следует, что сегмент – представляет собой часть деятельности предприятия, которое существует  в заранее определенных экономических условиях, сводная информация о котором подлежит раскрытию, т. е. предъявлению установленного законодательством перечня показателей в бухгалтерской отчетности. Этими частями (сегментами) являются сведения о продаже и производстве товаров, услуг, работ и данные свидетельствующие о продажах товаров одного вида в разных регионах страны и т.д.

Информация, которая содержится в сегментной отчетности, представляет собой основу для проведения финансового анализа, имея существенное значение, необходимое для принятия управленческих решений[3, с. 425].Раскрытие сведений сегментной отчетности, ставит своей целью удовлетворение в большей степени интересов внешних пользователей (партнеров по бизнесу, инвесторов, контролирующих органов и др.). Внешние пользователи на основе представленных данных смогут более точно проанализировать деятельность организации за несколько лет и сравнить результаты показателей производства одинаковых видов продукции  у разных предприятий. А менеджмент организации получает возможность сравнить результаты деятельности организации с результатами деятельности конкурентов.

Составление сегментной отчетности регулируются ПБУ 12/2010 “Информация по сегментам” (от 08.11.2010 года №143) и МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» В данных нормативных документах содержатся лишь общие принципы формирования сегментарной информации. Также там содержатся правила оформления и представления в бух. отчетности информации о сегментах, отражающей отраслевую специфику деятельности предприятия. Обязательство представление информации по сегментам наложено на публичные организаций, являющиеся эмитентами ценных бумаг, размещающихся публично, остальные субъекты хозяйствования могут вести сегментную отчетность по своему желанию.

Предприятия самостоятельно производит установление перечня сегментов, руководствуясь своей организационной и управленческой структуры [4, с. 220].

Наиболее часто выделяют 2 вида сегментов:

-     операционный сегмент – представляет собой ту часть деятельности предприятия направленную на производство определенного товара (работ, услуг) или однородных товарных групп (работ, услуг), которые подвергаются рискам и приносят прибыль организации, при этом они отличны от рисков и прибылей по другим разновидностям товаров (работ, услуг) или другим однородным группам. Для объединения товаров в одну группу, необходимо их сходство по: процессу их производства; методам продажи; назначению товаров; потребителям и т.п.

-          географический (территориальный) сегмент – часть деятельности предприятия по производству товаров (услуг) в определенном регионе страны, которые подвергаются рискам и приносят прибыль организации, при этом они отличны от рисков и прибылей получаемых на других территориях.

Так же при выделении сегментов во внимание нужно принимать систему показателей внутренней отчетности предприятия, являющихся основой принятия решений менеджментом. По большей части, именно управленческая и организационная структура предприятия, а также система показателей внутренней отчетности отображают ключевые источники рисков и формирования прибылей. В то же время важно учитывать общие экономические, кредитные, политические, валютные, ценовые риски, которым деятельность предприятия может быть также подвержена. При этом оценивание рисков не подразумевает точное количественное измерение.

Принципы раскрытие информации по сегментам

 Не каждый операционный и территориальный сегмент отражается в бухгалтерской отчетности. К отчетными сегментами относят те сегменты, информация по которым указывается в годовой бухгалтерской отчетности. Отчетный сегмент, как правило, имеет значительную величину выручки от продажи товара (услуги) внешним покупателям.

Процесс аккумулирования сегментной информации складывается из двух основных этапов. Первый – это выделение сегментов удовлетворяющих критериям установленным ПБУ 12/2010. Второй – это выделение сегментов, информация по которым раскрывается организацией исходя из ее управленческой и организационной структуры [5].

Отчетным следует, считать сегмент, основная величина выручки которого была получена от продажи услуг (товаров, работ) внешним покупателям. При этом должно выполняться, по крайней мере, одно из следующих условий:

1. Выручка от продаж услуг (товаров, работ) сегмента, должна составлять не менее 10 процентов суммарной выручки всех сегментов;

2. Величина абсолютной прибыли или убытка организации от хозяйственно-экономической деятельности сегмента должна составлять не менее 10 процентов, от: суммарной прибыли всех сегментов организации, которые не были в убытке, либо суммарного убытка всех сегментов организации, которые были в убытке.

3. Активы сегмента должны составлять не менее 10 процентов от суммы всех активов предприятия.

В бухгалтерской отчетности организации, выручка, приходящаяся на отчетные сегменты, должна составлять, минимум, 75 процентов от суммы всей выручки предприятия. Если этого не происходит, то следует выявить дополнительные отчетные сегменты в структуре организации, учитывая при этом интересы внешних пользователей отчетности.

Если у организации есть несколько операционных сегментов со схожими экономическими характеристиками, их можно объединить в один отчётный сегмент. Это можно сделать при условии, если они схожи по большинству параметров.

Но, несмотря на самостоятельность организации при принятии решения о количестве раскрываемых отчётных сегментов, необходимо учитывать два условия: количество сегментов должно быть таковым, чтобы на них пришлось как минимум 75 процентов от выручки предприятия; максимальное количество сегментов не должно превышать десяти, поскольку раскрытие большего количества может быть неразумно.

Обязательному отображению подлежит информация о выручке (доходах) сегмента, финансовом результате сегмента, расходах сегмента, активах и пассивах сегмента.

Информации о выручке отчетного сегмента составляется основываясь на доходах от внешних покупателей предприятий и от операций производимых с другими сегментами. К доходами не относятся дивиденды, проценты и доходы от финансовых вложений, за исключением, если они являются предметом деятельности отчетного сегмента;

К расходам отчетного сегмента следует отнести расходы на производство определенных видов товаров и расходы на производство товаров в конкретном регионе страны и часть общих расходов предприятия, пришедшихся на сегмент. К расходам сегмента не относят расходы связанные с продажей финансовых вложений, процентные доходы, налог на прибыль и прочие расходы, относящиеся к предприятию в целом.

Финансовый результат сегмента – это разница между доходами сегмента и расходами сегмента.

Активы отчетного сегмента – представляют собой активы, которые используют для производства определенных работ (товаров, услуг) или для производства работ (товаров, услуг) в определенном территориальном регионе.

Обязательства, возникшие во время производства и продаже работ (товаров, услуг) в определенном территориальном регионе, являются обязательствами отчетного сегмента [6].

Сводная информация о выручке, активах и обязательствах, финансовом результате сегментов может быть отличной от данных в отчетности предприятия. Основные различия заключаются в тех операциях, которые не могут быть отнесены к одному сегменту, и относятся к нескольким с помощью обоснованного распределения.

 Политика учета информации по сегментам

 Информация относящаяся к отчетному сегменту формируется на основании положений учетной политики организации. В процессе выделении информации по отчетным сегментам к сведению следует принимать общие экономические, кредитные, валютные, ценовые, кредитные риски, которым подвергается деятельность данного предприятия, и которые не предполагают точного количественного выражения [7, с. 649].

В российских стандартах бухгалтерской отчетности, информация касающаяся сегментов, освещена не так развернуто, как в международных. Но при этом, применение приемов учетной политики организации в отношении сегментной отчетности, может оказывать существенное воздействие на принятие финансовых решений, пользователей отчетности. На основе этого следует произвести анализ международных стандартов, которые связаны с сегментной отчетностью [8, с. 726].

Вследствие того, что основная цель предоставления информации по сегментам сводится к помощи пользователям финансовой отчетности в понимании деятельности организации и принятия наиболее обдуманных решений о предприятии в целом, международные стандарты отчетности требует применения выбранной учетной политики предприятия, которая касается информации по сегментам.

Раскрытие дополнительной информации по отчетным сегментам, которая отличается от информации, которая подготавливается на основе общепринятой учетной политике, может осуществляться при наличии следующих условий:

а) если предоставленная информация  генеральному директору и внутренним пользователям необходима для принятия решений, связанных с распределением ресурсов предприятия по сегментам и с оценкой финансовых результатов каждого сегмента;

б) если размер дополнительной информации отчетливо описан и раскрыт.

Таким образом, информация о сегментах, составленная по международным стандартам финансовой отчетности,  содержит  подробные пояснения, которые наилучшим образом представляют цифровую информацию. Вследствие этого любую информацию, которая может положительно отразиться на принятии экономических решений  внешними пользователями, желательно раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности.


Библиографический список
  1. Камысовская С.В., Захарова Т.В. Сегментарная отчетность: порядок формирования и анализ показателей // Международный бухгалтерский учет. – 2012 №11 (209)
  2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под. ред. проф. В. Д. Новодворского – М.: ИНФРА – М, 2010.
  3. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчётности: Учебник. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.
  4. Заббаров О.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: учебное пособие по специальности “Бухгалт. учет, анализ и аудит”. — М.: Эксмо, 2009.
  5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) Приказ Минфина РФ от 8.11.2010 №143н. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107913/#p33О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 №160н. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147016/
  6. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 №160н. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147016/
  7. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. — 14-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013.
  8. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: Учебник, 3-е изд., изм. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «lapshina.zoia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация