УДК 2964

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У TAX FREE В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Колочун Анастасия Юрьевна
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Аннотация
Tax free представляет собой систему возврата суммы налога на добавленную стоимость (НДС) на покупки, осуществленные нерезидентами, при условии нахождения на территории страны не более 90 дней. Данная система распространена в странах Евросоюза и направлена на стимулирование экспорта. Что касается России, то вопрос введения Tax free поднимался ни один раз и до сих пор не нашел отражения в сознании россиян, несмотря на то, что сами русские являются самыми частыми участниками сделки возврата НДС. О том, каковы перспективы Tax free в России можно судить исходя из туристического потока в страну, характеристики экспорта и особенностей туризма в России.

Ключевые слова: НДС, система возврата суммы налога на добавленную стоимость


IS THERE A FUTURE OF TAX FREE IN RUSSIA: PROSPECTS AND OPPORTUNITIES

Kolochun Anastasiya Yurevna
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics

Abstract
Tax free is a system of refund of value added tax (VAT) on purchases made by non-residents, that are in the country less than 90 days. This system is common in the European Union and aims to stimulate exports. As for Russia, the question of the introduction of Tax free climbing any one time and still not reflected in the minds of Russians, despite the fact that they themselves are the most frequent Russian participants of the transaction VAT refund. About what are the prospects Tax free in Russia can be judged on the basis of the tourist flow into the country, the characteristics and peculiarities of exports of tourism in Russia

Keywords: Tax free


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колочун А.Ю. Есть ли будущее у Tax free в России: перспективы и возможности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/47667 (дата обращения: 02.06.2017).

Система tax free была впервые введена в Швеции для поощрения экспорта из страны, и в настоящий момент к этой системе примкнуло еще 40 стран, в том числе Белоруссия. Суть системы заключается в том, что налог на добавленную стоимость (НДС) возвращается за покупки, осуществленные нерезидентами при обратном пересечении границы принимающей страны.

Вопрос освобождения нерезидентов  России от НДС поднимается уже не первый раз, и, по-прежнему, не находит поддержки со стороны Минэкономразвития.

Для того чтобы оценить вклад иностранных туристов в экспорт страны, необходимо обратиться к статистическим данным. На 2013 год, общее число прибывших на территорию России составило 30 792 091 человек по данным 40 стран (рис.1).  Из них:

-  5,8 млн. человек целью приезда указали служебную командировку,

- оставшиеся 2,6 млн. или 8,6%  – прибыли с целью туризма [1].

Рис.1 Количество иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию по цели поездки [2]

Чтобы оценить целесообразность введения tax free, достаточно будет проанализировать:

- величину расходов граждан России за рубежом и соответственные показатели иностранных граждан на территории России;

-  структуру российского экспорта;

-  принадлежность туристов к их стране и особенности спроса;

-  потребительские товары, на которые направлен спрос со стороны туристов.

В структуре расходов россиян за границей 31% приходится на оплату гостиниц, примерно 30 – 32% – на шопинг и порядка 13% – на питание. По оценке компании Global Blue, которая возвращает НДС за покупки за границей, жители России в 2011 году потратили только в странах Европы $24 млрд. Туристический потенциал России Всемирной туристской организацией оценивается 5-й позицией, однако, что касается вклада сектора туризма в ВВП – наша страна находится на 137 позиции (6%).

В странах старого света русские сохранили за собой статус главных транжир, стабильно занимая второе место среди стран, чьи граждане чаще всего возвращают НДС. Кроме того, неосведомленные граждане теряют около 200 млн. евро ежегодно, не оформляя возврата налога, таким образом, пополняя бюджет принимающей стороны.

Что касается встречного потока туристов на территорию России, то это значение вполовину меньше 40-миллионного потока наших соотечественников, побывавших за рубежом. И статистика указывает нам на тот факт, что расходы иностранцев составили лишь $10 млрд., что на 42% меньше той суммы, которую русские оставляют только лишь в странах Европы [3].

Баланс между расходами россиян за границей и приезжающими отдыхать на территорию нашей страны сохранит негативный показатель вплоть до 2016 года [4], что обеспечивает серьезную нагрузку на бюджет страны. Если, например, государственная казна Испании только за летний период 2014 года получила более 6 млрд. евро и 26 млрд. евро за период с января по сентябрь, то возврат из казны определенной части НДС не ляжет тяжким бременем ввиду стабильного потока туристов. Именно поэтому, несмотря на сложный период в экономическом развитии Испании,  туристическая отрасль процветает, принося в бюджет страны весомый вклад. В случае с Россией – НДС дает бюджету основную часть доходов (32-35% в соответствии с основными направлениями бюджетной политики) [5] и сокращение этих поступлений окажет негативное воздействие на экономическое состояние в целом. Предположим, если в среднем иностранный турист тратит на территории РФ $300 при общем потоке туристов в 10 млн. чел. и вычете в 16%, то максимальная сумма, заложенная в бюджете для возврата НДС, должна составлять $480 млн.

Далее, отразим структуру российского экспорта. Ни для кого не секрет, что преобладающая доля экспорта России приходится на топливно-энергетические товары и минеральные продукты, удельный вес которых в 2013 году в товарной структуре экспорта составил 71,5% [6] (диаграмма 1).

По статистике, в страны дальнего зарубежья экспортируется 75,3% минеральной продукции и 7,2%  – металлы и изделия из них, 5,09% – продукция химической промышленности, каучук. Остальные категории в процентном содержании не превышают 3%.

Со странами СНГ наблюдается тенденция в изменении показателей в пользу снижения до 48,4% экспорта минеральных продуктов,  при одновременном увеличении линейки поставляемых продуктов:  16,3 – машины, оборудование; 10,4%  – продукция химической промышленности; 10,6% – металлы и изделия из них; 6,5% – продовольственные товары и с/х сырье.

 

Диаграмма 1. Товарная структура экспорта РФ 2013 г.

Как мы уже отмечали, характер российского экспорта носит в основном сырьевой характер, связанный с историческими особенностями, обеспечивая, тем самым, стабильно высокий уровень поступлений денег в государство. Что касается товаров потребительского назначения, текстильные изделия, меха и кожу – то данные товары не имеют  решающего значения.

Переходя ко второй части анализа, вновь обратимся к Росстату. Мы выделили 15 стран, жители которых в течение 2013 года въехали на территорию РФ (кол-во заехавших превышает 100 000 чел.). К числу этих стран относятся: Япония – 102 408 чел.; Испания – 109 089; Израиль – 136 827; Филиппины – 149 213; Франция – 225 860; Италия – 225 933;  Великобритания – 259 676; США – 305 954; Латвия – 391 304; Эстония – 430 164; Литва – 539 308; Германия – 686 557; Китай – 1 071 515; Финляндия – 1 388 016; Польша – 1 644 657. Из них лишь представители 6 стран: Германии, Израиля, Испании, Италии США и Японии, целью приезда указывают туризм (более  чем 50% всех нерезидентов). В остальных вышеуказанных странах этот показатель составляет не более 7% (за исключением Китая – 34%).

Немецкие туристические агенты, в основном, говорят о туризме в России как об экстремальном отдыхе для молодежи и более консервативном отдыхе для населения старше 30.  Россия привлекает немцев не столько со стороны шопинга, сколько своей неповторимой природой: как правило, выбирают байдарочные туры по Карелии, походы к вулканам Камчатки, отдых на Байкале. Что касается консерваторов, то для них наибольший интерес представляет Москва  и Санкт-Петербург, предпочитая бронировать дорогие отели и проводить время на различных выставках и  театрах [7].

В последнее время увеличился поток израильтян в Россию. В первую очередь, их впечатляет монументальность московского метрополитена, высокое искусство в театрах и концертных залах.

У итальянцев в последние годы все больше возрастает интерес к нашей стране не только в туристическом плане.  В Европе это явление называют «феномен Депардье». Решение знаменитого актера о переезде подальше от Италии объяснено тяжелым налоговым гнетом. Ставка налога на доходы физических лиц растет по мере увеличения дохода, соответственно, решение Депардье и тех людей, доход которых многим меньше, чем у актера, чувствуют себя под давлением налогового пресса. Министерство иностранных дел Италии опубликовало информацию о том, что порядка 2000 итальянцев запросили российское гражданство.  Итальянцев, помимо городов федерального значения, привлекают удаленные городки, в которых они могут найти себе стабильный источник дохода, будь-то преподаватели или повара. Привлекает их также и ставка НДФЛ 13% и возможность легко заниматься собственным бизнесом пусть и по повышенной ставке налогообложения, но, как факт,  не превышающей итальянской ставки, забирающие половину дохода [8].

У японцев свое представление об отдыхе. Недавно Интернет стал пестрить информацией  об отдыхе на шести сотках для японцев. Дальний Восток стал первопроходцем в новом виде туристического бизнеса – дачные туры. «Экстрим по-японски» – это несколько дней в стиле русского дачника: модно, необычно и недорого. В Японии, как известно, нет такого понятия, как «дача» ввиду высокой стоимости земли, и загородные виллы себе позволяют, разве что миллионеры. Как правило, все необходимые вещи японцами привозятся самостоятельно, либо включаются в условия тура [9].

Обобщая особенности спроса иностранцев на продукцию нашей страны, логично сделать вывод о том, что, если введение системы tax free действительно направлено на привлечение туристов в нашу страну и улучшение климата в туристическом секторе, то стоит делать привлекательными цены в музеях, театрах и местах культурного досуга. Что касается тех покупок, которые осуществляют на территории нашей страны иностранцы, то – это, как правило, продукты питания и прочие продовольственные продукты, которые используются на территории нашей страны. Основная  статья расхода – это рестораны и питание. В принципе, туристы оставляют на сувенирную продукцию незначительные суммы в сравнении с тем, сколько русские оставляют на шопинг за рубежом.

Если детально рассматривать особенности реализации возврата НДС, то стоит отметить, какие сферы затрагивает этот процесс (схема 1). В первую очередь, после приобретения товара, покупатель в магазине оформляет чек с указанием личных данных, купленных товаров и НДС к вычету. Затем на таможне необходимо предъявить чек и купленные товары таможеннику, который проставит выездной штамп на чеке.  Далее, для получения денег, необходимо обратиться в специальное отделение банка по истечении определенного времени, в течение которого будет осуществляться проверка права покупателя на возврат НДС.

В данной цепочке возникают некоторые трудности. В первую очередь, не каждая розничная точка считает необходимым осуществлять возврат НДС и проводить процедуру оформления документов,  зная, что данная операция не сможет повлиять на выручку данной компании, и не будет способствовать увеличению клиентского потока. Если же соответствующая система налажена в магазине, то формы чеков должны быть стандартизированы и защищены от подделки, обладать специальными опознавательными знаками,  чтобы исключить возможность утечки капитала из страны; что, соответственно, несет за собой дополнительную нагрузку на бюджет по части разработки и ввода в массовую эксплуатацию.

Для того, чтобы исключить длительные очереди на таможне, необходимо создать специальный пункт таможенного контроля для лиц, экспортирующих товары и желающих вернуть налог. Создание данного сектора должно не только ускорить процесс прохождения таможни, то и осуществлять контроль над реальными объемами вывоза товаров.

Банковской сфере придется также претерпеть некоторые модернизации. Это – создание специальных отделов возврата налога,  контроль поступающих запросов, согласование с налоговыми органами и т.п.

Схема 1.  Процедура реализации возврата НДС

Таким образом, введение tax free в России не является инструментом, который бы способствовал стимулированию торговли и увеличению количества туристов на данном этапе экономического развития. Для того, чтобы обеспечить в России стабильный поток иностранных туристов, необходимо ликвидировать бюрократические аспекты, пронизывающие сферу туризма, улучшать инфраструктуру, создавать условия для проживания, которые были бы доступны и приемлемы для иностранцев. Введение tax free, как мы указывали выше, несмотря на общемировое признание, на данном этапе не приспособлено для экономических реалий России.  Оно повлечет за собой увеличение издержек в сфере торговли, банков и таможенных органов, что в конечном итоге отрицательно скажется на развитии сразу нескольких отраслей экономики и негативно скажется на состоянии бюджета государства.


Библиографический список
  1. Федеральная служба государственной статистики Росстат [Электронный ресурс]  http://www.gks.ru/
  2. Федеральное агентство по туризму – Страны, лидирующие по количеству прибытий на территорию РФ  [Электронный ресурс]  http://www.russiatourism.ru/
  3. Где отдыхают россияне и сколько они тратят за границей [Электронный ресурс] http://www.forbes.ru/
  4. Развитие индустрии туризма в России /Отчет Hilton Worldwide июнь 2012
  5. Основные направление бюджетной политики на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов, утв. Минфином РФ.
  6. Федеральная таможенная служба  – товарная структура экспорта РФ со всеми странами  январь-декабрь 2013 г.
  7. Туризм в России: единая информационная система
  8.  «Итальянцев привлекает Россия» [Электронный ресурс]  http://www.newsland.com  - Информационно-дискуссионный портал.
  9.  «Отдых на шести сотках привлекает японцев» [Электронный ресурс] http://www.travel.ru


Все статьи автора «Колочун Анастасия Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: