УДК 159.92

СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В СПОРТИВНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дрожалкин Виталий Алексеевич
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
аспирант кафедры психологии

Аннотация
Данное теоретическое исследование посвящено анализу понятия «спортивная мотивация». В работе раскрыта роль влияния спортивной мотивации на достижение результативности соревновательной деятельности. В статье отображена связь спортивной мотивации с личностными особенностями спортсмена.

Ключевые слова: личностные особенности, результативность, соревновательная деятельность, спортивная мотивация, успешность


SPORTS MOTIVATION AS A LEADING FACTOR OF EFFECTIVENESS IN SPORTS AND COMPETITIVE ACTIVITIES

Drozhalkin Vitaliy Alekseevich
Mordovia N. P. Ogarev State University
graduate student, Department of psychology

Abstract
This theoretical study is devoted to the analysis of such concept as "sport motivation". The paper reveals the role of the influence of sports motivation on the achievement of the effectiveness of competitive activity. The article displays the relationship of sports motivation with the personal characteristics of an athlete.

Keywords: competitive activity, effectiveness, personal characteristics, sports motivation, success


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дрожалкин В.А. Спортивная мотивация как ведущий фактор результативности в спортивно-соревновательной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52492 (дата обращения: 03.06.2017).

Проблема мотивации поведения является базовой  в любом разделе психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. В спортивной психологии изучение мотивационной сферы  приобрело фундаментальный характер, так как мотивация является основным источником направляющим деятельность спортсмена на пути к достижениям. Проблема мотивации в спорте принадлежит к числу сложнейших, но вместе с тем недостаточно изученных вопросов. Наш интерес к данной тематике определяется тем, что формирование спортивной мотивации оказывает непосредственное влияние на личностные особенности, и способствует развитию личности человека.

О ведущей роли мотивации в результативности спортивной деятельности отмечало не одно поколение ученых.  Данная проблема нашла отображение в трудах А.Ц. Пуни (1969), Ю.Л.Ханина (1980), Р.А. Пилояна (1984), А.В. Шаболтаса (1998).  Г.Д. Бабушкина (2000), Е.П.Ильина (2002) и многих других.  В ряде работ изучены вопросы формирования мотивации в отдельных видах спорта. Научный интерес представляют работы по исследованию мотивационной сферы  у гребцов-академистов  (Г.Б. Горская, Т.Е. Лапко, 1993), художественных гимнасток (А.Ф. Караваев, 1993), таэквондистов (Л.Г. Уляева, 1999), боксеров (Бабушкин Е.Г., 2000),  баскетболистов (А.В. Канатов, 2005),  дзюдоистов (А.П. Шумилин, 2003),  волейболистов (Е.Б. Кузьмин, 2009) и многих других.

Спортивная мотивация представляет собой сложное психическое образование, в основе которой лежит активно-действенное отношение человека к физкультурно-спортивной деятельности. В толковом словаре спортивных терминов слово мотивация характеризуется как «совокупность мотивов определяющих активность и целенаправленность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена»,  а мотив понимается как «осознаваемая, а иногда и не осознаваемая причина (побуждение), лежащая в основе выбора спортивной специализации, выполнение тренировочной работы, участие в соревнованиях, поступков»   [1, с.153].

Мотивационная сфера человека влияет на характер всех процессов, протекающих в организме в процессе спортивной деятельности, и подкрепляется эмоциональным отношением спортсмена к выполняемым действиям. Как отмечает А.А. Крылов: «одной из важнейших характеристик спортивной деятельности следует считать то, что она требует чрезвычайной заинтересованности  для ее успешного осуществления» [2]. Недооценка роли мотивационных факторов тренерами и самими спортсменами в конечном итоге приводит к неспособности реализации имеющегося потенциала. Без высокого уровня мотивации, рассчитывать на достижения в каком-либо виде спорта не имеет смысла.

Высоко мотивированный спортсмен наиболее эффективно реализует свои возможности. Его внутренний потенциал ориентирован на максимальную отдачу всех резервов, направленных на достижение намеченного результата. Личностная и волевая готовность определяет настрой на победу и реализует эффективность предстоящей деятельности.

Спортивно-соревновательная деятельность предъявляет особые требования к личностной сфере спортсмена.  Мы согласны с утверждением А.О Прохорова, характеризующим тренировочно-соревновательную деятельность, как «ряд ситуаций, в которых возникают психические состояния разной модальности, сложности и интенсивности» [3]. Данная деятельность имеет для человека личностную, эмоциональную значимость и требует от спортсмена высочайшего проявления физических, технических, тактических и психологических возможностей. Не даром Е.П. Ильин рассматривает спортивную деятельность, как процесс постоянного преодоления критических ситуаций [4]. Исходя из этого, справедливо утверждение, что недостаточно устойчивый уровень мотивации не позволит проявить максимальную выраженность имеющихся способностей.  Мы подчеркиваем, что в стрессовых ситуациях соревновательной деятельности, при равных условиях подготовки,  когда физическое и психическое напряжение достигает критического значения, уровень мотивации и личностные особенности имеют решающее значение в достижении результата.

Отдавая ведущую роль фактору мотивационной готовности в жесткой соревновательной борьбе, мы соглашаемся с тем, что уровень мотивации не должен превышать определенного порога. В противном случае высокая мотивация повышает уровень тревожности и страха перед соревнованиями. Чрезмерное старание и желание добиться результата любой ценой, может привести к ухудшению деятельности спортсмена [5]. Излишняя мотивация может негативно повлиять на результативность в действиях требующих четко скоординированных движений. Однако, существуют ситуации, когда уровень мотивации должен быть максимальным. Примером служат виды спорта, требующие запредельной выносливости, силы и быстроты. Мы придерживаемся мнения, что в спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности должен проявляться индивидуально-ориентированный процесс формирования мотивации.

На наш взгляд, в соревновательной деятельности значимая взаимосвязь прослеживается между мотивационной и интеллектуальной сферами личности. Влияние интеллектуального развития на мотивационную сферу включает как направляющий, так и сдерживающий компонент спортивной активности. Направляющее воздействие определяет выбор тактических переменных в сложных условиях непредсказуемости соревновательной деятельности, в видах спорта, требующих принятия быстрого и четкого решения. Сдерживающий компонент обуславливает оценку уровня собственной готовности, в противовес самонадеянности, и способствует принятию наиболее адекватного решения.  Способность целенаправленно соизмерять объективные внешние и субъективные внутренние возможности, предопределяет благоприятный прогноз результативности  спортивно – соревновательной деятельности.

Не вызывает сомнения, что на формирование спортивной мотивации, ее силу и устойчивость влияют личностные особенности человека. Характерные особенности личности, такие как высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, общительность, самостоятельность и самоконтроль, определяют мотивацию достижения. И наоборот, высокий уровень тревожности, эмоциональной напряженности, неуверенности в своих действиях, предопределяют мотивационную направленность на избегание неудач. Основным компонентом в мотивации достижения является надежда на успешность реализации  поставленных целей. Основным фактором мотивации избегания неудач является страх перед неудачей. Под влиянием личностных особенностей формируется устойчивый тип мотивации спортивной деятельности.

Решающее значение на силу и устойчивость мотивации оказывает успешность спортивной деятельности. Достигнутые результаты всегда приобретают положительную эмоциональную окраску, и побуждают к активному тренировочному процессу, а следовательно к дальнейшей результативности в спорте. Разочарования от неудач, и досадных поражений на соревнованиях, могут трансформировать активность спортсмена на суровый тренировочный процесс, для устранения чувства неудовлетворенности и реализации мотива самоутверждения. Данная гипотеза справедлива в тех случаях, когда спортсмен обладает сильным типом нервной системы и устойчивыми личностными характеристиками. В противном случае, неудачи в соревновательной деятельности, могут усугубить неуверенность в себе, чувство неполноценности, и как следствие, снижение мотивации, как к соревновательной, так и к физкультурно-спортивной деятельности. Совершенно очевидно, что успешность в соревновательной деятельности зависит не только от квалификации спортсмена, но и от выраженности личностных качеств и мотивационных установок.

Таким образом, спортивная мотивация в соревновательной деятельности представляет собой сложное психическое, личностное образование при взаимодействии спортсмена с особенностями избранного вида спорта. Уровень мотивации имеет решающее значение для достижения результативности. Процесс формирования мотивации к спортивно-соревновательной деятельности представляет сложную психолого-педагогическую проблему, со многими составляющими. Не вызывает сомнения, что соревновательная деятельность оказывает существенное влияние на протекание психических процессов и формирование личности спортсмена.


Библиографический список
  1. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт. 1993. – 352с.
  2. Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / А.А. Крылов // Вестник Балтийской Педагогической Академии. – СПб., 1998. – №14 – С.46-49.
  3. Прохоров А.О. Смысловая детерминация психических состояний / Психология психических состояний: Сб. ст. //  Под ред. А.О. Прохорова. – Казань: Центр. инновац. техн., 2004. – Вып. 5. – С.11 – 12.
  4. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2009. – 352с.
  5. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с.


Все статьи автора «Дрожалкин Виталий Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: