УДК 34

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соколов Виталий Сергеевич
Финансовый Университет при правительстве Российской Федерации
студент магистрант юридического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются предмет и метод правового регулирования рекламной деятельности.

Ключевые слова: рекламная деятельность


OBJECT AND METHOD OF LEGAL REGULATION OF ADVERTISING

Sokolov Vitaliy Sergeevich
Financial University under the Government of the Russian Federation
master degree student, Faculty of Law

Abstract
This article is about object and method of legal regulation of advertising.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соколов В.С. Предмет и метод правового регулирования рекламной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52484 (дата обращения: 30.09.2017).

Предметом правового регулирования рекламного законода­тельства  как части системы российского законодательства яв­ляется круг общественных отношений в области рекламы.

Системный анализ положений законодательства о рекламе позволяет выделить три основные группы общественных от­ношений, входящих в предмет регулирования.

1. Отношения по осуществлению рекламной деятельности. Указанные отношения представляют собой основную группу общественных  отношений, урегулированных нормами зако­нодательства о рекламе.

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)[1] не содержит понятия рекламной деятель­ности. В учебной и научной литературе под рекламной дея­тельностью принято понимать деятельность по получению, обработке и распространению информации, способствующей реализации товаров, работ, услуг, идей и начинаний. Рекламная деятельность существует не сама по себе, а как деятельность, направленная на обеспечение какого-либо иного вида предпринимательской деятельности[2].

Исходя из положений законодательства о рекламе, можно выделить три взаимосвязанные составляющие отношений, возникающих в процессе осуществления рекламной деятель­ности: отношения по производству рекламы, отношения по размещению рекламы и отношения по распространению рек­ламы. Рассмотрим каждый из этих элементов подробнее с уче­том их субъектов и содержания.

Отношения по производству рекламы. В настоящее время все чаще реализация кампании по продвижению того или иного объекта на рынке осуществляется с привлечением хо­зяйствующих субъектов, профессионально осуществляющих изготовление рекламы, в том числе приведение информации в готовую для распространения в качестве   рекламы форму.

Участниками отношений по производству рекламы высту­пают с   одной стороны рекламодатели, а с другой стороны рекламопроизводители.

В современных условиях развития рынка услуги по произ­водству рекламы оказываются рекламными агентствами.

Процесс производства рекламы в том понимании, как он определен Законом о рекламе, может состоять из целого ком­плекса мероприятий, начиная от маркетингового исследования товарного рынка, планирования и разработки оригинальных рекламных идей, заканчивая непосредственным созданием пе­чатной и эфирной рекламы и т. п., а также сопровождением реализации рекламной кампании.

В целях производства рекламы своей продукции некоторые рекламодатели заключают несколь­ко договоров по оказанию отдельных рекламных услуг с раз­личными рекламными агентствами. Отношения между рекла­модателем и рекламным агентством оформляются посредст­вом заключения гражданско-правовых договоров (например, агентского соглашения). Предметом такого соглашения могут быть отдельные рекламные услуги или же весь комплекс услуг по обслуживанию рекламной деятельности рекламодателя.

В связи с этим отношения по производству рекламы мож­но  определить как взаимные права и обязанности рекламода­теля и рекламопроизводителя, в соответствии с которыми рекламопроизводитель (рекламное агентство) по поручению рекламодателя совершает от своего имени (или от имени рек­ламодателя), но за счет рекламодателя сделки с юридически­ми и физическими лицами в целях обеспечения производства рекламных материалов, а также фактические действия по мар­кетинговым исследованиям рынка, консультирование по пла­нированию и реализации рекламной кампании, изготовление рекламной продукции, а также прочие действия, направлен­ные на приведение информации в готовую для распростране­ния в качестве рекламы форму.

Содержание отношений по производству рекламы может включать следующие элементы:

—                    консультационные услуги, т. е. консультации и реко­мендации по результатам проведения маркетинговых исследо­ваний, планированию рекламных мероприятий, по составле­нию необходимого рекламного бюджета, по использованию креативных разработок, разработка концепции рекламной кампании и другие аналогичные мероприятия;

—                    креативные услуги, т. е. разработка и создание реклам­ного имиджа клиента и его продукта. Эти услуги также вклю­чают в себя разработку творческой концепции, рекламного дизайна и рекламной символики, а также создание слоганов, рекламных заявлений, текстов рекламных объявлений, созда­ние сценариев аудио- и видеопродукции, адаптирование рек­ламных кампаний, отдельных рекламных материалов для местного рынка;

—                    осуществление организации и координации рекламной кампании в соответствии с ее целями и задачами, решение административно-организационных вопросов, необходимых для ее реализации.

В рамках договора агентом по указанию принципала может также оказываться целый комплекс посреднических услуг, в том числе приобретение в интересах рекламодателя прав на использование различных объектов интеллектуальной собст­венности.

Отношения по размещению и распространению рекламы. За­кон о рекламе в отдельные подгруппы отношений в сфере рекламы выделяет отношения по размещению рекламы и от­ношения по распространению рекламы.

Вместе с тем нельзя не признать, что размещение и рас­пространение рекламы являются сходными понятиями, со­ставляют единый процесс по непосредственному доведению рекламы до сведения потребителей.

При этом содержанием отношений по размещению рекла­мы является включение изготовленной рекламы в сетку веща­ния телепрограммы, размещение оригинал-макета печатной рекламы в периодическом печатном издании и иные подоб­ные действия в зависимости от способа распространения рек­ламы.

Рассматривая отношения, возникающие в процессе осуще­ствления рекламной деятельности, в качестве центрального элемента предмета рекламного законодательства, необходимо понимать, что нормы этой отрасли законодательства не регули­руют имущественные отношения, возникающие между субъек­тами рекламной деятельности.

Законодательство о рекламе предъявляет требования к деятельности хозяйствующих субъ­ектов по производству, размещению и  распространению рек­ламы в целях развития рынков товаров, работ и  услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции,  обеспечения в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение доб­росовестной и достоверной рекламы, создания благоприятных условий для производства и распространения социальной рек­ламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рек­ламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

2. Иные отношения, возникающие в процессе осуществления рекламной деятельности. Рекламные правоотношения нельзя ограничить только отношениями между субъектами реклам­ной деятельности по поводу производства и распространения рекламы. В связи с этим представляется оправданным выделе­ние в составе предмета рекламного законодательства наряду с собственно рекламными правоотношениями иных, тесно свя­занных с ними отношений.

Под иными отношениями, тесно связанными с отноше­ниями, возникающими между субъектами рекламной деятель­ности, следует понимать отношения, направленные на обес­печение осуществления собственно рекламной деятельности. Такие отношения являются предпосылкой или условием осу­ществления рекламной деятельности и именно поэтому под­лежат включению в предмет рекламного законодательства.

Например, Закон о рекламе регулирует отношения, возни­кающие в связи с получением разрешения органа местного са­моуправления на установку рекламной конструкции в целях распространения наружной рекламы.

Отдельного упоминания заслуживают отношения, возни­кающие в  ходе осуществления саморегулирования рекламной деятельности. Деятельность саморегулируемых организаций и их членов не относится к деятельности по производству, раз­мещению и распространению рекламы, однако направлена на формирование рынка рекламных услуг и регулируется норма­ми рекламного законодательства.

3. Отношения по государственному регулированию реклам­ной деятельности. Помимо прочего, законодательство о рекла­ме определяет компетенцию, функции и задачи антимоно­польного органа при осуществлении контроля и надзора за производством, размещением и распространением рекламы субъектами рекламной деятельности. Отношения, возникаю­щие в рамках государственного контроля и надзора за реклам­ной деятельностью, составляют третью группу общественных отношений, входящих в предмет регулирования законодатель­ства о рекламе.

3. Пределы государственного вмешательства в отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы

Государство в целях реализации публичных интересов общества воздействует на субъекты, осуществляю­щие предпринимательскую деятельность, регулируя ее раз­личными способами.

В настоящее время вопрос о роли государства в становле­нии, развитии и регулировании рыночных отношений не вы­зывает сомнений.

Однако масштабы государственного регу­лирования предпринимательства, его конкретные формы и методы могут быть различными. Ряд видов предприниматель­ской деятельности в силу своей значимости для экономики и общества нуждается в большем контроле со стороны государ­ства, чем другие. Анализ действующей нормативной правовой базы показывает, что к таким заслуживающим особого вни­мания сферам экономики законодатель относит и рекламную деятельность.

Регулирование обеспечивается посредством определения государством требований к осуществлению предпринима­тельской деятельности хозяйствующими субъектами. Эти тре­бования закрепляются в правовых актах и являются обяза­тельными.

Отвечая на вопрос о пределах государственного регулирова­ния рекламной деятельности, нельзя не обратиться к положе­ниям ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает концепту­альный критерий допустимых требований и ограничений для хозяйствующих субъектов в осуществлении ими рекламной деятельности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционно­го строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства. Именно данный конституционный принцип является мерилом дозволенного вмешательства в регулирование рек­ламной деятельности, неизбежно сопряженное с ограничения­ми прав и свобод участников рекламных правоотношений.

Руководствуясь целями, обозначенными в ст. 1 Закона о рекламе, в соответствии с принципом ст. 55 Конституции РФ законодатель устанавливает требования, за­преты и ограничения в отношении рекламной деятельности.

Например, в целях защиты здоровья граждан Закон о рек­ламе ограничивает возможность продвижения на рынке с по­мощью рекламы алкоголя, предъявляет особые требования к рекламе лекарственных средств.

В современных научных исследованиях выделяют разнородный характер методов правового регулирования рекламного права. Сюда относят единство диспозитивного (сфера гражданского права), императивного (сферы административного, финансового, налогового, таможенного, уголовного права), поощрительного (функционирует практически на всех уровнях рекламного дела), рекомендательного (сфера совместного юридического регулирования рекламной деятельности государством и органами общественного самоуправления, организациями саморегулирования)[3] методов.

Как полагают современные исследователи, по мере формирования экономических, политических, социальных и правовых основ гражданского общества сфера применения метода субординации постепенно будет сужаться, что не означает полный отказ от контрольно-управленческих функций со стороны государства в рекламной сфере[4]. По мнению А.В. Карягиной, структура правового режима рекламной деятельности включает в себя:

- цели и предназначение режима, направленные на обеспечение законных прав и интересов субъектов рекламной деятельности;

- распределение прав и обязанностей между субъектами рекламной деятельности;

- систему органов управления рекламной деятельностью, порядок их функционирования и взаимодействия;

- полномочия саморегулируемых общественных организаций в  области обеспечения правового режима рекламной деятельности;

- нормативное регулирование, надзор и контроль над рекламной деятельностью, что составляет основу этого режима;

- регламентацию видов деятельности в сфере рекламы и меры предупреждения и пресечения нарушений в ней[5].

Согласно общей теории права метод правового регулирова­ния рекламной деятельности – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется правовое регу­лирование рекламы.

В теории права выделяют два основных универсальных способа регулирования общественных отношений, используе­мых в той или иной мере для регулирования любых правоот­ношений, – императивный и диспозитивный способы регу­лирования общественных отношений.

Императивный способ регулирования предполагает нали­чие обязательных для исполнения субъектами предписаний, не предоставляя свободы выбора поведения в конкретной си­туации.

Диспозитивный способ регулирования предполагает уста­новление запретов определенного поведения с предостав­лением свободы в поведении субъектов, не запрещенном за­конодательством.

Специфика метода правового регулирования рекламного законодательства предопределена неоднородными по своей сути общественными отношениями, входящими в предмет ре­гулирования рекламного законодательства.

В методе правового регулирования рекламной деятельно­сти, безусловно, имеет приоритет диспозитивное регулирова­ние. Метод правового регулирования рекламы проистекает из общих конституционных принципов свободы экономической деятельности (ст. 8 и 34 Конституции РФ) и возможности ог­раничения федеральным законом этой свободы только в опре­деленных целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Поэтому вне прямо установленных Законом о рекламе тре­бований и запретов субъекты рекламной деятельности свобод­ны определять содержание рекламы, способы, время и место ее распространения, выбор контрагентов при заключении до­говоров и определении условий договоров  в сфере рекламы, а также осуществлять саморегулирование рекламной деятель­ности.

Однако, определяя компетенцию и функции органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках осуществления контроля и надзора в сфере рекламы, а также обеспечения организационной поддержки такой дея­тельности, законодатель традиционно использует императив­ный метод, характерный для административного права.

Таким образом, метод правового регулирования реклам­ной деятельности характеризуется сочетанием диспозитивного и императивного методов регулирования, обусловленным комплексным предметом   правового регулирования.

Еще одной спецификой метода правового регулирования рекламной деятельности являются принцип централизован­ного регулирования отношений на федеральном уровне и за­прет регулирования этих отношений на уровне субъектов Фе­дерации и муниципальном уровне. Согласно ст. 4 Закона о рекламе законодательство о рекламе состоит из указанного Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с ним ины­ми федеральными законами, нормативными правовыми акта­ми Президента РФ и Правительства РФ. Органы государст­венной власти субъектов РФ и органы местного самоуправле­ния не вправе осуществлять регулирование отношений в сфере рекламы.

Регулирование отношений по поводу производства, разме­щения и распространения рекламы согласно п. «ж» ст. 71 Конституции следует относить к исключительному ведению Российской Федерации, поскольку     по своему содержанию указанное законодательство направлено на обеспечение един­ства экономического пространства и опосредует гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов.

Обеспечению централизации правового регулирования рекламы способствует также полномочие антимонопольного органа выдавать предписания органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих зако­нодательству РФ о рекламе.

Таким образом, предметом регулирования рекламной деятельности являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности в процессе ее создания, распространения, потребления, осуществления контроля уполномоченными органами за соблюдением рекламного законодательства и привлечения к ответственности виновных лиц.  Главным критерием отнесения отношений к рекламным отношениям является сущность рекламы.

Метод рекламного права – диспозитивно-императивный (наряду со свободой в выборе средств и мест размещения рекламной информации, существуют отдельные ограничения, запреты, – например, запрет вносить заведомо ложные сведения об объекте рекламирования, запрет размещать рекламу на памятниках истории и культуры, или вблизи них, ограничение размещения рекламных щитов вдоль шоссейных дорог и железнодорожных путей, и т.п.).


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
  2. Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. С. 865
  3. Баранова М.В. Право и реклама (общетеоретический аспект): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Н. Новгород, 2010. С. 29
  4. Медведева Н.М. Рекламная деятельность в системе правовых объектов науки управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 11.
  5. Карягина А.В. Правовой режим рекламной деятельности: теоретический аспект // Реклама и право. 2011. № 1. С. 6


Все статьи автора «Соколов Виталий Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: