УДК 101

ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы становления и развития гражданского общества. Декларация нравственных идеалов, закрепленная в Европейской конвенции о защите прав человека и Конституции РФ, требует своей реализации в практической деятельности, что представляется возможным благодаря высокому уровню правосознания россиян и степени развитости институтов гражданского общества. Все это реализуемо при условии создания единой научной магистрали, выстроенной на принципах гуманизма и национального согласия, ориентированной на консолидацию общества через осознание индивидом себя как части целого.

Ключевые слова: биоэтика, гражданское общество, гуманизм, духовные скрепы, духовный кризис, идеология, национальное согласие, патриотизм, правосознание, смысл жизни


SPIRITUAL TIES AS AN IMPORTANT FACTOR OF FORMATION AND DEVELOPING OF A CIVIL SOCIETY

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
The problems of formation and developing of a civil society are studied in the article. Declaration of moral ideals, fixed in the European Human Rights convention and the RF Constitution needs to be implemented in practice, which is possible due to a high level of legal awareness of the Russians and the degree of maturity of civil society institutions. It can be realized on conditions of formation of a unified scientific main, built on the principles of humanism and national concordance, oriented to the society consolidation through an individual’s awareness of himself as a part of the whole.

Keywords: bioethics, civil society, humanism, ideology, legal awareness, meaning of life, national concordance, patriotism, spiritual crisis, spiritual ties


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52385 (дата обращения: 04.06.2017).

В современном обществе массового потребления наблюдается дефицит духовных ценностей: гуманизма, добра, справедливости, истины, труда. Духовный кризис в обществе во многом вызван из-за того, что у индивидов рыночная ориентация характера преобладает над продуктивной. Выбирая стратегию смысложизненного поиска, они отдают предпочтение материальным ценностям: деньгам, богатству, карьере, в результате этого российское общество дефрагментировано, система ценностей деформирована, во взаимоотношениях людей – высокий уровень недоверия друг к другу, в отношении граждан к социальным институтам общества – низкий уровень доверия (за исключением института президента, армии и церкви).

После развала СССР в российском обществе ведутся жаркие споры о необходимости введения государственной идеологии и нахождении национальной идеи, которая смогла бы объединить граждан РФ в монолит, создав условия для становления и развития гражданского общества. И.Н. Панарин утверждает: «Плодотворная созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, духовно и социально разобщенном. России нуждается в Государственной идеологии, идеологии интеллектуальной и духовной свободы, патриотизма и державности» [1, с. 226]. В свое время А.И. Солженицын, размышляя о том, «Как нам обустроить Россию?», писал: «…надо приложить все силы разумности и сердечности, чтобы утвердить плодотворную содружность наций, и целостность каждой в ней культуры, и сохранность каждого в ней языка» [2, с. 5]. По сути, писатель указывал на важность сохранения национального согласия в деле построения нового российского общества.

Многие ученые и государственные деятели, обосновывая идею, способную сплотить нацию, выдвигают в этом каче­стве патриотизм, хотя понимают его суть и содержание по-разному. На наш взгляд, патриотизм в структурном отношении представляет собой диалектическое единство связанных между собой элементов: патриотическое сознание, патриотическое отношение, патриотическая деятельность и патриотические организации. В патриотизме, как комплексном духовно-практическом образова­нии, определяющей является его деятельная сторона, так как именно в ней происходит трансфор­мация сознания в отношение, а затем в конкретные дела. Истинный патриотизм – это любовь к Родине не на словах, а в поступках.

В современных условиях возникла острая потребность в принятии всесторонних мер со сто­роны государственных, военных и других общественных организаций по преодолению негатив­ных последствий, вызванных разнузданной кампанией последних лет прошлого века по депатрио­тизации общественного сознания, поэтому значение воспитательной деятельности разнообразных общественных организаций в формировании патриотизма граждан очень высоко. На наш взгляд, ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспи­тании молодежи, основанием для их приобщения к истокам русской культуры [3, с. 58].

Проблемы экологии души человека и духовного суверенитета личности постоянно находятся в поле зрения ученых, начиная с античных мыслителей и заканчивая современными исследователями философской антропологии, социальной философии, психологии, педагогики и др. Духовная ак­тивность задает смысловое направление развитию ос­новных интенций образования: познанию внешнего мира, самопознанию, ценностному осмыс­лению, мотивации продуктивной и созидательной деятельности на благо общества. Вектор духовности ориентирован не столько на развитие частных, узких социальных образцов профессионализма, сколько к уникальному и целостному формированию гражданина, способного приносить пользу не только себе, но и обществу [4, с. 76].

В начале XX века И.А. Ильин отмечал, что современный мир переживает глубокий кризис – религиозный, духовный и национальный. В деле возрождения духовности философ большую роль отводил воспитанию будущего гражданина в семье и социуме. Люди вольно или невольно постоянно воспитывают друг друга всяким своим проявлением: ответом и интонацией, улыбкой и ее отсутствием, приходом и уходом, просьбой и требованием, общением и бойкотом, деланием и неделанием. «Человек с детства воспринимает в душу поток чужого воспитывающего волеизъявления; уже тогда, когда сила очевидности еще не пробудилась в его душе и сила любви еще не одухотворилась в нем для самовоспитания, в душу его как бы вливалась воля других людей, направленная на определение, оформление и укрепление его воли; еще не будучи в состоянии строить себя самостоятельно, он строил себя авторитетным, налагавшимся на него изволением других, – родителей, церкви, учителей, государственной власти, – научаясь верному, твердому воленаправлению» [5, с. 407].

Духовный кризис усугубился на рубеже XIX-XX вв. и не преодолен в начале нынешнего столетия. Можно сколько угодно рассуждать о «плюсах» и «минусах» советской идеологии, но полное ее отсутствие тоже не лучший вариант. Не случайно В.В. Путин 12 декабря 2012 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. <…> Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [6].

Человек, культура, патриотизм и творчество – главные ценности гуманистического образования. Основополагающим свойством человека традиционной культуры является его способность к ценностной идентификации. Для подрастающего поколения россиян полем культурной самоидентификации и самодетерми­нации является русская национальная культура – от ее истоков до наших дней (историческая память). Ценностные основания и целевые установки гуманитарного образования связываются с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, ориентированного на национальные цен­ности.

Многие соотечественники пытаются найти рецепты быстрого строительства в РФ гражданского общества, забывая при этом, что возрождение духовности и достижение высокого уровня правосознания народа – длительный процесс, нуждающийся в тщательной методологической проработке в сферах науки и образования, объединяющий усилия в общем деле всех граждан без исключения. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [7, с. 79].

Каждый человек имеет правосознание вне зависимости от того, знает он об этом или нет, заботится он о нем либо пренебрегает им, укрепляет его в себе или игнорирует его проявления. И.А. Ильин подчеркивал, что основы правосознания народа закладываются именно в семье [5, с. 242].

Общество, культура, семья – неразрывны. Культура семьи – это развитие и становление личности в почитании истинных ценностей своего народа. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества, потому что она взращивает главное богатство общества – человека.

Нет человека без правосознания, поскольку даже преступник, нарушающий закон, в своей повседневной жизни, так или иначе, ставит перед собой вопрос: о праве и не праве, о моем праве и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. Первое проявление естественного правосознания проявляется в человеке в тот момент, когда он поставлен перед фактом попрания своих личных прав, тогда инстинкт самосохранения переносит его в поле правовой совести и взывает к другим людям об их священных и неприкосновенных правах. Пропустив ситуацию через себя, индивид осознает, что естественное правосознание не есть кабинетное измышление, а реально духовный орган, необходимый не только всем людям в повседневной жизни, дабы они уважали его право, но и ему самому, чтобы он уважал права других людей.

В современном обществе есть множество людей с уродливой формой правосознания, которая свойственна не только отдельным индивидам, но и государству в целом, если оно погрязло в коррупции и цинизме. Государство нельзя назвать лишь «системой внешнего порядка», осуществляющейся через внешние поступки людей. Государство, прежде всего, творится внутренне, в своей духовной сущности, совершается и протекает в душе своих граждан через проявление человеческого правосознания. Граждане, принадлежащие государству только формально юридически, а душевно и духовно чуждые ему, могут стать вредителями и предателями Отечества: «Своекорыстные, безнравственные, продажные люди, беззастенчивые и беспринципные карьеристы, циничные демагоги, честолюбивые и властолюбивые авантюристы – не говоря уже о простых преступниках – не могут ни создать, ни поддерживать здоровый государственный организм» [5, с. 328].

Строительство гражданского общества будет идти семимильными шагами, если граждане РФ осознают необходимость включения каждого индивида в общее дело: создание для подрастающего поколения россиян достойного настоящего, позволяющего взрослым обрести уверенность в их светлом будущем, чтобы спустя десятилетия потомки смогли назвать нынешнюю эпоху – великим прошлым.

Современный человек хочет жить достойно и обеспеченно не в отдаленном будущем, а «здесь и сейчас». Вся существующая философия, отмечал С. Франк, старается уверить нас, что смысл жизни человека состоит в движении к лучшему и светлому будущему. Однако такая вера в смысл жизни, обретаемый через участие в великом общем деле, долженствующем спасти мир в неком «отложенном будущем», необоснованна [8, c. 74]. Для обретения смысла жизни необходимо найти в самой нашей реальной, индивидуальной жизни какую-то ей присущую цель или ценность. Абсолютная цель должна служить совершенствованию и осмыслению частной жизни. Только в этом случае она наполняет смыслом каждую конкретную человеческую жизнь.

Логика единства высших ценностей и реалий повседневной человеческой жизни в смысложизненном поиске весьма плодотворна, и, поскольку судьба всегда являлась основным фактором человеческого бытия как в индивидуальной жизни каждого отдельного человека, так и в коллективном сознании сообщества людей, то закономерно будет на место абсолютной цели поставить проблему совершенствования судьбы через поиск смысла жизни, где человеку отводится главная роль – роль творца и созидателя как собственной судьбы, так и судьбы общества [9].

Процесс государственного строительства в РФ актуализирует ряд теоретических вопросов, связанных с особенностями России как многонационального, поликультурного и поликонфессионального государства, усиливая тем самым понимание значимости проблемы модернизации системы образования, формирования в России институтов гражданского общества и отмечая приоритет общих для субъектов РФ и страны в целом традиционных ценностей [10, с. 37].

Декларация нравственных идеалов, закрепленная в Европейской конвенции о защите прав человека и Конституции РФ, требует своей реализации в практической деятельности, что представляется возможным благодаря высокому уровню правосознания россиян и степени развитости институтов гражданского общества. Все это реализуемо при условии создания единой научной магистрали, выстроенной на принципах гуманизма и национального согласия, ориентированной на консолидацию общества через осознание индивидом себя как части целого. Для этого необходимо:

– объединить усилия семьи, образовательных учреждений страны и социума в процессе формирования высокого уровня правосознания подрастающего поколения;

– модернизировать систему менеджмента качества, исходя из российских реалий и уровня развития гражданского общества;

– создать институты экспертизы и надзора за эффективностью работы учреждений сферы образования, здравоохранения, СМИ и т.д.;

– привести деятельность государства и гражданского общества в строгое соответствие с действующим законодательством;

– формировать кадровый резерв управленцев исходя из наличия у претендентов высокого уровня правосознания и компетенций.

Поскольку в соответствии с Конституцией РФ государственная/обязательная идеология в нашей стране запрещена (ст. 13, п.2), но признается идеологическое многообразие (ст. 13, п. 1) [11], то  в деле возрождения духовности народа необходимо задействовать духовные скрепы:

1) любовь к семье, природе, окружающим людям, малой родине, Родине – основа патриотизма;

2) милосердие, сочувствие, сострадание – основа взаимопомощи;

3) стремление к наукам, творчество, трудолюбие – основа служения народу;

4) искренность, уважение, настойчивость, справедливость – основа правосознания.

Духовное единство народа в основе своей имеет общую систему нравственных ориентиров, что способствует консолидации общества и ускоряет решение масштабных национальных задач. Духовные скрепы – это исторические маркеры и социокультурные образцы, центрированные на менталитет и духовно-нравственный потенциал народа, которые в своем сцеплении задают определенный алгоритм жизнедеятельности людей и общества, объединенных эпохой, культурой, религией, идеологией. На наш взгляд, реализация нравственных идеалов и сохранение уникального кода европейского сознания возможны посредством становления единой науки о человеке, аккумулирующей в себе естественнонаучное и гуманитарное познание: «Ставить нравственную планку на максимальную высоту – задача этики, а биоэтика должна находить способы и методы, чтобы нравственные заповеди реально работали в конкретной ситуации» [12].

Биоэтика – междисциплинарная система научного и вненаучного знания о главенстве общечеловеческих ценностей в деле сохранения жизни на Земле, о закономерностях и свойствах взаимодействия человека с окружающей средой, проявляющихся в аксиологическом измерении его отношения к самому себе, другим людям, природе, обществу и миру в целом. Экзистенциальные права человека, его автономия и биосоциальная целостность, свободное развитие личности – все это составляет уникальную природу человека и нуждается в защите от агрессивного биотехнологического вторжения в бытийные основания его жизни. Безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединенных в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле [13, с. 81].

Уникальный код европейского сознания включает в себя христианские идеи достоинства, свободы и нравственности, обладает неиссякаемым потенциалом в личной жизни индивида и социума. На сегодняшний день во многих странах Европы происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Святейший Патриарх Алексий II, выступая на очередной сессии ПАСЕ (2 октября 2007 года), отметил: «Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой — потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит и самостоятельного места в истории» [14].

Духовный лидер подчеркнул, что  «…в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан», а также «направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов» [14].

Безусловно, сохранение европейской культурной идентичности в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными стандартами предполагает сохранение нравственного измерения, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Таким образом, государственные институты несут на себе всю полноту ответственности за пропаганду или поощрение всего, что ослабляет или разрушает моральные устои общества.

В современном мире живут люди с разным религиозным мировоззрением и секулярным взглядом на жизнь. Традиционные моральные принципы служат основой для интеграции многокультурного общества, а нравственная скудость и религиозная безграмотность являются питательной средой для экстремизма и терроризма. Это актуализирует проблему дальнейшей гуманизации системы образования РФ через создание оптимальных условий для полноценного развития личности обучающихся на основе изучения не только ценностей светского общества, но и религиозных традиций народов, населяющих страну [15, с. 121].

В последнее время научная и педагогическая общественность обсуждает проблему целесообразности введения учебных дисциплин религиозной направленности в образовательные учреждения страны. Есть мнения «за» и «против». Изложение взглядов на эту проблему можно найти в ряде опубликованных работ [16, 17, 18, 19, 20, 21].

20-22 ноября 2014 года по инициативе Ассоциации российских религиоведческих центров в Санкт-Петербурге в рамках Дней философии состоялся Второй конгресс российских исследователей религии: «Наука о религии в XXI веке: традиционные методы и новые парадигмы», который стал площадкой для обсуждения важных текущих проблем современного образования в целом и религиоведения в частности, он акцентировал внимание на необходимости дальнейшей интеграции взаимодействия представителей различных наук, занимающихся исследованием религии. Конгресс стал местом открытого диалога и плодотворного сотрудничества между академическими учеными и богословами, философами и учеными-естественниками, историками и социологами. В конгрессе приняли участие сотрудники институтов РАН, педагогические работники университетов, докторанты, аспиранты, магистранты [22, с. 159].

На современном этапе развития нашему государству необходимо учитывать роль гуманизации и гуманитаризации науки и образования для обеспечения стабильности многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества. От успеха этой стратегии во многом зависит не только будущее нашей страны как федеративного государства, но и уровень духовно-нравственного развития граждан, степень мастерства и профессионализма россиян. Целесообразность организации подобных конгрессов, валидность их духовно-просветительских идей с точки зрения светского и религиозного гуманизма не вызывают сомнений, также очевидна необходимость дальнейшей координации научно-исследовательской, научно-организационной и научно-издательской деятельности в деле решения актуальных проблем современной науки о религии и академической идентичности. Такие научные мероприятия априори ориентированы на духовные скрепы, они вносят неоценимый вклад в дело развития институтов гражданского общества и подчеркивают важность сохранения национального согласия в стране.

Подытожив вышеизложенное, можно заключить: атомизация общества, ценностная аномия, разрушение социальной солидарности, понижение уровня доверия граждан друг к другу и к социальным институтам общества преодолимы при условии решения духовно-нравственных, социально-экономических и политических проблем.


Библиографический список
  1. Панарин И.Н. Информационная война и Третий Рим. – М.: НОУ ШО «Баярд», 2003. – 244 с.
  2. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? – М., 1990. – 48 с.
  3. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования //  Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. – № 31. – С. 57–61.
  4. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  5. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2008. – 912 с.
  6. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения 12.02.2015).
  7. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.   – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  8. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6. – С. 72–79.
  9. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. … канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2004. – 112 с.
  10. Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 38. – С. 37–42.
  11. Конституция Российской Федерации (с поправками) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://constitution.garant.ru/rf/chapter/2/ (дата обращения 12.02.2015).
  12. Засухина В.Н. Аксиология жизни как основа биоэтики в России: дис. … д-ра. филос. наук: Чита, 2012. – 470 с.
  13. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  14. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/301775.html (дата обращения 12.02.2015).
  15. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  16. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 31. – С. 83–88.
  17. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение электронной идентификации человека // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 33. – С. 17–22.
  18. Агеева Н.А. Подготовка и аттестация медицинских и педагогических работников в контексте светского и религиозного гуманизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 41. – С. 78–83.
  19. Месхи Б.Ч., Несмеянов Е.Е. Теология или лженаука: что на самом деле разрушает отечественное образование // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 82–89.
  20. Несмеянов Е.Е. Возражение на письмо «100 академиков» РАН // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 526–531.
  21. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  22. Агеева Н.А. Второй конгресс российских исследователей религии: «Наука о религии в XXI веке: традиционные методы и новые парадигмы» // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 158–159.


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: