МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

Гогсадзе Мария Георгиевна
Финансовый Университет при Правительстве РФ

Аннотация
В данной статье предложено определение понятия «внутренний аудит в корпорациях». Определена универсальная методика аудита любого бизнес-процесса. Предложены тесты, которые могут быть использованы для основных бизнес-процессов, связанных с производством продуктов (работ, услуг).

Ключевые слова: бизнес-единица, внутренний аудит, внутренний контроль, риск


THE METHODOLOGY OF INTERNAL AUDIT OF KEY BUSINESS PROCESSES OF CORPORATE ACTIVITIES

Gogsadze Maria Georgievna
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
In this article proposed definition of "internal audit in corporations". Defined universal method of any audit of the business process. Suggested tests that can be used for key business processes associated with the production of products (works, services).

Keywords: business unit, internal audit, internal control


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гогсадзе М.Г. Методика внутреннего аудита основных бизнес-процессов деятельности корпораций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52300 (дата обращения: 20.04.2024).

Прежде всего, на взгляд автора, важно дать определение понятию «внутренний аудит в корпорации».

Изучив и проанализировав уже существующие понятия, можно предложить следующее авторское определение внутреннего аудита в корпорациях: внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами непрерывная деятельность по независимой и объективной оценке эффективности функционирования системы внутреннего контроля корпорации и ее бизнес-единиц в целях повышения эффективности хозяйствующего субъекта в будущем.

Предложенное определение отличается от уже существующих тем, что в нем делается акцент на обязательную оценку внутренним аудитом эффективности работы не только в целом системы внутреннего контроля (СВК) всей компании, но и тех СВК, которые функционируют в каждой отдельной ее бизнес-единице.

Предлагаемый подход относительно трактовки понятия внутреннего аудита позволит реализовать в корпорации единую методику оценки, в том числе применительно к каждой бизнес-единице, где организованы и функционируют данные системы, и повысить в целом эффективность управления холдингом.

После того, как мы разобрались с понятием внутреннего аудита в корпорации, можно переходить к рассмотрению методики аудита бизнес-процессов.

В данной статье методика внутреннего аудита формируется в отношении определенного вида заданий и с учетом определенно выбранного подхода. В работе предлагается использовать процессный подход, но он не является единственно возможным. Необходимо отметить, что в последние годы было опубликовано очень много работ экономистов, в которых вопросы методики аудита разрабатываются в соответствии с целями и задачами аудита в рыночной экономике и стандартами аудита.

Во время разработки общего плана внутреннего аудита необходимо обращать внимание на следующие вопросы:

-  риск и существенность;

- системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- деятельность, осуществляемая в рамках процесса;

- характер, временные рамки и объем аудиторских процедур;

- текущий контроль и направление выполненной работы;

- координация работы исполнителей;

-  прочие аспекты.

Рассмотрим основные этапы аудита бизнес-процессов.

1. Оценка аудиторского риска и существенности.

Основные задачи:

- определить уровень существенности искажений (ошибок);

- дать оценку риска выражения аудитором неверного мнения при использовании выборочных методов контроля.

Направление контрольных процедур:

- до начала необходимо определить допустимый уровень существенности ошибки исследуемых показателей бизнес-процесса;

- после оценки СВК и выявленных рисков существенного искажения информации и рисков, присущих определенному бизнес-процессу, дать оценку аудиторского риска ;

- обосновать и документально зафиксировать необходимость корректировки существенности в ходе проверки.

2. Анализ показателей, характеризующих бизнес-процессы.

Задачи:

- получить знания об эффективности функционирования бизнес-процессов;

- выявить сильные и слабые стороны.

Направление контрольных процедур:

- проанализировать выполнение плановых показателей;

- проанализировать динамику показателей и дать оценку влияния этих показателей на деятельность организации в целом;

- дать оценку достаточности ресурсов, а также эффективности их использования;

- обосновать необходимости развития/сокращения деятельности процесса;

- сделать прогноз показателей с учетом задач развития организации;

- проанализировать претензии потребителей процесса.

3. Проверка адекватности и полноты описания в документах регламентов бизнес- процессов организации.

Задача:

- достичь понимания бизнес-процессов организации в объеме, достаточном для планирования и выполнения аудиторских процедур, оценки рисков, присущих бизнес-процессам.

Направление контрольных процедур:

- проверить наличие документов;

- проанализировать полноту и качество описания процесса и его элементов;

- проанализировать предложения и определение необходимости внесения изменений в регламенты.

4. Анализ рисков бизнес-процессов и эффективность управления ими.

Задачи:

- получить достаточные знания об эффективности процедур управления рисками;

- выявить возможное  влияние рисков на искажение отчетности.

Направление контрольных процедур:

- описание рисков;

- провести анализ полноты описания рисков;

- выявить факторы и обстоятельства возможного проявления риска;

- проанализировать методы управления рисками бизнес-процессов на уровне организации в целом;

- проанализировать эффективность принимаемых мер по управлению рисками;

- дать оценку последствий влияния риска (позитивных и негативных) на деятельность организации;

- мониторинг рисков и оценка его эффективности;

- оценить возможное влияния рисков на искажение информации о бизнес-процессе.

5. Оценка эффективности контрольной среды бизнес-процессов

Задача:

- установить соответствие контрольной среды задачам эффек­тивного управления.

Направление контрольных процедур:

- соблюдение требований корпоративной этики;

- компетентность сотрудников;

- компетентность и стиль работы руководителя;

- соответствие ответственности и полномочий; мотивации и профессиональный рост.

6. Анализ системы учетно-аналитического обеспечения управления . бизнес-процессами.                                               .

Задачи:

- проанализировать существующую систему информационного обеспечения управления,

- определить соответствие учета целям и задачам управления бизнес-процессами.

Направление контрольных процедур:

- состав информации и ее соответствие задачам управления;

- используемые методы и способы бухгалтерского учета и их соответствие требованиям законодательства;

- методы и процедуры сбора и передачи информации; необходимость изменения и обновления базы данных;

- технические и программные средства сбора и обработки информа­ции и эффективность их использования.

7. Эффективность контрольных процедур бизнес-процесса.

Задача:

- установить эффективность, средств контроля за бизнес- процессами, заключающейся в своевременном предотвращении, выявлении и устранении отклонений в его функционировании;

Направление контрольных процедур:

- проверить соблюдение распоряжений и регламен­тов;

- проверить наличие и сохранность ресурсов;

- ограничить несанкционированный доступ к ресурсам и информации;

- санкционирование действий.

8. Формирование выводов и рекомендаций по результатам аудитор­ского задания.

Задача:

-  сформировать выводы и рекомендации, отвечающие целям и задачам аудиторского задания.

Направление контрольных процедур:

- обобщить результаты выпол­нения задания;

- проанализировать выявленные нарушения и оценить существенность их влияния;

- подготовить информацию и предварительно обсудить выводы с должностными лицами;

- оценить полноту и качество выполнения задания и необходимость дополнительных процедур;

- сформулировать выводы и рекомендации;

- подготовить отчет по выполнению задания.

Данный комплекс работ, предложенный  выше, универсален и служит для внутреннего аудита любого бизнес-процесса (основного, вспомогательного и управленческого). Специфика каждого определенного бизнес-процесса должна учитываться в программе проверки, которая адаптируется в соответствии с предметом задания и особенностями объекта проверки.

Набор методических документов, необходимых для реализации программы проверки, может существенно отличаться по объему в зависимости от объекта проверки и включает:

-  тесты проверки на соответствие;

- тесты проверки по существу;

- рекомендации или методики проведения аналитических процедур;

- формы рабочих документов.

Аудиторские процедуры проверки должны обеспечить получение ин­формации о типичных операциях и последовательности учетных процедур процесса, о возможных ошибках, об оценке приемлемого уровня существен­ности и аудиторского риска по группе счетов бухгалтерского учета, относя­щихся к процессу, изучение СВК, характерной для данного процесса и оцен­ку риска ее неэффективности. Необходимо определить перечень аудитор­ских процедур, используемых для сбора доказательств, и разработать основ­ные рабочие документы аудитора для каждого проверяемого процесса. Для этого необходимо дать описание действующей СВК, оценить це­лесообразность контрольных механизмов, проверить эффективность СВК. При этом следует руководствоваться принципами, необходимыми для функ­ционирования данной системы: организация рабочих процессов, наличие ор­ганизационного плана и рабочих инструкций, разделение функциональных обязанностей, описание хозяйственных процессов, контроль.

В ходе изучения и оценки системы внутрихозяйственного контроля для каждого процесса рекомендуется, применять специально разработанные тестовые процедуры, перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии, специальные; бланки (проверочные листы), блок-схемы и графики, перечни замечаний, протоколы или акты.

Для каждого бизнес-процесса целесообразно разрабатывать аналити­ческие процедуры в виде методики анализа деятельности. Кроме того, пред­ложенный в общем плане комплекс работ включает контрольные процеду­ры, соответствующие различным видам аудиторских заданий: аудит досто­верности, аудит соответствия требованиям, аудит эффективности, в том числе анализ рисков и эффективность управления ими.

В развитие общего плана и программы аудита бизнес-процесса во внутренних стандартах как методические материалы могут разрабатываться тесты в отношении отдельных элементов бизнес-процесса. В качестве при­мера подобных методических материалов в работе предложены тесты, кото­рые могут быть использованы для основных бизнес-процессов, связанных с производством продуктов (работ, услуг). Для тестирования элемента “вход” основного бизнес-процесса предложен тест процедур проверки по существу, представленный “Тест процедур проверки по существу материаль­ных элементов (вход) основного бизнес-процесса ” (Таблица 1).

Таблица 1. Тест процедур проверки по существу материальных элементов основного бизнес-процесса:

Направления тестирования Контрольные процедуры

Источник получения дока­зательств

Выявление отклонений показа­телей закупки и потребления сырья и материалов от плана закупок и норм потребления Анализ фактических и пла­новых показателей потреб­ления сырья и материалов; инспектирование План производства; данные отдела закупок, производст­венных отделов; анализ реги­стра синтетического и анали­тического учета по счетам . 10 “Материалы”, 20 “Основное производство”, 23 “Вспомо­гательное производство”
Определение причин и по­следствий выявленных от­клонений (как положитель­ных, так и отрицательных) фактических показателей за­купки и потребления сырья и материалов от плановых по­казателей Аналитические процедуры; процедуры по существу в развитие выявленного фак­та отклонения показателей
Определение полноты и свое­временности обеспечения процесса необходимыми сырьем и материалами. Запрос-подтверждение; ин­спектирование; аналитиче­ские процедуры Данные производственных отделов, статистика останов­ки производственного про­цесса, простоев
Установление соответствия качественных характеристик сырья и материалов установ­ленным требованиям Запрос отделу закупок

 

Данные о качестве сырья и ма­териалов от отдела закупок; данные технического контроля; регламентирующие, документы, определяющие критерии качественных характеристик сырья и материалов для изготовления вида продукции-
1 2 3
Установление санкционированности и обоснованности изменений качественных характеристик сырья и материалов Инспектирование, запрос- подтверждение Распорядительные документы, разрешающие закупку сырья и материалов с отличными от установленных качественными характеристиками; данные технического контроля
Оценка влияния изменений качественных характеристик сырья и материалов на качество производимой продукции Аналитические процедуры, процедуры по существу Данные ОТК, данные отдела маркетинга об удовлетворен­ности клиентов производимой продукцией
Установление соответствия фактических показателей ис­пользования сырья и материалов плановым показателям Аналитические процедуры Данные производственных отделов; анализ регистра синтетического и аналитиче­ского учета по счетам 10 “Ма­териалы”, 20 “Основное про­изводство”, 23 “Вспомога­тельное производство»
Анализ ритмичности поставок сырья и материалов Запрос-подтверждение; ин­спектирование; аналитиче­ские процедуры Статистика отдела закупок; анализ регистра синтетиче­ского и аналитического учета по счету 60 “Поставщики и заказчики”
Анализ договорной работы с поставщиками и работы по поиску новых поставщиков Запрос-подтверждение; ин­спектирование; аналитиче­ские процедуры Статистика срыва поставок
Анализ отслеживания лучших предложений по закупке сырья, материалов в соотношении, “цена-качество” Аналитические процедуры, запрос-подтверждение Договоры поставки сырья и материалов; данные отдела закупок, производственных отделов в отношении качества сырья и материалов
Анализ конкурентных пре­имуществ используемых сырья и материалов Аналитические процедуры, запрос-подтверждение Данные отдела маркетинга

Приведенный в тесте перечень контрольных процедур позволяет получить доказательства в отношении ряда предпосылок: полнота, права, обязанности. Направления тестирования позволяют получить информацию об отклонениях в функционировании процесса, оценить эффективности использования материальных элементов, а также их влияние на эффективность процесса. Приведенный перечень процедур может быть дополнен как по предпосылкам получения надлежащих доказательств, так и по целям проведения процедур.


Библиографический список
  1. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 04.11.2014) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»// Российская газета, № 6, 12.01.1993
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ)// Аудиторские ведомости, №  6, 1997
  3. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» //Российская Бизнес-газета, № 39, 08.10.2002 (Постановление, Правило (стандарт) № 1 – п. 9 Правила (стандарта) № 3)
  4. Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» (вместе с «Кодексом корпоративного поведения» от 05.04.2002)// Вестник ФКЦБ России, № 4, 30.04.2002 (распоряжение). Документ фактически утратил силу в связи с изданием письма Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463, которым рекомендован Кодекс корпоративного управления.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гогсадзе Мария Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация