УДК 711:004.6

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИСОГД В УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ

Димитренко Нина Васильевна
Пензенский государственный университет архитектуры и градостроительства, доцент кафедры "Градостроительство"
член Союза архитекторов РФ, практикующий архитектор-градостроитель

Аннотация
В статье рассмотрены роль и значение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в сферах территориального планирования и управления развитием территории на всех уровнях. Определен круг вопросов, решаемых в процессе создания единой структуры информационного обеспечения органами управления.

Ключевые слова: градостроительная деятельность, градостроительное законодательство, информационные системы, мониторинг, территориальное планирование, управление развитием территорий, устойчивое развитие территорий.


EFFICIENCY OF INTRODUCTION ISOGD IN MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Dimitrenko Nina Vasilyevna
Penza state university of architecture and town planning
associate professor of "Town planning", the member of the Union of architects of the Russian Federation, the practicing architect

Abstract
In article the role and value of information systems of ensuring town-planning activity in spheres of territorial planning and management of development of the territory at all levels are considered. The circle of the issues resolved in the course of creation of uniform structure of information support by governing bodies is defined.

Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Димитренко Н.В. Эффективность внедрения ИСОГД в управление развитием территории // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52238 (дата обращения: 29.09.2017).

Требования современного законодательства в сфере градостроительного планирования и социально- экономические условия определяют характер задач, предъявляемых к разработке и использованию градостроительной документации, которая является одним из важнейших средств достижения устойчивого развития территорий.

Нарастающие объемы градостроительного проектирования, вызванные активным развитием всех сфер муниципальной экономики, а также активное развитие и влияние информационных технологий показали, что старые формы управления в области архитектуры и градорегулирования не могут и не должны существовать в прежнем формате.

Осуществление градостроительной деятельности, неразрывно связанной с анализом и обработкой пространственных данных, а также необходимостью значительно повысить эффективность принимаемых решений в сфере управления, градорегулирования определили необходимость создания единой автоматизированной системы управления градостроительным развитием территорий.

Формированию нормативно-правовой базы информационного обеспечения градостроительной деятельности послужило принятие Градостроительного кодекса РФ 1998 г. (гл. XI. Государственный градостроительный кадастр и мониторинг объектов градостроительной деятельности) и Постановления Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 856 “О ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации”.

Статья 54 ГК РФ 1998 года определяет государственный градостроительный кадастр как государственную информационную систему сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности и, в том числе, для осуществления изменений объектов недвижимости, где основой государственного градостроительного кадастра является государственный земельный кадастр. В тоже время, государственный градостроительный кадастр включает в себя также сведения других отраслевых кадастров и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности информационных систем.

Появление термина «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности» (далее – ИСОГД) было определено новым Градостроительным кодексом в 2004 г. Структуру, порядок формирования и ведения ИСОГД, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определяет положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» и Приказ Министра регионального развития РФ от 30 августа 2007 г. N 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности».

ИСОГД является тем эффективным инструментальным комплексом, который представляет собой единую автоматизированную систему, включающую сведения о современном состоянии и использовании территорий, градостроительные решения всех уровней, нормативно-правовые и экономические механизмы реализации градостроительной политики, обеспечивая системное управление градостроительными процессами в сфере развития территорий.

В целях обеспечения базового информационного поля достоверными и полноценными данными о современном состоянии всех сфер муниципального хозяйства, важно понимать распределение и взаимосвязь исследуемых ресурсов на территории города.

Именно регулярный мониторинг, актуальность и достоверность официальной статистической информации об экономическом, социальном, демографическом и экологическом положении города в целом, а также систематизация полученных сведений по территории в соответствии с ее планировочной организацией, позволяют эффективно применять управленческие решения в социально-экономическом, территориальном развитии муниципальных образований, инвестиционной деятельности, а также сокращать сроки оказания муниципальных услуг.

И в данном случае, современные информационные технологии выступают надежным инструментом в мониторинге использования территории, а также в дальнейшем ее управлении, что позволяет минимизировать возникновение градостроительных и управленческих ошибок.

Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности как организованный систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

В связи с чем, широкое применение в современном градостроительном проектировании новейших информационных технологий позволяет формировать градостроительную документацию по территориальному планированию на качественно ином уровне, учитывающем весь комплекс факторов на территории объекта проектирования.

Одной из основных характеристик современной градостроительной документации является необходимость учета прав и законных интересов всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, на основе данных Государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН), сведения о которых размещены на едином государственном портале Росреестра и используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

В этом случае эффективность разработки градостроительной документации, а в дальнейшем и ее реализации, возможна на основе взаимосвязи баз данных ИСОГД и земельного кадастра, сформированных на территории объекта проектирования.

Создание системы информационного обеспечения градостроительной деятельности необходимо для решения следующих задач:

- формирование банка данных о современном состоянии, использовании и условиях использования территории для эффективного принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах территориального планирования и развития территорий, инвестиционной и хозяйственной деятельности;

- мониторинг реализации градостроительных решений с целью согласованности и преемственности  градостроительной документации на всех уровнях, что позволит совершенствовать подготовку и качество проектов градостроительной документации и документов градостроительного регулирования;

- обеспечение информацией о современном состоянии территории, её планируемых изменениях и разрешённом использовании всех участников градостроительной деятельности;

- устранение административных барьеров за счет внедрения  систем управления процессами и электронных административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, использование ИСОГД позволяет сократить и перевести значительные архивные объемы документооборота управленческой, градостроительной и землеустроительной деятельности в единую цифровую информационную систему, систематизируя базу данных с целью оперативного межведомственного взаимодействия, обеспечивающего принятие наиболее эффективных управленческого решений в различных сферах хозяйственной деятельности.

Эксплуатация ИСОГД обеспечивает органы государственной власти, органы местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, а также проведения землеустройства. При этом сведения, содержащиеся в данной информационной системе, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к категории ограниченного доступа, в соответствии с действующим законодательством.

Следует отметить, что в настоящее время ИСОГД созданы только в ряде городов. Организацию процесса создания муниципальных ИСОГД осложнял ряд таких проблем как:

- низкая обеспеченность территорий актуализированной цифровой картографической основой;

- отсутствие единообразия информационных пространственных данных;

- межведомственная несогласованность по обмену сведениями;

- отставание сроков формирования нормативно-правовой базы от сроков реализации мероприятий, определенных законодательством;

- вопросы, касающиеся содержания данных информационных ресурсов.

Градостроительным кодексом 2011 года введена статья 57.1 о Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП), определяющая понятие, назначение, принципы и требования ведения данной информационной системы. Целью создания ФГИС ТП является обеспечение информационной поддержки принятия управленческих решений органами государственной власти и органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, оптимизация процедуры согласования документов территориального планирования на всех уровнях, обеспечение согласованности и публичности градостроительных решений на различных уровнях управления и планирования.

В настоящее время градостроительное законодательство предусматривает территориальное планирование на трех уровнях управления: федеральном, региональном и муниципальном, с учетом определения установленного и планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения в документах территориального планирования и документации по планировке территории.

Однако, введение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на сегодняшний день  предусмотрено только на федеральном и муниципальном уровнях, как ФГИС ТП и ИСОГД. Законодательство не наделяет субъекты РФ полномочиями по созданию и ведению региональной информационной системы территориального планирования (далее – РГИС ГД). Это обстоятельство значительно снижает взаимодействие структурных подразделений на уровне муниципалитета, региона и в целом РФ, уполномоченных на осуществление деятельности в сферах социально-экономического и пространственного планирования.

Как показала практика, в целях взаимоувязанного обеспечения органов власти муниципального, регионального и федерального уровней информацией, необходимой для эффективного принятия решений по регулированию и использованию территорий, в ряде субъектов РФ (Тюменская область, Калининградская область, Калужская область, Ярославская область) были созданы банки данных регионального уровня, включающие информационную систему регионального уровня и типовые решения для создания ИСОГД на уровне органов местного самоуправления (или обеспечивающие интеграцию с существующими системами).

Это позволит в дальнейшем координировано решать вопросы планов развития муниципальных образований, региона, эффективно обеспечивать процессы градорегулирования, оптимизировать процессы электронного информационного взаимодействия органов местного самоуправления с региональными и федеральными ведомствами, а также усилит роль инвестиционной составляющей в процессе развития территорий.

Вопрос о необходимости создания трехуровневой информационно-аналитической системы управления развитием территорий в Российской Федерации неоднократно поднимался ГИС-Ассоциацией и Национальной гильдией градостроителей с предложением поддержать законодательную инициативу по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, направленных на формирование данной системы.

Учитывая многоуровневость и многофакторность территориального планирования, создание трехуровневой информационной системы позволит систематизировать и взаимоувязать информационно-аналитические ресурсы территориального планирования с целью согласованного выполнения проектных и управленческих функций всеми субъектами градостроительной деятельности на всех ее стадиях.


Библиографический список
  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ (с изм. от 31.12.2014 N 499-ФЗ., в ред. с 01.03.2015 г.).
  2. Постановление правительства РФ № 363 от 09 июня 2006 г. «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
  3. Постановление правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования».
  4. Сайт ГИС-ассоциации http://www.gisa.ru (дата обращения: 15.04.2015)
  5. Вильнер М.Я. Градостроительная политика в свете проблем управления территорий [Текст] // Сборник статей Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // «Издательство «Зодчий», Санкт-Петербург, 2009, С.23-30.
  6. Вильнер М.Я. О критерии оценки качества документов территориального планирования [Текст]  / сайт ГИС-Aссоциации http://www.gisa.ru/83538.html(дата обращения: 15.04.2015)
  7. Береговских А.Н. Управление развитием территорий и градостроительная документация. Ч.1. Разработка градостроительной документации муниципальных образований [Текст] // РА «Град», Омск, 2008, С.288.
  8. Береговских А.Н., Доброскок Л.Ю. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности и Государственный кадастр недвижимости [Текст] // Управление развитием территории №1, 2007.
  9. Береговских А.Н.: Законодательство об информационном обеспечении градостроительной деятельности требует решительных изменений! Присоединяйтесь! [Текст] / сайт Ассоциации компаний ГРАД http://www.itpgrad.ru/node/460 (дата обращения: 17.04.2015)
  10. Сайт ассоциации компаний «Град». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itpgrad.com/node/103 . (дата обращения: 18.04.2015)


Все статьи автора «Димитренко Нина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: