УДК 339.9.01

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Буценко Ирина Николаевна1, Мигдалёва Елена Александровна2
1Высшая школа экономики и бизнеса ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики
2Высшая школа экономики и бизнеса ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», магистрант кафедры международной экономики

Аннотация
Данная статья посвящена обзору теоретических и методических подходов к исследованию сравнительных преимуществ в международной торговле. Обобщено сущность экономической категории «сравнительные преимущества» и экономические теории, рассматривающие сравнительные преимущества как необходимый атрибут международной торговли. Выделены методические подходы к определениюсравнительных преимуществ в международной торговле.

Ключевые слова: метод Баласса, метод схожести; метод содержания факторов производства, сравнительные преимущества, теория сравнительных преимуществ


COMPARATIVE ADVANTAGES IN INTERNATIONAL TRADE: THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS

Butsenko Irina Nicolaevna1, Migdalyova Yelena Aleksandrovna2
1Higher School of Economic and Business «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», PnD Economic Sciences, Assistant Professor ofthe International Economic Department
2Higher School of Economic and Business «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», Undergraduate Student of the International Economic Department

Abstract
The following article is dedicated to the review of theoretical and methodical approaches to the research of comparative advantages in international trade. The essence of the economic category “comparative advantages” and economic theories considering comparative advantages as a necessary attribute of international trade are generalized. Methodical approaches to the definition of comparative advantages in international trade are highlighted.

Keywords: Balass's method, comparative advantages, similarity method, the rudimentary model, the theory of comparative advantages


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Буценко И.Н., Мигдалёва Е.А. Сравнительные преимущества в международной торговле: теоретические и методические аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52232 (дата обращения: 02.10.2017).

Теоретико-методологические исследования концепций сравнительных преимуществ в международной торговле занимают важное место в экономической науке. Экономическая категория «Сравнительные преимущества» рассматривалась и уточнялась представителями различных направлений экономической мысли на протяжении многих лет. 

Основы теории сравнительных преимуществ были сформулированы А. Смитом и Д. Рикардо[4], которые исследовали возможности страны участвовать в международной торговле в условиях свободной конкуренции. В ходе эволюции и развития мировой экономики теория видоизменялась и дополнялась. Возникли новые подходы, теории, трактовки экономической категории «Сравнительные преимущества» (таблица 1).

Таблица 1 – Экономическая категория «Сравнительные преимущества»
Автор
Определение
Д. Рикардо Концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией.
Т.Волрас Преимущество страны в производстве определенных товаров, возникающее благодаря беспрепятственной доступности факторов производства и передовых технологий.
П.Э.Cамуэльсон Преимущества стран в производстве, возникающие благодаря различиям в наделенности стран факторами производства, различиям в технологиях производства, разный уровень капиталовооруженности труда, различия в принципах экономического устройства стран, политических условий в стране.
С.Фишер, 
Р.Дорнбуш
Страна экспортирует те товары, которые в среднем относительно других стран дешевле в общем равновесии закрытой экономики.
О.В.Сиполс Преимущество, которым обладает страна, участвующая в международной торговле, если она способна производить товар с более низкими издержками, чем другие страны.

Источник: составлено на основании[1; 4; 8; 9]

Исследованию сущностных характеристик, форм проявления и механизмов реализации сравнительных преимуществ посвящены работы следующих ученных: Б. Балассы [2], Т. Волраса [9], С. Фишера, Р. Дорнбуша [4], П. Самуэльсона [8], Б. Уилмаза [10].Большинство ученых полагают, что только развитие торговли на основе сравнительных преимуществ может принести стране максимально положительный эффект. Формирование структуры внешней торговли, основанной на сравнительных преимуществах, возможно только при сохранении свободного выбора рыночными субъектами условий взаимовыгодного обмена, исключающего значительное регулирование со стороны государства.
Основные теории, рассматривающие сравнительные преимущества как необходимый атрибут международной торговли обобщены в таблице 2.

Таблица 2 –Сравнительные преимущества в экономических теориях
Автор, название теории, год
Сущность теории
Д.Рикардо«Теория сравнительных преимуществ» (1817г.) Наравне с абсолютными, страны обладают сравнительными преимуществами, которые и позволяют им участвовать в мировой торговле в отсутствии первых. Теория предполагает, что сравнительное преимущество возникает из-за разницы в технологическом развитии между странами, а точнее – разнице в развитии факторов производства и выявляется путем сравнения относительных издержек производства.
Э.Хекшер, Б.Олин
«Теория факторных пропорций» (1935 г.)
Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Сравнительные преимущества связаны с различиями в обеспеченности страны факторами производства и пропорциями, в которых они используются в производстве различных товаров. Сравнительным преимуществом будут обладать товары, при производстве которых затрачивается больше факторов, имеющихся в данной стране в изобилии.
П.Р.Кругман,С. Гроссман, Э.Хелпман,В.Реддинг
«Динамические сравнительные преимущества», (1987 г.,1991г.,1997 г.)
Динамические сравнительные преимущества – это более быстрые темпы наращивания сравнительных преимуществ по сравнению с конкурентами, основываясь на которых государство, не обладающее сравнительными преимуществами в той или иной отрасли, в динамике может их приобрести.
Б.Баласс
«Концепция выявленных конкурентных преимуществ»(1964 г.)
Согласно концепции сравнительные преимущества проявляются в относительно больших долях отдельного продукта (сектора) в структуре экспорта, в то время как сравнительные «недостатки» – в относительно низких долях продукта (сектора).

Источник: составлено на основании[4; 7; 9; 10]

Можно резюмировать, что теория Д. Рикардо является фундаментом для всех последующих исследований сравнительных преимуществ в экономических теориях, с учетом того, что она была сформулирована на основе концепции выгод специализации (абсолютных издержек) А. Смита. Теория Д. Рикардо совершенствовалась и дополнялась в работах его последователей. В поздних неоклассических вариантах теория сравнительных преимуществ (Э. Хекшер, Б. Олин) доработана с учетом дифференцированности факторов производства, неравномерность распределения которых внутри стран выступает причиной неравенства абсолютных и сравнительных издержек производства в этих странах. Чем больше разница в сравнительных издержках производства у стран, включенных в систему международного разделения труда, тем больше их выигрыш от участия в международном обмене.
Важной методологической чертой любого экономического исследования является разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного системного исследования. Подходы к определениюсравнительных преимуществ в международной торговле в работах отечественных и зарубежных ученных достаточно разнообразны. Выделим наиболее известные в практике: метод Баласса, метод схожести; модельсодержания факторов. 
Наиболее популярной формулой, позволяющей определить сравнительные преимущества стран в международной торговле, встречающиеся в работах многих отечественных и зарубежных экономистов, является «индекс Баласса», предложенный Б. Балассой в 1965 г. [2].Индекс Баласса рассчитывается как соотношение между долей экспорта определенного товара в общем объеме экспорта страны и долей этого товара в общем объеме мирового экспорта:

RCA1= (XijXit) / (XnjXnt) = (XijXnj) / (XitXnt),

где Х – экспорт, i – исследуемая страна, j – товар (или отрасль промышленности), t – группа товаров (или отраслей промышленности) и n- группа стран. 
Предложенный индекс получил название коэффициента «выявленного сравнительного преимущества» (Revealedcomparativeadvantage – RCA), так как расчет производится на основе уже имеющихся данных об экспорте товаров данной страны или группы стран. Индекс Баласса сегодня широко применяется при расчете выявленного сравнительного преимущества. Страна обладает сравнительным преимуществом при RCA1> 1. Если RCA1< 1, то считается, что страна имеет «выявленное непреимущество» в определенной группе товаров или отраслей. 
Индекса Баласса много раз пересматривалась.На основе расчета индекса Баласса, Т. Волрас [9]анализировал сравнительные преимущества глобальном уровне, С. Димелис и К. Гатсиос [3] исследовали закономерности двусторонней торговли между странами. 
Главной чертой метода схожести[6] является то, что на первоначальном этапе нужно определить сравниваемые страны, которых в силу ряда причин могут быть ориентирами для развития экспорта. И если страны схожи и обладают одинаковыми ресурсами, то их можно рассматривать как потенциальных конкурентов в той или иной области, особенно это актуально для стран, которые экспортируют одинаковые товары или услуги. 
Метод схожести стран, потенциально конкурирующих на рынке экспорта имеет две стадии. Первая стадия – отбор нескольких стран на основе количественной оценки. Вторая стадия – обор из числа выбранных стран, основанный на индексах схожести экспорта. 
После количественного отбора сравниваемых стран можно определить индекс схожести (ЕS) между реальным экспортом одной страны и реальным экспортом отобранных стран:

где A иB – отобранные сравниваемые страны;l – мировой рынок (либо рынок определенных товаров) и Xj – доля отраслиjв экспорте страны в целом. Если распределение экспорта стран A иB на рынокlаналогично (т.е. Xj(Al) = Xj(Bl), то здесь имеет место абсолютная идентичность и индекс приобретает значение 100. При отсутствии схожести экспортируемых товаров или структуры производства экспорта стран Aи B (т.е. когда, либо Xj(Al)=0, либо Xj(Bl)=0 для любогоj), индекс становится равным нулю.
Индекс схожести выявляет схожесть лишь по категориям товаров, что позволяет сравнить разные страны, как по размеру, так и по уровню развития.
Модель содержания факторов[5]представляет собой реализацию двухфакторной модели Хекшера-Олина, но уже с учетом нескольких секторов экономики и нескольких выпускаемых товаров. Теоретическая часть метода описана В.Этьером в 1984 г.[5]. Данный метод характеризуется достаточно мощным математическим аппаратом, представляющим собой отношение количества факторов производства, которое необходимо затратить для производства данного объема чистого экспорта на объемы факторов производства, затраченные на производство внутренней потребленной продукции. Данное отношение представляет собой индекс, с помощью которого и определяется сравнительное преимущество. Чем большее количество факторов используется в выпуске чистого экспорта и чем меньше факторов производства необходимо для выпуска внутреннего потребления, тем больше значение индекса, что говорит о более сильных позициях (сравнительного преимущества) страны в той или иной отрасли.
Ключевым аспектом данной модели В. Эртьер называет равенство внутреннего спроса и внутреннего предложения:

где А – матрица ёмкости факторов (аналогична матрице прямых затрат), содержащая количество каждого фактора производства, необходимого для выпуска одной единицы продукции; Q – вектор выпуска каждой продукции;V- вектор обеспеченности факторов.
Вектор выпуска каждой продукции представляет собой следующее:

где Т – вектор значений чистого экспорта для каждой отрасли; С - внутреннее потребление страны по каждому товару. 
Отношение того количества факторов производства, которое необходимо затратить для производства данного объема чистого экспорта (т.е. ) на объем факторов производства, затраченный на производство внутренней потребленной продукции (т.е. ) представляет собой индекс сравнительного преимущества.Чем больше значение индекса, тем большим сравнительным преимуществом обладает страна по производству того или иного товара. При отрицательном значении индекса страна находится в неблагоприятном положении по производству данного товара, т.е. импорт фактора превышает экспорт.
На основе проведенного обзора литературных источников можно утверждать, что научно-технический прогресс, различная степень развития экономик и неравномерность распределения природных ресурсов и полезных ископаемых в условиях развития глобализационных процессов и открытия национальных рынков заставляет страну ориентироваться на производстве товаров и услуг, которыедолжны обладать абсолютными либо сравнительными преимуществами. В целом, экономический смысл понятия сравнительного преимущества заключается в возможности извлечения выгоды от участия в обмене. Принцип сравнительных преимуществ является базисом для интенсификации международной торговли между странами с отличительными между собой производственными и торговыми структурами.


Библиографический список
  1. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1012 с.
  2. Balassa, Bela “Trade Liberalisation and Revealed Comparative Advantage” [Текст] / The Manchester School of Economic and Social Studies,1965. – 123 p.
  3. Dimelis, S. and Gatsios, К.  “Trade with Central and Eastern Europe: The Case of Greece”, in R. Faini and R. Portes (eds.),[Текст] /EU Trade with Eastern Europe: Adjustment and Opportunities, London: CEPR, 1995. – 117с.
  4. Dornbusch, R, Fischer, S, and Samuelson, PA. Comparative Advantage, Trade, and Payments in a Ricardian Model with a Continuum of Goods [Электронныйресурс] // American Economic Review. №67; 823-839 р. – Режим доступа: http://www.eco.uc3m.es/~desmet/trade/DFSAER1979.pdf
  5. Either,W.J. “The Multinational Firm” [Текст] // Quarterly Journal of Economics. – 1986. – Volume 101 (November). –  805-833 р.
  6. Finger,J.,Hall,H.,Nelson,D. “The Political Economy of Administered Protection” [Текст] // American economic review. – 1982. – V.72. – №3. – 452-466 р.
  7. Liesner, H.H. “The European Common Market and British Industry”, [Текст] / Liesner, H.H. // Economic Journal. – 1958 – №68. – 302-316р.
  8. Samuelson, Paul Where Ricardo and Mill Rebut and Confirm Arguments of Mainstream Economists Supporting Globalization [Электронныйресурс] // Journal of Economic Perspectives. 2004. № 3;135-146 р. – Режимдоступа: http://www2.dse.unibo.it/naghavi/SamuelsonJEP2004.pdf
  9. Vollrath, T.L., “A Theoretical Evaluation of Alternative Trade Intensity Measures of Revealed Сomparative Advantage”, [Текст] / Weltwirtschaftliches Archiv,1991. – 265 p.
  10. Yilmaz, B. and Ergun, S.J. “The Foreign Trade Pattern and Foreign Trade Specialization of Candidates of the European Union”, [Текст] / Yilmaz, B. and Ergun S.J. // Ezoneplus Research Project HPSE-CT-2001-00084 Fifth Framework Programme 2001-2004 European Commission – 2003. – № 19. –  9-10р.


Все статьи автора «Мигдалёва Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: