УДК 338.28

К ВОПРОСУ О ПРОГРАММАХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ЛОКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Цуркан Марина Валериевна
Тверской государственный университет
старший преподаватель кафедры государственного управления

Аннотация
В статье представлены основные итоги анализа программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности на примере высших учебных заведений, отмечена необходимость согласования мероприятий региональных программ и программ, разрабатываемых на локальном уровне, предложена методика оценки экономической эффективности мероприятий по замене ламп накаливания 95 Вт на энергоэффективные компактные люминесцентные лампы.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, программа, регион, экономия электроэнергии, энергосбережение, энергоэффективность


FOR QUESTIONS ABOUT ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY: THE REGIONAL AND LOCAL ASPECTS

Tsurkan Marina Valerievna
Tver State University
Senior Lecturer, Department of Public Administration

Abstract
This paper presents the main results of the analysis of energy efficiency programs and energy efficiency by the example of institutions of higher education, noted the need for coordination of activities of the regional programs and programs developed at the local level, the technique of evaluating the economic effectiveness of replacing incandescent lamps with energy efficient 95 watt compact fluorescent lamp.

Keywords: energy conservation program, energy efficiency, energy savings, higher education, region


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цуркан М.В. К вопросу о программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности: региональный и локальный аспект // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52205 (дата обращения: 30.09.2017).

На современном этапе «энергоэффективность и энергосбережение» является одним из приоритетных направлений модернизации Российской экономики, систематизировано осуществляемой в основном за счет реализации соответствующих государственных программ, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации. В тоже время данные инструменты решения проблем в сфере энергоэффективности и энергосбережения предполагают достижение конкретных показателей за счет реализации плановых мероприятий в учреждениях социальной инфраструктуры региона, например в высших учебных заведениях (далее − ВУЗ), но не отражают специфику их реализации в конкретном учреждении.
В данном контексте особую значимость приобретает сопоставление целей и задач обозначенных региональных программ, а также программ, разрабатываемых и реализуемых в конкретном учреждении, организации, предприятии, то есть на локальном уровне, анализ их содержания, формирование методики оценки экономической эффективности основных мероприятий.
В целом разработка заявленной темы может быть реализована на примере любых подструктур социальной сферы, финансируемых за счет бюджетных средств: объекты здравоохранения, библиотеки, образовательные учреждения различной направленности и т.д. В представленной работе использование программного подхода на локальном уровне в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности проанализировано на примере высших учебных заведений. 
Вообще, экономическая целесообразность проведения работ по реализации энергосберегающих мероприятий во многих ВУЗах была осознана задолго до того как выделенное направление стало приоритетным. В частности, Тверской государственный университет проводил работы по их реализации еще с 1984 года, начиная с которого установка автоматизированных систем управления, узлов учета и ремонт систем отопления в учебных корпусах и общежитиях стала проводиться ежегодно, что, безусловно, привело к снижению затрат на оплату услуг за электро и теплоснабжение [1].
При этом разработка обозначенных мероприятий велась только на один плановый период − бюджетный год, не основывалась на энергетическом обследовании износа инженерных коммуникаций, состояния зданий конкретного учреждения, а так же не предполагала возможность реализации программных мероприятий в течение нескольких лет. 
В тоже время следует отметить, что в Тверской области первая комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе была принята на период с 2013 по 2018 год лишь в 2012 году. 
Исследование содержания программы позволило выявить следующие приоритеты региональной политики в выделенной сфере: энергетическая безопасность, энергетическая эффективность экономики, экономическая (бюджетная) эффективность энергетики, экологическая безопасность энергетики. При этом целью обозначенной региональной программы является создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Тверской области, а задачами:
− «создание условий для повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
− повышение энергетической эффективности органов государственной власти и организаций с государственным участием;
− создание условий для повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, садоводческих, огороднических дачных объединениях граждан;
− создание условий для расширения использования возобновляемых источников энергии, вторичных энергетических ресурсов и местных видов топлива;
− информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
− стимулирование муниципальных образований Тверской области к реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [2]. 
В настоящее время собственные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности прияты лишь в некоторых ВУЗах страны. Одним из первых программный подход в выделенной сфере стал реализовывать Национальный исследовательский Томский политехнический университет в рамках приятой в 2010 году программы «Энергосбережение в ФГБОУ ВПО НИ ТПУ на 2010−2018 годы» [3]. Далее подобные программы были приняты в Вятском государственном университете [4], Нижневартовском государственном университете [5], Алтайской государственной педагогической академии [6] и так далее. 
Во многих ВУЗах программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности находятся в стадии разработки. В частности, в 2013 году Центром энергоэффективности ИНТЕР РАОЕЭС было проведено энергетическое обследование зданий Тверского государственного университета, в результате чего были разработаны энергетический паспорт и соответствующая программа, которая в настоящее время находиться в стадии обсуждения [1].
Анализ содержания программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в выделенных ВУЗах позволил сделать сравнение по следующим основаниям: наименование программы, заказчик, основные разработчики программы, цели и задачи программы, сроки и этапы реализации программы, перечень основных направлений, исполнители, объемы и источники финансирования,ожидаемые конечные результаты программы, система организации контроля над исполнением программы.
В частности, сравнение по основанию «объемы и источники финансирования» показало, что вариационных размах между ВУЗами в финансировании соответствующих программ составил 29, 32 млн рублей. При этом программа Томского политехнического университета предполагает финансирование из собственных средств в размере 38, 2 млн рублей (4, 24 млн рублей в год), а в Нижневартовском государственном университете около 8, 9 млн рублей (1, 1 млн рублей в год). 
В рамках всех проанализированных программ в настоящее время реализуются мероприятия по замене ламп накаливания 95 Вт на энергоэффективные компактные люминесцентные лампы (эквивалент светоотдачи мощностью 20 Вт) для внутреннего освещения учебных корпусов и общежитий. Ожидаемый эффект − уменьшение удельного потребления энергии и связанных с этим затрат. 
Для оценки экономической эффективности для ВУЗа данных мероприятий за один календарный год  можно предложить использовать следующую формулу:

, (1)
где  − экономия электроэнергии в денежном эквиваленте, возникшая в результате реализации соответствующих мероприятий за один календарный год, рублей;
− затраты на приобретение и установку электросветильных приборов, рублей.
При этом расчет экономии электроэнергии в денежном эквиваленте, возникшей в результате реализации соответствующих мероприятий за один календарный год в рамках программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ВУЗа можно произвести по следующей формуле: 

, (2)

где − экономия электроэнергии в натуральном эквиваленте за год, КВт×час;
 − действующий в течение расчетного года тариф на электроэнергию, рублей/ КВт×час. 
А расчет экономии электроэнергии в натуральном эквиваленте за год по формуле:

 (3)

где  − мощность ламп накаливания, КВт;
− мощность энергосберегающих ламп, КВт;
− количество заменяемых ламп;
− число часов работы;
− коэффициент спроса, рассчитываемый для каждого ВУЗа индивидуально в рамках энергетического предпрограммного обследования.
С учетом множественности задач, решаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, можно сказать о том, что сегодня в большинстве регионов требуется создание системы, обеспечивающей координацию проводимых на их территории работ по повышению энергетической эффективности, энергосбережению. Системы, которая позволит эффективно осуществлять регулярный мониторинг результатов реализуемых мероприятий.


Библиографический список
  1. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://university.tversu.ru/news/index4158.html
  2. Комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Тверской области на 2013−2018 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Тверской области: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.reg.tverfin.ru/index.php?Itemid=153&id=228&option=com_content&task=view
  3. Политика ТПУ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://tpu.ru/today/programs/Energy/
  4. Программа энергосбережения по студенческому городку ФГБОУ ВПО «ВятГУ» на 2011−2015 годы [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.vyatsu.ru/uploads/file/1411/programma_energosberezheniya_studencheskih_obschezhitiy.pdf
  5. Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Федерального учреждения высшего профессионального образования «Нижневаторвский государственный университет на 2013−2020 годы» [Электронный ресурс]. − Режим доступа:  http://nggu.ru/ru/adm_hoz_upr/programma%20energosberezheniya.pdf
  6. Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2013−2017 годы [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://ido.tsu.ru/energy/files/altgtu/Semyanistaya.pdf


Все статьи автора «Цуркан Марина Валериевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: