УДК 33

ЦЕЛЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Чан Тхи Хонг Фыонг1, Егорова Мария Сергеевна1
1Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Аннотация
В данной статье рассмотрены основные принципы международных механизмов воздействия на ограничения выбросов в атмосферу парниковых газов, установленных Киотским протоколом к рамочной конвенции ООН по изменению климата.

Ключевые слова: Киотский протокол, парниковый эффект, рамочная конвенция ООН


TARGET ECOLOGICAL INVESTMENTS AS ORGANIZATIONALLY - THE ECONOMIC MECHANISM OF INCREASE OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC EFFICIENCY

Chan Tkhi Hong Fyong1, Egorova Maria Sergeyevna1
1National research Tomsk polytechnical university

Abstract
In this article the basic principles of the international mechanisms of impact on restrictions of emissions in the atmosphere of the greenhouse gases established by the Kyoto Protocol to the framework convention of the UN on climate change are considered.

Keywords: greenhouse effect, Kyoto Protocol, the framework convention of the UN


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чан Т.Х.Ф., Егорова М.С. Целевые экологические инвестиции как организационно - экономический механизм повышения экологической и экономической эффективности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52133 (дата обращения: 06.06.2017).

Многие страны-члены ЕС-15, а также Канада и Япония вышли на уровень выбросов, превышающий соответствующие целевые значения в рамках КП. В дополнение к внутренним мерам, эти страны планируют использовать гибкие механизмы для достижения целевых значений. Вместе с тем, ожидается, что страны c переходной экономикой (Украина, Россия и ряд других государств Центральной и Восточной Европы) будут обладать значительными излишками ЕУК. Это создает возможности для торговли. Выгодной и для промышленно развитых стран, и для стран с переходной экономикой, а также возможности для привлечения средств для реализации продавцами экологических программ и проектов выработки экологически чистой энергии.

Можно говорить о появлении в распоряжении правительств некоторых стран специфического актива в виде прав на выбросы парниковых газов общей стоимостью в несколько десятков млрд. евро. Этот актив, при разумном подходе к его получению и использованию, может послужить обладающим им странам в качестве инструмента привлечения инвестиций в прогрессивные экологически более чистые технологии в энергетике, промышленности, коммунальном хозяйстве и других отраслях.

Спрос на ЕУК подвержен значительным колебаниям в зависимости от таких факторов, как: способность стран-членов ЕС взаимно компенсировать превышение их выбросов: уровень приверженности Канады выполнению количественных обязательств в рамках КП: степени активности участия РФ в процессе МТВ. Речь идет о быстро растущем и во многом неизведанном углеродном рынке, в рамках которого, по прогнозам, потенциальное предложение на продажу из лишков ЕУК (имеющихся странах Центральной и Восточной Европы) будет не менее, чем в 5-6 раз превосходить спрос. На данном этапе спрос на ЕУК и Форвардной торговли является ограниченным. Венгрия, Чехия, Украина, Латвия, входящие в группу наиболее передовых стран – потенциальных продавцов, ввели соответствующее национальное законодательство и активно ведут переговоры с рядом покупателей относительно проведения пилотных сделок. Некоторые страны – потенциальные покупатели (например, Нидерланды, Финляндия, Испания, Австрия и Япония) подтвердили свою принципиальную заинтересованность в приобретении ЕУК. В то же время, этими странами выражается обеспокоенность угрозой, что масштабная торговля ЕУК может поставить под угрозу экологическую эффективность КП.

Для повышения экологической результативности международной торговли правами на выбросы Россия еще в 2001 г. предложила странам направлять доходы, полученные от продажи излишков национальных квот для финансирования модернизации устаревшей инфраструктуры в энергетике или внедрения эффективных и результативных стратегий борьбы с загрязнением окружающей среды. За прошедшее время эта идея привлекла внимание многих стран, были проработаны содержательные, методические и институциональные основы нового финансового механизма, получившего название «схема целевых экологических инвестиций» (ЦЭИ). В последние месяцы было объявлено о заключении несколькими странами сделок по схеме ЦЭИ. К сожалению, до сих пор сама Россия не продвинулась в подготовке к практической реализации этого механизма.

Практически все потенциальные страны-покупатели заявили, что они будут приобретать для выполнения обязательств по Киотскому Протоколу не любые единицы установленного количества, а только те, которые могут считаться «зелеными, экологическими», т.е. вносящими дополнительный вклад в сокращение выбросов. Хотя и не существует универсального определения ЦЭИ, под этим обычно понимается тот или иной механизм реинвестирования доходов от продажи ЕУК в проекты, приводящие к реальному и измеряемому сокращению выбросов в стране.

Киотский Протокол не содержит в себе ни предписаний о создании ЦЭИ, ни их определений. Таким образом, схемы ЦЭИ носят добровольный характер и могут принимать различные формы. Схемы ЦЭИ могут основываться на сделках, по которым проведены специальные переговоры, или предусматривать институциализированные схемы. ЦЭИ обеспечивают принимающим странам доступ к дополнительному финансированию проектов или программ, которые, как правило, ориентированы на сдерживание роста углеродных выбросов, повышение энергоэффективности и развитие возобновляемых источников энергии, на повышение качества окружающей среды, а также на адаптацию к изменениям климата.

В основу построения ЦЭИ положен принцип предварительной продажи государством единиц установленного количества путем заключения двухсторонних соглашений со страной покупателем, в которых могут обговариваться особые условия поддержки инвестиционных проектов за счет средств полученных от продажи сокращений. Схема целевых экологических инвестиций сводится к построению эффективной системы государственной поддержки в форме дотаций или выделения субсидий и возвратных кредитов на основе принципов соинвестирования инвестиционных проектов, за счет средств полученных от продажи единиц установленного количества.

Накоплен опыт применения схем целевых экологических инвестиций в странах Восточной Европы.

Венгрия располагает примерно 100 млн. ЕУК, которые могут быть проданы. Эта страна является лидером в развитии ЦЭИ. В Венгрии принята серьезная законодательная база в области создания ЦЭИ, которая включает соответствующий закон (2007) и Постановление Правительства. Закон 2007 г. устанавливает, что доходы от «установления» ЕУК или иных единиц согласно КП «должны быть направлены на финансирование деятельности, направленной на сокращение национальных выбросов ПГ, на повышение уровня удаления ПГ и на адаптацию к последствиям изменения климата». Соответствующее Постановление Правительства дополнительно устанавливает, что продажа Венгрией своих ЕУК «должна быть направлена на функционирование схемы ЦЭИ», и определяет процедуры расходования соответствующих средств для достижения природоохранных целей.

Венгрия подписала с Японией Меморандумы о взаимопонимании в части передачи ЕУК в рамках ЦЭИ. Позднее со стороны ЕБРР было объявлено о его намерении приобрести до 10-15 млн. ЕУК у Венгрии в целях перепродажи прав Ирландии и Испания для достижения ими целевых значений согласно КП. При этом со стороны ЕБРР было заявлено, что полученные Венгрией доходы должны быть направлены на повышение энергоэффективности жилого сектора. В сентябре 2008 г. Венгрия заключила с Бельгией первую в мире сделку по продаже 2 млн. т в рамках ЦЭИ и с Испанией по продаже 6 млн. т.

Украина обладает вторым по размеру после РФ потенциальным излишком ЕУК – более 2,2 млрд. т. Украина предприняла ряд энергичных шагов по созданию ЦЭИ, включая образование национального Агентства экологических инвестиций. Кроме того, в 2008 г. Правительство Украины издало соответствующее постановление. Украина продала ЗО млн. ЕУК Японии, ведет переговоры о продаже 250-300 млн. ЕУК частным компаниям, подписала меморандум о намерении с МБРР. ЕБРР сотрудничает с Украиной в рамках Многостороннего фонда углеродных кредитов в целях поддержки участия. Украины в схеме ЦЭИ. Речь идет о выявлении приоритетных направлений для реализации крупномасштабных проектов в области ветровой энергии, возобновляемой энергии, шахтного метана, модернизации газотранспортных и газораспределительных сетей, очистки сточных вод и муниципального теплоснабжения.

Латвия ведет переговоры с заинтересованными покупателя- ми с середины 2006 г. о продаже примерно 40 млн тонн ЕУК. при этом определено 18 типов мероприятий по «экологическому оздоровлению».

Чешская Республика, способная предложить на продажу примерно 100 млн. ЕУК, продала 40 млн. ЕУК Японии, подписала меморандум о намерении с МБРР, а также с Данией и Австрией.

Польша (потенциал – 500-700 млн. ЕУК) подписала меморандумы о намерении продать ЕУК с МБРР, Австрией, Бельгией. Данией, Испанией, Канадой. Японией.

Болгария обладает излишками ЕУК порядка 150 млн. т. Хотя Болгария одной из первых приступила к развитию ЦЭИ. в связи с изменениями в Правительстве прогресс в подготовке ЦЭИ не был достигнут, хотя в последнее время правительством рассматривается возможность продажи ЕУК по схеме ЦЭИ.

Румыния. Согласно текущим экспертным оценкам Румыния располагает излишками ЕУК в размере примерно 250-400 млн. т. Согласно принятому Румынией Национальному плану действий в связи с изменением климата, страна намерена осуществить сделку по схеме ЦЭИ в течение 2008 -2009 гг.  Данный документ также определяет конкретные направления инвестирования средств от продажи ЕУК – повышение энергоэффективности, развитие ВИЭ и утилизация свалочного газа.

С учетом приведенного выше краткого обзора можно обозначить ряд первоначальных выводов, которые будут полезными при разработке схемы ЦЭИ для России.

Во-первых, очевиден спрос на ЕУК, предлагаемые странами Центральной и Восточной Европы по схеме ЦЭИ.

Во-вторых, многие страны Центральной и Восточной Европы опережают РФ в вопросах планирования и создания ЦЭИ, уже осуществлены несколько сделок и активно готовятся следующие.

В-третьих, институциональные особенности построения национальных схем организации ЦЭИ носят индивидуальный характер: общим условием построения системы государственной поддержки инвестиционных проектов является выявление основных направлений деятельности и преимущественных секторов экономики, а также критериев отбора проектов.

Несмотря на активную подготовительную работу в странах Центральной и Восточной Европы, пока рано говорить о появлении общепризнанной модели закона иди программы в области ЦЭИ. Тогда как Венгрия и Латвия предпочли ввести в действие комплексную правовую схему, ряд других стран идут по пути использования существующих государственных структур иди законов для осуществления пилотных сделок по ЕУК.

Очевидно, дизайн российской схемы ЦЭИ, должен будет отличаться от ЦЭИ в других странах, основываться на поставленных при ее создании целях и задачах и учитывать особенности российского законодательства и приоритетов экономической политики.


Библиографический список
  1. Егорова М.С., Глик П.А. «Зеленая» экономика: проблемы и перспективы правового обеспечения. // Успехи современного естествознания № 11 (часть 2), 2014, стр. 73-76


Все статьи автора «Егорова Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: