УДК 33.332.85

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АРЕНДНОГО ЖИЛЬЯ В РОССИИ

Соловьёва Мария Валерьевна
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»
магистрант «Производственный менеджмент в строительстве»

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу улучшения жилищных условий граждан России путём развития института арендного жилья. Актуальность работы обусловлена внесением в 2014 году изменений в законодательство Российской Федерации, закреплением правовых основ предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Ключевые слова: Аренда, договор найма, жилье, рынок доступного жилья


PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RENTAL MARKET IN RUSSIA

Solovjeva Maria Valerievna
Astrakhan State Technical University
undergraduate "Industrial Management in Construction"

Abstract
This article is dedicated to improving the living conditions of citizens through the development of Russian Institute of rental housing. Relevance of the work is due to the introduction of the 2014 amendments to the legislation of the Russian Federation, confirming the legal basis of premises under contracts of social hiring.

Keywords: housing, rent agreement, the market for affordable housing


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Соловьёва М.В. Перспективы развития рынка арендного жилья в России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51983 (дата обращения: 02.06.2017).

На фоне общей паники, связанной с систематическим ослаблением рубля и ростом курса иностранных валют, строительной отрасли, по мнению некоторых аналитиков, в 2015 году грозит снижение покупательской способности на рынке жилья. Это может негативно отразится на внутриэкономических процессах страны, учитывая, что строительная отрасль является системообразующей в современной экономике страны, и темпы её развития непосредственно влияют на степень развития смежных отраслей, таких как промышленность, энергетика, производство продукции домашнего и хозяйственного потребления. Вместе с тем, на сегодняшний день складывается такая ситуация, когда более 60% граждан России не удовлетворены своими жилищными условиями.

Степень обеспеченности жильем остается ещё недостаточной и по данным Росстата по итогам 2013 года составляет 23,4%.  Чтобы выйти на общеевропейские показатели, необходимо в несколько раз нарастить темпы жилищного строительства. [1]

Действующие целевые и государственные программы затрагивают, главным образом, льготные и социально незащищенные категории граждан, к примеру, военнослужащие, многодетные семьи,  молодые семьи. При этом по данным социологических исследований приобретение жилья за счёт собственных средств или посредством привлечения заёмных – доступно лишь трети населения страны. А средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра жилья составляет в городах порядка 36649 рублей.

На этом фоне весьма своевременным и оправданным представляется принятие Федерального закона от 21.07.2014 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования». Возникает  новый вид для современной России жилья – наёмные дома и пользование жилыми помещениями по договору некоммерческого найма, нацеленный на граждан с невысоким уровнем дохода, но не малоимущим гражданам. Указанный Федеральный закон даёт толчок развитию системы арендного жилья в современной России, что обсуждалось уже с 1999 года на различных уровнях власти. [2, с.5]

Надо отметить, что в России уже накоплен определённый исторический опыт в данном направлении. Так называемые доходные дома стали строить в XVIII веке, а пик их развития пришёлся на конец XIX – начало XX века. Подобные дома строились различного класса от элитного до эконом, а квартиры были рассчитаны на самые разные сословия.

Богатый опыт аренды жилья имеется и в ряде зарубежных стран, таких как: США, Канада, Великобритания, Аргентина, где в различных формах аренды находится в среднем треть жилищного фонда. В качестве арендодателей в основном выступают: государственные структуры, муниципалитеты и региональные образования, кооперативы, работодатели, общественные фонды и ассоциации, физические лица (собственники жилья).

Вместе с тем начало реализации проекта арендного жилья невозможно без дальнейшего развития законодательной базы, как на федеральном, так и на региональном уровне. Рынок арендного жилья также должен быть транспарентным, с чётко определёнными правами и обязанностями как арендаторов, так и арендодателей.

Поэтому необходимо:

- установить порядок определения органами местного самоуправления дохода, в том числе и максимального дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

- установить основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

- утвердить порядок учёта граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядок принятия на этот учёт, отказа в принятии на него, снятия с такого учёта;

- разработать порядок учёта наёмных домов социального использования и земельных участков, предоставленных или предназначенных для их строительства;

- проработать порядок информирования граждан о постановке на учёт; о количестве жилых помещений, которые можно предоставить; учёта наймодателями заявлений о предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования; установления максимального размера платы за наем жилого помещения по договору найма;

- законодательно урегулировать вопрос предоставления в аренду без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, некоммерческим организациям, созданным субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наёмных домов социального использования.

Таким образом, регионам необходимо провести значительную работу по созданию условий для формирования рынка доступного наёмного жилья и развития жилищного фонда некоммерческого использования.

Помимо предоставления земельных участков на льготных условиях следует обратить внимание на осуществление государственного контроля за использованием жилищного фонда социального найма, а также на субсидирование строительства подобного жилья, что позволит привлечь частные инвестиции. Также в целях дополнительного стимулирования спроса, при условии длительного срока аренды, рассмотреть возможность последующего выкупа арендуемого жилья арендатором у арендодателя.

Процесс создания цивилизованного рынка арендного жилья в России постепенно вступает в стадию апробации, хотя пока и на бумаге. Однако уже сейчас нельзя не обратить внимание на положительные перспективы, которые открываются перед потребителями рынка и перед государством. Активно функционирующий «серый» рынок арендного жилья не только не защищает арендатора от махинаций риэлторов и арендодателей, но и зачастую вынуждает снимать жильё низкого качества по излишне завышенной цене.

Кроме того легализация ситуации на рынке аренды недвижимости позволит привлечь с бюджет государства дополнительные налоговые поступления от арендодателей. По данным Федеральной налоговой службы России лишь около 5% арендодателей встали на налоговый учёт.[3]

Сегодня Налоговый Кодекс позволяет получить налоговый вычет при покупке либо при продаже жилья, однако внесение соответствующих поправок, касающихся получения вычета при аренде жилья, на мой взгляд, позволит стимулировать процессы узаконения отношений между сторонами.

Понятно, что в одночасье решить все обозначенные проблемы не получится, и для достижения конечного результата потребуется кропотливая работа и консолидация усилий всех ветвей власти, да и самих граждан.

Нельзя забывать о том, что первостепенная задача жилищной политики в нашей стране заключается в формировании механизмов и методов решения жилищных проблем граждан с учётом уровня их доходов и потребностей. Федеральным и региональным исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления необходимо стремиться к тому, чтобы рынок арендного жилья стал доступен и социально ориентирован, и семьям со средним достатком не составило проблем найти недорогую квартиру с нормальными условиями проживания.


Библиографический список
  1. Основные показатели жилищных условий населения. Росстат. Электронный ресурс http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh39.htm (дата обращения 13.04.2015)
  2. Хованская Г.П. О некоммерческом найме жилых помещений как способе решения жилищной проблемы граждан с невысоким уровнем дохода. // Вопросы жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства. Информационно-аналитические материалы / Под общей ред. Г.П.Хованской. – М.: Издание Государственной Думы, 2014. – 320 с.
  3. Казьмин Д. Арендаторы жилья могут получить налоговый вычет на  свои расходы // Ведомости. № 3304 от 13.03.2013. Сетевой журнал.  http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2013/03/13/vychet_pomozhet_uchetu (дата обращения 10.04.2015)


Все статьи автора «Соловьёва Мария Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: