УДК 378

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Бочкарева Ольга Викторовна1, Снежкина Ольга Викторовна2, Ямбогло Иван Иванович3
1Пензенский артиллерийский инженерный институт, кандидат педагогических наук, доцент кафедры “Автоматезированных систем управления и программного обеспечения ”
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат технических наук, доцент кафедры “Математика и математическое моделирование”
3Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, магистрант

Аннотация
В статье рассмотрен вопрос повышения эффективности обучения иностранных студентов путем использования информационных технологий. В последнее время широкое распространение в учебном процессе получила интерактивная доска. В статье описаны основные возможности интерактивной доски, показано ее применение на различных этапах проведения занятий, приведены конкретные примеры заданий, обосновывающие целесообразность ее использования при обучении иностранных студентов.

Ключевые слова: интерактивная доска, интерактивные средства, компьютерные технологии, принцип наглядности обучения


THE INCREASE OF LEARNING EFFICIENCY THROUGH THE USE INFORMATION TECHNOLOGY

Bochkareva Olga Viktorovna1, Snezhkina Olga Viktorovna2, Amboglo Ivan Ivanovich3
1Penza artillery engineering Institute, candidate of pedagogical Sciences, Professor of “Automatize management systems and software”
2Penza state University of architecture and construction, candidate of technical Sciences, associate Professor “Mathematics and mathematical modeling”
3Penza state University of architecture and construction, undergraduate

Abstract
The article considers the issue of increasing the effectiveness of training of foreign students through the use of information technology. Recently widespread in the educational process received an interactive whiteboard. The article describes the main features of the interactive whiteboard, its application at various stages of training, specific examples of jobs that justify the feasibility of their use in teaching foreign students.

Keywords: computer technology, interactive Board, interactive media, the principle of clarity of instruction


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бочкарева О.В., Снежкина О.В., Ямбогло И.И. Повышение эффективности обучения путем использования информационных технологий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51655 (дата обращения: 04.06.2017).

В последнее время увеличилось число иностранных граждан, обучающихся в российских вузах. Для обучения приезжают учащиеся с разным уровнем подготовки, с разным уровнем адаптации к обучению, с разным уровнем знания русского языка. Зачастую, иностранные студенты обучаются в группах вместе с русскими студентами, а в некоторых вузах из них формируются отдельные группы. Данный факт невозможно не учитывать преподавателю при проведении занятий. Встает актуальный вопрос: какие методы и средства обучения должны превалировать при проведении учебных занятий в иностранных и интернациональных группах с целью повышения эффективности обучения?

На наш взгляд, одним из таких методов является наглядность изложения изучаемого материала. Наглядность обучения предполагает специально организованный показ языкового материала с целью помочь обучающемуся в его понимании. В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление информации, в другом служит опорой для восприятия материала на слух, в третьем создает условия для практического применения усваиваемых знаний.

Наглядные методы обучения находятся в существенной зависимости от используемых в процессе обучения интерактивных средств и компьютерных технологий. В последнее время широкое распространение в учебном процессе получила интерактивная доска.

Область применения интерактивных досок и панелей весьма обширна. Доска позволяет: показывать слайды, видео, делать пометки; рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени; наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере.

Конечно, самый распространенный способ использования интерактивной доски – это показ мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации позволяют сокращенно, в сжатом формате, цветном оформлении  излагать текст лекции и делать записи по существу проблемы. Это очень важно для иностранных студентов, так как многие из них испытывают значительные сложности при конспектировании материала занятия на слух, а особенно при выделении ключевых понятий. Мультимедийные презентации также дают возможность представлять информацию в графическом и табличном видах, включать в изложение видео фрагменты и анимации. Это делает процесс обучения более наглядным и в значительной степени облегчает восприятие, осмысление и обобщение иностранными студентами изучаемого материала.

Интерактивная доска позволяет не только наглядно отображать материал, но и вносить в него изменения. Эта особенность интерактивной доски может, например, использоваться при разгадывании тематических кроссвордов. С помощью маркера и инструмента «Перо» правильные ответы легко вписываются на доску, как представлено на рисунке 1. При этом и студенты, и преподаватель находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, анализируют и обсуждают результаты собственной деятельности.

Еще одна возможность интерактивной доски – управление объектами. Например, с помощью инструмента «Фигуры» или инструмента «Умное перо» можно нарисовать примитивы, соответствующие блокам алгоритма и создать текстовые надписи аналогично рисунку 2. Инструменты «Выбрать» и «Захват» позволят студентам без труда методом перетаскивания сопоставить блоки с соответствующими текстовыми надписями. Наглядность изложения материала с использованием современных информационных технологий делают процесс решения задачи для иностранных студентов более доступным.

Рис. 1 Тематический кроссворд по теме «Текстовый процессор Microsoft Word»

Рис. 2 Алгоритм решения задачи по теме «Инженерное программирование»

Значительно расширяют возможности интерактивной доски подключаемые к ней внешние устройства, например, документ – камера. Документ – камеру удобно использовать для визуализации мелких деталей, так как она позволяет в значительной степени увеличивать изображение и проецировать его на интерактивную доску. Это свойство документ – камеры и интерактивной доски, к примеру, можно применить при изучении устройств, расположенных на материнской плате. Инструменты интерактивной доски «Перо» и «Указка» помогут выделить различные объекты материнской платы, как показано на рисунке3 и акцентировать на них внимание студентов.

Рис. 3 Материнская плата компьютера

Приведенные примеры, конечно, не раскрывают все возможности интерактивной доски, но в полной мере обосновывают актуальность ее использования при обучении иностранных студентов. Благодаря наглядности и иллюстративности материала интерактивная доска может являться адаптационной технологией при обучении иностранных студентов в российских вузах, значительно оптимизирующей и повышающей результативность процесса усвоения изучаемого материала.


Библиографический список
  1. Горюнова М. А., Семенова Т. В., Солоневичева М. Н. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе – БХВ-Петербург, 2010 – 336 с.
  2. Бочкарева О. В., Новичкова Т. Ю. Современные информационные технологии в учебном процессе. Сб. ст. междунар. заочной науч-практ. конф.«Инновационные процессы в современной школе: Методология,  теория и практика» – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. – с.49 – 53.
  3. Бочкарева, О.В. Математические задачи как средство формирования профессиональных качеств личности / О.В. Бочкарева, Т.Ю. Новичкова, О.В. Снежкина, Р.А. Ладин // Современные проблемы науки и образования.–2014.–№2; URL:  http://www.science-education.ru/116-12584
  4. Бочкарева, О.В. К вопросу об уровне сформированности компетенций при изучении естественнонаучных дисциплин / О.В. Бочкарева, П.Ю.Зотов, О.В.Снежкина, А.А.Киселев// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17549


Все статьи автора «Снежкина Ольга Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: