УДК 378

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ

Никонова Елена Равильевна1, Никонов Илья Викторович2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», старший преподаватель, кафедра «Градостроительство», занимается вопросами исследования социального проектирования как фактора, повышающего качество профессиональной подготовки архитекторов в вузе
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистрант 1 –го года обучения по направлению 270100.68 «Архитектура», занимается проектно-аналитической работой по проектированию спортивных сооружений для технических видов спорта

Аннотация
В последние годы ярким признаком социальной политики нашей страны являются разнообразные социальные проекты и программы. Высшая школа должна улучшить подготовку специалистов-архитекторов за счет освоения навыков социального проектирования в вузе. Назрела необходимость формирования компетентности социального проектирования как общепрофессиональной компетенции.

Ключевые слова: социальное проектирование, студенты-архитекторы


SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL DEFINITION OF COMPETENCE OF SOCIAL DESIGNING FOR ARCHITECTURE STUDENTS

Nikonova Elena Ravil’evna1, Nikonov Il’a Viktorovich2
1Penza State University of Architecture and Construction), Senior Lecturer of the Department “City Construction”, deals with the study of social planning as a factor that improves the quality of professional training of architects in the University
2Penza State University of Architecture and Construction, student of the 1st year of study of "Architecture" (270100.68), engaged in the design and analytical work on the design of sports facilities for technical sports

Abstract
Last years an outstanding feature of social policy in our country are a variety of social projects and programs. High school needs to improve the training of professionals-architects through the development of skills of social engineering in the University. There is a need to build competence of social planning as a General professional competence.

Keywords: architecture students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р., Никонов И.В. Научно-педагогическое определение компетентности социального проектирования студентов-архитекторов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/50833 (дата обращения: 30.09.2017).

Важнейшей задачей высшего профессионального образования на сегодня является удовлетворение социально-экономических потребностей общества.

Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, где говорится, что высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».

В качестве такой государственно-общественной потребности в настоящее время выступает кадровое обеспечение высококвалифицированными компетентными специалистами, способными создавать и реализовывать социальные проекты, цель которых – качественное улучшение жизни россиян.

Понятно, что социальный заказ в отношении современного специалиста-архитектора, отличительной профессиональной чертой которого должна быть адекватная реакция на запросы социума, состоящая в умении разрабатывать проекты, гармонично решающие социальную задачу через архитектурный объект, становится крайне актуальным. Развить эти профессиональные функции можно на основе создания и апробации новых научно-педагогических учебных комплексов в рамках федеральных государственных стандартов для профильных вузов и кафедр, способных сформировать у специалиста-архитектора устойчивую компетентность к социальному проектированию.

Ключевыми понятиями, лежащими в основе исследования социального проектирования как фактора, повышающего качество подготовки архитекторов в вузе, мы считаем: «профессиональную деятельность архитектора»; «социальное проектирование»; «социальный проект»; «социальное проектирование в области архитектуры»; «учебное архитектурное проектирование»; «учебное социальное проектирование»; «компетенцию», «компетентность».

Проведем анализ данных понятий и сформулируем авторское уточнение их определения.

Профессиональная деятельность архитектора, согласно статье 2 Федерального закона РФ № 169 от 17.11.1995 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», – это деятельность граждан (архитекторов), основанная на принципах компетентности, независимости, преданности делу, ответственности, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов [1].

Ключевым для нас в этом определении является тезис «создание архитектурного проекта» как целостная профессиональная компетентность архитектора.

Аберкромби, Н., Хилл С., Тернер Б.С. определяют социальное проектирование как теоретическую и практическую деятельность по созданию проектов позитивного изменения социальных систем на основе предвидения, планирования, прогнозирования изменения свойств социальных объектов. Являясь выражением социально нового, изменяемые свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами. Эти положительные изменения характеризуют тенденции социального развития. Поэтому социальное проектирование напрямую связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций [2, 3]. В данном определении существенным является целевая установка социального проектирования как вида профессиональной деятельности к позитивному изменению социальных систем.

Важной на наш взгляд является научная позиция Лукова В. А., который отмечает, что проектировании социальных объектов большое значение имеет субъективный фактор, поскольку субъективный фактор – это деятельность субъекта (человека), направленная на изменение окружающей действительности. Это предопределяет специфику социального проектирования, т.е. выявляется принадлежность проектанта к реализуемому проекту (например, архитектор в рамках социального проекта предлагает разработку объекта – здания социального назначения).

Надо заметить, что, по мнению других авторов (Курбатов, В.И., Курбатова О.В), социальное проектирование отличатся от какого-либо другого вида проектирования, однако, оно дает возможность оценить оправданность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития [4].

Луков В.А.  и Антонюк Г.А. замечают, что современное социальное проектирование – это конструирование человеком, группой людей, организацией некоторого действия, которое предполагается направить на достижение цели, имеющей социальное значение, и которое будет конкретно реализовано по месту, времени и ресурсам. В некоторых своих трудах эти авторы так  и называют его «социальным конструированием». [5, 6].

Важным, с точки зрения исследования перечисленных выше понятий, является термин «социальный проект». По мнению Минзакирова А.М. и Якупова Н.А – это инструмент социальных изменений, вносимых человеком в жизнь социума. Реализация социального проекта в конечном итоге позволит создать ту идеальную форму, к которой нужно стремиться при проектировании социальных процессов. Он объединяет в себе всевозможные виды информации, взаимозависимые и взаимоувязанные, новые научно обоснованные характеристики социальных процессов, дающие определенные знания о будущем предполагаемом состоянии социальной системы. [7].

Так как «социальный проект» ориентирован на стремление к идеалу, то суть социально-проектной деятельности естественно смещается в сторону ценностной сферы. Поэтому появляется возможность в новом ракурсе взглянуть на устоявшиеся в практике подходы к социальному проектированию. Т.М. Дридзе утверждает, что наиболее часто используют социально-ориентированный подход к социальному проектированию [8]. Его закрепили в своих теоретических трудах в 1970-1980 – годах Г. А. Антонюк, Н. А. Аитов, Н. И. Лапин, Ж. Т. Тощенко, И. В. Бестужев-Лада и др. [9, 10, 11].

Закономерный характер «социального проекта», его научная обоснованность выражаются в специфике объектно-ориентированного подхода. «Хотя социальная политика вообще способна обладать научностью, однако это вовсе не значит, чтобы из данных научных посылок с необходимостью следовала только одна система политики, и именно она-то и была единственно научной», – считал С.Н. Булгаков [12].

Другое не менее важное для нас понятие – «социальное проектирование в области архитектуры» – рядом авторов определено как творческое освоение социальной действительности, вид профессиональной деятельности архитекторов, направленный на положительные изменения в жизни общества с внесением гармоничных преобразований в окружающую архитектурную среду и осмысление культурной миссии возрождения этой среды новым поколением архитекторов.

Важно здесь заключить, что социальное проектирование для архитекторов – есть деятельность по разработке социальных проектов, связанная напрямую с их профессиональными знаниями, умениями и навыками. Это сформированная готовность улучшать жизнь социума, привнося в нее гармоничные преобразования среды. Это способность соотносить решение социальных проблем с проектированием адекватной социальной архитектуры, дизайна, рекламы и т.п.

Одной из важнейших характеристик архитектурного проектирования ( и в рамках социального проекта тоже) является его гармонизирующая направленность.

ГАРМО́НИЯ, ГАРМОНИЗА́ЦИЯ (греч. harmonia – «соответствие, согласие, единодушие, связь, соразмерность»; от harmogo – «прилаживать, сочетать»; harmoge — «соединение, связка, переход»; лат. transitus – сравн. пластика) – эстетическая категория, означающая целостность, стройность, слитность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы [13, 14, 15, 16, 17].

Разработка любого архитектурного проекта должна быть ориентирована на создание гармонии, которая наиболее полно представлена в архитектурных канонах.

Архитекторы призваны заниматься гармонизацией человеческого пространства, своей профессией и творчеством помогая разрешить противоречия между человеческим разумом и внеразумным миром.

Профессиональная подготовка нового поколения архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе, несомненно, должна учитывать главную составляющую их творческой профессии – гармонизацию.

Гармонизирующая творческая составляющая социального проектирования для архитекторов – архитектурная часть социального проекта, которая представлена в виде концепции архитектурного образа здания социального назначения, разработанного рекламного хода, нового дизайнерского выхода из проблемной социальной ситуации. Она направлена на решение соответствия архитектурного образа проектируемого здания рассматриваемой социальной проблеме. Студенты архитектурного факультета выполняют ее в виде клаузуры (иными словами, в виде эскиза проекта, концепции, варианта проекта-идеи).

Если говорить о гармонизирующей составляющей социального проектирования, а именно, о его архитектурно-проектной части, то необходимо выделить следующие характерные составляющие:

  1. Здание социального назначения должно подчиняться архитектурным канонам.
  2. Функциональное наполнение здания социального назначения должно соответствовать форме и наоборот, его форма должна соответствовать функциональному содержанию (наполнению).
  3. Здание должно вписываться в окружающую среду, так чтобы своим видом позитивно изменить окружающий ландшафт, дополнить его и эстетически преобразить с целью создания наиболее комфортной среды для проживания человека.
  4. Соответствие архитектурного объекта проектируемого здания рассматриваемой социальной проблеме.
  5. Оптимальное сочетание «затраченных средств» и «полученных удобств». Социальная архитектура должна быть не только «дешевой», но и удобной.

В современной профессиональной подготовке будущих архитекторов ясно просматривается необходимость обучения будущих специалистов основам социального проектирования, так как это способствует удовлетворению общественных запросов в области воспроизводства высококвалифицированных кадров современной формации [18].

Очень важно определить педагогическую составляющую социального проектирования как компетентности. Для этого сформулируем такое понятие как «учебное архитектурное проектирование» - это создание студентами в процессе профессиональной подготовки учебных проектов архитектурных и градостроительных объектов различного уровня сложности с учетом их функциональных, конструктивных и визуальных характеристик с целью развития нестандартного творческого подхода, позволяющего будущим архитекторам в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной работе реализовать проектные замыслы.

«Учебное социальное проектирование» в профессиональной подготовке будущих архитекторов должно быть направлено на развитие социально значимых свойств, качеств личности студентов и системы общечеловеческих нравственных ценностей, формирование их творческих способностей. Оно способствует включению выпускников архитектурного факультета строительного вуза не только в профессиональную, но и в социальную деятельность на благо социума; формированию деятельностных навыков и умений в области реального социального проектирования с целью их самоактуализации и самореализации в будущей профессиональной деятельности [19].

Иными словами, современный работодатель нуждается не просто в архитекторах, а в высококвалифицированных специалистах, подготовленных к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе. Именно поэтому, сегодня в высшем профессиональном образовании нужно искать новые способы (средства) подготовки специалистов, которые будут ориентированы на социальное проектирование как сформированную профессиональную компетентность.

Говоря о компетентностном подходе, мы имеем ввиду процесс формирования у архитекторов базовых социально-личностных компетенций, как сложившейся способности и готовности овладеть социальным проектированием, которое обеспечит продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Нами были выделены пять основных групп социально-личностных компетенций будущего архитектора – персональная, коммуникативная, учебно-познавательная, инновационно-информационная, профессиональная компетенция архитектора [20].

Подробный анализ рассматриваемых компетенций позволил трактовать их следующим образом:

  1. Персональная (индивидуальная) компетенция, означающая готовность к индивидуальному самостоятельному восприятию актуальных социальных проблем в нашей стране, пониманию и анализу различных сложных ситуаций, к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и, в конечном счете, к самореализации в профессиональной деятельности [21, 22, 23, 24].

В ее состав входят:

-                   психологическая готовность студентов к самостоятельному анализу социальных проблем при освоении социального проектирования в вузе;

-                   формирование социальной направленности научной и творческой деятельности, благодаря рациональному распределению своего времени (на архитектурном факультете выделено много часов в учебном плане для того, чтобы студенты смогли в полном объеме овладеть профессиональной дисциплиной “Архитектурное проектирование”; однако нельзя забывать о том, что социальное проектирование поможет сформировать социальные свойства и качества личности будущего архитектора и определить его связь с социумом) [25, 26];

-                   готовность к постоянному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию [27];

-                   готовность гармонизировать окружающий мир социальным проектированием с применением профессиональных знаний в области архитектуры.

  1. Коммуникативная компетенция, обозначающая готовность к психологическому взаимодействию и профессиональному сотрудничеству с преподавателем, группой, другими членами общества [28, 29, 30, 31, 32].

Это, прежде всего:

-                   гражданственность, ибо изучаемая дисциплина направлена на изучение хода реализации основных социально-значимых национальных проектов нашего государства – Российской Федерации;

-                   готовность работать в коллективе;

-                   свободное и уверенное владение приемами общечеловеческого и профессионального общения;

-                   готовность внимательно выслушать и оценить мнение других (преподавателя, сокурсников);

-                   способность участвовать в диспутах и дискуссиях в учебных группах, доказывать и отстаивать свою точку зрения;

-                   готовность принимать и уважать точку зрения другого человека (преподавателя, сокурсников) по обсуждаемой теме.

Формирование коммуникативной компетенции существенно расширит возможности самореализации, самоактуализации и профессионально-жизненной адаптации будущих архитекторов. [33, 34, 35].

  1. Учебно-познавательная компетенция — это не только совокупность умений и навыков познавательной деятельности, но и, в том числе:

–                    владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности;

–                    владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

–                    владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания [37, 38].

  1. Инновационно-информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Задача архитектора – глубокий анализ и расширенный поиск информации по интересуемой социальной проблеме, сравнение с решением идентичной проблемы за рубежом, выявление новых способов решения проблемы в своем отечестве, обработка полученных данных для принятия проектного решения. [39].  .
  2. Профессиональная компетенция архитектора, т.е. гармоничное единство теоретических и практических навыков для осуществления в будущем профессиональной и социальной деятельности.

Эта компетенция подразумевает:

-                   готовность применения в будущей профессии знаний, полученных при освоении социального проектирования в вузе;

-                   способность к осознанию своей социальной и профессиональной значимости;

-                   готовность адекватно реагировать на изменяющиеся условия труда и жизни в обществе;

-                   готовность осуществлять возможное руководство профессиональным коллективом, т.к. постоянно растущее стремление изменить себя обязательно будет служить положительным стимулом для изменения коллектива и общества вокруг себя.

Завершая научно-педагогическое определение компетентности социального проектирования студентов-архитекторов, можно сделать следующие выводы:

1. Сущность и содержание социального проектирования у студентов-архитекторов как фактора их качественной профессиональной подготовки показывает, что это целостный педагогический процесс, направленный на выполнение высшей школой социального заказа общества и государства на обучение высококвалифицированных кадров для реализации современной проектной социальной политики страны.

2. Социальное проектирование как компетентность будущего специалиста-архитектора выступает результатом владения студентом вуза теоретической и практической деятельностью по созданию проектов позитивного изменения социальных систем на основе предвидения, планирования, прогнозирования изменения свойств социальных объектов.

3. Учебное социальное проектирование является методической категорией социального проектирования, характеризуемой комплексом знаний умений и владений в создании студентами учебных проектов архитектурных и градостроительных объектов различного уровня сложности с учетом их функциональных, конструктивных и визуальных характеристик с целью развития нестандартного творческого подхода, позволяющего будущим архитекторам в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной работе реализовать проектные замыслы принципиально новых, прогрессивных проектных решений, креативных инновационных идей и образов.

4. Формировать компетентность социального проектирования можно на базе архитектурно-строительных вузов, но для этого необходимо разработать учебно-методическое обучение соответствующей дисциплины, модель и систему  адекватных организационно-педагогических воздействий[40, 41].


Библиографический список
  1. Российский стандарт профессиональной деятельности архитектора. Союз архитекторов России, Москва, 2012(ст. 2 ФЗ от17.11.1995№ 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации») [Текст].
  2. Аберкромби, Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер//М.: –Экономика ,620 с.
  3. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс [Текст] /Ж.Т. Тощенко// – М.: Прометей, Юрайт, 1998.
  4. Курбатов, В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование [Текст]/ В.И. Курбатов, О.В. Курбатова// –Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  5. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. [Текст]/ Г.М. Андреева// – М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
  6. Луков, В. А. Социальное проектирование: Учеб. пособие [Текст]/В.А. Луков// 6-е изд., испр. –М.: Изд-во Моск. гуманит ун-та : Флинта, 2006.
  7. Минзакирова А.М., Якупова Н.А Технология социального проектирования: Метод. пособие / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. центр молод., инновац. и профилакт. программ, Совет молод. орг. РТ [Текст] / А.М. Минзакирова, Н.А. Якупова// – Казань: РЦМИПП, 2011. – 48 с.
  8. Дридзе, Т.М Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методо­логические и методические проблемы [Текст] /Т.М. Дридзе // – М.,1994.
  9. Мартыновская ,С.Н. Об активизации творческого потенциала будущего инженера [Текст] / С.Н. Мартыновская // Мир человека: Научно-информационное издание, выпуск 3. Красноярск: СибГТУ, 2005. – С. 144 – 146 .
  10. Лапин, Н.И. Общая социология [Текст]/ Н.И. Лапин//м. 2006.
  11. Бестужев-Лада, И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. [Текст] /И.В. Бестужев-Лада// М.: Наука, 1993. С. 45.
  12. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства. – [Текст]/ С.Н. Булгаков // М.: Наука, 1990. С. 209-210.
  13. Словарь иностранных слов 6 изд., М., 1964
  14. Словарь по социальной педагогике [Текст]/Л.В. Мардахаев // Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.
  15. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономика. Обращение15.06.11.
  16. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А. П. Евгеньевой. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970.
  17. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.
  18. Арефьева, Г.С. Социальная активность. Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании [Текст]/ Г.С. Арефьева// -М.: Политиздат, 1974. 230 с.44.
  19. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности[Текст]/ Е.А. Ануфриев//- М.: Просвещение, 1971.
  20. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А.Сластенина [Текст]/А.В. Мудрик // –М.: Издат. центр “Академия”, 1999.
  21. Маралов, В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальой активности личности в детском возрасте [Текст]/ В.Г. Маралов, В.А. Ситаров//– М.: Прометей, 1990. – 220 с.
  22. Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: Учебник [Текст]/ Л.В. Мардахаев// — М.: Гардарики, 2005.- 269 с.
  23. Милюкова, И. А. Проявление ксенофобии в молодежной среде: региональные аспекты [Текст]/ И.А. Милюкова// Молодежь и общество. – 2008. – N 3. – С.46-66 : ил.: 14 табл. – Библиогр. в сносках.
  24. Мудрик, А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе [Текст]/ А.В. Мудрик и др.// –М., 1991.
  25. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская//–М. 1980.
  26. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская //Психологический журнал. –1985. – Т. 6. – № 5.
  27. Бернштейн, Н.А.. Физиология движений и активность [Текст]/ Н.А. Бернштейн// – М.: Наука, 1990. С. 373-392.
  28. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие [Текст]/ В.Ф. Бехтерев// – Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. – 140с.
  29. Бир, С. Наука управления (перев. с англ.) [Текст]/ С. Бир// — М.: Энергия, 1971.—112 с.
  30. Богданова, Т.П. Образ жизни и социальная активность личности [Текст]/ Т.П. Богданова//–Минск: Об-во Знание БССР, 1979. – 18 с.
  31.  Богданова, Т.П. Труд и социальная активность молодежи [Текст]/ Т.П. Богданова// –Минск: Изд-во БГУ им. Ленина, 1972. -240 с.
  32. Лопатин, Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни [Текст]/ Л.М. Лопатин// Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 5.- С. 34-83.
  33. Бодлевский, М. И. Нравственная свобода и ответственность личности [Текст]/ М.И. Бодлевский// — Минск: Знание, 1976. — 18 с.
  34. Болотина, С.Н. Активная гражданская позиция – залог жизненного успеха. Материалы Интернет-конференции «Современный преподаватель: личность и деятельность»/[Электронный ресурс]//Белгородский государственный университет,2011.–Режим доступа: http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik/detail.php.
  35. Боровский, М. Н. Моральные потребности и их роль в нравственном поведении молодежи [Текст]/ М.Н. Боровский//Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма — М.; 1974. — 146 с.
  36. Боровский, М.И.: Роль нравственного идеала в воспитании [Текст]/ М.И. Боровский// –Минск: Наука и техника, 1969. – С. 15-25.
  37. Кругликов, В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А.. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст]/ В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов// — СПб.: Медный всадник, 2006. 190 с.
  38. Кругликов, В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А.. Методы активизации познавательной деятельности[Текст]/ В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов //–СПб.: Знание, 2006. 190 с.
  39. Каргина, Е.М. Иерархия ведущих мотивов учебной деятельности в аспекте преемственности образования [Текст]/  Е.М. Каргина// – Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 481-483.
  40. Никонова, Е.Р. Перспективы науки и образования [Текст]/  Е.Р. Никонова//  – 2014. – №3 (9). С 63-67. [Электронный ресурс]. URL: http//pnojournal.wordpress.com/archive/(Дата обращения 20.06.2014).
  41. Никонова Е.Р. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» [Текст]/  Е.Р. Никонова//  , №12(32) Декабрь 2013.


Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: