УДК 94(470)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РПЦ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980 – НАЧАЛЕ 2000-Х ГГ.

Вахидов Рамиль Раилевич1, Артемова Светлана Федоровна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируется деятельность Русской Православной церкви в изменившихся социально-экономических и политических условиях в стране во второй половине 1980 – начале 2000-х гг.

Ключевые слова: Россия, русская православная церковь, СССР


TRANSFORMATION OF ACTIVITY OF ROC IN THE SECOND HALF 1980 – THE BEGINNING OF THE 2000TH.

Vakhidov Ramil Railevich1, Artyomova Svetlana Fiodorovna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article activity of Russian Orthodox Church in the changed social and economic and political conditions in the country in the second half 1980 – the beginning of the 2000th is analyzed.

Keywords: Russia, Russian Orthodox Church, USSR


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вахидов Р.Р., Артемова С.Ф. Трансформация деятельности РПЦ во второй половине 1980 – начале 2000-х гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/50446 (дата обращения: 02.06.2017).

Во второй половине 1980-х гг. в CCCР произошли кардинальные экономические и социально-политические изменения, давшие импульс религиозному «возрождению», начавшемуся в 1990-е гг., и проявлявшееся в признании религии как формы новой идеологии и общественного сознания; придании отношениям между властью и религиозными объединениями характера активного диалога.

Но первоначально Русская Православная церковь продолжала действовать в прежнем формате, в первую очередь, используя свой потенциал на международной арене. В1985 г. в Москве по приглашению Русской Православной церкви состоялась очередная третья Всемирная конференция «Новые опасности священному дару жизни и наши задачи», в которой участвовало 60 религиозных представителей и научных экспертов из 27 стран Азии. Африки, Северной и Южной Америки, Западной и Восточной Европы. Тематика выступлений касалась новых научных исследований о катастрофических последствиях ядерной войны и новых путей достижения мира. Участники одобрили проект письма главам государств СССР и США. Участников конференции принял патриарх Московский и Всея Руси Пимен и пожелал дальнейших успехов в священном миротворческом служении. В свою очередь, делегаты выразили сердечную благодарность Русской Православной церкви за гостеприимство и создание доброй атмосферы [1]. Актуально и для нашего времени звучали слова митрополита Минского и Белорусского Филарета: «Чтобы спасти жизнь, разум должен перейти от ложного понимания национальной безопасности и узких национальных интересов к пониманию угрозы, нависшей сейчас над всем человечеством и самой жизнью» [2]. В обращении к председателю Президиума Верховного Совета СССР К.У. Черненко участники конференции подчеркнули: «Как представители религиозных организаций, мы хотим заверить Вас, что поддерживаем каждый Ваш шаг, направленный на смягчение напряженности и на сокращение и скорейшее уничтожение всего ядерного оружия. Мы молимся о том, чтобы переговоры в Женеве и в других местах привели к миру на земле и к установлению справедливого общества, в котором все люди могли бы жить без страха, с достоинством и в свободе» [3].

Постепенно конфессии начинают пользоваться предоставленными возможностями. Так, если в1987 г. в России было зарегистрировано 104 религиозных объединения Русской Православной церкви, то лишь в течение1988 г. – 1610, в том числе 1244 – общин, к началу 1990-х гг. их было уже более 10130 [4]. РПЦ имела 117 монастырей, 2 духовные академии, 7 духовных семинарий, 12 духовных училищ, 4 регентские школы, 1 аспирантуру, кроме того, получила 788 пустовавших церковных зданий и разрешение на возведение 66 новых [5]. Объединения Русской Православной церкви располагались, главным образом, в центральной и западной частях Европейской части Российской Федерации.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, в 1990-х гг. в стране фиксировалось укрепление позиций религии. Так, к верующим относило себя около 50% всего населения страны; религиозность значительно «помолодела» – около 60% верующих составляют люди в возрасте от 22 до 50 лет [6].

Наблюдались серьезные изменения и в контингенте самих православных-верующих. Так, в записке Совета по делам религии при Совете Министров СССР и Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС о проведенном в1986 г. совместном совещании на тему «Современные тенденции в идеологии и деятельности Русской Православной церкви. Проблемы контроля за соблюдением законодательства о культах» давалась следующая оценка некоторых социально-демографических параметров верующих: «Хотя большинство среди последователей православия традиционно составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста, однако, в отличие от основной массы своих единоверцев 1950-1960-х гг. они характеризируются более высоким уровнем образования и квалификации, проявляют растущую активность в делах общины» [7]. Отмечалось, что среди верующих фиксировались ветераны труда и Великой Отечественной войны, представители интеллигенции, причем они часто фигурировали в списках органов церковного самоуправления, в заявлениях по поводу возобновления деятельности религиозных общин. Данный момент объяснялся тем, что «эта активность представляла собой специфический способ удовлетворения потребности в общественной деятельности тех из них, кто или утратил такую возможность с выходом на пенсию, или не находил ее почему-то в своем трудовом коллективе» [8]. Отмечалось, что произошла смена поколений духовенства Русской Православной церкви: «Омолодился его состав (средний возраст священника сегодня – 35-40 лет), повысился уровень светского образования, доля священнослужителей, окончивших духовные школы, приближается к 50%» [9]. Подчеркивалось, что в культовой и проповеднической деятельности современного православного духовенства все заметнее становилась ориентация на более молодую и образованную часть прихожан и неверующих, проявлявших интерес к церкви. Проповедническая деятельность духовенства расценивалась участниками совещания как все «более активная, расширявшаяся», и тематика ее актуализировалась: «Религиозно-нравственная проповедь не ограничивалась нормами индивидуально-личностного плана, она заметно обогащается идеями социальной этики. Основной смысл последних состоял в том, чтобы внушить верующим религиозную мотивацию их трудовой и общественной активности. В последние годы получила распространение нетрадиционная для православия идея семьи как «домашней церкви», подчеркивается роль женщины-матери в религиозном воспитании детей» [10]. Повысилась активность духовенства в решении вопросов, связанных с укоренением трезвости, укреплении дисциплины и т.д. РПЦ способствовала формированию патриотических чувств у духовенства, учащихся духовных школ, верующих через празднование гражданских торжеств и юбилейных дат; традиционным стало возложение представителями Русской Православной церкви венков к могилам павших воинов в Великой Отечественной войне; верующие оказали значительную помощь пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и т.п. [11].

Хотя определенная религиозность в СССР присутствовала, но под воздействием советской антирелигиозной политики характер религиозности не мог не измениться. К моменту завершения советского этапа истории многие люди имели опыт антирелигиозной социализации при отсутствии религиозного образования. Примечательно также, что на рубеже 1980–1990-х гг. согласно социологическим опросам, многие на вопрос о религиозной принадлежности называли себя не представителями конкретной деноминации, а просто христианами. Сохранявшаяся религиозность базировалась далеко не на каких-то знаниях церковной догматики и обрядности. Именно данная латентная религиозность во многом способствовала религиозному «возрождению» конца 1980-х – начала 1990-х гг., при этом в условиях дефицита религиозных знаний религиозная структура имела очень динамичный характер: новообращенные порою меняли свою принадлежность к религиям, переходя из одной в другую, не особенно понимая разницу между ними. Большинства людей не имело цельного религиозного мировоззрения [12].

Характерной особенностью религиозной ситуации начала 1990-х гг. являлось то, что, хотя религия вызывала значительный интерес к себе, ее расценивали, главным образом, как социальный и культурный феномен. Как считает крупный социолог религии С.Б. Филатов, Россия в момент краха коммунизма представляла собой страну наиболее продвинутой секуляризации [13]. Он замечает, что необходимо иметь в виду, с одной стороны, что секуляризация – в первую очередь, глобальная тенденция ХХ в., а не только советское явление, но при этом специфика советской секуляризации состояла в ее насильственном характере, принудительном насаждении атеизма.

Религиовед и юрист А.Г. Залужный верно подчеркивает, что изменения в религиозной сфере, произошедшие в России в начале 1990-х гг., «в гораздо большей степени сфокусировались на социальном, чем на индивидуальном уровне» [14]. Безусловно, прежде всего, религиозность выражалась на общественном уровне, но и на индивидуальном уровне также были заметны качественные перемены. Судя по социологическим опросам, возросло количество тех, кто верил в существование Бога, жизнь после смерти и другие показатели личной религиозности [15].

В период 1985-2000 гг. в церковных кругах отсутствовало единство в вопросе понимания оценки ситуации, перспектив ее развития. Так, в1987 г. (12 августа) несколько священнослужителей – Г.П. Якунин, В.В. Борщев, Н.А. Гайнов и др. обратились с «Открытым письмом» к М.С. Горбачеву, патриарху Пимену и архиереям, в котором требовали открытия новых храмов, возвращения монастырей, предоставления возможностей для катехизации и внебогослужебных бесед, издания Библии, катехизисной и другой религиозной литературы, оптимизации богословской подготовки служителей культа, создание библиотек для верующих, пересмотра устаревшего законодательства о культах, прекращения прессинга на Церковь со стороны властей и т.п. [16]. Письмо было опубликовано в европейских средствах массовой информации, транслировалось зарубежными «радиоголосами». В ответ церковное руководство обвинило Г.П. Якунина в политических амбициях [17].

Руководство Русской Православной церкви не было готово идти на конфликт со светскими властями, поэтому в публичных выступлениях звучала абсолютная поддержка действий партийно-государственного курса. Так, обращении патриарха Московского и Всея Руси к М.С. Горбачеву Пимен сказал: «Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич, от имени епископата, клира и мирян Русской Православной церкви мы передаем Вам и всему руководству нашей страны сердечную благодарность за подъятые труды по перестройке и демократизации нашего общества, в целях его всестороннего совершенствования. Наша Церковь благословляет этот процесс и в лице своих членов активно в нем участвует. Мы ощущаем благотворное влияние перестройки на нашу церковную жизнь. Стали легче решаться стоявшие перед нами насущные вопросы. В настоящее время наша Церковь вступила в завершающую стадию подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси. Мы сердечно благодарим Вас за благоприятное отношение к этому юбилею, который непосредственно связан с развитием отечественной истории и культуры» [18].

На предсоборном архиерейском совещании в Москве с 28 по 31 марта1988 г., на котором присутствовал 71 епископ, патриарх Пимен в своем вступительном слове сказал: «Мы являемся свидетелями и участниками благотворного процесса в истории нашего Отечества, когда все стороны жизни общества подвергаются обновлению… Чада церкви – граждане Советского Союза с воодушевлением восприняли перестройку и активно включились в ее осуществление» [19].

Единственное, что позволяли себе церковные иерархи, это сделать акцент на конструктивной роли православия и церкви в российской истории: «Новое мышление формально с христианством не связано… Но, родившись в историческом контексте, сформированном при участии русской культуры, оно впитало в себя нравственные критерии и ценности этой культуры, которые являются и критериями, и ценностями христианскими» [20].

На местах данная тенденция сохранялась – служители православного культа постоянно подчеркивали свою лояльность в отношении властей и их курса [21].

В1988 г. церковные «двадцатки» были реорганизованы в приходские собрания, председателями которых, как правило, избирались настоятели общин, хозяйственной и финансовой деятельностью занимались старосты-миряне, что являлось отголоском советского законодательства и постановления Синода1961 г. [22].

Таким образом, РПЦ только начала вырабатывать свою платформу в новых социально-экономических условиях.


Библиографический список
  1. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 94. Д.100. Л. 10, 27.
  2. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 94. Д.100. Л. 19.
  3. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 94. Д.100. Л. 8.
  4. ГАРФ. Ф. А-661. Оп. 1. Д.7. Л. 10; Д.13. Л.4, Л. 132; Д.17. Л. 97; Д.20. Л. 1.
  5. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.: Политиздат, 1990. С. 255; Московский церковный вестник. 1991. № 19. С. 3.
  6. Религии народов современной России. Словарь. М.: Республика, 1999. С. 4.
  7. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 99. Д.162. Л. 25.
  8. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 99. Д.162. Л. 25.
  9. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 99. Д.162. Л. 27.
  10. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 99. Д.162. Л. 27.
  11. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 99. Д.162. Л. 28.
  12. Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России (Этноконфессиональная составляющая проблемы). Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2007. С. 14-15.
  13. Филатов С.Б. Послесловие. Религия в постсоветской России // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М. – СПб.: Летний Сад, 2002. С. 471.
  14. Залужный А.Г. Законодательство о свободе совести и миротворческая деятельность религиозных организаций // Многонациональная Россия: диалог культур. Роль религиозных объединений в миротворческой деятельности, укреплении межрелигиозного согласия и дружбы народов. Материалы круглого стола / Под ред. М.П. Мчедлова. М.: Библиотека Ассамблеи народов России, 2002. С. 51.
  15. Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России (Этноконфессиональная составляющая проблемы). Автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2007. С. 36.
  16. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штиккер. М.: Пропилеи, 1995. Т. 2. С. 211-212.
  17. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н., Мельниченко О.В.  Русская Православная церковь и политическая деятельность (вторая половина 1980-х – 1990-е гг.) // NB: Проблемы общества и политики. 2013. № 10. С. 126-133.
  18. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 101. Д.303. Л. 4.
  19. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 101. Д.302. Л. 21.
  20. Архиепископ Кирилл (Гундяев). Русская Церковь – русская культура – политическое мышление // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. М.: Столица, 1991. С. 51.
  21. Якунин В.Н. История Самарской епархии: историография проблемы // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 16-23; Мику Н.В., Давыдов А.С. Пензенская епархия в конце 1980-1990-ые гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46271 (дата обращения: 14.03.2015); ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д.123. Л. 6-7.
  22. Королев А.А., Королева Л.А., Гарькин И.Н. Советское государство и Русская Православная церковь в период «перестройки» (на примере Пензенской области) // Вестник ВЭГУ. 2014. № 2 (70). С. 121-128; Молькин А.Н., Королева Л.А. Изменения в конфессиональной практике православных организаций России в 1990-е гг. (по материалам Пензенской области) // Политика, государство и право. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/11/2050 (дата обращения: 14.03.2015).


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: