УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Панасенко Светлана Петровна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Аннотация
В статье рассматриваются специфика личностной готовности к школе у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, особенности диагностической и коррекционно-развивающей работы с ними.

Ключевые слова: диагностика, личностная готовность к школе, общее недоразвитие речи, психологическая готовность к школе


SPECIALITY OF PERSONAL SCHOOL READINESS FOR SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE 3RD LEVEL

Panasenko Svetlana Petrovna
Tula State Pedagogical University by Lev Tolstoy

Abstract
This article discusses the specifics of personal pupils' readiness at the senior preschool period with the general underdevelopment of 3rd speech level , speciality of diagnostic and correction - developing work with them.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панасенко С.П. Особенности личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/49964 (дата обращения: 03.06.2017).

Проблема готовности к школьному обучению занимает очень важное место в сферах работы таких специалистов как психолог, педагог, физиолог, логопед.  Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. [1, с. 5]

Личностная готовность имеет важную и значимую роль в старшем дошкольном возрасте. По данным различных исследований школьных психологов от 10 до 45% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Причина этого состояния определяется личностной неподготовленностью ребенка к школе, где обучение носит коллективный характер деятельности.  [2, с. 174]

Личность ребенка с общим недоразвитием речи III уровня имеет свои особенности: недостаточно развито самосознание и неадекватная активность или пассивность во взаимодействии с окружающим. Расстройства в личностной сфере старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к явлениям социальной дезадаптации из-за не готовности к принятию роли школьника. [3, с. 89]

В отечественной психологии проблемой готовности к школьному обучению занимались: Л.С. Выготский, Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконин (1981, 1989); Н.Г. Салмина (1988); Е.Е. Кравцова (1991); Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков (1999, 2001) и др. Изучением личностной готовности к школе занимались: Д.Н. Узнадзе, В.В. Давыдов, А.К. Маркова. Личностную готовность детей с общим недоразвитием речи рассматривали: Кладова Е.В., Л.И. Лисина, Е.О. Смирнова. 

В зарубежных исследованиях эта проблема отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетцер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970,1978, и др.).

Недостаточность наработок по изучению особенностей личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня определило тематику моего исследования: «Особенности личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Целью данного исследования является изучение экспериментальным путем особенности личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Мною была составлена и апробирована диагностическая программа по выявлению особенностей личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, в которых приняли участие 6 старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В ходе эксперимента применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Р.С. Немов); Методика «Какой Я?» (Р.С. Немов); Тест на развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков); Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности (Л.В. Пасечник);  Проективная методика «Рисунок школы» (А.И. Баркан).

Диагностическая программа показала следующие результаты: большинство детей получили низкие баллы по выделенным нами параметрам личностной готовности к обучению в школе. Все шесть детей не достаточно готовы к обучению в школе.

По проведенной диагностической программе можно выделить следующие особенности личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня:

- низкий уровень развития мотивационной готовности к школьному обучению. Дети не достаточно готовы к обучению в школе и интерес к учебе развит слабо.

- низкий уровень самооценки. Дети не умеют адекватно оценивать свои возможности.

- низкий уровень развития самоконтроля. Дети еще не научились оценивать себя и контролировать свои действия.

-  низкий уровень развития произвольной регуляции деятельности. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции, не способны понимать задачу, поставленную педагогом.

-  высокий и средний уровень школьной тревожности. У таких детей явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками. У некоторых детей присутствует некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации.

По результатам диагностики мною была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой являлось создание условий для формирования личностной готовности к школе у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В задачи программы входило: формирование мотивационной готовности к школьному обучению; формирование произвольности поведения; обучение саморегуляции и самоконтролю; формирование самосознания и адекватной самооценки; обеспечение атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению.


Библиографический список
  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.  4-е изд., перераб. и дополн.  СПб., 2008.  208 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.  М.: Просвещение, 2007. 464 с.
  3. Волковская  Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.  М.: Издат. центр «Альфа», 2003.  123 с.


Все статьи автора «Svetlana Panasenko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: