УДК 376.42

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Фомина Оксана Вячеславовна
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
магистр педагогических наук, преподаватель кафедры социальной и коррекционной педагогики

Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме коррекционной педагогике – проблеме формирования здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся данные формирующего эксперимента по развитию представлений о здоровом образе жизни у данной категории учащихся. Доказывается эффективность использования авторского комплекса развивающих мультимедийных игр-презентаций в решении поставленной проблемы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, интеллектуальная недостаточность, мультимедийная презентация, представления, развитие


DEVELOPMENT OF IDEAS OF THE HEALTHY LIFESTYLE IN PUPILS OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY

Fomina Oksana Vyacheslavovna
Yanka Kupala State University of Grodno
master of pedagogical sciences, teacher of chair of social and correctional pedagogics

Abstract
The article is devoted to an actual problem correctional pedagogics – a problem of formation of a healthy lifestyle at pupils of younger school age with intellectual insufficiency. Data of the forming experiment on development of ideas of a healthy lifestyle at this category of pupils are provided. Efficiency of use of the developed complex of the author's multimedia games presentations in the solution of the put problem is proved.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фомина О.В. Развитие представлений о здоровом образе жизни у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/48735 (дата обращения: 02.06.2017).

Основная цель обучения и воспитания во вспомогательной школе – подготовка учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни, способствование максимальной адаптации учеников в обществе. Одним из факторов успешной социализации является умение заботиться о себе: вести образ жизни не только не наносящий вред здоровью, но и способствующий его укреплению. Именно поэтому, одним из важнейших направлений работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью является формирование умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). В основу умений и навыков ЗОЖ должны быть положены правильные, осо­знанные и системные представления соответствующей категории. Исследова­ния А.А. Дмитриева [1], И.Ю. Жуковина [2], Л.П. Уфимцевой [3] и других ученых доказывают необходимость и возможность формирования таковых знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Отметим, что представления о ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с таковыми у учащихся с сохранным интеллектом, отличаются количественным и качественным своеобразием. Представления о ЗОЖ у школьников с интеллектуальной недостаточностью преимущественно находятся на поверхностном, среднем и низком уровнях, в то время как у школьников с сохранным интеллектом на высоком уровне. Представления школьников с интеллектуальной недостаточностью являются фраг­ментарными, неполными и неточными, характерно отсутствие взаимосвязанного комплекса знаний о здоровье и здоровом образе жизни [4]. Анализ результатов по компонентам ЗОЖ показал несформированность таковых по большинству разделов, наибольшая несформированность представлений отмечается по компонентам ««Личная гигиена», «Режим дня», «Профилактика вредных привычек») [5].

Учитывая значение представлений о ЗОЖ для формирования умений и навыков заботы о своем здоровье и несформированность таковых у учащихся с интеллектуальной недостаточностью была разработана программа формирующего эксперимента. В качестве основного средства для развития представлений о ЗОЖ были выбраны информационно-коммуникационные технологии (а именно мультимедийные презентации Power Point). Выбор ИКТ обусловлен преимуществами информационных технологий перед традиционными средствами обучения, среди которых можно отметить: усиление мотивации учащихся, активизацию учебного процесса, учет индивидуальных особенностей, осуществление контроля за деятельностью обучающихся и др. [6, с.87].

Формирующий эксперимент по развитию представлений о ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью был организован на базе ГУО «Вспомогательная школа № 1» г. Гродно в III «А» классе (N = 10). В качестве контрольной группы выступили учащиеся IV класса (N = 8). Длительность проведения эксперимента составила 1 месяц. Цель формирующего эксперимента – развитие представлений о ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на основе использования мультимедийных презентаций Power Point.

Для развития представлений о ЗОЖ в контрольном классе использовались игры и задания, основанные на группе словесных и наглядных методов. В экспериментальном классе развитие представлений осуществлялось на основе комплекса авторских развивающих мультимедийных игр-презентаций (разработанных с опорой на требования программы для вспомогательной школы с русским языком обучения по учебным предметам «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка») [4]. Комплекс развивающих мультимедийных игр-презентаций представляет собой синтез знаний об основных компонентах ЗОЖ и включает 7 презентаций по основным компонентам здорового образа жизни: «Режим дня», «Гигиена тела человека», «Гигиена питания», «Гигиена помещения», «Гигиена одежды и обуви», «Органы чувств. Охрана зрения и слуха», «Профилактика простудных заболеваний».

Каждая презентация, входящая в комплекс, отличается структурной целостностью и единством, состоит из вводной (название, содержание презентации, диалоги главных героев), обучающей (материалы по теме презентации), контролирующей (игры и задания по теме презентации) и вспомогательной (вспомогательные материалы, использованные ресурсы, сведения об авторе) частей. После каждой части игры-презентации, учащийся имеет возможность выйти в меню или завершить игру. Отличием разработанных игр-презентаций от обычных презентаций является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с учащимся.

Коррекционно-развивающие занятия по развитию представлений о ЗОЖ в контрольном и экспериментальном классе проводились во вторую половину дня, с периодичностью 2–4 раза в неделю. Частота и длительность занятий с каждым учеником определялась индивидуально, в соответствии с личностными особенностями учащихся.

Повторная диагностика проводилась с использованием заданий констатирующей части исследования. Так, по результатам повторного исследования в контрольном классе было отмечено, что 25 % учащихся улучшили свои представления о ЗОЖ, что позволило зафиксировать у них более высокий уровень сформированности представлений о ЗОЖ (Игорь А. – средний уровень, Вадим Я. – средний уровень) (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика развития представлений о ЗОЖ в контрольном классе до и после проведения формирующего эксперимента

Игорь А. показал средний уровень сформированности представлений о ЗОЖ. Учащийся набрал 97 баллов (до формирующего эксперимента – 72), правильно отвечал на вопросы, не нуждался в помощи экспериментатора. Затруднения вызвали некоторые вопросы, связанные с определением валеологических понятий («здоровое питание», «режим дня», «закаливание»). Вадим Я. повысил уровень представлений о ЗОЖ с поверхностного на средний. При повторном исследовании представления ученика отличались полнотой, систематичностью и комплексностью. Учащийся набрал 80 баллов, продемонстрировал улучшение представлений по отдельным компонентам ЗОЖ («Гигиена питания», «Гигиена тела человека»).

Представления о ЗОЖ у остальных учащихся остались на уровнях, выявленных до проведения формирующего эксперимента (Андрей В., Владислав П. – высокий уровень; Эрика Н., Никита Д. – средний уровень, Даша П. – поверхностный уровень, Илья А. – низкий уровень). Количество баллов, набранных учащимся при повторном исследовании, осталось прежним или изменилось несущественным образом (± 5 баллов).

По результатам повторного исследования в экспериментальном классе было отмечено улучшение представлений о ЗОЖ у 70 % учеников (Александр Б., Александра С., Никита Дем., Юлия Е., Руслан П., Вадим Т., Антон Ч.) (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика развития представлений о ЗОЖ в экспериментальном классе до и после проведения формирующего эксперимента

Никита Дем. продемонстрировал представления, соответствующие поверхностному уровню (до проведения формирующего эксперимента – низкий уровень). Ученик набрал 59 баллов, продемонстрировал более полные представления о ЗОЖ, повысил уровень представлений по компонентам «Гигиена тела человека», «Режим дня», «Гигиена питания». Учащиеся Александр Б., Александра С. Юлия Е. продемонстрировали средний уровень представлений о ЗОЖ (до формирующего эксперимента – поверхностный). Количество баллов, набранных учащимися, составило 80, 80, 87 соответственно. Учащиеся продемонстрировали владение валеологическими понятиями, однако не всегда давали правильные ответы на вопросы анкеты. Например, Александра С. ответила, что мыться в душе, мыть ноги, надо только тогда, когда они стано­вятся грязными. У Александра Б. по-прежнему остались несформированными представления по компоненту «Гигиена помещения».

Учащиеся Вадим Т., Антон Ч. улучшили представления о ЗОЖ, подняв их со среднего на высокий уровень. Количество баллов, набранных учащимися, составило 130 (Вадим Т.), 122 (Антон Ч.). Учащиеся продемонстрировали владение основными валеологическими терминами, полные, правильные представления по всем компонентам ЗОЖ. Учащиеся понимали причинно-следственные связи между действиями и состоянием здоровья, могли аргументировать свой ответ.

Представления у остальных учащихся (Роман Я., Ариана Е., Кирилл Д.) остались на уровнях, выявленных до проведения формирующего эксперимента. Количественных и качественных сдвигов в развитии представлений не наблюдалось или они были незначительными.

Для оценки эффективности комплекса развивающих мультимедийных игр-презентаций был использован математический метод обработки данных – U-критерий Манна-Уитни-Уилкоксона, который показал, что показатель сформированности представлений о ЗОЖ у учащихся в экспериментальном классе не ниже уровня показателя сформированности представлений о ЗОЖ у учащихся в контрольном классе. Это доказывает эффективность использования комплекса развивающих мультимедийных игр-презентаций для развития пред­ставлений о ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Дополнительно было проведено исследование динамики развития представлений по компонентам ЗОЖ в контрольном и экспериментальном классе до и после проведения формирующего эксперимента. Исследование позволило получить следующие данные. В контрольном классе представления по компонентам ЗОЖ улучшились следующим образом: «Режим дня» (+ 8 %), «Личная гигиена (+ 5 %), «Гигиена питания» (+ 4 %), «Гигиена помещения» (+ 3 %), «Гигиена одежды и обуви» (+ 9 %), «Профилактика простудных заболеваний» (+ 3 %), «Органы чувств. Уход за зрением и слухом» (+ 0 %), «Профилактика вредных привычек» (+ 0 %).

В экспериментальном классе представления по компонентам ЗОЖ улучшились следующим образом: «Режим дня» (+ 21 %), «Личная гигиена (+ 21 %), «Гигиена питания» (+ 34 %), «Гигиена помещения» (+ 26 %), «Гигиена одежды и обуви» (+ 19 %), «Профилактика простудных заболеваний» (+ 13 %), «Органы чувств. Уход за зрением и слухом» (+ 15 %), «Профилактика вредных привычек» (+ 20 %).

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что сдвиг в контрольном классе носит несущественный характер, поскольку максимальное улучшение составило 8 %, и не по всем компонентам ЗОЖ наблюдалась динамика. В экспериментальном классе сдвиг носит более существенный характер, поскольку сдвиг произошел по всем компонентам, максимальное улучшение составило 34 % (по компоненту «Гигиена питания»), минимальное – 13 % по компоненту «Профилактика простудных заболеваний».

U-критерий Манна-Уитни-Уилкоксона статистически доказал, что различия между выборками (уровнем развития представлений по компонентам ЗОЖ) в контрольном классе являются незначимыми, в то время как различия между выборками в экспериментальном классе являются значимыми, что подтверждает эффективность использования разработанного комплекса развивающих мультимедийных игр-презентаций для развития представлений о ЗОЖ у уча­щихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, проведенное исследование доказывает возможность и необходимость использования специализированных информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Разработанный комплекс мультимедийных развивающих игр-презентаций эффективно способствует развитию представлений о ЗОЖ у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждается следующими данными: в экспериментальном классе 70 % учащихся улучшили представления о ЗОЖ, динамика развития представлений по компонентам ЗОЖ улучшилась следующим образом: «Режим дня» (+ 21 %), «Личная гигиена (+ 21 %), «Гигиена питания» (+ 34 %), «Гигиена помещения» (+ 26 %), «Гигиена одежды и обуви» (+ 19 %), «Профилактика простудных заболеваний» (+ 13 %), «Органы чувств. Уход за зрением и слухом» (+ 15 %), «Профилактика вредных привычек» (+ 20 %). Эффективность использования разработанного комплекса развивающих мультимедийных игр-презентаций подтверждается и U-критерием Манна-Уитни-Уилкоксона.

Все вышеизложенное доказывает эффективность использования комплекса развивающих мультимедийных игр-презентаций для развития представлений о ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Данный комплекс может использоваться для индивидуальной, групповой и фронтальной работы с учащимися как в условиях вспомогательной школы, так и в учреждениях образования, создавших условия для интегрированного обучения данной категории учащихся. Разработанные презентации эффективно развивают представления о ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью за счет наличия системы обратной связи, использования интерактивного метода обучения, различных методов поощрения.


Библиографический список
  1. Дмитриев, А.А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ 8-го вида / А.А. Дмитриев, С.И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – 1999. – № 4. – С. 30–44.
  2. Жуковин, И.Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы / И.Ю. Жуковин // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – 1999. – № 5. – С. 54–59.
  3. Уфимцева, Л.П. Педагогические подходы к достижению коррекционно-оздоровительного эффекта в процессе школьного обучения детей-олигофренов / Л.П. Уфимцева // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – 1999. – № 3. – С. 82–91.
  4. Фомина, О.В. Особенности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / О.В. Фомина // «SCI-ARTICLE.RU». – Январь 2015. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1420405786. – Дата доступа: 28.01.2015.
  5. Фомина, О.В. Сформированность представлений по компонентам здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью / О.В. Фомина // Современные научные исследования и инновации. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34259 . – Дата доступа: 19.05.2014.
  6. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – 2002. – № 1. – С. 86–94.
  7. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения: I отделение / Ю.Н. Кислякова, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская, В.И. Олешкевич. – Минск: Национальный институт образования, 2007. – 193 с.


Все статьи автора «Фомина Оксана Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: