АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Тараканова Анастасия Андреевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
студентка 5 курса историко-филологического факультета

Аннотация
В основу гуманистического направления в психологии положена идея о том, что осознанное стремление к раскрытию всех возможностей своей личности и реализация своего потенциала присуща каждому человеку с рождения. Успешная практическая деятельность человека в обществе и отбор путей к достижению желаемой позиции в социуме, нахождения собственного «я» и составляет проблему самоактуализации в гуманистической психологии.

Ключевые слова: анализ, аспект, личность, психология, самоактуализация, человек


THE ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SELF-ACTUALIZATION

Tarakanova Anastasiia Andreevna
Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch
the 5-year student of the historical-philological faculty

Abstract
Humanistic psychology is a psychological perspective which contains the idea that deliberate aspiration for self-fulfillment and self-realization seems to be the essential trait of human beings. Persistent self-exploration and growth, сontinuous attempts of gaining a proper place in society determine the fundamental problems of humanistic psychology.

Keywords: analysis, aspect, human being, personality, psychology, self-actualization


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тараканова А.А. Анализ психологических аспектов самоактуализации личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/51047 (дата обращения: 13.03.2024).

Проблема самоактуализации личности всегда представляла интерес для исследователей из различных областей психологии. Но наиболее полное раскрытие данной проблемы мы можем наблюдать в работах представителей гуманистического направления. Главным предметом изучения гуманистическая психология провозгласила личность как уникальную, открытую систему, способную к саморазвитию.

Каждый человек обладает своим уникальным «я», в течение жизни он способен развиваться и открывать новые грани своего сознания, развивать и совершенствовать свое внутреннее «я». Поэтому представители данного направления отрицали учения бихевиоризма и психоанализа, отказываясь принимать тот факт, что человек – всего лишь совокупность психических и физиологических функций. Личность человека невозможно рассматривать лишь как совокупность поведенческих реакций (бихевиоризм) или бессознательных влечений (по З. Фрейду). Ее необходимо изучать как постоянно развивающуюся и совершенствующуюся систему.

Анализируя методическую литературу и труды различных психологов-практиков, можно выделить психологические аспекты, лежащие в основе процесса самоактуализации.

Во-первых, следует отметить, что центральное положение в гуманистической психологии занимает личность, а точнее индивидуум как обладатель уникальных характеристик. Его практическая деятельность направлена на осознание и раскрытие своих потенциальных возможностей, а, значит, достижение желаемой позиции в социуме и удовлетворения собственных амбиций, достижение определенной внутренней гармонии. Именно на это и направлен процесс самоактуализации личности, это то, к чему стремится индивид.

К. Гольдштейн в своих работах утверждал, что проблема самоактуализации личности никогда не потеряет своей уникальности. По его словам, самоактуализация – это потребность в удовлетворении заложенного природой потенциала. Потребность – значит недостаток чего-либо. В точки зрения психологии, человеку всегда будет присуще стремление в достижении недостающих ему качеств и характеристик, это составляет основу развития личности. Гольдштейн отмечает, что стремление к самоактуализации является единственным мотивом человеческих поступков и жизнедеятельности в целом.

Отсутствие необходимых условий в социуме для достижения «идеала» своего психического и интеллектуального развития, по Гольдштейну, является единственным препятствием на пути к самоактуализации [1, 25].

Здесь возникает проблема ограничения или подавления врожденных свойств личности и ее стремления к «нахождению себя». Можно справедливо утверждать, что давление со стороны общества, определенный социальный заказ государства, негативное влияние авторитарных методов обучения и воспитания, стереотипные модели поведения и другие внешние факторы препятствуют самоактуализации. Социальное давление или определенное психологическое воздействие со стороны социума принуждает человека отказываться от собственных суждений и мотивов поведения, слепо подчиняясь социальным нормам.

Суммируя опыт, полученный отечественными и зарубежными учеными, занимавшимися проблемами развития личности, можно выделить психологические предпосылки достижения желаемого уровня самоактуализации индивидуума:

  1. Осознание личностного потенциала индивидуума, нахождение путей и мотивирование его к деятельности, направленной на саморазвитие;
  2. Выявление психологических препятствий на пути к самоактуализации и их устранение;
  3. Обеспечение возможности реализации внутренних потенций в учебной и профессиональной деятельности.

Очевидно, что успешность данного процесса в большей степени зависит от условий «среды», в которой развивается личность.

Как справедливо утверждал А. Маслоу (его концепции были рассмотрены в предыдущих параграфах), все препятствия, встающие на пути самоактуализации, ставит перед человеком общество. Негативные привычки, «ложные» потребности и нежелание личностного развития формируются под действием социума. По его мнению, человечество достигнет той идеальной точки развития лишь тогда, когда будут стерты все «социальные рамки» и человек станет хозяином своей жизни [2, 69].

Все это, соответственно, подводит нас к проблеме модернизации современной системы образования и воспитания.

Подводя итог данного исследования, можно прийти к выводу, что гуманистическая психология и ее концепции самоактуализации личности получили наибольшую распространенность благодаря тому факту, что впервые человеку дали понять, что он может быть тем, кем захочет, он сам определяет свое будущее, несмотря на мнения окружающих. Все это придает человеческой жизни определенный смысл.

В конечном итоге, процесс самоактуализации приводит к становлению личности не только в психологическом плане. Достижение желаемого уровня развития личности влияет, прежде всего, на качество знаний, умений и навыков, определяет уровень его компетенций и обуславливает успех будущей профессиональной деятельности. Коренным образом меняются модели поведения и формы общения с окружающими людьми, приближаясь в своей сущности к тем «идеалам», которое общество вкладывает в понятия «личность, индивидуальность» [3, 77].

Различные аспекты гуманистического подхода нередко подвергались критике со стороны представителей других направлений в психологии. Многие до сих пор критикуют иерархию потребностей А. Маслоу, утверждая, что определенный идеал (как конечная цель развития личности) может быть достигнут на всех уровнях человеческих потребностей. Также критике нередко подвергается тот факт, что самоактуализация личности является единственной и конечной целью развития человека.

Однако идеи гуманистической психологии и, в частности, концепции, разработанные Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу, приобрели большую популярность не только в психологической науке, но и за ее пределами. Понятие «самоактуализация» широко употребляется в настоящее время как специалистами в области психологии, так и людьми, далекими от нее. Стоит отметить, что в большинстве случаев данный термин все больше употребляется не по его первоначальному значению, так как «самоактуализация» нередко ошибочно ставят в один ряд с термином «самореализация».

Проблема самоактуализации личности занимает одно из главенствующих мест в современной психологии. На протяжении многих лет этой проблеме уделяется много внимания со стороны психологов и, все же, еще остается достаточное поле для исследования.


Библиографический список
  1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999.
  3. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2000


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тараканова Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация